ИРОДИАДА
Том XXVI , С. 651-654
опубликовано: 1 апреля 2016г.

ИРОДИАДА

Содержание

[греч. ῾Ηρωδιάς], 2-я жена тетрарха Ирода Антипы, которая, согласно Евангелиям, была причастна к казни Иоанна Предтечи (Мф 14. 3 сл.; Мк 6. 17 сл.; Лк 3. 19). И. была дочерью Аристовула, сына Ирода Великого, и Береники, дочери Саломеи, сестры Ирода Великого. Она род. между 9 и 7 гг. до Р. Х. Как сообщает Иосиф Флавий, по воле Ирода Великого она обручилась с Иродом, сыном Ирода Великого от Мариамны II, дочери первосвященника Симона (Ios. Flav. Antiq. XVII 1. 2 [14]), и вышла за него замуж (Ibid. XVIII 5. 4 [136]). Однако евангелисты Матфей и Марк не сообщают о том, что И. была женой Филиппа (к-рый при этом не назван тетрархом - Мф 14. 3; Мк 6. 17).

Иродиада. Фрагмент композиции «Поднесение главы св. Иоанна Предтечи». Роспись юж. стены диаконника ц. Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде. 1125 г.Иродиада. Фрагмент композиции «Поднесение главы св. Иоанна Предтечи». Роспись юж. стены диаконника ц. Рождества Пресв. Богородицы Антониева мон-ря в Вел. Новгороде. 1125 г.

Исследователи предлагают ряд гипотез, решающих проблему с именем 1-го мужа И. Многие считают сообщение Иосифа Флавия историчным, а рассказы евангелистов - либо легендарными, либо ошибочными в некоторых аспектах (напр., Grabbe. 1992. P. 427). Однако маловероятно, что евангелисты могли ошибиться в имени одного из сыновей Ирода Великого и спутать Ирода, о котором говорит Иосиф, с его сводным братом тетрархом Филиппом, назвав его супругом И. (тогда как, согласно Иосифу, он был женат на ее дочери Саломее), а также предположить, что Саломея была дочерью тетрарха Филиппа, к-рый, по сообщению Иосифа, не имел детей (Ios. Flav. Antiq. XVIII 4. 6). Более того, в раннехрист. общину входили, напр., Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода Антипы (Лк 8. 3), и Манаил, близкий друг Ирода Антипы (Деян 13. 1), к-рые должны были знать все детали и не допустить подобных заблуждений.

Согласно др. гипотезе, 1-й муж И. носил двойное имя Ирод Филипп, жил в Риме и не был тетрархом. Х. Хёнер полагал, что как Филипп он был известен в Галилее, хотя его «официальным» именем было Ирод; когда же имя Ирод стало династическим, он именовался Филиппом (Hoehner. 1972. P. 132-136; см. также: Braund. 1993; Krieger. 1994. S. 51-56; Gillman. 2003. P. 40; Jensen. 2006. P. 43-44).

Наконец, Н. Коккинос предлагает вариант гармонизации сообщений евангелистов и Иосифа Флавия, используя слав. версию «Иудейских древностей», где 1-й муж И. назван тетрархом Филиппом (о слав. версии рассказа об Иоанне Крестителе см. в ст. Иоанн Предтеча). По мнению Коккиноса, Ирод Антипа был уже 3-м мужем И.: 1-го мужа - Ирода, о к-ром говорит Иосиф, она оставила, а за Антипу, судя по всему, должна была выйти довольно поздно, т. к. этот брак стал причиной его войны с Аретой IV, совпавшей по времени со смертью имп. Тиберия (37 г. по Р. Х.). Вторым мужем И., согласно Коккиносу, был упомянутый в Евангелиях тетрарх Филипп. Только после смерти Филиппа (34 г.) И. вышла замуж за Ирода Антипу, гл. обр. с целью сохранить прежнюю власть в тетрархии мужа (Kokkinos. 1998. P. 264-271). В этом случае казнь Иоанна Крестителя и, следов., крестная смерть Иисуса Христа должны были произойти после смерти Филиппа, т. е., по мнению Коккиноса, в 36 г. по Р. Х. Т. о., 3-я гипотеза допускает вероятность ошибки у Иосифа Флавия (Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 1-2 [109-110] и 5. 4 [136]).

