КЕННЕШРЕ
Том XXXII , С. 445-446
опубликовано: 22 марта 2018г.

КЕННЕШРЕ

[Кеннешрэ; сир.   - букв. «орлиное гнездо»; араб.  ], средневек. западносир. (яковитский) мон-рь в Сев. Сирии, образовательный и переводческий центр. Согласно араб. географу Якуту (XIII в.; см.: Nau. 1902. P. 108), К. находился на вост. берегу Евфрата напротив г. Джерабис (греч. Европос; ныне Джарабулус, Сирия), в 4 парасангах (ок. 25 км) от Маббуга (Манбиджа) и в 7 (ок. 45 км) от Саруга (ныне Суруч, Турция). Иногда для обозначения К. могла использоваться форма Кеннешрин ( - status absolutus того же слова), в этом случае его следует отличать от г. Кеннешрин (Халкида), располагавшегося в 25 км к юго-западу от Халеба (Алеппо) и имевшего епископскую кафедру (Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 700-701); смешение этих топонимов встречается и в совр. научной лит-ре. В 90-х гг. XX в. испан. археологи попытались идентифицировать руины К. близ места слияния рек Евфрат и Саджур, однако раскопки 2005-2006 гг. под рук. Ю. ад-Дабте подтвердили локализацию К. напротив Джарабулуса.

К. был основан ок. 530 г. Иоанном бар Афтоньей, к-рый, являясь противником решений, принятых на Халкидонском Соборе, и спасаясь от преследований визант. властей, переселился туда с группой монахов из монастыря св. Фомы близ Селевкии Пиерии. Относительно первоначального посвящения К. существуют 2 т. зр.: либо сохранилось наименование бывшей обители в честь св. Фомы (церковь с этим посвящением находилась на скале над мон-рем: Mich. Syr. Chron. T. 3. P. 23), либо мон-рь получил название Бет-Афтонья, под к-рым, возможно, упоминается в источниках. По свидетельству Якута, в период расцвета в К. подвизалось 370 иноков. Cогласно анонимной сир. хронике, доведенной до 724 г., в 623 г. при нападении на Крит и ряд др. островов славяне захватили в плен монахов К. (20 были убиты), к-рые могли переселиться туда, спасаясь от персид. нашествия (ср.: Райт. Очерк. С. 93).

К. был центром ученых исследований, в частности переводов с греческого языка и изучения греч. наследия. Маргинальная заметка в рукописи Oxon. Bodl. Poc. 10 указывает, что знаменитый сир. гимнограф еп. Павел Эдесский (нач. VI в.) переводил греч. гимны Севира Антиохийского «в традициях Кеннешре». Вероятно, в К. были выполнены переводы на сир. язык мн. медицинских трактатов галеновского корпуса, а также астрономических сочинений александрийской школы, к-рые легли в основу трудов Севира Себохта (VII в.), повлиявших на развитие араб. астрономии. В ряде рукописей Севир назван «епископом Кеннешрина», однако этот титул, по всей видимости, относится не к К., а к Халкиде. Выдающиеся деятели Сирийской яковитской Церкви, к-рые получили образование в К. во 2-й пол. VI-IX в.: автор одной из редакций сир. перевода НЗ (616) Фома Харкальский, возможно, Георгий, епископ арабов (ок. 640-724), еп. Иаков Эдесский (ок. 633-708), патриархи Юлиан I (591-594), Афанасий I (595-631), Феодор (649-667), Афанасий II (684-687), Юлиан II (687-708), Георгий (2-я пол. VIII в.) и Дионисий Телль-Махрский (818-845).

В 20-х гг. IX в., в ходе антиаббасидского мятежа Насра ибн Шабаса аль-Укайли, К. был разграблен и сожжен бандой арабов-разбойников. Многие ближневост. мон-ри в эту эпоху подвергались нападению бедуинов, к-рые безнаказанно разоряли христ. обители в условиях политической дезинтеграции халифата и гражданской войны сыновей Харуна ар-Рашида (811-813). Впосл. (до 826) патриарх Дионисий Телль-Махрский получил от правителя Сев. Сирии Усмана ибн Сумамы разрешение вновь отстроить К. Окончательно К. прекратил существование, вероятно, в XIII в.

Из К. происходят 3 ранних сиро-яковитских минология, сохранившихся в рукописях Lond. Brit. Lib. 17147 (VII в.?), 14504 (IX в.) и 14519 (XII-XIII вв.): все они начинаются 1 дек. памятью настоятеля К. Барлахи и включают памяти др. настоятелей обители (наибольшее число (6) - в Lond. Brit. Lib. 14504).

Ист.: Mich. Syr. Chron. Т. 2. P. 171; T. 3. P. 23; Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 1. Col. 259-356; Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques / Éd. F. Nau. P., 1912. P. 31-53. (PO; T. 10. Fasc. 1); Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1995. Т. 2. С. 517-518.
Лит.: Nau F. Histoire de Jean bar Aphtonia // ROC. 1902. Vol. 7. P. 97-135; idem. Fragments sur le monastère de Qenneshre // Actes du XIV Congrès intern. des Orientalistes. P., 1907. Vol. 2. P. 76-135; González Blanco A., Matilla Séiquer G. Cristianización: Los monasterios del ámbito de Qara Qûzâq // Antigüedad y Cristianismo. Murcia, 1998. Vol. 15. P. 399-415; González Blanco A. Christianism on the Eastern Frontier // Archaeology of the Upper Syrian Euphrates: The Tishrin Dam Area: Proc. of the Intern. Symp. Held at Barcelona, Jan. 28th-30th, 1998 / Ed. G. del Olmo Lete, J.-L. Montero Fenollós. Barcelona, 1999. P. 643-662; The Hidden Pearl: The Syrian Orthodox Church and its Ancient Aramaic Heritage / Ed. S. P. Brock e. a. R., 2001. Vol. 2: The Heirs of the Ancient Aramaic Heritage. P. 161-162; al-Dabte Y. Iktia f Dayr Qinnisrn // Mahd al-Hada ra t. Dimaq, 2007. N 2. P. 83-99 (на араб. яз.); Tannous J. Qenneshre // GEDSH. P. 345-346.
А. В. Муравьёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНАНИИ СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ в обл. Тур-Абдин (Турция)
  • АННУРИАНСКИЙ РАСКОЛ (Аннорианский, Толлиурский), разделение в среде инд. христиан-яковитов, возн. в кон. XVIII в.
  • АНТОНИЙ ИЗ ТАГРИТА мон. мон-ря на горе Тагрит, сир. поэт, писатель и богослов (IX в.)
  • БАР-САУМА известный сир. мон-рь
  • ДЕЙР-ЗАФАРАН см. Анании святого монастырь
  • ИАКОВ БАРАДЕЙ († 578), митр. г. Эдессы (ныне Шанлыурфа, Турция); с 542 г. лидер антихалкидонитского движения в Византийской империи
  • ИАКОВ САРУГСКИЙ (Серугский; 451/2 - 521), еп. г. Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в окр. Саруг (пров. Осроена); сир. поэт, богослов антихалкидонитского направления
  • ИБН ДЖАРИР Абу Наср Яхья († после 1079/80), богослов Сирийской яковитской Церкви