ЛЮКСЁЙ
Том XLII, С. 113-118
опубликовано: 13 октября 2020г.

ЛЮКСЁЙ

Содержание

[Луксовий; лат. Luxovium; франц. Luxeuil], бенедиктинское аббатство св. апостолов Петра и Павла на месте совр. г. Люксёй-ле-Бен в архиеп-стве Безансон (деп. В. Сона, Франция).

Основание. Эпоха Меровингов

Аббатство Люксёй. Фотография. Нач. XX в.Аббатство Люксёй. Фотография. Нач. XX в. Мон-рь был основан на месте одноименного галло-рим. поселения, расположенного у подножья Вогезов, в зап. части пров. Секванская Галлия. Поселение находилось у пересечения путей из Везонциона (ныне Безансон) в Треверы (ныне Трир) и из Лингон (ныне Лангр) в Эпомандуодур (ныне Мандёр, деп. Ду). Оно получило известность благодаря горячим и холодным источникам, к-рым приписывали целительную силу; там действовало святилище в честь местных божеств Луксовия (Луссоя) и Бриксты (Брикты). Во время археологических раскопок (с 2005) близ монастыря были обнаружены остатки усадьбы городского типа, построенной во II в.; примерно в сер. IV в. дом был заброшен. В это время численность населения сократилась. Возможно, в связи с вторжениями варваров жители переселились в укрепление (castrum), следы к-рого еще не обнаружены. На месте жилого квартала возникло кладбище, где в кон. V в. или в VI в. была построена 3-нефная базилика с прямоугольной апсидой (примерно 26,8×19,3 м). К более раннему времени (сер. или 2-я пол. V в.) относится строительство крупного здания, скорее всего базилики, на месте средневек. монастырской ц. Нотр-Дам (Bully et al. 2014. P. 335-345).

Основатель Л., св. Колумбан, вместе с учениками прибыл в Галлию из Ирландии (ок. 590). В Житии Колумбана, составленном Ионой из Боббио (BHL, N 1898), сообщается, что святой поселился в опустевшем укреплении Анаграты (ныне Аннегре), к-рое располагалось в глухой местности. Впосл. из-за материальных трудностей и увеличения количества насельников Колумбан перенес обитель в Л., где находились заброшенная крепость, термы и изваяния языческих богов. Там были построены здания нового мон-ря (monasterium construere coepit - Ionae Vitae sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis / Ed. B. Krusch. Hannover; Lpz., 1905. P. 169. (MGH. Scr. Germ.; 37)). В Житии св. Германа упоминается, что обитель Колумбана находилась в древних зданиях (antiquorum opere constructum - Vita Germani abbatis Grandivallensis // MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 35). Иона из Боббио описывал местность как пустынную, а старинные постройки - как обиталища диких зверей, однако, по данным совр. археологических исследований, ко времени прибытия Колумбана этот регион оставался довольно населенным. Иона упоминал о находившемся поблизости от Анаграт монастыре, который возглавлял аббат Каранток. Позднеантичное поселение продолжало существовать, а в базилике на кладбище, построенной до основания обители, не прекращались богослужения (впосл. была включена в монастырский комплекс - Bully et al. 2014). Раскопки на месте монастыря в Анагратах также поставили под сомнение достоверность житийных сведений, в т. ч. о причинах, побудивших монахов искать новое место (см.: Marron E. «In his silvis silere»: The Monastic Site of Annegray: Studies in a Columbanian Landscape: Diss. Galway, 2012).

Согласно Житию св. Садальберги, составленному, возможно, в кон. VII в., Л. был построен на средства кор. Хильдеберта II, правившего в Австразии (575-596), а затем и в Бургундии (с 592) (BHL, N 7463; Vita Sadalbergae. 1 // MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 51), хотя Иона из Боббио об этом умалчивает. Среди монастырских зданий в Житии Колумбана упоминаются церковь с прилегающим двором, рефекторий, амбар (horreum) и дом для гостей. Монастырскую церковь или переносной алтарь, к-рый использовали монахи, освятил еп. Аэд, скорее всего прибывший из Ирландии (Columban. Ep. 4. 4). Во внутренние помещения обители, где жили монахи (septa secretiora), доступ мирянам был закрыт. Когда количество насельников увеличилось, Колумбан основал близ Л. др. мон-рь - Фонтаны (ныне Фонтен-ле-Люксёй), где, по свидетельству Ионы, было 60 монахов. Обоими мон-рями управляли препозиты (praepositi).