Вторым мужем И. стал Ирод Антипа, к-рый к моменту их знакомства был женат на дочери набатейского царя Ареты (Арефы, Харитата) IV Филопатра. Согласно Иосифу Флавию, Ирод Антипа влюбился в Иродиаду, а она, будучи еще женой Ирода, согласилась выйти за него замуж, если он прогонит свою 1-ю супругу. Однако жена Антипы узнала об этом и обратилась за помощью к отцу Арете, который тут же отправил войска против зятя, чтобы т. о. наказать его за оскорбление и восстановить честь дочери. На стороне Антипы сражались подданные тетрарха Филиппа (сына Ирода Великого от Клеопатры) (Ibid. XVIII 5. 1 [109]). Иосиф также сообщает, что брак Антипы и И. все-таки состоялся, хотя позже, еще при жизни Антипы, они развелись (Ibid. XVIII 5. 4 [136]). Согласно хронологии Иосифа Флавия, все это произошло после смерти тетрарха Филиппа, который умер в 20-й год правления имп. Тиберия, т. е. ок. 34 г. по Р. Х. (Ibid. XVIII 4. 6). Однако такая датировка противоречит тому, что пишет Иосиф в др. главе. Он сообщает, что брат И., буд. царь Ирод Агриппа I, живший в Риме и расточивший свое состояние, после смерти в 23 г. по Р. Х. друга Друза, сына имп. Тиберия, был вынужден бежать от кредиторов в Палестину, а его жена Кипра обратилась за финансовой помощью к Ироду Антипе и И. (которые, т. о. уже тогда (т. е. в 24 или в 25 г. по Р. Х.) были мужем и женой (Ibid. XVIII 6. 1-2)). Брак Ирода Антипы и И., по мнению Иосифа Флавия, нарушал иудейские традиции, но, в чем именно, не уточняется: Иосиф имел в виду либо нарушение заповедей Лев 18. 15-16 и 20. 21, либо то, что И. оставила 1-го мужа, т. е. была виновницей развода.

Положение св. Иоанна Предтечи во гроб. Иродиада с главой св. Иоанна. Служанка, прячущая главу. Клеймо иконы «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Ок. 1700 г. (УИХМ)Положение св. Иоанна Предтечи во гроб. Иродиада с главой св. Иоанна. Служанка, прячущая главу. Клеймо иконы «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни». Ок. 1700 г. (УИХМ)

Согласно Евангелию от Луки, Иоанн Креститель был арестован за то, что обличал Ирода Антипу за брак с И. и «за всё, что сделал Ирод худого» (Лк 3. 19-20; ср.: Мк 6. 17-18; в Мф 14. 3-4 о браке прямо не говорится, но подразумеваются незаконные отношения). При этом Ирод не хотел убивать Иоанна, потому что считал его святым и слушался его наставлений (Мк 6. 20). Согласно евангелисту Матфею, он боялся народа, который почитал Иоанна пророком (Мф 14. 5). Однако на пиру в честь своего дня рождения Антипа пообещал в присутствии вельмож и знатных людей Галилеи, что исполнит любое желание станцевавшей для гостей дочери И. (Мк 6. 21-23; Мф 14. 6-7). Ее имя не называется, но в нек-рых рукописях, в частности в Синайском и Ватиканском кодексах и Кодексе Безы, говорится о том, что она была «его [Ирода] дочь, Иродиада». У мч. Иустина Философа она названа «племянницей Ирода» (Iust. Martyr. Dial. 49. 4-5), т. е. дочерью брата Ирода Антипы. По наущению матери она попросила в качестве награды голову Иоанна Предтечи, что и было исполнено, хотя Ирод не хотел этого (Мк 6. 24-28; Мф 14. 8-11). Позже Ирод, согласно евангелисту Марку, взял вину за убийство на себя (Мк 6. 16). Услышав о чудесах Спасителя, он решил, что Иоанн воскрес (Мф 14. 2).

Рассказ о танце дочери И. также является предметом споров в научной лит-ре. Во-первых, женщины, принадлежавшие к высшему сословию, обычно не принимали участия в муж. застольях, хотя данный случай мог быть исключением. Во-вторых, в античной лит-ре есть подобные сюжеты (см., напр., рассказ у Тита Ливия о кровавом пиршестве консула, исполнившего просьбу одной из гетер: Liv. Ab urbe cond. XXXIX 43. 3-4), возможно, и этот рассказ не историческое сообщение, а лит. сюжет. С т. зр. нарративной критики образы И. и ее дочери имеют как ветхозаветные прототипы (напр., Иезавель, враждовавшую с пророками, согласно 1-2 Цар), так и противоположные им по характеру образы в НЗ (напр., последовавших за Иисусом Христом женщин или воскрешенной дочери Иаира (Janes. 2006)). По мнению Р. Кремер, рассказ об обезглавливании Иоанна в целом неисторичен, поскольку противоречит сообщению Иосифа Флавия, к-рый называет причиной конфликта Иоанна с Иродом Антипой не этот брак, а огромный авторитет Крестителя в народе (Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 2), при этом ничего не сообщая о роли И. и Саломеи в убиении Иоанна Предтечи (Kraemer. 2006). Др. проблемой, затрагивающей вопрос историчности евангельского рассказа об И., является имя ее дочери. Согласно Иосифу Флавию, ее звали Саломеей, она стала женой тетрарха Филиппа, а после его смерти вышла замуж за своего двоюродного брата Аристовула и родила ему 3 сыновей (Ios. Flav. Antiq. XVIII 5. 4 [136-137]; факт 2-го брака подтверждается изображением Аристовула и Саломеи на монетах, к-рые обычно датируются 62 г.- Meshorer Y. Ancient Jewish Coinage. Dix Hills, 1982. Vol. 2. P. 171; Gillman. 2003. P. 120). Нек-рые исследователи усматривают в этом противоречие с повествованиями евангелистов, где не названная по имени дочь И. предстает юной девушкой, зависимой от своей матери, а не женой (вдовой) Филиппа. Как и в случае с именем 1-го мужа И., совр. библеисты либо предполагают наличие ошибки в рассказе Иосифа Флавия, к-рый спутал 2 женщин с именем Саломея, либо объявляют дочь И. в Евангелиях лит. персонажем (Kokkinos. 1998. P. 305. Not. 147; Kraemer. 2006). Др. исследователи на основании собственной версии родословия семейства Ирода считают возможным гармонизировать рассказ Флавия с Евангелиями (Schürer E. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B.C.- A.D. 135) / Ed. G. Vermes et al. Edinb., 1973. Vol. 1. P. 348-349. Not. 28; Gillman. 2003. P. 119-120; подробнее см. в ст. Саломея).

