[евр. , греч. Ζαμβρί] (IX в. до Р. Х.), 5-й израильский царь, к-рый пришел к власти вслед. переворота и занимал престол всего 7 дней (3 Цар 16. 9-20). З. был рабом и командиром колесниц у израильского царя Илы, сына Ваасы. Воспользовавшись нестабильностью в гос-ве, ослабленном противостоянием с внешними врагами и Иудейским царством, З. вероломно сверг своего бывш. господина с престола. В отличие от Ваасы, к-рый предательски убил царя Навата в сражении (3 Цар 15. 27), З. нанес Иле смертельный удар, когда тот находился в состоянии алкогольного опьянения. Чтобы исключить возможность мести, З. также убил всех родственников и близких Илы и провозгласил себя царем. Однако З. совершил преступление без поддержки со стороны армии, и это ускорило его падение. Израильская армия, возглавляемая Амврием, к-рый пользовался уважением народа, осаждала филистимский г. Гиввефон. Узнав о смерти Илы, Амврий направил войска на Фирцу - резиденцию израильских царей, где находился З. Народ провозгласил царем Амврия, а З., осознав свое поражение, в отчаянии поджег царский дворец и сам погиб в огне. Через нек-рое время Амврий смог взять ситуацию в стране под свой контроль и основал самую мощную династию в истории Израиля, к-рая была у власти долгие годы.
Несмотря на короткий период правления, З. стал в библейском предании символом раба, к-рый восстал против своего господина, а его имя для следующего поколения было нарицательным. Когда израильский царь Ииуй во время переворота предательски убил последнего царя из династии Амврия - Иорама, то царица Иезавель приветствовала его как З. (4 Цар 9. 30-31). История З.- пример свершения божественного правосудия: истребив дом Ваасы и убив себя самого, З. тем самым исполнил предсказание израильских пророков о гибели всего рода Иеровоама (3 Цар 14. 6-16; 15. 29; 16. 11-14). Объясняя значение истории о З., блж. Феодорит Кирский говорит, что «живущих порочно Владыко Бог карает одних через других и одного порочного передает другому, более порочному, употребляя последнего как бы вместо исполнителя казни» (Theodoret. Quaest. in Regn. 3. 48 // PG. 80. Col. 721).