Благодаря строгому уставу, введенному св. Колумбаном, и аскетическому образу жизни монахов Л. получил известность как важный духовный центр Галлии. Среди насельников были представители франкской аристократии, напр. св. Донат (впосл. епископ Везонциона). Однако ирл. обычаи, которых придерживался Колумбан, и его отказ от компромиссов в отношениях с франк. церковными иерархами приводили к конфликтам: основатель Л. успешно отстаивал независимость своих мон-рей от галльских епископов. В 610 г. Колумбан был изгнан из королевства Бургундия по указанию кор. Теодориха II (596-613) и его бабки кор. Брунхильды; вместе с ним из обители ушли ирл. монахи. Согласно более позднему преданию, некоторые др. монахи во главе со святыми Евстасием († 629) и Агилом († ок. 650) временно покинули Бургундию и основали мон-рь Вельтенбург в Баварии. В 613 г. Колумбан основал мон-рь Бобий (см. Боббио), монахи которого сохранили тесные связи с насельниками Л. С разрешения настоятелей монахи могли переходить из одной обители в другую. Так, Бертульф, ученик Евстасия, перешел из Л. в Бобий по приглашению аббата Атталы и впосл. стал его преемником. По поручению Бертульфа агиограф Иона отправился в Галлию, где он собирал сведения для написания Жития Колумбана.

Перед тем как покинуть Л., Колумбан назначил аббатом своего ученика св. Евстасия, к-рый проводил более гибкую политику и со временем благодаря отказу от некоторых ирл. обычаев достиг взаимопонимания с франк. епископами. При Евстасии в Л. произошла смута, вызванная действиями мон. Агрестия, который, заручившись поддержкой ряда франкских церковных иерархов и представителей знати, выступал против монашеской традиции Колумбана. Среди противников аббата Евстасия был майордом Бургундии Варнахарий, пользовавшийся доверием Хлотаря II (король франков в 584-629). По свидетельству Ионы, только внезапная смерть майордома спасла Евстасия от осуждения на Матисконском (Маконском) синоде (626/7). Тем не менее насельники Л. находились под покровительством Хлотаря II. Установив контроль над Бургундией, король послал Евстасия в Италию, чтобы уговорить Колумбана вернуться в Галлию. Святой отказался, но попросил Хлотаря II заботиться о мон-ре, и король щедро одарил обитель. До того как Колумбан поссорился с Теодорихом II, монахи Л. получали от этого короля не только богатые пожертвования, но, вероятно, и привилегии (Wood. 1998. P. 108-109; Fox. 2014. P. 21-23, 43-44). При Хлотаре II аббатство получило большие земельные владения и средства из казны. Грамоты, выданные мон-рю королями или епископами, не сохранились. В сборнике формул Маркульфа, составленном, вероятно, на рубеже VII и VIII вв., Л. назван в числе важнейших франк. монастырей, обладавших иммунитетом на основании королевских привилегий (libertatis privilegium - MGH. Leges. 5: Formulae. P. 39).

Расцвет Л. связывают с деятельностью аббата св. Вальдеберта (629-670), ученика св. Евстасия. В этот период выходцы из обители основали множество мон-рей в Галлии. Так, св. Филиберт основал мон-рь Гемметик (см. Жюмьеж); св. Садальберга - мон-рь в Лингонах, впосл. перенесенный в Лавдун (ныне Лан; епископом Лавдуна стал Хагноальд, брат Садальберги, прежде бывший монахом в Л.); св. Бургундофара (Фара) возглавила мон-рь Эбориак (ныне Фармутье), основанный для нее Евстасием. Насельники Л. и др. мон-рей колумбановской традиции следовали «уставу Колумбана» (regula Columbani). По свидетельству Ионы, Колумбан составил монашеское правило для Л. и Фонтан, но совр. исследователи полагают, что речь идет о своде устных предписаний, а не о полноценном письменном уставе или тех правилах, к-рые сохранились в рукописях как сочинение Колумбана (напр.: Diem. 2002; Idem. 2011). По мере увеличения числа насельников в Л. и расширения сети монастырей правила Колумбана были либо дополнены, либо заменены уставом св. Бенедикта (см. Венедикт Нурсийский), менее строгим и более четко регламентировавшим внутреннюю жизнь монастырей. В источниках VII в. Л. упоминается как образцовая монашеская обитель, правила которой были примером для насельников мн. др. мон-рей (подробнее см. в ст. Колумбан).

