религиозно-философское учение, возникшее в Персии (на территории совр. Ирана) на рубеже V и VI вв. Эпоним от имени зороастрийского жреца (мобеда) Маздака, сына Бамдада, объявившего себя пророком, и требовавшего не только «очищения» зороастрийской церкви, но и установления нового справедливого общественного устройства. Предыстория М. связана с деятельностью мобеда (возможно, главного мобеда Фасы (в Фарсе) Зардушта Хоррагана), к-рый предложил новую интерпретацию Авесты, свода священных зороастрийских текстов. С его т. зр., несмотря на существование верховного бога, творение мира и его судьба находятся во власти 2 демиургов, насаждающих добро или зло. Обе эти силы представлены и в человеке, душа к-рого имеет божественное происхождение и стремится к соединению с высшим миром, что достигается путем следования искупительному знанию, к-рым обладают избранные учителя. Избранные сменяют друг друга (при этом каждый последующий является реинкарнацией предыдущего), а полученные ими откровения составляют неразрывную цепь священного знания. Душа человека, проходя через последовательность реинкарнаций, в этом мире получает воздаяние за содеянное - вознаграждение или наказание, постепенно очищаясь от дурного и готовясь войти в высший мир. Шафиитский богослов XI-XII вв. аш-Шахрастани сообщает о том, что мобед Зардушт проповедовал мир, справедливость, братскую любовь и выступал против того, чтобы не только материальные ценности, но и отношения с женщинами были доступны лишь немногим состоятельным людям; в отказе от эгоистичных желаний он видел путь к освобождению души от всего дурного. Нек-рые исследователи полагают, что Зардушт опирался на гностическое учение некоего Бундоса, проповедовавшего сначала в Риме, а затем в Персии. Возможно, буд. шаханшах Кавад I (488-496; 499-531) стал его последователем, что объясняет благосклонное отношение к Маздаку, когда тот появился при персид. дворе в качестве жреца-комментатора Авесты. Исследователи также указывают на текст Авесты, к-рый мог послужить основой для распространения идей социального равенства среди зороастрийцев: «Когда сюда придут мужи-единоверцы, братья ли, товарищи ли, денег прося или прося девушку, или прося премудрости, то, если денег прося придут,- следует сюда принести денег, если девушку прося придут,- следует отдать девушку [замуж]» (Авеста. Видевдат 4. 44 / Пер.: В. Ю. Крюкова). Обращение последователей Зардушта и Маздака к авестийскому тексту и предлагавшийся ими новый эзотерический комментарий («Занд», см. ст. Зенд) к священному писанию дали иран. название движению и самим адептам - «зандики» (араб. «зиндики»). Комментатором Авесты называет Маздака и араб. историк и географ аль-Масуди. Хотя сам термин «зиндик» применялся арабами и по отношению к манихеям и в Авесте (кн. Видевдат) встречаются следы религ. полемики с манихейством, М., за редким исключением, не воспринимался ни современниками, ни более поздними авторами как одно из направлений манихейства.
Жизнеописание Маздака излагается Фирдоуси в Шахнаме. Повествование начинается с того, что Кавад приближает к себе Маздака, «мужа блистательного по красноречию и уму», и делает его дастуром и казначеем. В период засухи Маздак в аллегорической форме повествует о способе избавления народа от голода и, подготовив т. о. шаханшаха, открывает шахские зернохранилища для народа. После проповеди-объяснения Маздака Кавад полностью принимает учение М. Пророк заявляет, что причиной умаления чистой веры в стране стали «жена да казна» и что, если эти блага станут доступны всем, будут изжиты 5 «дурных обычаев»: гнев, зависть, мстительность, нужда, алчность. Преодолевший «пять этих демонов» увидит путь «властелина миров». Заручившись благосклонностью шаха, пророк продолжал проповедовать социальное равенство («природа богатых и бедных одна»), необходимость равного распределения имущества, общность жен. Властелин миров (Высший правитель) послал на землю средства существования, общие для всех людей, с тем, чтобы те разделили их между собой в равных долях. Но люди отошли от исполнения воли Бога и стали эгоистично захватывать в личное пользование имущество и присваивать женщин. Те, кто поступили таким неподобающим образом, должны отказаться от приобретенного ими сверх данной меры и раздать свое имущество и жен обделенным. Вставшие на путь исправления будут вознаграждены Властелином за то, что почтили его исполнением изначального замысла.
