ЖУРАКОВСКИЙ
Том XIX , С. 387-388
опубликовано: 11 октября 2013г.

ЖУРАКОВСКИЙ

Свящ. Анатолий Жураковский. Рисунок. Нач. 20-х гг. XX в. Худож. Г. П. СветлицкийСвящ. Анатолий Жураковский. Рисунок. Нач. 20-х гг. XX в. Худож. Г. П. Светлицкий Анатолий Евгеньевич (4.03.1897, Москва - 3.12. 1937, урочище Сандормох близ пос. Медвежья Гора, ныне г. Медвежьегорск, Карелия), свящ. Из семьи педагога. Начальную школу посещал в Тифлисе, с 1911 г. проживал в Киеве. Учась в гимназии, сблизился с прот. В. В. Зеньковским, председателем Киевского религиозно-философского об-ва и приват-доцентом Киевского ун-та. В 1915 г. окончил 7-ю киевскую гимназию и поступил на историко-филологический фак-т Киевского ун-та. В том же году получил золотую медаль за работу «Жозеф де Местр и Константин Леонтьев». С 1916 г. служил в Земском союзе, затем был мобилизован в железнодорожный батальон. Преподавал математику и физику в батальонной школе. В 1916-1917 гг. написал первые богословские работы, опубликованные позже В. И. Экземплярским в ж. «Христианская мысль» («К вопросу о вечных муках», «Тайна любви и таинство брака», «Литургический канон теперь и прежде»). Осенью 1917 г. демобилизован по состоянию здоровья, вернулся в Киев. В 1920 г. окончил Киевский ун-т, весной того же года заболел туберкулезом и уехал в дер. Красногорку близ мест. Бородянка Киевской губ. 18 авг. 1920 г. рукоположен во иерея в Успенском соборе Киева, служил в храмах с. Андреевка и дер. Красногорки. С 1921 г. настоятель домовой ц. Марии Магдалины в Киеве, организовал и возглавил сестричество при храме. В 1922 г. выступал на многочисленных лекциях и диспутах против теософии, участвовал в диспуте на тему «Наука и религия» вместе с единомышленниками математиком Б. Н. Делоне и философом В. Ф. Асмусом; читал публичный доклад «Христос и мы» в Христианском студенческом союзе. По распоряжению властей ц. Марии Магдалины была закрыта под предлогом «близости от детского учреждения». С 1922 г. настоятель ц. Иоанна Златоуста бывш. Киевского религиозно-просветительного об-ва. Активно боролся с обновленчеством.

В ночь на 4 апр. 1923 г. арестован в Киеве по обвинению в «подрыве советской власти путем проповедей», заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. 16 мая 1923 г. приговорен Комиссией ОГПУ по адм. высылкам к 2 годам ссылки в Марийскую автономную обл. Отбывал ссылку в г. Краснококшайске (ныне Йошкар-Ола) вместе с киевским архим. Ермогеном (Голубевым; впосл. архиепископ), тайно совершал богослужения на дому. Выступал против обновленцев, за что был арестован в нач. 1924 г., освобожден из тюрьмы через 3 месяца. После досрочного освобождения из ссылки (в кон. нояб. 1924) вернулся в Киев, где служил настоятелем ц. св. вмц. Варвары при храме Николы Доброго на Подоле, по-прежнему возглавлял сестричество; как пастырь был очень популярен у киевской интеллигенции и студенчества. После публикации «Декларации» 1927 г. осуждал действия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). Осенью 1927 г. был одним из авторов Обращения киевлян к митр. Сергию с призывом изменить избранный им курс церковной политики (т. н. Киевское воззвание). В сент. 1928 г. в числе 6 киевских священнослужителей обратился с коллективным письмом к экзарху Украины митр. Михаилу (Ермакову) с протестом против его Декларации в духе политики митр. Сергия. Они заявили, что порывают с митр. Михаилом и вступают в общение с иосифлянским еп. Димитрием (Любимовым). Ж. возглавил киевских иосифлян. В сер. окт. 1928 г. встречался в Ленинграде с главным иосифлянским идеологом прот. Феодором (см. Андреев Ф. К.). С кон. 1928 по окт. 1930 г. служил в Преображенской ц. Киева. Вместе с молодежью общины совершал паломничества в Дивеевский, Саровский и др. монастыри. Весной 1930 г. передал за рубеж ряд материалов о гонениях на Церковь в СССР.