Скрипторий

Скрипторий, действовавший в Л. в VII-VIII вв., был одним из самых значительных в Галлии. Известно ок. 30 рукописей, выполненных в этом скриптории или в его «филиалах» (см.: Ganz. 2002). В манускриптах использовались не только унциал и полуунциал, но и каллиграфический минускульный почерк, известный как люксёйский минускул. По определению Б. Бишоффа, это «стилизованный полукурсив... стройный и несколько наклоненный влево» (Bischoff B. Latin Palaeography: Antiquity and the Middle Ages. Camb., 1990. P. 104-106). Согласно М. Браун, люксёйский минускул - «весьма неуверенный дукт, в котором округлые формы совмещаются с угловатыми, изломанными контурами, а верхние и нижние выносные линии подчеркнуто длинные и толстые»; в нем смешаны формы нового рим. курсива, унциала и полуунциала (Brown M. P. A Guide to Western Historical Scripts from Antiquity to 1600. Toronto, 2002r. P. 42).

Люксёйский лекционарий. Кон. VII-нач. VIII в. (Paris. lat. 9427. Fol. 144)Люксёйский лекционарий. Кон. VII-нач. VIII в. (Paris. lat. 9427. Fol. 144)Время деятельности скриптория определяется условно. Единственный датированный манускрипт - унциальная рукопись проповедей блж. Августина на послание ап. Иоанна (N. Y. Pierpont Morgan Lib. M.334), созданная в Л. (apud coenubium Lussovium) в 12-й год правления кор. Хлотаря III (657-673). Рукопись «Пастырского правила» свт. Григория I Великого, папы Римского, была выполнена для Дезидерия, занимавшего епископскую кафедру в Иврее во 2-й пол. VII в. (Ivrea. Bibl. capit. 1(I); см.: Leproni F. Il «Liber regulae pastoralis» di Gregorio I nel codice merovingio d'Ivrea. Torino, 1993). По-видимому, люксёйский минускул оказал влияние на почерк «a-z», который использовался в VIII в. в Лане (напр.: Laon. Bibl. municip. 137; Camb. Corp. Christ. 334), а также, возможно, на деятельность скриптория в аббатстве Корби: в рукописи «Истории франков» Григория Турского (Paris. lat. 17655) на первых листах текст написан люксёйским минускулом, в остальной части манускрипта - меровингским минускулом др. типа (скорее всего, основная часть текста была переписана в Корби). По мнению Л. Уильямс, в IX в. люксёйский минускул вышел из употребления; в это время писцы из Л. стали использовать «люксёйский каролингский минускул», имевший ряд общих черт со своим предшественником (известны 9 рукописей, выполненных в 1-й пол. IX в. в Л.; см.: Williams. 2009).

Среди рукописей, созданных в Л.,- Люксёйский лекционарий (Paris. lat. 9427), важный источник по истории богослужения галликанского обряда. В XVII в. манускрипт хранился в монастыре, где он был обнаружен Жаном Мабильоном (Mabillon J. De Liturgia Gallicana Libri III. P., 1685. P. 106-173); с 1857 г. находится в Национальной б-ке Франции. По мнению большинства исследователей, рукопись датируется кон. VII - нач. VIII в.; текст сохранился не полностью (246 листов из 367 или 375). Чтения начинаются с вигилии Рождества Христова и обрываются на середине рядовых чтений (lectiones cotidianae). Для каждой мессы в соответствии с галликанской традицией указаны 3 чтения (Пророки, Апостол, Евангелие), но некоторые мессы содержат 2 или 4 чтения. Кроме библейских текстов в рукописи присутствуют несколько чтений из пассионария и патристического гомилиария, а также библейские песни (в составе пасхальной службы). Помимо чтений для мессы имеются неск. чтений для утрени (ad matutinos); для Великой пятницы выписаны чтения часов (2-го, 3-го, 6-го и 9-го); для пасхального бдения - 12 ветхозаветных чтений; для Рогаций - чтения для утрени и 3-го, 6-го, 9-го часов; имеются также чтения на разные случаи (напр.: «Это чтение должно читаться, когда епископу полагается проповедовать, чтобы народ платил десятину» - Paris. lat. 9427. Fol. 239v). По мнению Мабильона, Л. Дюшена и Ж. Морена, лекционарий предназначался для одного из храмов в Паризиях (ныне Париж), т. к. в нем указан день памяти св. Геновефы и есть сходство с рукописями из аббатства Сен-Дени. П. Сальмон пришел к выводу, что манускрипт был выполнен для Лингонской епископской кафедры (исследователь указывал на близость санкторала лекционария к календарю-мартирологу Paris. lat. 14086 и на наличие памяти мучеников Иулиана и Василиссы, Житие к-рых выписано полностью для чтения на вигилию Епифании 5 янв. (Paris. lat. 9427. Fol. 33-72); см.: Salmon. 1944; 1953). Др. исследователи полагали, что заказчики лекционария происходили из Юго-Вост. Галлии или Августодуна (ныне Отён). Согласно Ф. Масе, рукопись предназначалась для церкви в Мориньи близ Парижа, где в 1648 г. были обретены мощи мч. Иулиана, подаренные церкви кор. Брунхильдой, которая оказывала покровительство Л. (Masai. 1948). Однако рукопись была создана намного позже гибели Брунхильды, хотя образцом для нее мог послужить более ранний манускрипт. Кор. Брунхильда была вестгот. принцессой, поэтому протограф лекционария мог быть связан с Испанией (использованный в нем текст Вульгаты близок к испан. группе рукописей; см.: Alwis. 2003).

