Ираклий (мирское имя Иосиф; 1734, мест. Ушачи Полоцкого воеводства, Речь Посполитая (ныне поселок Витебской обл., Белоруссия) - 30.08.1809, г. Орша Могилёвской губ. (ныне Витебская обл., Белоруссия)), униат. архиеп. Полоцкий (с 1784), униат. митр. Киевский и Галицкий (с 1806). Род. в обедневшей семье белорус. шляхтичей, принадлежавших к дворянскому роду Одровонж-Лисовских. Был крещен в католич. Церкви по лат. обряду, но с детства посещал униат. церковь в родном городе, которую окормляли монахи ордена василиан. По окончании начальной школы в Ушачах принял решение вступить в братию василианского монастыря при Софийском соборе в Полоцке; в монастырской школе изучал философию и богословие. Там Л. был пострижен в монашество с наречением имени Ираклий. Вскоре по рукоположении в сан пресвитера стал игуменом полоцкого Софийского мон-ря, затем настоятелем василианского Покровского мон-ря в Орше, с 1778 г. был архимандритом Онуфриевского мон-ря в с. Онуфриеве (Онуфрево) Могилёвской губ. (ныне дер. Селец Могилёвской обл., Белоруссия). В 1780 г. после избрания Полоцкого архиеп. Иасона Смогоржевского униат. митрополитом Киевским Л. вошел в состав консистории Полоцкого униатского архиепископства, стал управляющим делами архиепископства. С 1782 г. исполнял обязанности протоигумена Белорусской провинции василиан, включавшей ок. 20 монастырей. В 1784 г. с одобрения имп. Екатерины II Алексеевны митр. И. Смогоржевский назначил Л. на Полоцкую кафедру. 7 апр. того же года униат. Пинский еп. Гедеон Горбацкий в сослужении католич. Могилёвского архиеп. Станислава Богуша-Сестренцевича совершил епископское рукоположение Л. В 1785 г. Л. подчинил своей юрисдикции василианские мон-ри в епархии. Управляя Полоцким архиеп-ством, Л. стремился очистить греко-католич. богослужение от элементов латинизации, которая активно проводилась в униат. Церкви после Замойского Собора, состоявшегося в 1720 г. при митр. Льве Кишке. Л. приветствовал восстановление в храмах иконостасов, использование за богослужением правосл. книг, ношение облачений византийского, а не лат. обряда, а также разрешал униат. духовенству отпускать бороды.
После 3-го раздела Речи Посполитой (1795) митр. Феодосий Ростоцкий отказался принести присягу на верность имп. Екатерине II и ее указом от 6 сент. 1795 г. был отстранен от управления униат. Церковью; в Российской империи были ликвидированы все униат. кафедры, кроме Полоцкой. Т. о., Л. фактически возглавил униат. Церковь в России, а также орден василиан, для управления к-рыми 19 янв. 1796 г. им была создана специальная консистория. Несмотря на протесты василиан, Папский престол ввиду сложных обстоятельств утвердил полномочия Л. в отношении ордена. С 1796 г. архиепископ совершал визитации василианских мон-рей, назначал их настоятелей.
