[греч. τὰ Κελλία; копт. niri ; лат. Cellia, Cellae; Эль-Муна - араб. , ], один из крупнейших монашеских центров в Н. Египте наряду с Нитрией и со Скитом (Вади-эн-Натрун), известный по источникам c IV по XI в. Руины К. расположены примерно в 60 км к юго-востоку от Александрии и занимают более 100 кв. км. Топоним К. возник вследствие перехода в имя собственное греч. имени нарицательного τὰ κελλία (кельи) и соответствующего ему копт. niri . Возможно, в копт. языке к К. прилагалось и другое, синонимичное название - nimonh (от греч. ἡ μονή), к которому можно возвести арабское наименование К.- Эль-Муна (Evelyn-White. 1932. P. 26). Древние письменные источники помещают К. между Нитрией к северу и Скитом к югу, причем по-разному оценивают расстояние между Нитрией и К. После верной идентификации Нитрии Х. Дж. Эвелин-Уайтом стала возможной и правильная локализация К., предложенная в качестве гипотезы Э. Ф. Ч. де Коссоном в 1937 г. и подтвержденная в ходе раскопок под рук. А. Гийомона в 1964 г. Сведения о жизни в К. в IV-V вв. основаны гл. обр. на письменных источниках, в VI-VIII вв.- на археологических данных.
К. были основаны прп. Аммоном Нитрийским поблизости от учрежденного им же сообщества монахов в Нитрийской пустыне и предназначались для иноков, к-рые желали более строгого уединения. Согласно одной из апофтегм алфавитной коллекции сб. Apophthegmata Patrum,, прп. Антоний Великий однажды посетил авву Аммона в Нитрийской пустыне и тот, сославшись на увеличение числа братии, сообщил прп. Антонию о желании некоторых из них «построить келлии вдалеке, чтобы безмолвствовать» (οἰκοδομῆσαι κελλία μακρὰν ἵνα ἡσυχάσωσι). Авва Аммон попросил прп. Антония выбрать место для новых монашеских поселений. Пройдя за день большое расстояние, на закате они достигли места, где прп. Антоний предложил поставить крест в знак того, что именно здесь будут выстроены новые жилища для нитрийских монахов. Важным обстоятельством, принятым во внимание прп. Антонием, была возможность для иноков Нитрии и нового поселения общаться друг с другом без серьезных затруднений (Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col. 85-88). Основание К. исследователи обычно относят к 338 г., связывая его с путешествием прп. Антония в Александрию (Читти. 2007. С. 60-61).
В качестве одной из особенностей иноческой жизни в К. источники упоминают значительное удаление жилищ монахов друг от друга, чтобы не нарушалось уединение. В конце каждой недели, в субботу вечером, монахи собирались в храме для воскресного богослужения (σύναξις), к-рое завершалось утром следующего дня Божественной литургией. За причащением следовала совместная трапеза монахов - агапа. Письменные источники указывают на храмы как на место проведения агап, однако археологические находки свидетельствуют о том, что при храмах существовали особые помещения для братских трапез.
Наиболее известным из пресвитеров К. в начальную эпоху был прп. Макарий Александрийский (Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 18). Последние 14 лет жизни в К. провел Евагрий Понтийский; 9 лет в К. прожил Палладий, еп. Еленопольский, составивший впосл. «Лавсаик» - одно из наиболее информативных описаний иноческой жизни в обителях Египта. Во 2-й пол. IV в. насельниками К. были также т. н. Долгие (Длинные) братья: прп. Аммоний Долгий, Диоскор (впосл. епископ Гермопольский), Евсевий и Евфимий. В 400 г. они подверглись гонению со стороны Александрийского архиеп. Феофила I по обвинению в оригенизме и были вынуждены покинуть К. вместе с поддержавшей их братией (Socr. Schol. Hist. eccl. VI 7). Впосл. некоторым удалось вернуться, в т. ч. мон. Исааку, который был избран пресвитером К. и устроил здесь по образцу Нитрии странноприимный дом для паломников и больных монахов (почитается как святой в Коптской Церкви). Возможно, в числе изгнанных архиеп. Феофилом монахов был также прп. Иоанн Кассиан Римлянин, который впервые посетил К., путешествуя по Египту в 80-х гг. IV в.
