ДЭБРЭ-ЛИБАНОС
Том XVI , С. 525-527
опубликовано: 19 ноября 2012г.

ДЭБРЭ-ЛИБАНОС

Церковь мон-ря Дэбрэ-Либанос. 1960-1962 гг.Церковь мон-ря Дэбрэ-Либанос. 1960-1962 гг. [эфиоп.    ], самый знаменитый эфиоп. мон-рь, центр одноименной конгрегации. Расположен в шт. Оромия, приблизительно в 100 км от столицы Аддис-Абебы. Обычный перевод названия Д.-Л.- «гора Ливанская», однако правильнее переводить его как «монастырь (св.) Ливания», одноименный древнему сев. эфиоп. мон-рю в Шимезане, названному так в память его основателя Ливания, одного из «девяти преподобных», принесших в Эфиопию монашество в VI в. Согласно монастырской исторической традиции, Д.-Л. был основан на рубеже XIII и XIV вв. знаменитым эфиоп. св. Такла Хайманотом на горе Асбо, отчего до сер. XV в. назывался Дэбрэ-Асбо. Он стал форпостом монашеской колонизации Юж. Эфиопии и вел миссионерскую деятельность среди язычников. При жизни основателя и при 2-м настоятеле Елисее Д.-Л. представлял собой келлиотскую обитель, где насельники (мужчины и женщины) жили в отдельных пещерах, вырубленных в скале. Когда во главе обители стал Филипп Дэбрэ-Либаносский (XIV в., святой Эфиопской Церкви), он построил новый мон-рь общежительного типа на просторном месте под скалой, ставший основным местом жительства монахов, тогда как прежняя обитель почиталась как гробница основателя. Разделение монахов и монахинь было осуществлено либо Филиппом, либо др. учеником Такла Хайманота, Гонорием Старшим, как об этом повествует его Житие.

В Житии Филиппа (составлено в кон. XIV в.) содержатся сведения о создании адм. системы монашеской конгрегации Д.-Л. в южных областях Эфиопии. С согласия царя Амда Сиона (1314-1344) и митр. Иакова III (ок. 1337-1344) был учрежден институт 12 мамхеров (рукоположенных, т. е. благочинных), во главе которых стоял настоятель мон-ря, «преемник Такла Хайманота». Мамхеры ежегодно собирались в Д.-Л. в день памяти основателя. В 1367 г. настоятель Иезекия торжественно перенес мощи Такла Хайманота в главный монастырь и положил под алтарем храма. В нач. XV в. игум. Феодором была построена новая церковь, освященная во имя Такла Хайманота, принявшая его мощи и ставшая усыпальницей настоятелей.

Отношения молодой растущей конгрегации с царской властью в XIV-XV вв. складывались сложно: эфиоп. цари уважали монахов и охотно благотворили мон-рям, но не желали мириться с независимым поведением отдельных игуменов. Им особенно не нравилось вмешательство последних в гос. дела, в частности протесты против традиц. царского многоженства, к-рое обусловливалось гос. соображениями. Монастырское предание сообщает о связанных с этим гонениях на настоятелей Д.-Л. со стороны царей Амда Сиона и Давида II (1380-1411). Сын Давида, царь Зара Якоб (1434-1468), отправил игум. Андрея в заточение, где тот скончался. Однако после 1445 г. Зара Якобу удалось подчинить настоятелей крупнейших мон-рей Эфиопии и включить их в свое окружение, заставив присутствовать на придворных церемониях. Настоятелем Д.-Л. был назначен ставленник царя Марха Крэстос (впосл. святой Эфиопской Церкви). Именно Зара Якоб официально признал за настоятелем Д.-Л. титул эччеге и окончательно утвердил за ним положение главы привилегированной монашеской конгрегации, отдав ему в подчинение новые церкви и монастыри. С этого времени судьба Д.-Л. и его настоятеля-эччеге была неразрывно связана с судьбой эфиоп. монархии.