В 1796 г. с разрешения имп. Екатерины II Л. провел визитацию униат. приходов в укр. губерниях. В это время началось массовое присоединение униатов к правосл. Церкви, но часть униатов стала переходить в лат. обряд, что позволяло им оставаться в католич. Церкви. Однако Л. не одобрял переход униатов в лат. обряд. Он распространил среди униатского духовенства послание, в котором призвал не чинить препятствий в соединении с правосл. Церковью. Это вызвало недовольство части духовенства и мирян. 28 апр. 1798 г. имп. Павел I Петрович восстановил ранее упраздненные Луцкое и Брестское униат. еп-ства, сохранив полномочия Л. как главы униат. Церкви в Российской империи. Несмотря на обращения к императору с жалобой на бедственное положении униатов, архиепископу не удалось добиться положительных результатов. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации, с т. зр. Л., было воссоединение Русской Православной и Римско-католической Церквей; с этими идеями Л. обращался к папе Римскому Пию VII (1800-1823) и просил его начать переговоры с имп. Павлом I, пользуясь благосклонностью императора к католицизму. В рамках подготовки проекта по воссоединению Церквей Л. усилил деятельность по приведению обрядов униат. Церкви в соответствие с визант. обрядом правосл. Церкви, удаляя из них все латинские элементы, что было негативно воспринято василианами и значительной частью униатского духовенства. Ввиду противостояния между василианами и Л. в 1802 г. была ликвидирована Белорусская пров. ордена, монастыри которой были подчинены протоархимандриту Литовской пров., однако в 1804 г. Л. удалось добиться решения правительства о подчинении мон-рей бывш. Белорусской пров. Полоцкому архиепископу.
В 1802-1803 гг. Л. совершил поездку в Палестину, чтобы познакомиться с жизнью восточных православных Церквей; это вызвало недовольство Папского престола. По возвращении Л. стало известно об очередном массовом переходе униатов в латинский обряд, в связи с чем он отправил имп. Александру I Павловичу доклад, на основании к-рого 4 июля 1804 г. император запретил переход униатов в латинский обряд, а 12 июля в Римско-католическую духовную коллегию (см. ст. Департамент духовных дел иностранных исповеданий) были введены униат. епископы и по 3 представителя униат. духовенства от каждой епархии. В том же году Л. выступил с инициативой разделения Римско-католической духовной коллегии на 2 отдела - лат. и вост. обрядов. 16 июня 1805 г. имп. указом в Римско-католической духовной коллегии был учрежден Греко-униатский департамент, к-рый возглавил Л.
24 июля 1806 г. имп. указом в униат. Церкви была восстановлена митрополия, на которую был назначен Л. с титулом «митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси», но без определения места пребывания кафедры. В состав митрополии были включены Полоцкое архиеп-ство, Луцкое и Брестское еп-ства, в к-рых насчитывалось ок. 1400 униат. приходов. Л. стремился добиться утверждения своего титула Папским престолом, однако из-за политических причин и отказа Л. от управления униатами Галиции, входившей в состав Австрийской империи, папа Римский Пий VII не признал за Л. титул митрополита. Папской буллой «In universalis Ecclesiae regimine» от 22 февр. 1807 г. была учреждена униат. Галицкая митрополия с центром во Львове, ставшая преемницей т. н. Русской митрополии. Л. удалось заключить соглашение с председателем Римско-католической духовной коллегии католич. Могилёвским архиеп. С. Богушем-Сестринцевичем; по этому соглашению все униаты, перешедшие с 1798 г. в лат. обряд, должны были вернуться в униат. Церковь (утверждено сенатом в 1810).
Из-за отсутствия фиксированного местопребывания митрополичьей кафедры резиденция митрополита и консистория митрополии сначала находились в Онуфриевском мон-ре. В 1806 г. Л. удалось изъять из ведения ордена василиан Софийский собор в Полоцке, при котором располагался василианский мон-рь. 16 дек. 1806 г. был издан имп. указ о передаче здания полоцкого Софийского мон-ря Полоцкому архиепископу. В нач. 1807 г. в бывшем василианском мон-ре Л. открыл Полоцкую униатскую ДС, ставшую единственным местом по подготовке униатского духовенства, а также перенес в Полоцк митрополичью консисторию. Желая разделить митрополию и Полоцкое архиепископство, Л. составил проект перенесения центра митрополичьей епархии и митрополичью консисторию в Вильну (утвержден имп. указом от 14 февр. 1809), однако митрополичья кафедра была перемещена из Полоцка в Вильну уже после смерти Л. Он был похоронен в с. Струнье близ Полоцка, где находилась митрополичья резиденция.
Л. был награжден орденами св. Станислава, св. блгв. кн. Александра Невского и св. Владимира.