КАССИЯ
Том XXXI , С. 575-578
опубликовано: 3 декабря 2017г.

КАССИЯ

Содержание

[греч. Κασσία, Κασία, Εἰκασία, ᾿Ικασία; церковнослав.  ï новогреч. Κασσιανή] (ок. 800-805 - до 867), прп. (пам. греч. 7 сент.), игум., визант. поэтесса, гимнограф. Согласно легенде, передаваемой визант. хронистом X в. Симеоном Логофетом (Wahlgren. 2006. Р. 130), К. среди проч. знатных девушек участвовала в т. н. царских смотринах, устроенных для имп. Феофила его мачехой Евфросинией в 821 или 830 г. (последняя датировка женитьбы Феофила более вероятна). Император должен был вручить своей избраннице золотое яблоко. Подойдя к К., к-рая поразила его красотой, он сказал: «Чрез женщину излилось (в мир) зло», подразумевая праматерь Еву. Девушка ответила: «Но чрез женщину проистекает и высшее», подразумевая Пресв. Богородицу. Уязвленный тем, что ему осмелились возразить, к тому же продемонстрировав ученость, равную императорской, Феофил отдал яблоко др. девушке, св. Феодоре.

Прп. Кассия. Икона. 2012 г. Худож. А. Целиу (частное собрание)Прп. Кассия. Икона. 2012 г. Худож. А. Целиу (частное собрание)К. после этого приняла монашество, стала игуменьей основанного ею монастыря в К-поле и прославилась как сочинительница церковных песнопений. Историчность царских смотрин в науке оспаривается, в частности, из-за очень близкой параллели с Житием прп. Ирины, игум. Хрисовалантского мон-ря, будто бы тоже участвовавшей в подобной церемонии, устроенной для имп. Михаила III. Эта информация заведомо является вымыслом. Диалог между Феофилом и К. представляет собой лит. конструкцию, где цитата из Гомилии на Благовещение Пресв. Богородицы (BHG, N 1128f; CPG, N 4519; Aldama J. A., de. Repertorium pseudochrysostomicum. P., 1965. N 389; PG. 50. Col. 795; 10. Col. 1177) искусственно разбита на 2 реплики, которые автор с помощью вводных союзов старается представить в виде экспромта.

Основание К. мон-ря (Μονὴ τῆς Εἰκασίας) в К-поле засвидетельствовано в сборнике Patria Constantinopolis (Patria CP. III. 196. P. 276). Об этой обители известно только, что она, вероятно, находилась недалеко от мон-ря прп. Дия в долине р. Ликос, ныне полностью исчезнувшей, и потому восстановить местонахождение обители невозможно (Janin. Églises et monastères. P. 107).

В Палатинской Антологии сохранилась следующая ямбическая эпиграмма, вероятно относящаяся к той же К.: «Ты видишь лик целомудренной Кассии // Пусть она умерла, но добродетели проявляют // Душевную красоту больше, чем телесную» (AG. VII 695). К некой кандидатиссе К. обращены 3 письма прп. Феодора Студита (Theod. Stud. Ep. 217, 370, 478). Как видно из текста, в 816-818 гг. это была юная девушка из знатной семьи, получившая хорошее образование и прекрасно владевшая лит. языком, с детских лет стремившаяся стать монахиней. Фраза Феодора: «Речь - твое украшение, прекраснее всякого преходящего благолепия» (Πάσης ἐπικήρου εὐπρεπείας ὡραιότερος) (Ibid. 370. 7-8), вероятно, содержит намек на привлекательную внешность К. (ср. надгробную эпиграмму). Когда между К. и прп. Феодором случилась размолвка, К. написала ему письмо, выдержанное, насколько можно судить, в манере самого игумена - «то как бы со смирением, то с нападками на наше ничтожество» (πῇ μὲν ὑποταπεινουμένη, πῇ δὲ κατεξανισταμένη τῆς οὐθενότητος ἡμῶν) (Ibid. 539. 3). Как имя, так и особенности личности корреспондентки прп. Феодора полностью совпадают с образом автора эпиграмм и песнопений, дошедших под именем К., а также и с рассказом Симеона Логофета, за одним исключением: эта К. не могла принимать участие в смотринах невест для императора-иконоборца, поскольку, в частности, была известна как участница борьбы с иконоборчеством и даже подверглась за это бичеванию (Ibid. 370. 11). Учитывая приведенные аргументы в пользу литературно-фиктивного характера информации об эпизоде с К. и имп. Феофилом, тождество кандидатиссы К. и поэтессы-гимнографа К. представляется гораздо более вероятным, чем существование в одно и то же время в Византии 2 знатных, образованных и литературно одаренных женщин с одним и тем же именем, др. носительниц к-рого не зафиксировано. Под именем К. сохранились одностишные сентенции («гномы») и ямбические эпиграммы, язвительно высмеивающие человеческие пороки, особенно глупость и невежество.

