ЖАЛИЯ
Том XIX , С. 116-117
опубликовано: 19 сентября 2013г.

ЖАЛИЯ

Содержание

Руины кафоликона мон-ря Жалия. Фотография. 2007 г.Руины кафоликона мон- ря Жалия. Фотография. 2007 г. [Галия, Ялья; груз. ჟალია, ღალია; греч. Γιαλιά, Ιερά Μονή Παναγίας Χρυσογιαλιώτισσας], груз. (вероятно, мужской) мон-рь во имя Пресв. Богородицы на северо-западе Кипра (ок. 60-70-х гг. X - не ранее XIV в.). Расположен в лесу, в предгорьях Троодоса, на высоте 280 м и в 5 км от с. Ялья близ г. Полис. Монастырские постройки разрушены землетрясением 1953 г. практически до основания.

Запись 980 г. в одном из груз. манускриптов Синая (Sinait. Iber. 19), где говорится о новых груз. переводах, поступивших с Кипра, может служить косвенным доказательством того, что скрипторий в Ж. начал работу ранее этой даты, и, следов., основание мон-ря не может быть связано с груз. монахами с Афона или из Антиохии. Считается, что монастырь мог быть основан по инициативе царя Тао-Кларджети Давида III Куропалата (Ɨ 1001), что подтверждает в т. ч. выбор плана постройки главного храма в виде триконха, распространенного в Тао-Кларджети (Ортули, Отхтаэклесиа (ныне Дёрт-килисе), Иси, Ошки и др.) и не встречавшегося в архитектуре Кипра.

Фрагмент фресковой росписи кафоликона мон-ря ЖалияФрагмент фресковой росписи кафоликона мон -ря ЖалияСв. царь Давид IV Строитель «обогатил пожертвованиями» множество мон-рей не только в Грузии, но и за ее пределами: «греческих, афонских, болгарских, сирийских, на Чёрной горе, палестинских, а также кипрских» (КЦ. 1955. Т. 1. С. 353; Жизнеописание царя царей Давида. 1992. С. 208), в т. ч., вероятно, и Ж. В соч. «История и восхваление венценосцев» (20-е гг. XIII в.), принадлежащем историку св. блгв. царицы Тамары, мон-рь был назван Галия: «...она (Тамара.- Ред.) строила монастыри не только в Грузии, но также и в Палестине, и Иерусалиме, на Кипре, и в Галии приобрела угодья и украсила ее чином честных монастырей» (КЦ. 1959. Т. 2. С. 91; История и восхваление венценосцев. 1954. С. 75). Сохранились следы реставрации церкви в Ж. 1-й пол. XIII в. (возможно, осуществленной при св. Тамаре) и рубежа XIII и XIV вв.

Из записи в колофоне Постной Триоди (Hieros. Patr. 85, 2-я пол. XII - нач. XIII в.) известно, что мон-рь Ж. был освящен во имя Пресв. Богородицы, здесь же указано единственное сохранившееся имя настоятеля Ж.- Иоанн, по распоряжению к-рого эту рукопись пожертвовал обители некий Романоз Гареджели из гареджийского мон-ря Додос Рка (Церадзе. 2002. С. 252-253). В греческих источниках уточняется, что монастырь посвящен образу Пресв. Богородицы «Хрисойялиотисса» (Χρυσογιαλιώτισσα - златобрежная).

В др. рукописи (Vat. georg. 1298, 3 февр. 1306) указано, что на побережье совр. зал. Хрисоху на Кипре, «в Яиле... есть монастырь». По мнению археолога и искусствоведа В. Джобадзе, это и есть Ж. В 1981 г. ученый провел раскопки, обнаружил руины мон-ря с остатками фресковой росписи и эпиграфическим материалом, произвел их идентификацию, установив время основания Ж. (X в.) и тип главной церкви мон-ря (триконх). В обнаруженных им груз. надписях на асомтаврули на арочном портике кафоликона Ж. упоминаются имена Квирике, Матеоз, Николоз и еще неск. не поддающихся прочтению имен (Djobadze. 1984. Р. 196-209). Нек-рые ученые отождествляют Николоза с мч. Николаем Двали, о к-ром из источника XIV в. известно, что за исповедание Христа он неск. раз сидел в темнице, откуда его вызволяли иерусалимская паства и некий Иерусалимский митрополит. Когда мч. Николаю удалось укрыться на Кипре в груз. монастыре, ему во сне явился св. Иоанн Креститель и повелел вернуться в Иерусалим. 19 окт. 1314 г. в Иерусалиме святой по приказу дамасского эмира Тенгиза был обезглавлен и сожжен (Житие Прохора. 1927. С. 63-65; Мученичество Николая Двали. 1946. С. 254-255; Мученичество Николая Двали. 1968. С. 119-125, 348-351; Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 542).

