КЕХРОВУНИУ
Том XXXII , С. 588-589
опубликовано: 19 апреля 2018г.

КЕХРОВУНИУ

Содержание

[греч. ῾Ιερὰ Μονὴ Κεχροβουνίου], мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы (с сер. XVIII в. также именуется мон-рем «Владычицы ангелов»), жен., действующий, принадлежит Сиросской, Тиносской и Андросской митрополии Элладской Православной Церкви. Расположен примерно в 8 км от г. Тинос, на о-ве Тинос (Киклады, Греция).

История

Десница прп. Иоанна Рильского (мон-рь Кехровуниу)Десница прп. Иоанна Рильского (мон-рь Кехровуниу) По преданию, К. был основан 3 сестрами из сел. Трипотамос, которым во сне Пресв. Богородица велела построить на соседней горе 3 кельи рядом с 3 древними церквами. Ими оказались храмы св. Иоанна Предтечи, св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) и Св. Троицы на вершине горы Кехровуни. На указанном месте было много змей, поэтому сестры решили устроить мон-рь ниже по склону, но каждую ночь орудия строителей чудесным образом переносились на старое место, поэтому кельи в конце концов были построены на вершине. Точное время основания К. неизвестно. Впервые в письменных источниках мон-рь упоминается в документе 1614 г., в котором лат. еп. Тиноса Георгий Перпиньян сообщал наместнику острова Микеле, что с эпохи правления на острове итал. династии Гизи (1207-1390) игумения и эконом К. избирались латинским епископом. Однако обитель могла существовать и ранее. По мнению Д. З. Софианоса, К. возник в XI-XII вв., более ранние датировки (напр., легенда об основании мон-ря в IX в.) он считает необоснованными, т. к. до этого времени на Тиносе не было организованного монашества. С т. зр. Н. Армаколаса, разрозненные исихастирии на горе Кехровуни объединились в централизованный мон-рь примерно в сер. XV в.

В сигиллии К-польского патриарха Кирилла V 1749 г. содержатся важные сведения об истории мон-ря. Этот документ подтверждал несохранившийся сигиллий патриарха Паисия II о ставропигиальном статусе К. Ктитором монастыря назван иером. Макарий (Халвадзис). Видимо, он восстановил заброшенный монастырь в 1-й пол. XVIII в., в т. ч. отстроил кельи и провел воду. В сигиллии также упоминается о пожаре, погубившем монастырский собор, книги и церковную утварь. Из уцелевших реликвий названа икона «Успение Пресв. Богородицы», от к-рой происходили чудеса. Если в 1749 г. К. был мужским монастырем, то в сигиллии 1755 г. он упоминается как женский.

В К. подвизалась прп. Пелагия (Негрепонти, 1752-1834), которой Пресв. Богородица открыла местонахождение Своей чудотворной иконы (см. подробнее в ст. Евангелистрии Пресвятой Богородицы церковь).

В 1833-1834 гг., во время церковной реформы, монастырь не был закрыт благодаря политическому деятелю К. А. Назу, т. к. его сестра Филоксения подвизалась в К. В 1895 г. в К. приняла постриг с именем Феодосия богатая уроженка о-ва Сирос Феодора Кардици. Она выделила большие денежные суммы на преобразование К. В т. ч. на ее средства был построен храм Всех святых, куда перенесли монастырскую усыпальницу из ц. св. Таксиархов. По ее инициативе монастырь приобрел десницу прп. Иоанна Рильского. Феодосия занимала должность игумении К. в 1928-1933 гг. Благодаря медицинским знаниям она безвозмездно оказывала нуждающимся врачебную помощь.

Монастырский комплекс

Колокольня мон-ря Кехровуниу, о-в Тинос. 1979 г.Колокольня мон-ря Кехровуниу, о-в Тинос. 1979 г. представляет собой сочетание традиц. островной и венецианской фортификационной архитектуры. Он окружен стеной высотой 4-5 м и периметром 320 м. Юж. и зап. стены образованы келейными корпусами. Центром комплекса является монастырский двор, от к-рого в разные стороны разбегаются узкие улочки и переходы. На площади находится облицованная мрамором 3-ярусная колокольня (1979). В нише глухой арки 1-го яруса помещено мозаичное изображение Божией Матери «Владычица ангелов» («Кампанариотисса»).

Келья и ц. прп. Пелагии. XIX в. и 1972 г.Келья и ц. прп. Пелагии. XIX в. и 1972 г.

Кроме кафоликона (монастырского собора) на территории монастыря действуют еще 7 церквей. Кафоликон, освященный в честь Успения Пресв. Богородицы, расположен с вост. стороны площади. Он представляет собой 3-нефную базилику (время сооружения неизв.). Кафоликон был разрушен пожаром в 1-й пол. XVIII в. и восстановлен в 1774 г. Иоанном Халвадзисом, племянником иером. Макария (Халвадзиса). В 1900 г. это здание было перестроено и расписано фресками на средства мон. Феодосии (Кардици). Деревянный резной иконостас выполнен в кон. XVIII в. В кафоликоне хранятся чтимые иконы «Успение Пресв. Богородицы» и Божией Матери, названной «Колонная» (τῆς κολόνας), потому что она была обнаружена в земле около колонны во время строительных работ по расширению кафоликона.