История, рассказанная в хронике Симеона Логофета, породила множество беллетристических произведений, посвященных К., прежде всего на новогреческом, но также и на рус. языке (напр.: Кассия (Сенина), мон. Кассия. М., 2010. 3 т.).

Ист.: Wahlgren S., ed. Symeonis Magistri et Logothetae Chronicon. В., 2006. P. 130. (CFHB; 44/1); Zonara. Epit. hist. XV 25; Theod. Stud. Ep. 217, 370, 478; Mich. Glyc. Annales. P. 535-536; Patria CP. III. 196. P. 276-277.
Лит.: Τζεδάκης Θ. Κασιανή // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 385-389; Аверинцев С. С., Сыркин А. Я. Византийская культура в кон. VII - 1-й пол. IX в. // История Византии. М., 1967. Т. 2. С. 90-91; Rochow I. Studien zu der Person, den Werken und dem Nachleben der Dichterin Kassia. B., 1967; Treadgold W. T. The Problem of the Marriage of the Emperor Theophilus // GRBS. 1975. Vol. 16. N 3. P. 325-341; idem. The Bride-Shows of the Byzantine Emperors // Byz. 1979. Vol. 49. P. 395-413; idem. The Chronological Accuracy of the Chronicle of Symeon the Logothet for the Years 813-845 // DOP. 1979. Vol. 33. P. 157-197; idem. The Historicity of Imperial Bride-Shows // JÖB. 2004. Bd. 54. S. 39-52; Игнатия (Петровская), мон. Церковно-песнотворческие труды инокини Кассии // БТ. 1983. Сб. 24. С. 320-336; ODB. Vol. 2. Col. 1109-1110; Tripolitis A. Kassia: The Legend, the Woman and her Work. N. Y., 1992; PMBZ, N 3638; Афиногенов Д. Е., Казачков Ю. А. Легенда о Феофиле: Новые разоблачения // УЗ РПУ. 2000. № 5. С. 5-13; Кассия (Сенина), мон. Диалог Феофила и Кассии: лит. выдумка или реальность? // Scrinium. СПб., 2006. Т. 2. С. 240-272; Silvas A. M. Kassia the Nun c. 810-865: an Appreciation // Byzantine Women: Varieties of Experience, 800-1200 / Ed. L. Garland. Aldershot; Burlington, 2007. P. 17-39.
Д. Е. Афиногенов

Новогреческие предания о К.

