ЛИЦИНИЙ
Том XLI, С. 314-316
опубликовано: 4 августа 2020г.

ЛИЦИНИЙ

Имп. Лициний. Фоллис. Аверс. Реверс. 317–320 гг.Имп. Лициний. Фоллис. Аверс. Реверс. 317–320 гг. [Валерий Лициниан Лициний; Ликиний; лат. Licinius; греч. Λικίνιος] (ок. 265, В. Мёзия - весна 325, Фессалоника или Серры?), рим. имп. (11 нояб. 308 - сент. 324). Происходил из семьи крестьян-даков. Начав военную карьеру, Л. добился дружбы и расположения имп. Галерия (цезарь с 293, август в 305-311), соправителя Диоклетиана (284-305); Л. сопровождал Галерия во время войны с персами в 298 г. и в др. кампаниях. С 305 г. Л. занимал посты одного из ближайших советников Галерия в Никомидии (ныне Измит, Турция). В 307 г. он был отправлен в Рим с дипломатической миссией для урегулирования отношений между Галерием как главой тетрархии, имп. Максенцием (306-312) и его отцом имп. Максимианом Геркулием (285-305, 307-308), к-рые были провозглашены императорами в Риме вопреки воле Галерия. Л. не удалось добиться полного подчинения узурпаторов Галерию, однако на нек-рое время гражданские войны в империи прекратились, что свидетельствует о частичном успехе миссии Л. Контакты между императорами в 308 г. привели к их взаимному признанию и заключению более прочных соглашений на встрече императоров в Карнунте (Паннония, в 80 км к востоку от совр. Вены, Австрия). Там же в присутствии Диоклетиана, Галерия, Максенция, Максимиана Геркулия и Константина Л. был провозглашен августом и тем самым занял 2-е после Галерия место в имп. иерархии и управлял диоцезами Паннония и Иллирик. В 309 г. Л. и Константин занимали посты консулов. Согласно эдикту Галерия от 310 г., Л. был одним из 4 законных августов империи наряду с Галерием, Максенцием и Константином. Летом 311 г., после смерти Галерия, состоялась встреча Л. и Максимина Дайи, на к-рой было достигнуто соглашение о разделе владений Галерия. При этом большую часть наследства Галерия получил Максимин, к-рый в течение неск. недель до совещания с Л. активно оккупировал анатолийские провинции. Л. достался лишь небольшой диоцез Фракия. Максимин также претендовал на роль старшего августа, объявил сына Галерия Кандидиана и своего сына Максима цезарями. В нач. 312 г. Л. вступил в союз с Константином, к-рый был закреплен помолвкой Л. и Констанции, сводной сестры Константина. В февр. 313 г. была организована встреча Л. и Константина в Медиолане (ныне Милан, Италия). На ней совместно 2 императорами был издан Миланский эдикт о веротерпимости, а также состоялась свадьба Л. и Констанции. В нач. весны 313 г. Максимин Дайя развязал войну против Л., переправил свои войска через Боспор из М. Азии во Фракию, захватил после короткой осады Византий и Ираклию Фракийскую. 30 апр. 313 г. произошло решающее сражение между Л. и Максимином на Серенских (Эргенских) полях (близ Цурула, ныне Чорлу, Турция), в к-ром Л. одержал победу и вынудил Максимина бежать на Восток. После гибели Максимина летом 313 г. Л. объединил под своей властью весь Восток Римской империи.

