ЛАМПАД
Том XXXIX, С. 746
опубликовано: 27 марта 2020г.

ЛАМПАД

Содержание

Прп. Лампад. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 120 об.)Прп. Лампад. Миниатюра из греко-груз. рукописи. Кон. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 120 об.)[Греч. Λαμπαδός] (Х в. (?)), прп. (пам. 5 июля). Сохранилось краткое житие этого святого, включенное в Синаксарь К-польской Церкви (SynCP. Col. 800) и др. визант. Синаксари. Л. с юности посвятил себя аскетической жизни. Он подвизался в пещере в окрестностях Иринополя. В Византии существовало неск. городов с таким названием. Поскольку в служебной Минее Sinait. gr. 625 (XI в.) уточняется, что Л. жил близ «Иринополя Декапольского» (Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 271), исследователи установили, что речь идет об Иринополе в исаврийском Декаполе. Л. прославился как чудотворец, и к нему приходило множество верующих, прося о духовных наставлениях и исцелениях. После смерти Л. от его мощей продолжали происходить чудеса. Согласно Житию, мощи оставались в пещере подвижника. Однако в каноне, посвященном этому святому, анонимный гимнограф упоминает, что «мы обладаем ракой с мощами Л.»; архиеп. Сергий (Спасский) предположил, что речь идет о жителях К-поля, т. е. со временем мощи или часть мощей Л. были перенесены в столицу Византийской империи (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 255).

Хотя синаксари не содержат указаний на время жизни Л., болландисты считают, что это был Х в. (ActaSS. Iul. T. 2. Р. 246). Архиеп. Сергий полагал, что Л. жил не позднее Х в., т. к. указания на празднование его памяти вошли в агиографические памятники этого столетия (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 255).

В ряде визант. календарей сведения об Л. приводятся не под 5, а под 4 июля (напр., в синаксарях семейства В по классификации И. Делеэ - SynCP. Col. 797; PG. 117. Col. 524).

Ист.: ActaSS. Iul. Т. 2. Р. 246-247; SynCP. Col. 797, 800; Νικόδημος. Συναξαριστής. 1998. Τ. 6. Σ. 31.
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 200; Т. 3. С. 255; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 270-271; Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2008. Τ. 11: ᾿Ιούλιος. Σ. 65-66.
О. В. Л.

Иконография

В греч. руководстве для иконописцев поствизант. времени - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730 - 1733) - описание внешности Л. помещено в разд. «Преподобные отцы наши отшельники» (Ч. 3. § 13. № 70). При этом у Л., единственного из аскетов, обозначен возраст, нетипичный для этого вида подвига: «Молод, с короткой раздвоенной бородой», видимо, как отражение того, что святой удалился от мира в юности (Ерминия ДФ. С. 174).

В соответствии с чином преподобного Л. изображают в монашеских одеждах - мантии, рясе, в схиме, с куколем. Образ святого встречается в минейных циклах некоторых балканских храмов, напр., в росписи ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317/18),- погрудно и Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) - в рост, борода клинообразная, волосы кудрявые с проседью, свиток в левой руке.

На миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов, кон. XV в. РНБ. О.I.58. Л. 120 об.) Л. изображен в рост, седовласым, с большими залысинами на лбу, с клиновидной бородой средней длины, на нем коричневого цвета мантия, лиловый подрясник, схима, куколь на плечах, в правой руке держит крест, в опущенной левой - свернутый свиток.

В рус. сводном иконописном подлиннике по списку Г. Д. Филимонова (XVIII в.) описание облика Л. включено под 5 июля: «…подобием стар, власы просты, надсед, брада, аки Николина, проста, риза едина ряска, в руках четки» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 381); перед ним следует рекомендация по изображению прп. Афанасия Афонского. В Строгановском подлиннике (1-я четв. XVII в.) по списку С. Т. Большакова память святого отсутствует, под 5 июля приведено описание только прп. Афанасия Афонского (Большаков. Подлинник иконописный). Изображение Л. не встречается и в иконописных минеях рус. традиции, где под 5 июля представлен образ прп. Афанасия Афонского.

В руководстве акад. В. Д. Фартусова, составленном в нач. XX в. «на основании исторических и археологических сведений», описания носят сопоставительно-предположительный характер. Так, о внешности Л., гл. обр. на основании Филимоновского подлинника, сказано: «Старец греческого типа, волосы просты, с проседью, борода невелика, кругла и проста; быв жителем пустыни, он одет был в одну власяницу и ходил босой. В хартии у него можно делать надпись, по житию: От юности постническому житию вдавшийся, и в вертепе пустынном до старости Богоугодно поживший» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 335).

Лит.: Миjовић. Менолог. С. 281, 303; Евсеева. Афонская книга. С. 315.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ (ок. 420 – ок. 470), прп. (пам. 14 февр.; 28 янв., 12, 15 февр., 15 апр.), отшельник, гимнограф
  • АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)
  • АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
  • АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
  • АКАКИЙ (ок. 370 – ок. 438), еп. Мелитинский, прп. (пам. 17, 16 или 18 апр.)
  • АКАКИЙ НОВЫЙ КАВСОКАЛИВИТ († 1730), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 12 апр.)
  • АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)
  • АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ (Алексий; 1371–1439), прп. (пам. 9 июня и в Соборе Вологодских святых)