С сев. стороны площади находится резиденция игумении (в наст. время реставрируется). Здесь хранились произведения искусства поствизант. периода (напр., рус. плащаница 1558 г.) и монастырские реликвии: деревянное распятие с частицей Честного Креста Господня, мощи великомучеников Меркурия и Георгия, прп. Илариона, св. Параскевы, прп. Иоанна Кукузеля, мч. Полиевкта, прп. Иоанна Рильского, икона Божией Матери «Одигитрия» с флагманского корабля К. Канариса - дар его внучки, принявшей постриг в К. с именем Мелания, а также Евангелие в серебряном окладе (1850) - вклад греческой королевы Ольги Константиновны. Временно эти реликвии размещены в здании больницы, напротив резиденции игумении. Справа от резиденции находится ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» с чтимой фреской Богоматери Катогиотиссы. С юж. стороны площади в церковной лавке продаются иконы, книги и предметы монашеского рукоделия.

В здании б-ки, отреставрированном в 2001 г. (рядом с ц. мц. Христины), хранится 2 тыс. книг, в т. ч. 36 рукописей (Номоканон 1618 г., Анфологион 1665 г., Анастасиматарий-Анфологион 1751 г. и др.). Рядом с библиотекой расположен музей, где выставлены иконы (в т. ч. «Св. Иоанн Предтеча» Михаила Дамаскина, «40 Севастийских мучеников», «Распятие», «Снятие с креста» и др.), церковная утварь и т. д.

С кафоликоном соприкасаются существовавшие с визант. эпохи церкви св. Иоанна Предтечи и Св. Троицы. К северо-востоку от кафоликона сооружена ц. мц. Христины (50-е гг. ХХ в.). В юго-вост. углу монастырского комплекса стоит прежний кладбищенский храм во имя св. Таксиархов. К келье прп. Пелагии примыкает церковь во имя этой святой, построенная в 1972 г.

Современное состояние

Церковь мч. Христины мон-ря Кехровуниу. 50-е гг. XX в.Церковь мч. Христины мон-ря Кехровуниу. 50-е гг. XX в.К. издавна следует особножительному уставу. Каждая келья управляется своей герондиссой (старицей), в подчинении которой находятся от 1 до 3 послушниц. Экономически кельи являются независимыми. Общими делами монастыря руководит игумения с советом из 3 избираемых монахинь. В нач. ХХ в. число сестер в К. достигло 120 чел., в нач. 70-х гг. XX в.- 80, в наст. время в мон-ре подвизается 35 насельниц, игумения - Иулиания (Ригопулу).

Последние годы в К. ведутся реставрационные работы в ц. мц. Христины, трапезной, игуменской резиденции. Отреставрированы музей, б-ка, архондарик и больница.

Престольные праздники: Успение Пресв. Богородицы (15 авг.), память прп. Пелагии (23 июля), к-рая установлена в день 3-го видения ей Богоматери, обретение честной главы прп. Пелагии (8 окт.).

Лит.: Κόκορης Δ. Θ. ᾿Ορθόδοξα ῾Ελληνικὰ Μοναστήρια. ᾿Αθῆναι, 19972. Σ. 355; Λέκκος Ε. Π. Τὰ μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1998. Τ. 2. Σ. 363-365; Δούκα Μ., Σαρρή Λ. Μοναστήρια της Τήνου. Αθήνα, 1999; Ιερά Μονή Κεχροβουνίου Τήνου̇ Πρακτικά επιστημονικής συνάντησης 4.9.1997. Αθήνα, 1999; Κοκκίνης Σ. Τὰ μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ᾿Αθῆναι, 19992. Σ. 201; Σοφιανός Δ. Ζ. Ιερά Μονή «Κοιμήσεως της Θεοτόκου Κυρίας Αγγέλων» Κεχροβουνίου Τήνου. Τήνος, 2000; idem. Τηνιακά Μελετήματα. Τήνος, 2005. 2 τ.; Ιουλιανή (Ρηγοπούλου), ηγουμενία. Ιερά Μονή Κεχροβουνίου Τήνου. Τήνος, 2005; Θλωράκης Α. Ε. Η Παναγία της Τήνου και η Μονή Κεχροβουνίου. Αθήνα, 2007; Παναγία Τήνου και Μονή Κεχροβουνίου. Αθήνα, 2009. (Μοναστήρια και Προσκυνήματα της Ελλάδος; 19); Δίπτυχα. 2013. Σ. 837.
О. В. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также