КАЛИШТА
Том XXIX , С. 497-499
опубликовано: 17 марта 2017г.

КАЛИШТА

ставропигиальный жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Македонской Православной Церкви, непризнанной др. правосл. Церквами. Расположен на зап. берегу Охридского оз. в 10 км от г. Струга близ с. Калишта (Республика Македония). Считается, что 3 пещерных храма близ монастыря (в честь Успения Пресв. Богородицы, во имя свт. Афанасия Александрийского и св. Архангелов) и неск. келий были созданы в XIII-XV вв. монахами-отшельниками (Снегаров. 1932. С. 431; Трайчев. 1933. С. 35-37; Кънчов. 1900. С. 79-80). Вероятно, в средневек. источниках речь идет об этом пещерном комплексе, когда сообщается, что в сер. XIV в. близ с. Радожда (соседнее с Калишта) находились владения ц. Пресв. Богородицы Перивлепты в Охриде (Снегаров. 1932. С. 425; Суботић. 1964. С. 300; Грозданов. 1970. С. 339). Впосл. монашеское поселение пришло в упадок и возродилось в XVIII в. В XIX в. монастырь подчинялся греч. митрополиту Эльбасана и в нем проходили службы на греч. языке. После учреждения Болгарского Экзархата (1870) К. продолжал подчиняться К-польскому патриарху. В 1889 г. в нем проживали 2 монаха. В 1920 г. К. вошел в юрисдикцию Сербской Православной Церкви, а после провозглашения автокефалии Македонской Православной Церкви остался в составе последней. В сер. ХХ в. мон-рь был преобразован в жен. обитель и получил ставропигиальный статус.

Христос Пантократор. Роспись свода ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Калишта. 2-я пол. XVI в., кон. XVII — нач. XIX в.Христос Пантократор. Роспись свода ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Калишта. 2-я пол. XVI в., кон. XVII — нач. XIX в.Монастырский комплекс состоит из 5 храмов (кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы, небольшой храм во имя св. апостолов Петра и Павла (1990) и 3 пещерные церкви), жилых и хозяйственных зданий (сер. ХХ в.). В соборном храме, возведенном в 1977 г. в неовизантийском стиле, хранится чудотворная икона Божией Матери «Црна Богородица» (Черная Богородица). Здесь 3-5 окт. 2008 г. прошел Церковно-Народный Собор Македонской Православной Церкви в честь 50-летия ее автокефалии.

Пещерные храмы устроены в естественных скальных нишах и закрыты стенами из неотесанного камня. Успенская ц. была главной в средневековом монашеском комплексе. От первоначальной росписи сохранились лишь фрагменты, к-рые сложно датировать. 2-й слой росписи, судя по стилистическим особенностям, относится ко 2-й пол. XVI в. В алтарной апсиде изображена Пресв. Богородица с предстоящими ангелами, а на арках алтарной ниши фрагментарно сохранились изображения 2 диаконов. В кон. XVIII - нач. XIX в. зографы Йоан и Ангел обновили росписи алтаря и написали сцены «Вознесение», «Сошествие во ад» и «Жены-мироносицы». Первая из них находится на вост. стене наоса, а на северной около входа представлен арх. Михаил в красном плаще. На юж. стене и частично на своде сохранились изображения пророков со свитками в руках (в верхнем ярусе), фрагменты композиций «Рождество Христово», «Крещение Господне», «Сретение» и «Воскресение»; на западной стене - фрагменты композиций «Преображение Христово» и, ниже, «Гостеприимство Авраамово». На своде пещеры представлены Христос Пантократор и евангелисты. На сев. стене в нише расположен большой образ слав. просветителя Кирилла Философа и его ученика свт. Климента Охридского, о к-ром упоминает В. И. Григорович в описании своего путешествия по Османской империи 1845 г. (Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 1877 2. С. 107). Этот образ напоминает тот, что можно видеть в храме Св. Софии в Охриде. Иконография равноап. Кирилла близка иконографии свт. Кирилла Александрийского: святой представлен в святительском облачении и держит в руках свиток со слав. текстом (Василиева И. А. Към въпроса за образа на Константин-Кирил Философ в нашето изобразително изкуство // Константин-Кирил Философ: Юбил. сб. по случай 1100 г. от смъртта му. София, 1969. С. 419-424; Чешмеджиев Д. Кирил и Методий в бълг. историческа памет през средните векове. София, 2001. С. 50). За Климентом стоит св. Спиридон, которого ранее нек-рые исследователи ошибочно идентифицировали со свт. Саввой I Сербским (Ангеличин-Жура Г. Страницы от историjата на уметността на Охрид и Охридско (XV-XIX в.). Охрид, 1997. С. 36; Он же. Пештерните цркви на брегот од Охридското езеро. Охрид, 1999. С. 29-30). Храм был отреставрирован в 1964 г.

Роспись зап. части ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Калишта. 2-я пол. XVI в., кон. XVIII–XIX в.Роспись зап. части ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Калишта. 2-я пол. XVI в., кон. XVIII–XIX в.Фрагментарно сохранились фрески храма свт. Афанасия Александрийского, датируемые 1370-1375 гг. (Грозданов. 1970. С. 337-338; Джурич. 2000. С. 265): «Сретение Господне», «Распятие» и фрагменты сцен «Благовещение Пресв. Богородицы», «Успение Пресв. Богородицы» и «Жены-мироносицы у гроба Господня». Вероятно, в XVII в. храм был расписан повторно: на северной стене представлены фигуры Иисуса Христа, Пресв. Богородицы, Иоанна Предтечи, свт. Николая Чудотворца, арх. Михаила, Космы и Дамиана и святых воинов (Феодора в одежде патриция с крестом и мечом в руках и смотрящих друг на друга великомучеников Димитрия и Георгия). Над входом в храм в медальонах находятся образы святых мучениц Петки, Марины, Кириакии (Недели) и Варвары. Вход обрамляют изображения преподобных Антония и Евфимия Великих и покровителя Охрида свт. Климента Охридского со слав. надписями. В алтарной апсиде традиционно находятся образы Иисуса Христа и Пресв. Богородицы, фрагменты сцены «Поклонение Жертве». Исходя из состава святых и техники рисунка, можно утверждать, что художник имел хорошее образование и был знаком с росписями ц. Преображения Господня в мон-ре Зрзе и др.