Интерьер церкви мон-ря Дэбре-ЛибаносИнтерьер церкви мон-ря Дэбре-ЛибаносВ 1532 г., во время мусульм. нашествия под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази, Д.-Л. был разграблен и сожжен дотла. Его настоятель эфиоп. св. Энбакон был вынужден скрываться, а настоятель св. Йоханнес (Иоанн) был убит в битве с мусульманами (1559), на которую он сопровождал эфиоп. царя Клавдия. В 20-х - нач. 30-х гг. XVII в. мон-рь переживал тяжелые времена, связанные с неудачной попыткой царя Сисиния ввести в стране католичество в качестве гос. религии. При царе Василиде (1632-1667) волна нашествия язычников-оромо отрезала Д.-Л. и всю историческую обл. Шоа от остальной христ. Эфиопии. Царь решил переместить мон-рь в обл. Дэмбия, где в 1636 г. им была основана столица Гондар. Для этого он перенес табот (выполняющий в эфиоп. храмах функцию антиминса) Д.-Л. в расположенное в 10 км от Гондара мест. Азэзо, недалеко от места, где иезуитский миссионер П. Паэс (1564-1622) ранее основал католич. мон-рь Генете Иясус (Сад Иисуса). Резиденцию для эччеге царь Василид выстроил в столице. На месте прежнего мон-ря в обл. Шоа осталась небольшая обитель, сохранявшая название, но утратившая прежнее значение.

Гондарский период истории Д.-Л. (1636-1866) был омрачен христологическими спорами о соединении и помазании, едва не приведшими к расколу в Эфиопской Церкви (эччеге выступал как сторонник доктрины соединения, установление которой возводилось к Такла Хайманоту). В 1866 г. эфиоп. царь Феодор II сжег Гондар и переселил оттуда большую часть населения, а Иоанн IV (1872-1889) поселил митрополита и эччеге в своей ставке. Между тем в обл. Шоа укрепилась власть местных правителей, возводивших свое происхождение к царской династии и благотворивших старому монстырю Д.-Л., к-рый при них трижды перестраивался и расширялся (в 1812, 1884 и 1908). Когда в 1889 г. на эфиопский престол взошел представитель шоанской династической ветви Менелик II, старый Д.-Л. и его настоятель эччеге вновь приобрели привилегированное положение при дворе и в царской столице Аддис-Абебе. Этот статус упрочился при имп. Хайле Селассие I (1930-1974), к-рый регулярно посещал мон-рь по случаю 3 ежегодных праздников в честь св. Такла Хайманота.

В 1935-1941 гг. Эфиопию оккупировали итал. фашисты. После покушения на Р. Грациани, «вице-короля Итальянской Восточной Африки» (19 февр. 1937), они устроили массовую резню не только в Аддис-Абебе, но и в Д.-Л., понимая, что последний служит идеологическим оплотом эфиоп. монархии. Погром мон-ря состоялся 21 мая, когда в обители было множество паломников. В этот день расстреляли 297 монахов и 23 «подозреваемых соучастника», т. е. простых верующих; более 100 диаконов и семинаристов были высланы в Дэбрэ-Берхан и расстреляны позднее; неск. сот монахов отправлены в концентрационные лагеря; подверглись захвату сокровища Д.-Л. (в наст. время хранятся в Ватиканских музеях).

После освобождения Эфиопии и получения Эфиопской Церковью автокефалии в 1959 г. ее 1-м Патриархом был избран эччеге Габра Гийоргис (см. ст. Баслейос). С этого времени настоятель Д.-Л. теряет прежний авторитет и становится одним из рядовых членов Свящ. Синода Эфиопской Церкви, а титул «эччеге престола св. Такла Хайманота» принадлежит Патриарху Эфиопской Церкви.

После революции и свержения имп. Хайле Селассие I (1974) христианство в Эфиопии было лишено статуса единственной гос. религии, начались преследования церковных иерархов. Однако революционные власти не тронули Д.-Л. В 1986 г. там проживало более 240 монахов и еще больше послушников.

В наст. время в монастыре ок. 700 монахов, а в поселке при обители - до 4 тыс. паломников. При мон-ре действуют небольшая жен. монашеская община, члены которой ухаживают за больными и престарелыми насельниками, и 5 духовных школ (до основания богословского колледжа Св. Троицы в Аддис-Абебе (1947) Д.-Л. был единственным местом в Эфиопии, где преподавали полный курс церковных наук). Д.-Л. также является крупным туристическим центром. Главный храм, построенный имп. Менеликом II, к сер. XX в. пришел в аварийное состояние из-за оползания почвы. В 1960-1962 гг. по приказу имп. Хайле Селассие I над гробницей Такла Хайманота была воздвигнута новая просторная купольная церковь в формах совр. архитектуры. Над главным (зап.) входом размещены мозаичные панно с изображениями архангелов Михаила и Гавриила и помазания на царство Йэкуно-Амлака св. Такла Хайманотом. Интерьер храма украшают многочисленные витражи. В одном из храмов Д.-Л., по преданию, хранится частица Честного Креста. Недалеко от монастыря находится пещера, где подвизался Такла Хайманот; в ней бьет источник, почитаемый как чудотворный.