Старший сын Кавада, Кавус, сразу принял учение М., а младший и любимый сын шаханшаха Хосров (Кесра) обещал дать ответ через 5 месяцев. Во время диспута между Маздаком и Хосровом последний приводит ряд аргументов, объяснявших его неприятие М. Приняв веру Маздака, невозможно будет определить отцовство, а значит, неясно, как можно справедливо разделить наследство; когда исчезнут различия между высшими и низшими, то станет непонятно, кто должен работать, а кто править, и т. п. Шаханшах Кавад I принял сторону младшего сына, а Маздака и его сторонников отдал на суд Хосрову. Последний повелел закопать маздакитов в саду, подобно деревьям, по пояс, но вниз головой, чтобы Маздак мог увидеть «всходы» семян той религии, к-рую он посеял. А самого пророка Хосров приказал подвесить за ноги вниз головой и использовать как мишень для стрел. Кавад покаялся в следовании религии Маздака, возвратился на путь традиционного зороастризма и впосл. сделал Хосрова наследником.
Рассказ Фирдоуси, несмотря на поэтическую форму, остается одним из важных свидетельств о деятельности Маздака, т. к. собственно маздакитских источников не сохранилось, а остальные носят полемический антимаздакитский характер. Сохранились и др. версии противостояния Маздака и Хосрова. По одной из них, однажды в присутствии Кавада и Хосрова Маздак возжелал мать Хосрова, и Кавад не стал ему отказывать. Лишь когда Хосров склонился перед Маздаком и поцеловал носок его башмака, тот отказался от своего намерения. Реальный конфликт был скорее всего связан с проблемой наследования престола: Хосров был любимым, но младшим сыном Кавада, и трон должен был достаться не ему, а старшему брату Кавусу. Именно его поддержали маздакиты, но за недальновидность им пришлось расплатиться.
По мнению ряда исследователей, представляется маловероятной возможность полного воплощения идей социального равенства и общности жен, тем более при поддержке шаханшаха. Однако были достигнуты успехи в ограничении власти и сокращении привилегий для высших слоев общества и увеличении помощи бедным. По некоторым данным, в IX в. по приказу Маздака по всей стране закрывали зороастрийские храмы и были оставлены лишь 3 главных. Это может свидетельствовать (если соответствует действительности) как о реформе зороастрийской церкви, так и о сокращении количества жрецов - зороастрийская клерикальная система требовала строгого соответствия статуса храма количеству служителей в нем.
Тем не менее при недостаточном числе прямых иранских источников и при возможности ознакомиться с деятельностью Маздака только через тексты недоброжелателей, мы можем судить о результатах его проповеди по тем мерам, к-рые принял ради их искоренения шаханшах Хосров I. Так, ат-Табари сообщает, что после казни Маздака и его виднейших сподвижников Хосров конфисковал их имущество и раздал его бедным; вернул законным владельцам отнятую у них собственность и казнил многих из тех, кто ею завладели; заставил заплатить тех, кто нанесли ущерб чужой собственности; постановил, что дети, отец к-рых неизвестен, должны принадлежать той семье, в которой они живут; что человек, насильно взявший женщину, должен выплатить ей махр (араб.- имущество, выделяемое жене и остающееся у нее после развода), после чего женщина может решить, оставаться ли ей с ним или выйти замуж за другого, если у нее имеется законный муж, она должна вернуться к нему. Также Хосров I взял под опеку детей из благородных семей, оставшихся без родственников; выдавал замуж девушек, выплачивая приданое из созданных им общественных фондов, за равных им в сословном отношении женихов; находил невест для юношей из благородных семей. Т. о., Хосров I Ануширван начал правление с устранения хаоса и восстановления порядка, одновременно приобретя поддержку аристократии, пострадавшей при Маздаке. Некоторые исследователи обращают внимание на то, что Хосровом были приняты меры под влиянием идей справедливости, характерных для М.
предполагает, что Свет и Тьма являются, с одной стороны, 2 способами бытия, с другой - принципами, к-рые существовали до сотворения мира. Свет действует по своей воле и наделен знанием и пониманием, в то время как деятельность Тьмы слепа и беспорядочна. Смешение Света и Тьмы происходит произвольно, как произвольным будет и их разделение в конце мира. Существует 3 элемента - Вода, Огонь и Земля, от смешения к-рых возникли 2 ведущие силы -Управляющий Добром и Управляющий Злом. Они не эквивалентны 2 принципам, и, поскольку производят элементы добра либо зла, скорее могут рассматриваться как демиурги.