Церковь свт. Афанасия Александрийского мон-ря Калишта. XIII–XV вв.Церковь свт. Афанасия Александрийского мон-ря Калишта. XIII–XV вв.В ориентированной с севера на юг пещере расположен наос ц. св. Архангелов, к к-рому с юж. стороны примыкает открытый с 2 сторон нартекс. В нартексе реставраторы раскрыли фрагменты сцены «Чудо арх. Михаила в Хонех». Лик архангела написан в «пластическом» стиле, характерном для 2-й пол. XIII в. Вертикальная миндалевидная форма между бровями архангела, вероятно, появилась вслед. непонимания провинциальным мастером приема, использованного в неком взятом им за образец изображении, где посредством морщин похожей формы подчеркивалось состояние глубокой сосредоточенности персонажа. Возможно, мастер был выходцем из Фессалоники или другого менее значимого визант. художественного центра (Николовски А., Корнаков Д., Балабанов К. Споменици на культурата во НР Македониjа. Скопjе, 1961. С. 240; Суботић. 1964. С. 305-320; Джурич. 2000. С. 53-54, 343; Грозданов. 1970. С. 336-337). Второй слой росписи храма относится к кон. XIV - нач. XV в. На вост. стене сохранились сцены «Благовещение», «Рождество Христово» и «Сретение Господне», на южной - «Успение Пресв. Богородицы» и фигуры 2 святых, возможно Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина. На западной стене представлены «Крещение Господне», «Вход Господень в Иерусалим», «Распятие», «Оплакивание Христа» и «Жены-мироносицы у Гроба Господня», а также образы преподобных отшельников Герасима и Антония и святителей Николая Чудотворца и Климента Охридского (Ангеличин-Жура Г. Пештерните цркви на брегот од Охридското езеро. Охрид, 1999. С. 13). В нижней зоне на вост. стене сохранились неидентифицированные изображения святых: врача (возможно, вмч. Пантелеимона), 3 неизвестных мучеников (в т. ч., вероятно, Космы и Дамиана) и 2 жен. На юж. стене рядом с входом помещены сцена «Успение Пресв. Богородицы», а также фигуры равноапостольных имп. Константина и его матери Елены и 5 воинов, среди к-рых можно идентифицировать вмч. Георгия Победоносца, святых Феодора Тирона и Феодора Стратилата. На сев. стене изображены арх. Михаил и Деисус (фигура Иоанна Крестителя частично была заложена при строительстве стены). В нартексе сохранились композиции «Омовение ног», «Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Путь на Голгофу», «Распятие», «Рождество Пресв. Богородицы», «Введение Пресв. Богородицы во храм», «Вознесение Христово». Исходя из набора сцен, можно сделать предположение, что нартекс первоначально составлял единое целое с наосом. В медальонах на арках, согласно «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, изображены лики 5 святых, день памяти которых совершается 2 нояб.,- Акиндина, Пигасия, Аффония, Елпидифора, Анемподиста, а также святых Гурия, Самона и Авива (15 нояб.). Из св. жен там представлены Фекла, Параскева, Кириакия (Неделя), Варвара и Феодосия. Над образами 2 из 6 преподобных, изображенных на зап. стене, сохранились только надписи (Герасим и Антоний) (Суботић. 1964. С. 321-328; Грозданов. 1970. С. 339).

Лит.: Кънчов В. Македония: Етнография и статистика. София, 1900. С. 79-80; он же. Битолско, Преспа и Охридско // Он же. Избрани произведения. София, 1970. С. 469-470; Снегаров И. История на Охридската архиепископия-патриаршия. София, 1932. Т. 2: От падането и под турците до нейното унищожение (1394-1767). С. 431; Трайчев Г. Манастирите в Македония. София, 1933. С. 36; Миладинова-Алексиева Ц. Епоха, земя и хора: Към Охрид и Струга // Мир. 1934. Год. 40. N 10238; Суботић Г. Пећинска црква Арханђела Михаила код Струге // ЗбФФУ. 1964. Књ. 8. Св. 1. С. 299-328; он же (Суботиќ Г.) Охридската сликарска школа од ХV в. Охрид, 1980. С. 159; Грозданов Ц. Зидно сликарство и иконописот во Струшкиот краj // Струга и струшко. Струга, 1970. С. 335-345; он же. Зидно сликарство и иконописот во Охридското зидно сликарство од ХIV в. Охрид, 1980. С. 159; он же. Портрети на светителите од Македониjа од IХ-ХVIII в. Скопje, 1983; Трифуноски J. Охридско-Струшка област: Антропогеографска проучавања // Српски етнографски зборник. Београд, 1992. Год. 44. Књ. 97; ќорнаков Д. Македонски ман-ри. Скопjе, 1996. С. 31-36; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 53-54, 265, 343, 427; Ангеличин-Жура Г. Пештерни цркви во Охридско-Преспанскиот регион (Р. Македониjа, Р. Албаниjа, Р. Грциjа) // Ниш и Византиjа. Ниш, 2006. Т. 4. С. 385-402.
Д. Чешмеджиев
Рубрики
Ключевые слова
См.также