В XVI в., после завоевания Кипра османами, мон-рь был разграблен, полы вскрыты, здания взорваны. Отсутствие упоминаний о Ж. в более поздних источниках, в т. ч. и в записках побывавших недалеко от Ж., в Киккском монастыре, в 1758, 1784 и 1820 гг. груз. путешественников еп. Тимофея (Габашвили), Иване Гедеванишвили и Георгия Авалишвили, свидетельствует о полном запустении мон-ря в этот период.

В 2006-2008 гг. Мин-вом культуры, защиты памятников и спорта Грузии и Национальным музеем Грузии при поддержке Департамента древностей Мин-ва коммуникаций и труда Кипра была проведена серия раскопок (руководитель 3 кампаний Ю. Гагошидзе, 4-й - Д. Миндорашвили).

Практически полностью была расчищена площадь мон-ря 45×35 кв. м; выявлена плановая структура древнейшего сооружения Ж.- кафоликона; определена хронология застройки мон-ря, установлено, что наиболее масштабное строительство имело место в период правления св. блгв. царицы Тамары, на средства которой к югу от храма был проведен каменный на известковом растворе водопровод, подающий воду в крупный резервуар (10×3×6 куб. м); раскрыта частично сохранившаяся роспись эпохи Комнинов (XII в.); обнаружены 12 могил XV-XVI вв. с греч. и груз. надписями, керамика, оконные стекла, бронзовый крест и серебряные монеты XIII-XIV вв.

В окрестностях Ж. сохранились остатки ц. свт. Николая и пещерный скит. Представитель Грузинского Патриархата на Кипре протопр. Захария (Перадзе) совершает богослужения в главной церкви Ж. (совр. освящение - во имя вмч. Маманта).

В. Силогава, Г. Гагошидзе

Кафоликон Ж.

(13,5×9,5 кв. м), единственный на Кипре триконх, имеет также черты, характерные для кипрского зодчества: объемность форм, полуциркульные очертания всех апсид, купол церкви опирается на выступы рукавов. В кон. XI - нач. XII в. с севера к церкви был пристроен однонефный придел (7,5×4,5 кв. м), посвященный вмч. Георгию (фрагменты груз. эпиграфики, фресковое изображение вмч. Георгия на коне у зап. дверей молельни, на стене портика-колокольни, пристроенной с запада). Придел первоначально зального типа, позднее был увенчан куполом. В правление св. блгв. царицы Тамары к укороченному рукаву церкви с запада был пристроен обширный портик (7×6,5 кв. м), к к-рому вела 5-ступенчатая парадная лестница. Во 2-й пол. XIII в. с юж. стороны церкви возвели открытый с 3 сторон арочный портик, на юго-зап. устое к-рого сохранились исполненные асомтаврули надписи.

Ист.: Житие Прохора, муч. Луки и муч. Николая Двали [синаксарная ред.] / Сост. Д. А. Кипшидзе // ИзвКавИАИ. 1927. Т. 2. С. 31-68; Мученичество Николая Двали [синаксарная ред.] // Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 254-255; То же // ПДГАЛ. 1968. Т. 4. С. 119-125, 348-351 (на груз. яз.); История и восхваление венценосцев / Груз. текст перевел К. С. Кекелидзе. Тбилиси, 1954. С. 75; Тимофей (Габашвили), еп. Путешествие / Подгот. текста, испр., указ. и словарь: Е. П. Метревели. Тбилиси, 1956 (на груз. яз.); Авалишвили Г. Путешествие из Тбилиси в Иерусалим / Подгот. текста, исслед., коммент., словарь: Е. П. Метревели. Тбилиси, 1967 (на груз. яз.); Жизнеописание царя царей Давида / Подгот. текста: М. А. Шанидзе. Тбилиси, 1992 (на груз. яз.).
Лит.: Менабде. Очаги. 1980. Т. 2. С. 252, 253, 285, 428, 440; Djobadze W. Observations on the Georgian Monastery оf Yalia (Galia), in Cyprus // Оriens Chr. 1984. Bd. 68. S. 196-209; он же. То же [Заметки о груз. мон-ре в Ялия (Жалия) на Кипре] // Мацне: Сер. яз. и лит-ры. 1987. Вып. 4. С. 167-179 (на груз. яз.); Церадзе Т. Один факт из истории взаимоотношений груз. письменных очагов // Анамки. Тбилиси, 2002. С. 246-262 (на груз. яз.).
Г. Гагошидзе
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРМАЗИ мон-рь во имя Пресвятой Богородицы неподалеку от г. Мцхета (Грузия)
  • АРТОЗАНИ село с монастырем во имя святого Шио Мгвимского, Грузия, VII-VIII вв.
  • АХТАЛА крепость и монастырь в Армении
  • ВАРДЗИА пещерный муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, Грузия