Пир Ирода. Роспись ц. св. Иоанна в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Мюстаире (Швейцария). Ок. 800 г.– XV в.Пир Ирода. Роспись ц. св. Иоанна в мон-ре св. Иоанна Предтечи в Мюстаире (Швейцария). Ок. 800 г.– XV в.

Когда после смерти Тиберия императором стал Гай Калигула, И. позавидовала возвышению своего брата Агриппы и уговорила Ирода Антипу ехать в Рим и добиваться царского титула (Ios. Flav. Antiq. XVIII 7. 1-2 [240-250]). Однако успеха Антипа не достиг и по подозрению в заговоре был сослан Калигулой в Испанию или в Галлию (Ibid. 7. 2 [252-253]; Idem. De bell. II 9. 6 [183]). Когда же Калигула узнал, что И. является сестрой Агриппы, он вернул ей личные средства и, полагая, что она не захочет разделить участь мужа, сказал, что отныне защитником ее будет ее брат. Однако И., по словам Иосифа Флавия, ответила на это: «Мне мешает воспользоваться твоей милостью моя преданность мужу: я, разделявшая с ним все, когда он был счастлив, теперь не считаю себя вправе бросить его при перемене судьбы» (Idem. Antiq. XVIII 7. 2). Калигула рассердился и приговорил ее к ссылке вместе с Иродом. Имущество ее он отдал Агриппе. По мнению Иосифа, такое наказание постигло И. от Бога за ее зависть к брату и за то, что она легкомысленно уговорила мужа отправиться в Рим, а он ее послушался. В целом характеристики И. как сильной женщины, имевшей влияние на мужа, у Иосифа Флавия и у евангелистов совпадают.

В христ. экзегезе И., чье имя стало синонимом бесстыдства и распущенности, сравнивалась с др. известными из Свящ. Писания нечестивыми женами, напр. Иезавелью (которая, подобно И., преследовала св. пророков), при этом особо подчеркивались одержимость и неистовство И., приведшие к гибели св. Иоанна Предтечи (см., напр.: Ioan. Chrysost. In decollationem sancti Joannis [Sp.] // PG. 59. Sp. 485-490; Aug. Serm. 14. 6). Евангельский рассказ о злодеянии И. несет предупреждение всем тем, кто сверх меры и рабски привязываются к порочным женщинам (Ioan. Chrysost. In Matth. 48. 4-5). Свт. Григорий Богослов противопоставляет «плясание бесстыдной Иродиады» духовному скаканию перед ковчегом завета царя Давида (Greg. Nazianz. Or. 5). У блж. Иеронима приводится предание неясного происхождения, что И. была дочерью царя Ареты (Hieron. In Matth. II 14 [In Mt 14. 3-4]), при этом он отмечает, что преступление, совершенное И., было гораздо страшнее описанного у Тита Ливия (Ibidem). В средневек. христ. традиции образ И. приобрел демонические черты. Мн. авторы стали наделять ее чертами, характерными для языческой богини Дианы (Ратгер Веронский (Ɨ 974), Иоанн Солсберийский (Ɨ 1182) и др.; см.: Kloss. 1908).