14 окт. 1930 г. арестован в Киеве по обвинению в шпионаже в пользу Польши и антисоветской агитации. 23 окт. привлечен к следствию по делу «Всесоюзного центра Истинно-Православной Церкви». Ок. года находился в московских Лубянской и Бутырской (с 23 нояб. 1930) тюрьмах. 3 сент. 1931 г. приговорен Коллегией ОГПУ к расстрелу с заменой 10 годами ИТЛ. 28 сент. отправлен по этапу в Карелию. Отбывал срок в Свирьском ИТЛ: с 3 окт. 1931 г.- в Бажанах, а с янв. 1932 г.- в Свирьстрое. 7 нояб. 1932 г. переведен в Соловецкий ИТЛ, до нояб. 1933 г. занимался канцелярской работой в г. Кемь. В 1934 г. отправлен в Беломоро-Балтийский ИТЛ на строительство канала: отбывал срок в Парандове, Выгозере, Качкане, Сосновце, с мая по нояб. 1934 г.- в Тунгуде, со 2 нояб. 1934 по 15 июня 1937 г.- в Надвоицах и с 18 июня 1937 г.- в Уросозере. В лагере работал на лесоповале, был сторожем, пильщиком, экономистом, делопроизводителем, плетельщиком корзин. В свободное время писал стихи. 14 окт. 1937 г. взят под стражу в лагере по обвинению в антисоветской агитации. 20 нояб. Особой тройкой УНКВД Карельской АССР приговорен к расстрелу. Приговор приведен в исполнение, Ж. расстрелян вместе с большой группой заключенных (1-й Соловецкий этап). Похоронен в общей безвестной могиле.

Арх.: ЦА ФСБ РФ. Д. 100256; Архив УФСБ по Респ. Карелия. Д. П-13738; Архив СБУ. Д. 38183фп; Информ. центр МВД Карелии. Картотека Соловецкого лагеря. Карточка личн. д. № 2507; ЦДАГОУ. Ф. 263. Оп. 1. Д. 65744.
Соч.: К вопросу о вечных муках // Христ. мысль. 1916. № 7/8. С. 78-93; № 9. С. 52-69; Тайна любви и Таинство брака // Там же. 1917. № 1. С. 61-75; № 3/4. С. 34-54; № 5/6. С. 41-51; № 7/8. С. 15-29; Из дум о братстве в Церкви // Там же. 1917. № 5/6. С. 142-149; Литургический канон теперь и прежде: К вопр. о церк. реформе. В ограде верных // Там же. 1917. № 9/10. С. 3-26; С.-Петербургские ЕВ. 1991. № 1. С. 24-28; «Солнце здесь невечереющее. Оно не знает заката» // Сев. просторы. 1992. № 1/2. С. 27-31; № 3/4. С. 28-33; «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» // Рус. пастырь. Джорд., 1997. № 28/29. С. 5-8; «Много званых, но мало избранных» // Там же. 2000. № 37/38. С. 18-20; «Мы должны все претерпеть ради Христа...»: Проповеди, богосл. эссе, письмо из ссылки к своей пастве. М., 2008.
Лит.: Свящ. Анатолий Жураковский: Мат-лы к житию. П., 1984; Резникова И. А. Православие на Соловках. СПб., 1994. С. 73, 74, 78, 79, 99, 100; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 428, 438-439; Шкаровський М. В. Iстинно-Православна Церква проти радянськоï влади: укр. сторiнки // Людина i свiт. 1997. № 8. С. 40, 41, 43; он же. Истинно-православные на Украине // Правосл. жизнь. Джорд., 1998. № 9. С. 3-11; он же. Иосифлянство: течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 70, 91-96, 103, 112, 117, 124, 125, 152, 365, 366, 375; Цыпин. История РЦ. С. 209, 661; Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез…». М., 1998. С. 13, 40-42, 86, 90, 93, 94, 307; Semenenko-Basin I., Procenko P. Anatolij Žhurakovskij. Mil., 1999.
М. В. Шкаровский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых)
  • АГАФОН (1-я пол. XVI в.), свящ. ц. Гурия, Самона и Авива при соборе Св. Софии в Новгороде
  • АЛЕКСАНДР Петрович [Павлович] Аксенов (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АЛЕКСАНДР Львович Богоявленский (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 21 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • АЛЕКСАНДР Сергеевич Буравцев (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 9 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)
  • АЛЕКСАНДР Яковлевич Быков (1881-1937), свящ., сщмч. (пам. 14 нояб. и в Cоборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)