Эпоха Каролингов

Об истории мон-ря в VIII в. почти ничего не известно. Считается, что в 732 г. Л. был разорен арабами, но точных данных об этом нет (Baumont. 1896. P. 5). Более подробные сведения о Л. относятся к эпохе Каролингов, когда насельники мон-ря следовали бенедиктинскому уставу. Ранее 817 г. был заключен договор с аббатством Райхенау о взаимном поминовении насельников: в поминальной книге этого мон-ря перечислены 146 монахов Л. во главе с аббатом Дадином (Libri confraternitatum S. Galli, Augiensis, Fabariensis / Ed. P. Piper. B., 1884. P. 217. (MGH. Necr. Germ.; Suppl.)). Примерно к этому же времени относится перечень 25 книг, вероятно, из б-ки Л., составленный мон. Виградом (см.: Williams. 2009. P. 95-102). Имп. Людовик Благочестивый назначил настоятелем Л. влиятельного аббата Ансегиза (817-823; † 833/4), который укрепил дисциплину в обители. В это время Л. славился строгим соблюдением устава, а его насельников приглашали в др. мон-ри, где требовалось восстановить монашескую дисциплину (Gesta abbatum Fontanellensium / Ed. S. Loewenfeld. Hannover, 1886. P. 51. (MGH. Scr. Germ.; 28)). Ансегиз провел в Л. масштабные строительные работы: согласно «Деяниям Фонтенельских аббатов», он перестроил и расширил монастырскую ц. св. Петра; восстановил галерею, которая вела от этого храма к ц. св. Мартина; украсил алтарь Пресв. Девы Марии и т. д. (Ibid. P. 52, 59; ср.: ActaSS. Mai. T. 1. P. 280). По словам Валафрида Страбона, ораторий, построенный св. Колумбаном при основании монастыря, был посвящен ап. Петру (Walahfridus Strabo. Vita S. Galli confessoris. I 2 // MGH. Scr. Mer. T. 4. P. 286). За главным алтарем ц. св. Петра находилась гробница св. Евстасия; св. Вальдеберт был похоронен в крипте за алтарем ц. св. Мартина, расположенной к северу от основного монастырского комплекса (ActaSS. Mai. T. 1. P. 278-289). Во время археологических раскопок выяснилось, что ц. св. Мартина была перестроена и расширена в IX в., скорее всего, при аббате Ансегизе. В 1-й пол. IX в. в Л. трудился богослов и экзегет мон. Ангелом; его основные сочинения - комментарии на различные книги ВЗ (см.: Cantelli. 1990).

Преемником Ансегиза, переведенного в аббатство Фонтенель (Сен-Вандрий), стал Дрогон, незаконнорожденный сын Карла Великого, к-рый был сослан в Л. после подавления восстания кор. Италии Бернарда (818). Впосл. Дрогон занимал епископскую кафедру в Меце (823-855). Согласно более позднему свидетельству агиографа Адсона, при аббате Дрогоне монастырю принадлежало 15 тыс. крестьянских хозяйств (mansi), но эта цифра скорее всего сильно завышена (Moyse. 1973. P. 461). Ослабление власти франк. правителей из династии Каролингов негативно сказалось на положении Л. По словам Адсона, аббат Гибард и некоторые монахи были убиты норманнами, когда они путешествовали. Хотя обитель не пострадала от викингов, монастырские владения были разорены и частично захвачены местной знатью во время междоусобиц (ActaSS. Mai. T. 1. P. 280). В 857 г. Хукберт, шурин имп. Лотаря II (брат его жены Теутберги), вместе со свитой устроил беспорядки в аббатстве (Moyse. 1993. P. 181-182). По Мерсенскому договору (870) Л. достался кор. Людовику Немецкому и, т. о., вошел в состав королевства вост. франков (MGH. Capit. T. 2. P. 194). В 891 г. кор. Арнульф Каринтийский передал мон-рь епископской кафедре Меца (Moyse. 1973. P. 32).

Об истории Л. в X в. сведений немного. Сохранились данные об обменах земельными владениями с аббатством Клюни (Recueil des chartes de l'abbaye de Cluny / Éd. A. Bernard, A. Bruel. P., 1876. T. 1. N 650; 1880. T. 2. N 1702). Агиограф Адсон, монах в Л. и впосл. аббат Монтье-ан-Дер († 992), составил «Книжицу о чудесах св. отцов, аббатов Евстасия и Вальдеберта», посвященную гл. обр. чудесам от мощей св. Вальдеберта (BHL, N 8775; изд.: ActaSS. Mai. T. 1. P. 277-281; MGH. SS. T. 15. Pars 2. P. 1170-1176).

XI-XII вв.

Папа Римский Бенедикт VIII по просьбе имп. Генриха II даровал монахам Л. во главе с аббатом Милоном привилегию иммунитета от епископской юрисдикции и перевел обитель в непосредственное подчинение Папского престола (13 апр. 1018 - Jaffé. RPR. N 4023). Подлинность этой грамоты оспаривалась нек-рыми исследователями (см.: Böhmer. Reg. Imp. 2. Bd. 5. N 1202; Locatelli. 1992. P. 60). Однако привилегия папы Льва IX с почти аналогичным содержанием несомненно является подлинной, хотя некоторые фразы могли быть добавлены позднее (18 нояб. 1049 - Jaffé. RPR. N 4202; Böhmer. Reg. Imp. 3. Bd. 5. T. 2. N 698). Впосл. иммунитет Л. от власти архиепископа Безансонского неоднократно подтверждался и уточнялся в папских грамотах XII-XIII вв. (Locatelli. 1992. P. 60-61). В сер. XI в. аббат Герард II построил новую монастырскую церковь в романском стиле (сохр. капеллы юж. трансепта и неск. резных капителей) и провел работы в приоратах Аннегре и Фонтен.

К XII в. Л. был одним из богатейших монастырей Бургундии, обладал крупными земельными владениями в радиусе 50 км от аббатства, ему подчинялись приораты Аннегре, Гранж, Жонвель, Жюсе, Сен-Вальбер, а также ок. 40 церквей. Однако ранее, по-видимому, монастырские владения были еще более обширными, т. к. монахи неоднократно вели судебные процессы о возвращении имущества, в прошлом незаконно захваченного др. церковными и светскими сеньорами. Так, в 20-х гг. XII в. монахи Л. обвинили насельников аббатства Сен-Бенинь в Дижоне в захвате 3 монастырских приоратов; по решению судей, назначенных папой Римским Гонорием II, им был передан приорат Клермон, но др. обители остались за дижонским аббатством. В этом конфликте Бернард Клервоский выступил против монахов Л., обвинив их в алчности и стяжательстве. Впосл., несмотря на имущественные споры, люксёйцы установили дружественные отношения с др. бенедиктинскими мон-рями региона (Ремирмон, Люр, Фаверне) и даже поддерживали новые цистерцианские обители (Битен, Ла-Шарите).

В 30-х гг. XII в. насельники Л. воспротивились попыткам Петра Достопочтенного реформировать монастырь и включить его в Клюнийскую конгрегацию. В письмах папе Иннокентию II клюнийский аббат указывал на древность и былое величие обители, в которой следовало восстановить соблюдение уставной дисциплины (см.: Locatelli. 1992. P. 279-281). По словам Гвиберта Ножанского, богатства Л. способствовали упадку монашеской жизни в некогда прославленной обители (Guibertus de Novigento. De vita sua // PL. 156. Col. 850). В то же время папы Римские неоднократно подтверждали привилегии Л. и поддерживали власть аббатства над монастырскими приоратами, которые стремились к самостоятельности (Baumont. 1896. P. 12). В 1123 г. имп. Генрих V подтвердил привилегии Л., сославшись на пожалования Пипина Короткого, Карла Великого, Людовика Благочестивого и Лотаря I. Впосл. в Л. были сфабрикованы грамоты папы Иоанна IV об освобождении мон-ря от епископской юрисдикции и о его подчинении Папскому престолу еще в VII в., а также грамоты имп. Карла Великого с подтверждением владельческих прав обители (Moyse. 1973. P. 31-32).

XIII-XVIII вв.

В кон. XII в. положение Л. ухудшилось. Отчасти это было связано с борьбой за власть в Германском королевстве между Филиппом Швабским и Оттоном Брауншвейгским. Знать в Бургундии и Лотарингии пользовалась политической нестабильностью, чтобы устраивать междоусобицы и беспрепятственно грабить церковные земли. Ок. 1200 г. местные сеньоры, враждовавшие с монахами, подожгли Л.; при этом был утрачен монастырский архив. Аббатство вновь сгорело в 1214 г. во время очередной междоусобицы. Некоторые данные указывают на ослабление монашеской дисциплины. Так, папа Римский Иннокентий III отказался утвердить аббата Гуго, к-рый к моменту избрания еще не был монахом (11 янв. 1199).

Насельники Л. искали поддержки как у правителей Германии, так и у местных аристократов. С нач. XIII в. многие аббаты принадлежали к знатному семейству Фоконье, которое фактически контролировало обитель. Кор. Филипп Швабский подтвердил привилегии, дарованные Л. прежними правителями (5 дек. 1201 - Böhmer. Reg. Imp. 5. Bd. 1. T. 1. N 63), а кор. Фридрих II Штауфен принял аббатство под защиту (февр. 1218 - Ibid. N 928). В соответствии с грамотой кор. Генриха VII, сына имп. Фридриха II, монахи получили разрешение построить крепостную стену вокруг аббатства и возникшего при нем города (29 дек. 1228 - Ibid. T. 2. N 4124). Однако этих мер оказалось недостаточно, чтобы обеспечить безопасность Л. и защитить его владения от посягательств местной знати. После переговоров с герцогом Лотарингии и графом Бара монахи заключили соглашение с Тибо V, гр. Шампани (1258). Он обязался защищать аббатство и его владения (45 селений в окрестностях Л.); за это он получил значительную часть доходов, право назначать судей наравне с аббатом, построить на монастырских землях не более 4 замков и т. д. Однако Гуго из Шалона, пфальцгр. Бургундии (Франш-Конте), также выдвинул претензии на роль «защитника» аббатства и начал военные действия против Тибо V. Конфликт удалось уладить благодаря вмешательству франц. кор. Людовика IX Святого, но впосл. Алиса, вдова Гуго, захватила мон-рь и потребовала от монахов расторгнуть договор с Тибо V. Когда графство Шампань перешло к франц. кор. Филиппу IV Красивому, тот воспользовался правами «защитника» Л., чтобы упрочить свои позиции в обл. Франш-Конте. Притязания короля привели к новым столкновениям. Первоначально аббат Теобальд III (Тибо де Фоконье; 1287-1308) занял антифранц. позицию: в 1294 г. он принял участие в собрании бургундских баронов в Безансоне, которые обязались оказывать сопротивление французам (договор был возобновлен в 1295, когда пфальцгр. Оттон IV решил продать графство франц. королю). Однако кор. Филипп Красивый, установив контроль над Франш-Конте, не пренебрегал обязанностями «защитника» Л.: королевские чиновники выносили судебные решения в пользу обители, заставляли местную знать возмещать убытки, нанесенные мон-рю. Поэтому аббат Теобальд III поддержал франц. короля в конфликте с папой Римским Бонифацием VIII, а его преемники также поддерживали хорошие отношения с королями Франции. В 1291 г. аббат признал права и свободы горожан Л., в т. ч. право наследования, свободной торговли, сбора муниципальных налогов (к этому времени большинство городов Франш-Конте имели подобные грамоты). При аббате Одоне II (Эде из Шарантона; 1319-1345) было завершено строительство готической монастырской церкви (освящена 7 дек. 1340 во имя апостолов Петра и Павла). При аббате Гийоме де Бюссюле (1382-1416) началось возведение клуатра, была перестроена ц. Нотр-Дам, за пределами крепостных стен сооружен госпиталь св. Ромарика. С сер. XIV в. аббат обычно жил в замке Бодонкур, находившемся в 3 км от Л.