В IV - 1-й пол. V в. в К. был только 1 храм; после IV Вселенского Собора (451) была построена церковь для монахов, не принявших халкидонское вероопределение (ср.: Apophthegmata Patrum // PG. 65. Col. 432). В течение последующего столетия в К., как и во всем Египте, активно распространялось монофизитство, и во 2-й пол. VI в. уже известен монофизитский епископ К.- Иоанн Келлиот. О присутствии здесь православных во 2-й пол. VI - нач. VII в. свидетельствует упоминание К. в «Луге духовном» блж. Иоанна Мосха (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 55, 144, 177; согласно рус. пер. (Иоанн Мосх. Луг духовный. С. 171, 180-181, 210), о К. идет речь также в главах 151, 152 и 178, где в греч. тексте стоит τὰ Μονίδια, однако совр. исследователи считают этот топоним указанием на др. мон-рь - см.: Лурье В. М. Из истории чинопоследований псалмопения: Полная псалтирь в ежедневном правиле (в связи с историей египетского монашества IV-VII вв.) // ВВ. 1999. Т. 58(83). С. 76-83).
Нек-рую информацию о положении К. в VII в. содержит копто-араб. «Книга об освящении храма Вениамином», повествующая о путешествии копт. Александрийского патриарха Вениамина I (622-661) в Нитрийскую пустыню для освящения нового храма скитского мон-ря св. Макария (Дейр-Анба-Макар) зимой 645/6 или 646/7 г. Во время этого путешествия патриарх сделал 2-дневную остановку в К., и неск. местных иноков затем сопровождали его до конца поездки. Согласно «Истории Александрийских патриархов», в состав к-рой в сокращенном виде вошла «Книга об освящении...», патриарх Вениамин посещал К. по крайней мере еще однажды - в 631 г., скрываясь от правосл. Александрийского патриарха Кира, и возобновил пришедшие в запустение обители. Этот же текст содержит подробности о жизни К. в следующем столетии: при копт. патриархе Александре II (705-730) еп. Иоанн Саисский, будучи назначен мусульманскими властями сборщиком налогов с христ. населения, в числе проч. местностей посетил Эль-Муну, где воссоединил с Коптской Церковью нек-рых гайанитов и варсануфиан. Данный фрагмент свидетельствует о том, что вероучительные разногласия, возникшие в среде егип. христиан еще в VI в., и спустя 2 столетия продолжали оказывать влияние на монахов К.
В отличие от Скита, в к-ром сохранились действующие мон-ри, в К., как и в Нитрии, монашеская жизнь почти угасла в течение первых 2 веков после араб. завоевания Египта (639-642). У мусульм. авторов аль-Якуби (IX в.; Al-Jakûbî. 1892. P. 342) и аль-Бакри (XI в., вероятно, с опорой на более ранний источник; El-Bekri. 1859. P. 4-5) содержатся сведения о К. как о заброшенных развалинах, в которых тем не менее, по утверждению аль-Бакри, еще жили отдельные монахи.
В 1965 г., вскоре после обнаружения руин К. экспедицией Гийомона, Французский ин-т восточной археологии совместно с Женевским ун-том начал здесь археологические раскопки (проект EK 8184, публикации отчетов: 1981-2004 гг.). Из-за большой площади подлежащей исследованию территории, на к-рой расположены более 1500 кóмов ( - араб. название холмиков, образовавшихся в результате разрушения сводов и стен строений и заноса развалин песками), необходимо было разделить работу между этими учреждениями. Франц. сектор включал в основном территории зап. части комплекса (Кусур-эр-Рубаият и Каср-эль-Вахайда), швейцарский (руководитель раскопок - Р. Кассер) - вост. части (Кусур-эль-Узайла, Кусур-эль-Абид, Кусур-Иса, позднее также Кусур-эль-Урайма и Кусур-эль-Хигайла). Египетские ученые (Egyptian Antiquities Organization) проводили археологические работы в основном вдоль строившейся железнодорожной ветки Танта-Александрия. В 1990 г. раскопки были свернуты в связи с тем, что ирригация земель для сельскохозяйственных нужд приводила к постоянному повышению уровня подземных вод и местность становилась непригодной для археологических исследований. Накануне полного прекращения работ на территории собственно К. археологи начали раскопки в Ферме, в 11 км к юго-востоку, на большей высоте над уровнем моря. В 1987-1989 гг. Женевским ун-том здесь было обнаружено свыше 100 жилых комплексов, ок. 10 из них раскопано и исследовано; в 2006 г. работы были продолжены в рамках проекта, осуществляемого Йельским ин-том египтологии.
