ВАСИЛИЙ
Том VII , С. 88-89
опубликовано: 30 ноября 2009г.

ВАСИЛИЙ

(Лужинский Василий (Бенедикт) Стефанович; 1791, с. Ст. Рудня Рогачёвского у. Могилёвской губ.- 26.01.1879, С.-Петербург), архиеп. Полоцкий и Витебский. Род. в семье униатского свящ. из дворян Стефана Лужина-Лужинского. После смерти отца В. воспитывался у двоюродного дяди помещика Кельчевского, католика. С 1807 г. обучался в Полоцкой униатской семинарии, с 1814 г.- в Полоцкой иезуитской академии, с 1816 г.- в Главной католич. семинарии при Виленском ун-те. В 1819 г. получил степень канд. философии, в следующем году - степень магистра богословия, в 1825 г.- степень д-ра богословия за соч. «Commentatio inauguralis exegetico critica de origine Evangelium Mattaei, Marci et Lucae» (Критические комментарии источника синоптических Евангелий).

Василий (Лужницкий), архиеп. Полоцкий. Гравюра. 2-я пол. XIX в.Василий (Лужницкий), архиеп. Полоцкий. Гравюра. 2-я пол. XIX в.

После окончания обучения Лужинский вернулся в Полоцк и стал одним из ближайших помощников униатского архиеп. Иоанна Красовского, стремившегося к очищению униатской Церкви от католич. влияния и вводившего в униатские храмы правосл. обряды. 6 авг. 1819 г. Лужинский был рукоположен во священника целибатом, в следующем году назначен префектом и инспектором Полоцкой униатской семинарии с правами ректора. За сопротивление католикам в деле перевода униатов в латинство Красовский в 1820 г. был отстранен от управления Полоцким униатским архиеп-ством, затем предан суду (1822-1823). В защиту Красовского выступило белое униатское духовенство во главе с Лужинским, к-рый в наказание был отстранен от ведения духовных дел в Полоцке.

В сент. 1824 г. советом Виленского ун-та Лужинский был избран префектом Главной католич. семинарии и получил должность кафедрального каноника. В семинарии преподавал церковное пение, организовал хор. Лужинский состоял членом кружка любителей слав. языка и богослужения при семинарии (1826-1828), основной целью деятельности к-рого было восстановление правосл. богослужения в униатских храмах; в кружок также входили профессора семинарии М. К. Бобровский и П. Сосновский, свящ. виленской Никольской ц. А. Ю. Сосновский. В 1829 г. Лужинский в сане протоиерея стал асессором греко-униатской коллегии в С.-Петербурге, активно помогал униатскому Мстиславскому еп. Иосифу (Семашко) в его работе по подготовке воссоединения униатской Церкви с Православием. По плану, разработанному Семашко и Лужинским, воссоединение должно было проходить постепенно, через уменьшение числа василианских (см. ст. Василиане) мон-рей, часть из к-рых закрылась, а др. была передана для размещения в них духовных уч-щ или приходских храмов. Среди белого духовенства проводилась разъяснительная работа и собирались подписи в поддержку воссоединения.

17 апр. 1833 г. на Полоцкую (Белорусскую) униатскую кафедру вместо скончавшегося архиеп. Иакова Мартусевича был назначен митр. Иосафат Булгак, к-рый, являясь председателем греко-униатской коллегии, постоянно находился в С.-Петербурге. Для управления Белорусским архиеп-ством 30 апр. 1833 г. временным председателем консистории в Полоцк был командирован Лужинский, 13 сент. он был утвержден в должности председателя консистории, 25 окт. назначен официалом (управляющим епархией от лица митрополита).

Василий (Лужницкий), архиеп. Полоцкий. Фотография. 60-е гг. XIX в. (РГИА)Василий (Лужницкий), архиеп. Полоцкий. Фотография. 60-е гг. XIX в. (РГИА)

6 дек. 1833 г. Лужинский был назначен и 28 янв. 1834 г. рукоположен во епископа Оршанского, вик. Белорусского униатского архиеп-ства. Перед хиротонией дал подписку о готовности принять Православие. Лично посещал белорус. приходы, убеждал паству и духовенство в необходимости отказа от унии, от духовенства брал подписки о готовности принять Православие, наблюдал за перестройкой униатских храмов по правосл. образцу, удалением органов, заменой лат. церковной утвари и богослужебных книг на православные, введением правосл. богослужения. У Лужинского было много противников, как из числа католиков и василиан, так и в лице правосл. Полоцкого еп. Смарагда (Крыжановского) - сторонника жестких мер по отношению к униатам.