Аббатство Люксёй. Рисунок. 1665 г. (Würtembergische Landesbibliothek, Stuttgart. HBV 15a. P. 529)Аббатство Люксёй. Рисунок. 1665 г. (Würtembergische Landesbibliothek, Stuttgart. HBV 15a. P. 529)По условиям Аррасского договора (1435) франц. кор. Карл VII уступил право «защищать» Л. герц. Филиппу III Доброму. С этого времени аббатство перешло под контроль герцога Бургундии, к-рый притеснял монахов, нарушал их привилегии, взимал с них поборы. Из-за того что смена аббатов нередко сопровождалась столкновениями враждующих партий, в к-рых участвовали представители местной знати, выборы настоятеля были отменены. С назначением аббатом Жана де Жуффруа (1449-1468; кардинал с 1461) в Л. был введен режим комменды; право назначать настоятеля перешло к герцогу Бургундии. Занимая должность аббата Л., Жан де Жуффруа был также епископом Арраса и Альби, аббатом Сен-Дени. Герц. Карл Смелый (1467-1477) неоднократно посещал Л. и проводил там собрания бургундской знати. После гибели герцога аббат Антуан де Нёшатель, еп. Тульский, выступил против притязаний франц. кор. Людовика XI на обл. Франш-Конте, поддержав Марию Бургундскую и ее супруга имп. Максимилиана I. По условиям Санлисского договора (1493) Л. и обл. Франш-Конте стали принадлежать императору.

С согласия аббата Франсуа де ла Палю де Варамбона, надеявшегося защитить монастырские владения от притязаний знати, имп. Карл V упразднил иммунитет домена Л. и включил его в графство Бургундия (1534). К этому времени относится обострение конфликта между аббатами и городской буржуазией, стремившейся расширить свои права и упразднить феодальные повинности. В сер. XVI в. началось строительство настоятельского дворца (ныне городская мэрия). При аббате кард. Антуане Перно де Гранвеле (1560-1568), советнике Карла V, архиеп. Мехелена и еп. Арраса и Безансона, на землях, прилегавших к Франш-Конте, получили распространение идеи Реформации; монастырь утратил часть владений, занятых протестант. знатью. За аббата Антуана де ла Бома (1601-1622), захваченного в плен кальвинистами, монахам пришлось заплатить выкуп. По инициативе аббата для противодействия протестант. влиянию в Л. была основана обитель капуцинов.

Положение Л. ухудшилось во время эпидемии чумы (1628-1636) и в период военных действий, которыми сопровождалась франц. оккупация Франш-Конте (с 1636). В 1634 г. по инициативе аббата Жерома Коклена мон-рь был включен в бенедиктинскую конгрегацию святых Витона и Хидульфа. В XVII в. были перестроены или воздвигнуты заново мн. монастырские здания. Ослабление дисциплины и упадок монашеской жизни в Л. связывают с распространением идей янсенизма, а затем - масонства. Последний аббат Жан Луи Энар де Клермон-Тоннер (1743-1790) получил известность как знаток охотничьих собак, в аббатстве существовал питомник фарфоровых гончих. В 1774 г. под давлением горожан аббат упразднил феодальные повинности, тем самым прекратив длительное противостояние мон-ря и городских властей. В июле 1789 г. монастырские крестьяне подняли мятеж, ворвались в Л. и заставили аббата отречься от всех сеньориальных прав. Через год аббат бежал в Лотарингию; мон-рь был закрыт (1790), здания проданы с аукциона и частично разрушены (в 1797 была снесена ц. св. Мартина). Ц. святых Петра и Павла действовала до янв. 1794 г., когда она была превращена в храм Разума. Приход при церкви был возрожден в 1801 г. По инициативе имп. Наполеона III, посетившего Л. в 1856 г., были проведены восстановительные работы под рук. Э. Вьолле-ле-Дюка. В 1925 г. церковь получила статус малой базилики.

В основных зданиях бывш. аббатства с 1812 г. размещалась подготовительная семинария архиеп-ства Безансон; в наст. время - пастырский и культурный центр и коллеж св. Колумбана. В Л. существует Об-во друзей св. Колумбана (основано в 1948).