В «Византийском Эортологионе» Мануил Гедеон сообщил, что жители о-ва Касос называли К. своей соотечественницей и чтили ее как преподобную под именем Кассиания. Одни исследователи считают, что речь идет о легендарной фигуре, другие - что реальная подвижница Кассиания была впосл. отождествлена с К., а третьи - что созвучие имени и названия острова повлияло на создание предания. На острове существовал древний храм К., ее память отмечалась 7 сент. (Γεδεών. ᾿Εορτολόγιον. 1899. Σ. 218). По местному преданию, К. не только родилась, но и скончалась на Касосе. Мраморный саркофаг во дворе ц. Успения Пресв. Богородицы в с. Панайя (к-рая, видимо, была построена на месте визант. храма) считается гробницей К. Рядом сохранились визант. мозаика и плита с изображением креста и датой - 890 г. Позднее мощи К. были перевезены на о-в Икария. Точное время их перенесения неизвестно: нем. археолог Л. Росс в 1843 г. писал, что они были увезены с Касоса критским монахом много лет назад (Rochow. 1967. S. 87).

Г. Сассос, уроженец Касоса, составил и опубликовал в 1889 г. в Александрии службу в честь К., к-рую посвятил патриарху Александрийскому Софронию IV. После этого имя К. было внесено в календарь Александрийской Православной Церкви. Согласно краткому Житию в составе этой службы, отец К., Фемистокл, был придворным имп. Феофила. В семье долго не было детей, супруга Фемистокла ежедневно молилась в ц. Пресв. Богородицы в квартале Васса. Родившаяся по ее молитвам дочь отличалась умом и красотой. После царских смотрин К. удалилась в монастырь. Однажды имп. Феофил решил посетить ее в келье. В это время К. составляла самогласен на «Слава, и ныне» утрени Великой среды («Господи, яже во многия грехи впадшая жена...»). При приближении императора К. скрылась, прервав текст на словах «шумом уши огласивши». Не застав К. в келье, Феофил прочел гимн и добавил стих «страхом скрыся» (Τζεδάκης. 1965. Σ. 388). К. раздала свое имущество и уехала на Касос. Там она приняла монашеский постриг с именем Кассиания. В 1892 г. И. Асланидис опубликовал в Порт-Саиде Житие прп. Кассиании, в к-ром указаны даты ее жизни (811-876), но они не представляются достоверными, так же как год рождения ее отца, уроженца Касоса, Феодора - 798 (Γεδεών. ᾿Εορτολόγιον. 1899. Σ. 218).

Согласно др. позднему преданию, незадолго до смерти К. покинула свой мон-рь в К-поле и отправилась в Италию вместе с мон. Евдокией. На обратном пути она останавливалась на Крите, а затем на Касосе, где и скончалась. Видимо, легенда о посещении К. Крита возникла в результате путаницы ее с одноименной подвижницей, жившей на горе Кефали на мысе Литино. Она была сестрой местночтимых критских святых Евтихиана и Евтихия (пам. греч. 17 авг.), которые жили ранее рубежа X и XI вв., когда их мощи были обретены прп. Иоанном Отшельником.

В наст. время день памяти К. отмечается на Касосе с особой торжественностью, поскольку она считается покровительницей острова. В Греческой Церкви К. также считается покровительницей поэтов и гимнографов.

Лит.: Τζεδάκης Θ. Κασιανή // ΘΗΕ. 1965. Τ. 7. Σ. 385-389; Rochow I. Studien zu der Person, den Werken und dem Nachleben der Dichterin Kassia. B., 1967; Στεργίου Α. Κασσιανή: ο μύθος και η αλήθεια. Θεσσαλονίκη, 1986; eadem. Βυζαντινές αρχόντισσες. Αθήνα, 2003; Κασσιανή, η βυζαντινή αρχόντισσα και ποιήτρια. Καβάλα, 19953; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 248; Μαυριγιαννάκης Ν. Γ. Κασσιανή, η επιφανής Μελωδός του Βυζαντίου. Αθήνα, 2005; Νεκτάριος (Ζιόμπολας), ἀρχιμ. ῾Η ᾿Ισαπόστολος Μαρία ἡ Μαγδαληνὴ καί ἡ βυζαντινὴ ῾Υμνογράφος Κασσιανή. ᾿Αθήνα, 2009; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 20112. Τ. 1: Σεπτέμβριος. Σ. 124-125; Σταματέλος ᾿Ι. Σ. Πρεσβευτα ἅγιοι. Προστάται ἅγιοι. ᾿Αθήνα, 2011. Σ. 28.
Э. П. А.

Гимнографическое творчество К.

Личность К. заметно выделяется среди немногих женщин-гимнографов, о которых сохранились сведения. Это обусловлено прежде всего тем, что ее песнопения были включены в богослужебные книги (Минею и Триодь) правосл. Церкви и до сих пор используются за богослужением. Интенсивное изучение гимнографического наследия К. началось в кон. XIX - нач. XX в. (напр.: Christ, Paranikas. Anthologia. P. 103-104; Krumbacher. 1897; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 272-275; Papadopoulos-Kerameus. 1901; Petrides. 1902; Tillyard. 1911). Наиболее полными считаются исследования И. Рохов (Rochow. 1967) и А. Триполитис (Tripolitis. 1992).

Рукописная традиция приписывает К. ок. 50 песнопений (список см.: Rochow. 1967; Tripolitis. 1992; также см.: Follieri. 1966). Большинство этих текстов содержится в рукописях XI-XVI вв. Песнопения могут быть надписаны следующими именами: Κασία, Κασσία, Κασιανή, Κασσιανή, Εἰκασία, ᾿Ικασία, причем нередко с добавкой «μοναχή» (монахиня). Последние 2 варианта могли появиться в результате слияния греч. артикля жен. рода «ἡ» с именем К. при переписывании рукописей под диктовку (Tripolitis. 1992. P. xi-xii). В совр. греч. и рус. богослужебных книгах именем К. надписаны следующие песнопения (в основном стихиры): самогласен-славник 2-го гласа на «Господи, воззвах» на память мучеников Гурия, Самона и Авива (15 нояб.) (Μηναῖον. Νοέμβριος. Σ. 189; Минея (МП). Нояб. Т. 2. С. 4-5); 2 самогласна-славника 4-го гласа (на хвалитех и на стиховне утрени) в честь мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (13 дек.) (Μηναῖον. Δεκέμβριος. Σ. 185, 186; Минея (МП). Дек. Т. 1. С. 466); самогласен-славник 2-го гласа на «Господи, воззвах» на вечерне Рождества Христова (25 дек.) (Μηναῖον. Δεκέμβριος. Σ. 379; Минея (МП). Дек. Т. 2. С. 334); самогласен-славник плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на стиховне вечерни Рождества св. Иоанна Предтечи (24 июня) (Μηναῖον. ᾿Ιούνιος. Σ. 155; Минея (МП). Июнь. Т. 2. С. 294); самогласен-славник 2-го гласа на «Господи, воззвах» на вечерне Великой среды (Τριῴδιον. Σ. 418; Триодь Постная. Л. 420). Согласно церковному преданию, К. принадлежат первые 4 ирмоса канона утрени Великой субботы (плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Κύματι θαλάσσης̇ (  ); нач.: Κύριε, Θεέ μου̇ (   ), без 2-й песни; см.: Τριῴδιον. Σ. 481; Триодь Постная. Л. 481; также см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 273-274; Каждан. 2002. С. 407), хотя отдельные исследователи считают это предание недостоверным и приписывают авторство всего канона Косме Маюмскому (см.: Schiró G. La seconda leggenda di Cassia // Diptycha. 1979. Vol. 1. P. 301-315).

В совр. богослужебных книгах сохранились стихиры авторства К., которые либо помещены без надписания, либо обозначаются «᾿Ανατολίου» («Анатолиево») или «Βυζαντίου» («Византиево»), что, вероятно, является указанием не на конкретного автора, а на происхождение песнопения, либо приписываются др. гимнографам: самогласен 1-го гласа ᾿Απεστάλη ῎Αγγελος Γαβριήλ̇ (    ) на литии на вечерне Благовещения, 25 марта (Μηναῖον. Μάρτιος. Σ. 202-203; Минея (МП). Март. Ч. 2. С. 177-178), в рукописях приписывается К., хотя в Минее помещен анонимно (см.: Papadopoulos-Kerameus. 1901. S. 60; Tillyard. 1911. S. 422); самогласен 1-го гласа в честь апостолов Петра и Павла, 29 июня, нач.: Τοὺς φωστῆρας τοὺς μεγάλους τῆς ᾿Εκκλησίας (    в Минее (Μεναῖον. ᾿Ιούνιος. Σ. 197-198; Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 463) помещен вместе с самогласнами Андрея Критского, но исследователи считают его произведением К. (см.: Tillyard. 1911. S. 422); цикл самогласных стихир 4-го гласа в честь мц. Христины, 24 июля (Μηναῖον. ᾿Ιούλιος. Σ. 214; Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 81-82), в Минее надписан «Βυζαντίου», авторство К. засвидетельствовано в рукописях (см.: Papadopoulos-Kerameus. 1901. S. 60-61); вероятно, К. принадлежит также самогласен плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на «Господи, воззвах» на вечерне в Неделю о мытаре и фарисее, нач.: Παντοκράτορ Κύριε̇ (   - см.: Τριῴδιον. Σ. 5; Триодь Постная. Л. 1 об.) и др. стихиры (полный перечень см.: Кассия (Сенина). 2004. С. 26-27; также см.: Rochow. 1967. S. 35-58).

В рукописях сохранились и другие песнопения К., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон об усопших плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом, содержащим имя автора - Κασσίας (Кассии) - в тропарях 7, 8 и 9-й песен (целиком акростих восстановить не удается; судя по всему, богородичны, к-рые не являются творением К. (см.: Kassia (Senina). 2009), и ирмосы в акростих не входят); ирмос: ῾Αρματηλάτην Θαραώ̇ (  ); нач.: ῞Υψος κα βάθος (Высоту и глубину) (текст см.: Krumbacher. 1897. S. 347-356; есть основания считать, что К. составила и др. каноны (см.: Petrides. 1902. P. 235), но они до сих пор не обнаружены); цикл из 8 стихир на Рождество Христово, цикл из 3 стихир на предпразднство Богоявления, цикл стихир на Сретение Господне (см.: Eustratiades. 1932. Σ. 102-105, 106-108).

Большинство, если не все принадлежащие К. стихиры являются самогласными, т. е. К. сама писала музыку для своих текстов, хотя также могла использовать уже известные мелодии. К. редко применяла риторические приемы (напр., в стихирах пяточисленным мученикам (пам. 13 дек.) она использует парономасию), но это ничуть не умаляет поэтического достоинства ее произведений. Песнопения К. свидетельствуют о том, что она знала Свящ. Писание, правосл. богословие, святоотеческие тексты, аскетическую традицию и предшествующую гимнографию (подробнее см.: Simić. 2011). В песнопениях К. затрагивает особенно важные для нее темы: иконопочитание и Боговоплощение, соотношение власти земного царя с властью Царя Небесного, а также посвящает их монашеской жизни, искреннему покаянию и подвигу христ. женщин (см.: Tsironis. 2003; Sherry. 2011; Simić. 2009; Idem. 2011). Последние 2 темы раскрываются в одном из наиболее известных песнопений К.- самогласной стихире плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на «Господи, воззвах» на вечерне Великой среды, нач.: Κύριε, ἡ ἐν πολλαῖς ἁμαρτίαις περιπεσοῦσα γυνή̇ (       ). В основе этого песнопения находится евангельский эпизод Лк 7. 37-48, повествующий о женщине-грешнице, помазавшей миром ноги Христу в доме Симона фарисея. Хотя во мн. рукописях это песнопение обозначается «Εἰς τὴν Πόρνην» (О блуднице), К. не употребляет по отношению к главной героине этого определения. Особо следует отметить ритм этого песнопения: в начале тон более мягкий, но при переходе к прямой речи (монологу героини) его интенсивность резко возрастает и затем еще более усиливается, пока не достигает кульминации. Считается, что в этом песнопении К. запечатлена парадигма великопостного покаяния (подробнее об этой стихире см.: Catafygiotou-Topping. 1981; Dyck. 1986; Каждан. 2002. С. 407-409).