Лит.: Kloss W. Herodias the Wild Huntress in the Legend of the Middle Ages // Modern Language Notes. 1908. Vol. 23. N 3. P. 82-85; N 4. P. 100-102; Hoehner H. W. Herod Antipas. Camb., 1972; Grabbe L. Judaism from Cyrus to Hadrian. Minneapolis, 1992. Vol. 2: The Roman Period; Braund D. Herodian Dynasty // ABD. 1993. Vol. 3. P. 173-174; idem. Philip // Ibid. Vol. 5. P. 310-311; Ben Witherington III. Herodias // Ibid. Vol. 3. P. 175-176; Heron G. A. Herod Philip // Ibid. Vol. 3. P. 160-161; Krieger K.-S. Geschichtsschreibung als Apologetik bei Flavius Josephus. Tüb., 1994; Meier J. P. A Marginal Jew: Rethinking the Historical Jesus. N. Y., 1994. Vol. 2: Mentor, Message, and Miracles; Finegan J. Handbook of Biblical Chronology. Peabody (Mass.), 1998; Kokkinos N. The Herodian Dynasty, Origins, Role in Society and Eclipse. Sheffield, 1998; Gillman F. M. Herodias: At Home in That Fox's Den. Collegeville, 2003; Janes R. Why the Daughter of Herodias Must Dance (Mark 6. 14-29) // JSNT. 2006. Vol. 28. N 4. P. 443-467; Jensen H. M. Herod Antipas in Galilee: The Literary and Archaeol. Sources on the Reign of Herod Antipas and its Socio-Economic Impact on Galilee. Tüb., 2006, 20102; Kraemer R. S. Implicating Herodias and Her Daughter in the Death of John the Baptizer: A (Christian) Theological Strategy? // JBL. 2006. Vol. 125. N 2. P. 321-349.
К. В. Неклюдов, А. А. Ткаченко

Иконография

Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Поднесение Иродиадой главы св. Иоанна. Икона. XIX в. (Частный музей «Невьянская икона», Екатеринбург)Усекновение главы св. Иоанна Предтечи. Поднесение Иродиадой главы св. Иоанна. Икона. XIX в. (Частный музей «Невьянская икона», Екатеринбург) Изображения царицы И. не часто, но встречаются в визант. и рус. искусстве в сценах, иллюстрирующих историю св. Иоанна Предтечи, напр. в сцене «Поднесение Иродиадой главы св. Иоанна Предтечи» и реже в композиции «Пир Ирода».

Самые ранние из дошедших изображений И. были созданы в средневизант. период. Она представлена молодой женщиной в богатых одеждах и в невысокой короне. Среди наиболее известных памятников, в т. н. предтеченские циклы которых входит сцена «Поднесение главы»,- фрески церквей Рождества Пресв. Богородицы Антониева монастыря (1125) и Благовещения на Мячине (в Аркажах) в Вел. Новгороде (1189), Спасо-Преображенского Мирожского монастыря (40-е гг. XII в.) и Рождества Пресв. Богородицы Снетогорского монастыря (1313) в Пскове. Эту сцену можно видеть и в клеймах икон, напр. в одном из 24 клейм иконы «Св. Иоанн Креститель Ангел пустыни» с житием из Благовещенского собора Сольвычегодска (нач. XVII в., СИХМ), где И. написана рядом с Саломеей, держащей блюдо, на к-рое воин кладет отсеченную главу св. Иоанна Предтечи.

В композиции «Пир Ирода» И., вероятно, представлена в мозаике люнета баптистерия собора Сан-Марко в Венеции (1343-1354): в роскошных одеждах она восседает за столом по левую руку от Ирода.

Лит.: Царевская Т. Ю. Фрески ц. Благовещения на Мячине («в Аркажах»). Новгород, 1999. С. 62-80; Иконы Строгановских вотчин XVI-XVII вв. М., 2003. Кат. 27. С. 46; Сарабьянов В. Д. Росписи боковых апсид собора Мирожского мон-ря и истоки их иконогр. программы // ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 75-84.
И. А. Орецкая
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГРИППА I ИРОД (10 до Р. Х.- 44 по Р. Х.), правитель Иудеи (41 - 44 по Р.Х.)
  • АГРИППА II ИРОД (27 по Р.Х. - 92 по Р.Х.), последний иудейский правитель (53-92 по Р. Х.)
  • ВАРАВВА преступник, избранный толпой по наущению священников вместо Иисуса Христа, когда Понтий Пилат предложил освободить одного из узников по случаю праздника Пасхи
  • ВОЛХВЫ в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом (Мф 2. 1-12)
  • ЗАКХЕЙ начальник мытарей в Иерихоне, встреча к-рого с Иисусом Христом привела к покаянию и изменению жизни (Лк 19. 1-10) (пам. греч. 20 апр.)
  • ИОАНН ПРЕДТЕЧА [Иоанн Креститель], пророк
  • ИРОД АНТИПА (20 г. до Р. Х. - после 39 г. по Р. Х.), 3-й сын Ирода Великого, тетрарх Галилеи и Переи
  • ИУДА ИСКАРИОТ ученик Иисуса Христа, предавший Его