Ист.: The Life and Miracles of Takla Haymânôt / Ed. W. A. Budge. L., 1906. 2 vol.; Il «Gadla Takla Haymanot» secondo la redazione waldebbana / Ed. C. Conti Rossini // MRAL. 1896. Ser. 5. Vol. 2. Pt. 1. P. 97-143; Житие прп. Филиппа Дабра-Либаносского // Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 374-431; Vitae Sanctorum indigenarum: Gadla Anore wos seu Acta Sancti Honorii / Ed., interpr. C. Conti Rossini. R., 1905. Louvain, 1961r. 2 vol. (CSCO; 28-29. Ser. 2. Aethiop.; 20); Le Vite di Enbaqom e di Yohannes, abbati di Dabra Libanos di Scioa / Ed. L. Ricci // RSE. 1955. Vol. 13. P. 91-120; 1959. Vol. 14. P. 69-107; 1968. Vol. 22. P. 75-102; 1969. Vol. 23. P. 79-219; 1971. Vol. 24. P. 134-232; Actes de Märha Krestos / Éd., [trad.] S. Kur. Louvain, 1972. 2 vol. (CSCO; 330-331. Aethiop.; 62-63).
Лит.: Тураев Б. А. Богатство царей: Трактат о династическом перевороте в Абиссинии в XIII в. // ЗВОРАО. 1901. Т. 13. С. 157-171; он же. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 12-17, 81-100, 119-130; он же. Повествование о Дабра-Либаносском монастыре // ЗВОРАО. 1906. Т. 17. Вып. 2/3. С. 345-363; Cerulli E. Gli abbati di Dabra Libanos, capi del monachismo etiopico, secondo la «lista rimata» (sec. XIV-XVIII) // Orientalia. N. S. R., 1943. Vol. 12. P. 226-253; 1944. Vol. 13. P. 137-182; 1945. Vol. 14. P. 143-171; Taddesse Tamrat. Church and State in Ethiopia: 1270-1527. Oxf., 1972. P. 160-173; Чернецов С. Б. Эфиопская феод. монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 42-56; он же. Эфиопская феод. монархия в XVII в. М., 1990. С. 20, 61, 153, 192, 205, 233, 255, 264, 268, 270; он же. Собор Эфиопской Церкви 1721 г. и его последствия // История Древней Церкви в науч. традициях ХХ в. СПб., 2000. С. 138-145; Getachew Haile. The Translation of the Relics of Abuna Fileppos of Däbrä Libanos of Shoa // RSE. 1990. Vol. 34. P. 75-113; Sergew Hable Sellasie. Sources for the History of Dabra Libanos // J. of the Archives of Ethiopia. Atlanta, 1993. N 1(2). P. 1-107; Derat M.-L. Les «enfants» de Takla Haymanot: Naissance et développement d'un réseau monastique au Säwa (Éthiopie) du XIIIème au XVème siècle. P., 1993. [Mémoire de maîtrise]; idem. La formation du domaine royal éthiopien sous la dynastie salomonienne (1270-1527): Éspace, pouvoir et monachisme. P., 1998. [Thèse de doctorat]; idem. Däbrä Libanos // EncAeth. Vol. 2. P. 25-28; Campbell I. The Church of St. Täklä Haymanot at Däbrä Libanos // Sociology-Ethnology Bull. Addis Ababa, 1994. Vol. 1/3. P. 4-11; Pankhurst A. Däbrä Libanos Pilgrimages Past and Present, the Mystery of the Bones and the Legend of St. Täklä Haymanot // Ibid. P. 14-36; Носницын Д. А. Сообщества почитателей в культе св. Такла Хайманота // Вестн. молодых ученых: Гуманит. науки. СПб., 1999. № 3. С. 43-50; Henze P. Layers of Time: A History of Ethiopia. L., 2000. P. 62, 69, 226-227.
С. Б. Чернецов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН ДИВНЫЙ [Чудотворец] (XIV в.), основатель и игумен монастыря Дэбрэ-Дэрэт в Эфиопии
  • АБДУН († ок. 1086), самозваный митрополит Эфиопский
  • АБИЯ ЭГЗИЭ аскет кон. XIII - нач. XIV в., подвизавшийся в Сев. Эфиопии в обителях келлиотского устава
  • АДДИС-АБЕБА столица Эфиопии, центр Эфиопской Церкви
  • АДУЛИС крупный портовый город, располагавшийся в поздней античности и раннем средневековье близ Красноморского побережья Африки южнее совр. г. Массауа (Эритрея); являлся центром епархии Эфиопской Церкви
  • АККАБЕ-СААТ один из высших титулов в Эфиопской Церкви