Лит.: Baumont H. Étude historique sur la ville et l'abbaye de Luxeuil. Luxeuil, 1896; Leclercq H. Luxeuil // DACL. T. 9. Col. 2722-2787; Bossuat A. Une clause du traité d'Arras: Philippe le Bon et l'abbaye de Luxeuil // Annales de Bourgogne. 1937. T. 9. P. 7-23; Salmon P. Le Lectionnaire de Luxeuil (Paris, ms. lat. 9427): Édition et étude comparative. P., 1944. T. 1; Vat., 1953. T. 2; Masai F. Pour quelle église fut exécuté le Lectionnaire de Luxeuil? // Scriptorium. Brux. etc., 1948. T. 2. N 1. P. 37-46; Mélanges colombaniens: Actes du congrès intern. de Luxeuil (20-23 juillet 1950). P., 1951; Branner R. The Art of the Scriptorium at Luxeuil // Speculum. Camb. (Mass.), 1954. Vol. 29. N 4. P. 678-690; Putnam M. C. J. Evidence for the Origin of the «Script of Luxeuil» // Ibid. 1963. Vol. 38. N 2. P. 256-266; Prinz F. Frühes Mönchtum im Frankenreich. Münch.; W., 1965; Tribout de Morembert M. H. Le plus ancien manuscrit de Luxeuil (VIIe siècle): Les fragments de Metz et de Yale // Mémoires de l'Académie Nationale de Metz. Sér. 5. 1969-1971. T. 14. P. 87-98; Moyse G. Les origines du monachisme dans le diocèse de Besançon (Ve-Xe siècles) // Bibl. de l'École des chartes. P., 1973. Vol. 131. P. 21-104, 369-485; idem. Luxeuil et la papauté jusqu'au XIe siècle // L'Église de France et la papauté (Xe-XIIIe siècle): Actes du XXVIe colloque hist. franco-allemand (Paris, 17-19 oct. 1990) / Éd. R. Grosse. Bonn, 1993. P. 179-196; idem. Luxeuil // LexMA. Bd. 6. Sp. 33-35; Locatelli R. Luxeuil aux XIIe et XIIIe siècles // Rev. Mabillon. 1981. T. 60. P. 77-96; idem. Sur les chemins de la perfection: Moines et chanoines dans le diocèse de Besançon vers 1060-1220. St.-Étienne, 1992; Cantelli S. Angelomo e la scuola esegetica di Luxeuil. Spoleto, 1990. 2 vol.; Wood I. N. Jonas, the Merovingians, and Pope Honorius: Diplomata and the Vita Columbani // After Rome's Fall: Narrators and Sources of Early Medieval History / Ed. A. C. Murray. Toronto, 1998. P. 99-120; Diem A. Was bedeutet «Regula Columbani»? // Integration und Herrschaft: Ethnische Identitäten und soziale Organisation im Frühmittelalter / Hrsg. M. Diesenberger, W. Pohl. W., 2002. S. 63-89; idem. Inventing the Holy Rule: Some Observations on the History of Monastic Normative Observance in the Early Medieval West // Western Monasticism ante litteram: The Spaces of Monastic Observance in Late Antiquity and the Early Middle Ages / Ed. H. Dey, E. Fentress. Turnhout, 2011. P. 53-84; Ganz D. Texts and Scripts of Surviving Manuscripts in the Script of Luxeuil // Ireland and Europe in the Early Middle Ages: Texts and Transmission / Ed. P. Ní Chatháin, M. Richter. Dublin, 2002. P. 186-204; Alwis A. The Luxeuil Connection: The Transmission of the Vita of Julian and Basilissa (BHG 970) // Porphyrogenita: Essays on the History and Literature of Byzantium in Honour of Julian Chrysostomides. Aldershot, 2003. P. 131-136; Cugnier G. L'histoire du monastère de Luxeuil à travers ses abbés (590-1790). Langres, 2004. T. 1; 2005. T. 2; Luxeuil, 2005. T. 3; Vogüé A., de. Histoire littéraire du mouvement monastique dans l'Antiquité. P., 2006. T. 10; 2007. T. 11; Williams L. Continuities at the Luxeuil Scriptorium: Merovingian to Carolingian // Manuscripta. 2009. Vol. 53. N 1. P. 87-130; Tewes B. Die Handschriften der Schule von Luxeuil: Kunst und Ikonographie eines frühmittelalterlichen Skriptoriums. Wiesbaden, 2011; Bully S. et al. Les origines du monastère de Luxeuil (Haute-Saône) d'après les récentes recherches archéologiques // L'empreinte chrétienne en Gaule, du IVe au IXe siècle / Éd. M. Gaillard. Turnhout, 2014. P. 311-355; Fox Y. Power and Religion in Merovingian Gaul: Columbanian Monasticism and the Frankish Elites. Camb., 2014.
А. А. Королёв, А. А. Ткаченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также