В нач. 10-х гг. IV в. Л. проявил себя как активный сторонник прекращения гонений на христиан и установления религ. толерантности в империи. Он поддержал Миланский эдикт и религиозную политику Константина. 15 июня 313 г., еще до завершения войны с Максимином, Л. прибыл в Никомидию и провозгласил эдикт о толерантности, созвучный с Миланским, для всего Востока империи. Текст эдикта на латыни сохранился в труде Лактанция «О смертях преследователей» (Lact. De mort. persecut. 48). Греч. версию того же текста привел Евсевий Памфил, но уже как эдикт Константина (Euseb. Hist. eccl. X 5). Пропаганда Л. в это время активно демонстрировала интерес императора к единобожию. Был распространен рассказ о видении Л. накануне сражения с Максимином. Согласно изложению этой истории Лактанцием, междоусобная война императоров имела религ. смысл: Максимин перед битвой дал обеты Юпитеру, Л. во сне явился ангел Божий и приказал императору молиться Всевышнему о победе. Проснувшись, Л. продиктовал писцам текст молитвы, к-рая была зачитана всему войску (текст известен по: Lact. De mort. persecut. 46). В молитве Л. не содержится прямых указаний на то, что она христианская, однако ее смысл явно был связан с поддержкой Единого Бога, святого, всевышнего, покровителя гос-ва и войска. Представления Л. о Боге отчетливо отделялись от традиц. культа верховного божества римлян. Осенью 313 г., после победы над Максимином, Л. преследовал сторонников тех языческих культов и жречества, которые ранее занимали наиболее активную позицию с поддержкой Максимина (Euseb. Hist. eccl. IX 11). Репрессиям подверглись также родственники потерявших власть императоров, участвовавших в гонениях на христиан. По приказу Л. были казнены жена и дети Максимина Дайи, цезарь Кандидиан, Севериан (сын имп. Флавия Севера), вдова Диоклетиана Приска и ее дочь Валерия (Ibidem; Lact. De mort. persecut. 50-51).

В течение 9 лет (313-324) Л. управлял Востоком; его резиденция находилась в Никомидии. Первоначально его власть была признана зап. соправителем Константином, и между 2 императорами сложился союз. Однако постепенно взаимоотношения соправителей обострялись: в 316 г. между ними началась 1-я война и войска Константина вторглись в подконтрольную Л. Паннонию. 8 окт. 316 г. в битве при Цибалах (ныне Винковци, Вост. Хорватия) Л. был разбит и, отступая на восток, потерял контроль над Паннонией и Иллириком. Пытаясь укрепить свое положение на Балканах, он вскоре провозгласил цезарем Гая Аврелия Валерия Валента, командующего дунайским лимесом. Однако переломить ход войны в свою пользу Л. не удалось. 1 марта 317 г. в ходе мирных переговоров в Сердике, уже захваченной Константином, Л. был вынужден согласиться на мирный договор на невыгодных для себя условиях. Занятые Константином земли переходили окончательно под его власть; Валент был казнен по требованию Константина, а новыми цезарями были провозглашены сыновья Константина Крисп и Константин Младший, а также малолетний сын Л. Лициниан, родившийся от брака с Констанцией в 315 г.

Имп. Лициний с сыном. Золотая монета. Аверс. 320 г.Имп. Лициний с сыном. Золотая монета. Аверс. 320 г.Имп. Лициний. Бронзовая монета. Аверс. Реверс. 320 г.Имп. Лициний. Бронзовая монета. Аверс. Реверс. 320 г.Мирное соглашение было непрочным, и в последние годы своего правления Л. постоянно находился под угрозой новой конфронтации с Константином. О его политике в это время известно лишь немногое. Первоначально провозглашенная Л. толерантность благоприятно сказалась на развитии христ. Церкви. Гонения были прекращены на длительное время; положение общин, их иерархия и повседневная жизнь стабилизировались. Мн. известные епископы крупных общин Востока были возведены на кафедры в 313-314 гг. (Евсевий Памфил, Макарий Иерусалимский, святители Александр Александрийский, Иаков Нисибинский, Александр I К-польский, Виталий I Антиохийский и др.). Однако в последние годы правления Л. стал преследовать христиан. Вероятно, причиной гонений была поддержка христиан со стороны Константина, в результате чего все христ. общины на Востоке Л. и его советники постепенно начали воспринимать как неких агентов влияния врага. Ок. 320 г. Л. издал 2 эдикта, существенно ограничивавшие права христиан. Первым объявлялся запрет епископам иметь контакты друг с другом без одобрения властей и созывать Соборы. Второй эдикт содержал запрет мужчинам и женщинам из числа христиан посещать литургии совместно, а также запрет незамужним женщинам общаться с епископами. Совершать литургии и проводить собрания христиан разрешалось только за пределами городов. Кроме того, изгонялись с военной службы офицеры, отказавшиеся участвовать в традиц. обрядах с принесением жертв богам Рима. После введения этих мер между христианами и рим. чиновниками начались конфликты; появились новые мученики, казненные за отказ следовать предписаниям Л.; было разрушено неск. храмов (Euseb. Hist. eccl. X 8; Idem. Vita Const. I 50-57; II 1-2, 66; Athanas. Alex. De decret. Nic. Syn. 41; Socr. Schol. Hist. eccl. I 3; Sozom. Hist. eccl. I 7; Gelas. Cyzic. Hist. eccl. III. App. 1; Theodoret. Hist. eccl. I 20). Среди христиан, пострадавших в это время, наиболее известны свт. Виталий Антиохийский, Севастийские мученики. В то же время политический смысл преследований остается не вполне понятен. Возможно, гонения были устроены лишь для того, чтобы спровоцировать нападение Константина и расправиться с ним. Свидетель событий Евсевий Памфил считал, что эдикты Л. должны были послужить лишь подготовкой к полномасштабному гонению, но осуществить его Л. не позволило вмешательство Константина.