Раскопанные на территории К. комплексы можно разделить на несколько типов. Келья для 1 монаха (такие комплексы относительно редки), как правило, состояла из 4 смежных помещений: молельной, кладовой, помещения для рукоделия и жилой комнаты. В наиболее ранних из них не было предусмотрено ни кухни, ни уборной, ни колодца. По большей части, однако, жилище предназначалось для 2 или даже 3 монахов - вероятно, старца и его учеников. Как правило, келья старца включала молельню и 2 жилые комнаты, в одной был вход в маленькую кладовую; к ней примыкала келья ученика (или кельи 2 учеников), состоявшая чаще всего из молельни и жилой комнаты. Рядом с кельей ученика располагалась кухня с печью для приготовления хлеба, а также ряд др. помещений, назначение которых остается неясным. Территория такого комплекса, включавшего также колодец и резервуар(ы) для воды, была огорожена стеной. В К. обнаружены и комплексы весьма крупных размеров, предназначавшиеся для нескольких (до 10) живших вместе иноков (самый большой - ком 219 в Кусур-эр-Рубаият, 45×60 м - см.: Kellia I. 1969).
Развитие жилых комплексов К. может быть восстановлено по данным раскопок следующим образом. Жилища наиболее примитивной структуры, наполовину врытые в землю, известны лишь по раскопкам в Кусур-Иса; они датируются IV-V вв. В течение VI в. появилось множество строений различной планировки для 1 насельника и для старца с учеником или учениками (известны преимущественно на низменных территориях в Кусур-эль-Узайла). В VII-VIII вв. наблюдается, с одной стороны, усложнение внутренней структуры жилых комплексов, с другой - основание новых поселений, более тесно расположенных на единице площади, возникновение настоящих агломераций прилегающих друг к другу и различным образом ориентированных в пространстве строений. Для VII в. характерно появление в таких комплексах башен и мест отправления культа.
На территории К. обнаружены руины немалого числа храмов, сильно различавшихся по величине и архитектурным особенностям. Древнейшей считается старая северная церковь в комплексе Кусур-Иса, возведенная вскоре после 400 г. Этот однонефный храм, вероятнее всего, имел крышу из деревянных балок, а его алтарь первоначально состоял из единственного прямоугольного в плане помещения. Впосл. к этому помещению были пристроены 2 боковые комнаты, южная с помощью узкого прохода соединялась с подземным убежищем. Над этой церковью в нач. VII в. (по всей видимости, после того как старое здание пришло в негодность) была надстроена еще одна, условно именуемая новой сев. церковью. Трехнефная юж. церковь была выстроена в кон. V в.; рядом с алтарем в ней был расположен баптистерий. В др. комплексах имелись свои храмы, остатки большинства из к-рых обнаружены археологами.
В раскопанных жилых комплексах К. богато представлена эпиграфика. Бóльшая часть надписей выполнена красной охрой на штукатурке, иногда на мраморе, хотя встречаются и нанесенные чернилами или углем. Надписи преимущественно сделаны на бохайрском диалекте копт. языка и являются одними из древнейших памятников этого диалекта; эпиграфика на греческом (с вкраплением коптизмов) менее распространена, на арабском - датируется в основном тем периодом, когда К. были уже оставлены монахами. В надписях чаще всего сообщается о кончине того или иного монаха по стандартному формуляру, реже содержатся пояснения к элементам декора, цитаты из Свящ. Писания или из апокрифических текстов, списки посетивших данный комплекс паломников, молитвы. Надписи на керамике, как правило плохо поддающиеся прочтению, недостаточно изучены. Сохраненные в эпиграфике имена монахов К. в основном библейского или народно-копт. происхождения; иногда в надписях встречаются имена правящего визант. императора и Александрийского патриарха, а также завоевателей, нашествию к-рых Египет подвергался в данную эпоху.
Большинство помещений в К. были в той или иной степени декорированы. Тематика изобразительного искусства разнообразна - от максимально простых геометрических узоров до детально прорисованных животных, птиц, судов. Наиболее частым предметом изображения был крест, в качестве орнаментального мотива постоянно повторяемый на стенах построек, а в качестве объекта поклонения обычно украшавший нишу во внутренней восточной стене молельных комнат. В К. засвидетельствованы изображения греч., лат., лапчатого и других разновидностей креста. Известны отдельные рисунки светского характера (напр., полулежащей у реки женщины, напоминающей Исиду), однако доминирует христианская тематика: изображения Христа Спасителя, близкие к типу Пантократора, монахов, вмч. Мины с верблюдами и др. святых.