Лит.: Christ, Paranikas. Anthologia. P. 103-104; Krumbacher K. Kasia // SBA. 1897. [Bd. 1]. S. 305-370; Papadopoulos-Kerameus ᾿Α. Νέα στιχηρὰ Κασίας μοναχῆς // BZ. 1901. Bd. 10. N 1. S. 60-61; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 272-275; Petrides S. Cassia // ROC. 1902. Vol. 7. P. 218-244; Tillyard H. J. W. A Musical Study of the Hymns of Cassia // BZ. 1911. Bd. 20. N 2. S. 420-485; Emereau C. Hymnographi Byzantini // EO. 1923. Vol. 22. P. 14-16; Eustratiades S. Κασιανὴ ἡ μελῳδός // Ecclesiastikos Pharos. 1932. Vol. 31. P. 92-112; Τρέμπελας Π. Ν. ᾿Εκλογὴ ῾Ελληνικὴς ῾Υμνογραφίας. ᾿Αθῆναι, 1949. Σ. 246-250; Follieri E. Initia Hymnorum Ecclesiae Graecae. Vat., 1966. Vol. 5/1. P. 285-286. (ST; 215); Rochow I. Studien zu der Person, den Werken und dem Nachleben der Dichterin Kassia. B., 1967; Raasted J. Voice and Verse in a Troparion of Cassia // SEC. 1973. Vol. 3. P. 171-178; Szöverffy. Hymnography. Vol. 2. P. 41-42 [Библиогр.]; Catafygiothu-Topping E. Kassiane the Nun and Sinful Woman // GOTR. 1981. Vol. 26. P. 201-209; Dyck A. R. On Cassia, Κύριε ἡ ἐν πολλαῖς // Byz. 1986. Vol. 56. P. 63-76; Tripolitis A. Kassia: The Legend, the Woman and her Work. N. Y., 1992; Каждан А. П. История визант. лит-ры (650-850 гг.). СПб., 2002. С. 404-419; Tsironis N. The Body and the Senses in the Work of Cassia the Hymnographer: Literary Trends in the Iconoclastic Period // Σύμμεικτα. 2003. Τ. 16. Σ. 139-157; Кассия (Сенина), мон. Прп. инокиня Кассия, песнописица Константинопольская // Вертоградъ. 2004. № 1(80). С. 3, 17-29; она же. «Волною морскою...»: Канон на Великую Субботу, сост. св. инокиней Кассией, песнописицей К-польской: Пер. с древнегреч. и коммент. // Τέχνη γραμματική = Искусство грамматики. Новосиб., 2006. Вып. 2. С. 473-481; eadem (Kassia (Senina), mon.). Remarques sur le canon des défunts écrit par S. Cassia de Constantinople // Scrinium. СПб., 2009. T. 5. C. 317-322; Simić К. Life According to Nature: Ascetic Ideals in a Sticheron by Kassia // Црквене студиjе. Ниш, 2009. № 6. C. 111-121; idem. Kassia's Hymnography in the Light of Patristic Sources and Earlier Hymnographical Works // ЗРВИ. 2011. Кн. 48. С. 7-37; idem. Pesnikinja Kasija: liturgijska poezija i njen slovenski prevod. Novi Sad, 2011; Sherry K. Е. Kassia the Nun in Context: The Religious Thought of 9th Cent. Byzantine Monastic. Piscataway (K. J.), 2011.
Е. Е. М.
Рубрики
Ключевые слова
См.также