КИНИГУ
Том XXXIII , С. 531-532
опубликовано: 23 июля 2018г.

КИНИГУ

Кафоликон мон-ря Кинигу. Рисунок. ХХ в.Кафоликон мон-ря Кинигу. Рисунок. ХХ в. [греч. Κυνηγοῦ], мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи, жен., действующий, общежительный. Принадлежит Месогейской и Лавреотикийской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен у сев. подножия горы Имитос (Аттика). Основан во 2-й пол. XI или в нач. XII в. В кон. XII в. игуменом К. был Василий Киниг, по родовому имени к-рого мон-рь получил свое название. Упоминание о нем содержится в переписке Афинского митр. Михаила Хониата (Акомината). Обитель также именовалась мон-рем Философон (Θιλοσόφων, т. е. философов). Видимо, его ктиторы были связаны с расположенным близ Димицаны мон-рем Философу, также посвященным св. Иоанну Предтече. В нач. XIII в. племянник Василия Лука Киниг обновил К. В надписи на надгробной плите 1235 г. упомянуты «монах Лука ктитор с Философом». Игум. Неофит (упом. в 1238) построил дорогу, которая соединяла Афинскую и Месогейскую равнины.

А. Х. С. Миго датировал монастырский собор (кафоликон) 2-й четв. XII в. Однако на фрагменте мраморной плиты, находившейся ранее над одним из порталов наоса, сохранилась надпись с указанием года строительства собора - 1205 г. Кафоликон относится к купольным храмам типа вписанного креста. Своды опираются на мощные предалтарные столбы, в зап. части - на 2 изящные мраморные колонны с ионическими капителями. Апсида 3-гранная с 2-частным окном. Барабан 8-гранный, грани оформлены колонками. Преобладает кладка из неотесанных камней и плинфы; обработанные камни использованы только в кладке конхи и барабана. Нижние части стен сложены из больших частично отесанных блоков туфа, каменных плит и плинфы. Выложенные плинфой арочные полукружия над окнами и порталом составляют скупой, но выразительный декор храма. Над входом в нартекс в стену вмонтирована плита визант. саркофага с рельефными изображениями крестов. В XVII в. к наосу был пристроен нартекс с куполом, в XVIII в.- стоя с арками, часть к-рой снесена. У местных жителей сложилась традиция обвязывать мраморные колонны храма лентами и нитями в надежде, что это избавит их от болезней и др. несчастий.

Фрагменты мраморной алтарной преграды XIII в. хранятся в Византийском музее в Афинах. В росписи кафоликона различают 3 периода - XVII, XVIII и XIX вв., сохранились также фрагменты фресок XIII-XIV вв. К визант. периоду относятся зап. ворота мон-ря. Во дворе, к югу от стои, сохранилась колонна с вырезанным на ней анафематствованием тем, кто покусится на монастырское имущество.

В османский период К. владел подворьями первомц. равноап. Феклы в Ставросе, свт. Николая Чудотворца (Леондариу) в Кандзе, ап. Иоанна Богослова в Еракасе, свт. Николая Чудотворца в Гуди (рядом с совр. больницей «Сотирия») и св. Иоанна Предтечи (около станции метро «Айос-Иоанис»).

В 1833 г. К. был закрыт, в 1837 г. его имущество было конфисковано гос-вом. С 1916 г. монастырский собор действовал как парекклисион, приписанный к ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Пеании. В 1921 г. К. был объявлен памятником визант. архитектуры. В годы второй мировой войны он использовался как загон для скота. В 1943 г. была предпринята попытка возрождения обители - К. стал подворьем мон-ря Пресв. Богородицы Фанеромени на о-ве Саламин. Отреставрирован в нач. 60-х гг. ХХ в. В 1969 г. был преобразован в подворье мон-ря Клистон (Κλειστῶν), в 1975 г. здесь поселилась жен. монашеская община. Монахини занимаются иконописью и шитьем, изготавливают свечи. В наст. время (2013) в К. подвизается 9 монахинь, игумения - Тавифа (Асфи) (Δίπτυχα. 2013. Σ. 705).

Престольный праздник: Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 авг.).

Лит.: Megaw A. H. S. The Chronology of Some Middle-Byzantine Churches // AnnBSA. 1931/1932. Vol. 32. P. 90-130. Pl. 27-31; Μαμαλούκος Σ. Ο πυλώνας της Μονής του Αγίου Ιωάννου του Κυνηγού στον Υμηττό // Αρμός: Τιμητικός τόμος στον καθηγητή Ν. Κ. Μουτσόπουλο. Θεσσαλονίκη, 1991. Τ. 2. Σ. 1107-1119; Λέκκος Ε. Π. Τά μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1998. Τ. 2. Σ. 333-334; Κόκορης Δ. Θ. ᾿Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ᾿Αθήνα, 20023. Σ. 29-30; Μπούρας Χ., Μπούρα Λ. ῾Η ῾Ελλαδική ναοδομία κατά τόν 12ο αἰώνα. ᾿Αθήνα, 2002. Σ. 198-201; Μοναστήρια της Ηπειρωτικής Ελλάδας. Αθήνα, 2008. Σ. 270-271; Электр. ресурс: www.eie.gr/byzantineattica/view.asp?cgpk=.
О. В. Л., Э. В. Ш.
Рубрики
Ключевые слова
См.также