Нараставшее напряжение между Л. и Константином проявилось уже в 321 г., когда оба императора назначили консулов отдельно для Запада и Востока империи, не согласовывая решения друг с другом. 25 дек. 323 г. Константин издал эдикт, явно направленный против политики Л., к-рым прямо запрещалось принуждать христиан участвовать в традиц. жертвоприношениях (CTh. XVI 2. 5).

В кон. 323 г. началась 2-я война. Л. собрал войска у Адрианополя (ныне Эдирне, Турция). Император провозгласил своим соправителем полководца Мартиниана (Aur. Vict. Epitom. 41. 6). 3 июля 324 г. на р. Гебр (ныне Марица) состоялась битва, в к-рой Л. вновь потерпел поражение. Вскоре флот Л. под предводительством Аванта также был разгромлен в сражении на Геллеспонте. Конец июля 324 г. Л. провел в Византии, укрепляя город для длительной обороны. Гарнизон, оставленный Л. в Византии, должен был сковать силы Константина у Боспора и не позволить ему переправиться в М. Азию. Л. отправился на Восток, чтобы собрать новую армию. Константин, проведя более 2 месяцев в осаде Византия, в сер. сент. все же переправил свои главные силы через Пропонтиду. 18 сент. 324 г. состоялось сражение при Хрисополе (ныне Ускюдар, район Стамбула на вост. берегу Босфора). Л. скорее всего не успел собрать все войско, вынужден был вступить в бой с ограниченными силами и был окончательно разбит. Цезарь Мартиниан погиб, Л. сдался Константину и отрекся от власти. По соглашению с Константином ему была сохранена жизнь и позволено поселиться как частному лицу в Фессалонике под надзором победителя. Однако веcной 325 г., вероятно заподозрив Л. в тайных замыслах вернуться к власти, Константин приказал его казнить. Одновременно с Л. был казнен и его сын Лициниан.

Лит.: Alföldi A. The Conversion of Constantine and Pagan Rome. Oxf., 1948; Fortina M. La politica religiosa dell'imperatore Licinio // RSCl. 1959. T. 7. P. 245-265; 1960. T. 8. P. 3-23; PLRE. Vol. 1. P. 509-510; Seeck O. Licinius // Pauly, Wissowa. T. 13. Sp. 222; Barnes T. D. Constantine and Eusebius. Camb. (Mass.), 1981; idem. New Empire of Diocletian and Constantine. Camb., 1982; DiMaio M., Zeuge J., Zotov N. Ambiguitas Constantiniana: The Caeleste Signum Dei of Constantine the Great // Byz. 1988. Vol. 58. P. 333-360; ODB. Vol. 2. P. 1225-1226; Рудоквас А. Д. Вопрос о так называемых «гонениях» Лициния и полит. сторона арианского раскола // Античное общество: Проблемы полит. истории. СПб., 1997. С. 135-146; Smith R. R. The Public Image of Licinius I: Portrait Sculpture and Imperial Ideology in the early IVth Cent. // JRS. 1997. Vol. 87. P. 170-202; Gearey J. R. The Persecution of Licinius: Diss. Calgary, 1999; Тюленев В. М. Лактанций: Христианский историк на перекрестке эпох. СПб., 2000; Коптелов Б. В. Император Лициний на переломе эпох. М., 2008; Van Dam R. The Roman Revolution of Constantine. Camb., 2008; www.roman-emperors.org/licinius.htm [Электр. ресурс].
И. Н. Попов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТ ОКТАВИАН [Гай Юлий Цезарь Октавиан] (63 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.), римский император
  • АВРЕЛИАН [Клавдий Луций Валерий Домиций Аврелиан] (214– 275), римский император
  • АДРИАН Публий Элий (76-138), рим. император (117-138)
  • АЛЕКСАНДР СЕВЕР (208–235), рим. император в 222 - 235