После кончины в февр. 1838 г. митр. Иосафата Булгака Лужинский стал правящим архиереем Белорусского архиеп-ства. Вместе с епископами Иосифом (Семашко) и Антонием (Зубко) довел дело воссоединения униатов до завершения. 12 февр. 1839 г. в Полоцке Собор греко-униатских епископов и высшего духовенства подписал акт о воссоединении униатов с РПЦ. Офиц. торжества по случаю воссоединения состоялись в Витебске, где 14 мая 1839 г. в кафедральном Успенском соборе Киевский митр. Филарет (Амфитеатров) совершил литургию в сослужении правосл. Полоцкого еп. Исидора (Никольского) и В.

6 марта 1839 г. В. был назначен епископом Оршанским, викарием Могилёвской правосл. епархии, 7 июля следующего года стал еп. Полоцким и Витебским, 5 апр. 1841 г. возведен в сан архиепископа. Резиденция архиерея была перенесена из Полоцка в Витебск, в архиерейском доме в 1842 г. В. устроил ц. во имя св. Василия Парийского. Деятельность В. была направлена на восстановление древних полоцких святынь, возведение храмов и укрепление церковной жизни: он заботился о возрождении возвращенного православным в 1832 г. Евфросиниева полоцкого мон-ря, в к-ром с 1580 г. не совершались правосл. богослужения. С целью поддержания мон-ря в июле 1841 г. в сопровождении Филарета (Малышевского), архим. полоцкого Братского в честь Богоявления Господня мон-ря, с Крестом прп. Евфросинии Полоцкой В. совершал крестные ходы по храмам С.-Петербурга и Москвы, были собраны пожертвования на сумму более 30 тыс. р. В 1842 г. произошло освящение обители и заселение первых монахинь. При мон-ре были устроены богадельня, детский приют и епархиальное жен. уч-ще, первоначально для 30 девочек-сирот из духовного звания. В 60-х гг. по инициативе В. в Синоде обсуждался вопрос о перенесении мощей прп. Евфросинии из Киева в Полоцк, однако решение не было принято.

В. занимался миссионерской работой среди беспоповцев в Витебской губ., результатом деятельности архиерея стало присоединение к Православию 5 тыс. старообрядцев с 6 наставниками, для них были устроены единоверческие храмы. В 1865 г. В. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде, 27 марта следующего года освобожден от управления епархией и назначен членом Синода. Являлся почетным членом КазДА (с 1871), СПбДА (с 1876). Похоронен в имении Любашковичи (с. Любашково Витебской губ.) близ Витебска (надгробие было разрушено в годы советской власти).

В. был награжден орденами св. Анны 1-й степени (1838), св. Владимира 2-й (1845) и 1-й (1866) степени, Александра Невского (1851). «Записки» В., основанные на личных воспоминаниях, являются важным источником по истории воссоединения белорус. униатов.

Соч.: Записки. Каз., 1885.
Лит.: Архиеп. Василий (Лужинский): Некролог // Литовские ЕВ. 1879. № 6. С. 43; Сапунов А. П. Витебская старина. Витебск, 1888. Т. 5. Ч. 1. С. CLXII; он же. Ист. судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до пол. XIX в. Витебск, 1889; Шавельский Г. Последнее воссоединение с правосл. церковью униатов Белорус. епархии (1833-1839 гг.). СПб., 1910; Шейкин Г. Полоцкая епархия: Ист.-стат. обозр. Минск, 1997. С. 43-54.
Свящ. Алексий Хотеев, М. М. Носко, Е. Н. Филатова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский
  • АВРААМИЙ (Дернов Анатолий Иванович; 1874-1939), архиеп. Глазовский
  • АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860-1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии