Гуди́т [на яз. тигринья - ; в геэзе - (Йоди т); в амхарском - (Эсато ); букв.- огонь Его; на яз. тильталь - (Гаэва́)], предводительница одного из народов Эфиопии, по преданию разорившая Аксум в X в. и преследовавшая живших там христиан.
В эфиоп. рукописях (частично изданных С. Хабле Селассие) сохранилось неск. вариантов легенды о Г., к-рые сходятся на том, что она относилась к царскому аксумскому роду (по одной из версий, внучка царя Вэдэма Асфаре), а по красоте не уступала царице Савской. По легенде, Г. соблазнила юного диакона аксумского собора Богоматери Сионской, согласившегося за ночь, проведенную с ней, подарить ей золотые сандалии. Он сделал их из золотой завесы, пожертвованной собору царями Абрэхой и Ацбэхой. Когда святотатство обнаружилось, диакон был оправдан, потому что было признано, что противиться красоте Г. выше человеческих сил. Г. наказали, отрезав ей правую грудь, и изгнали за пределы царства. Царь одной из расположенных к северу стран (Эш-Шам), иудей Зенобис, взял ее в жены, и она, приняв веру супруга, стала склонять его к походу против обидчиков. Удобный момент представился, когда аксумский царь Дагнайан вместе с войском погиб, заблудившись в пустыне. Г. сполна насладилась местью: Аксум был разграблен, собор Богоматери Сионской сожжен, христ. церкви по всему царству закрыты. Ковчег завета вместе со священниками и дэбтэра находился в изгнании 40 лет, вплоть до смерти Г. и воцарения Анбасса Вэдэма.
На основании этой и подобных легенд о Г., а также геэзского варианта ее имени - Йодит, совпадающего в эфиоп. традиции с именем библейской Юдифи, ряд исследователей (от Дж. Брюса до С. Б. Чернецова) рассматривали Г. как царицу фалаша. Однако обоснованные сомнения в ее конфессиональной принадлежности выражал еще К. Конти Россини. В частности, до наст. времени остается открытым вопрос, существовала ли в X в. эта жидовствующая секта. Возможно, Г. была предводительницей одного из языческих народов, населявших территорию совр. Эфиопии, тем более что в неэфиоп. источниках нет указаний на иудаизм царицы, разорившей Аксум. Так, арабо-мусульм. классический географ Ибн Хаукаль (ум. ок. 977) сообщал, что в Абиссинии много лет правила женщина, завоевавшая эту страну и убившая ее царя; арабо-копт. автор Маухуб ибн Мансур ибн Муфрах (ум. ок. 1088) отметил в продолжении «Жизнеописаний отцов-патриархов», что при Александрийском патриархе Филофее царица бани-ль-хамуйа напала на Абиссинию, взяла в плен множество людей, сожгла много городов, разрушила церкви, и царь, спасаясь, бежал от нее. Эти независимые друг от друга источники - главный аргумент, подтверждающий наличие у Г. реального исторического прототипа. Однако уверенно локализовать ее «царство» на их основании невозможно. Попытка Конти Россини идентифицировать бани-ль-хамуйа с народом «великий Дамот», жившим к югу от Голубого Нила и к западу от Шоа, не является общепризнанной. Вызывает сомнения и гипотеза Хабле Селассие, связавшего легенды о Г. с борьбой за древний торговый путь из земли Сасу, по к-рому в Аксум ввозилось золото.