Описывая «объект поклонения» и маздакитскую иерархию, аш-Шахрастани для облегчения понимания сравнивает «объект поклонения» - Властелина миров (Высшего правителя) - с Хосровом (имя сасанидских шаханшахов мусульманскими авторами употреблялось в качестве замены титула верховного правителя). Ему предстоят 4 силы: распознавание, понимание, память и радость. Они сравнимы с 4 высшими сановниками при сасанидском дворе - верховным жрецом (мобедан мобедом), великим наставником (главным хербедом), командующим армией (сепахбедом) и придворным музыкантом. Четыре силы правят миром с помощью 7 министров (вазиров). Первый из них - командующий, 2-й - начальник, 3-й, возможно,- посланник, 4-й - эксперт, 5-й - дастур, 6-й - паж, название 7-го до сих пор не расшифровано. Министры действуют («вращаются») среди 12 духовных созданий, к-рые соответствуют 12 знакам зодиака. Аш-Шахрастани объяснил, что Властелин миров правит посредством букв, которые составляют его имя. Человек, к-рый сможет понять значение этих букв, получит ключ к раскрытию Великой тайны, а лишенные этого дара останутся пребывать в слепоте, неведении, пренебрежении и глупости. Нек-рые исследователи полагали, что под буквами скрываются их цифровые значения, правда, неясно, какой именно алфавит имеется в виду. Во всяком случае можно судить о том, что для изложения маздакитской божественной иерархии использовалась астрология, под 7 министрами следует понимать 7 планет, притом что 12 знаков зодиака представляют низший слой этой иерархии.
Исследователи выделяют несколько особенностей маздакитской космогонии. Первая из них - дуализм, присущий как зороастризму, так и манихейству, где главными принципами служат Свет и Тьма, творят мир 2 демиурга, действующие от имени Добра или Зла. Вторая особенность состоит в толковании созданного мира, в к-ром Властелин миров действует последовательно через 4, 7 и 12 созданий. Возможно, эта иерархическая схема была создана на основе зороастрийского понимания астрономии, включавшего представление о 4 главах небес, 7 планетах и 12 знаках зодиака. С др. стороны, 4, 7, 12 принадлежат к зороастрийским сакральным числам и широко используются в зороастрийской символике. Так, известно, что в совр. текстах М. и в более поздних зороастрийских обычно упоминаются 4 (вместо 6) божественные сущности Амахраспанда. В целом религиозно-философская система М. носила синкретический характер, представляя собой смесь из элементов зороастризма, манихейства, гностических идей и т. д.
Несмотря на жестокие меры, принятые Хосровом I для искоренения М., сторонники этого движения довольно долго существовали в подполье. Источники представляют списки иран. городов, где маздакиты составляли заметную часть населения. После падения Сасанидской империи и распространения на территории Ирана ислама влияние маздакитских идей стало просматриваться в учениях нек-рых радикальных шиитских сект (араб.- гулат). Среди них можно назвать веру в воплощение Аллаха (Властелина миров) в пророках и имамах, веру в реинкарнацию и «возвращение» имама, обращение к «тайному» смыслу Корана. Перечисляя бытующие в разных городах обозначения приверженцев этих идей, аш-Шахрастани указывал для Исфахана название Хуррамийа, а для Рея - Маздакийа (бо́льшая часть хуррамитов представляла собой крестьян, в то время как те, кто принадлежали к Маздакийа, были в основном горожанами). Др. источники, напр. Ибн ан-Надим, аль-Багдади и Ибн Хазм, сообщали о 2 видах хуррамитов, более ранний из к-рых был представлен изначально зороастрийцами, реформировавшими свою религию под началом Маздака. Второй вид, возникший после прихода ислама, своим основателем признавал Бабака аль-Хуррами. Безусловно можно говорить о преемственности, существовавшей между 2 движениями, одно из к-рых было зороастрийским, а другое - мусульманским. Нек-рые исследователи называют хуррамитов неомаздакитами. Аль-Макдиси, написавший свой труд в 966 г., сообщил довольно много сведений о хуррамитах. Он назвал их зороастрийцами, скрывающимися под маской ислама. В т. ч. он отмечал, что хуррамиты разделились на множество сект, но всех их объединяла вера в «возвращение». Они верили в смену имен и тел, в то, что пророки, независимо от того, какую религию они представляют, являются не чем иным, как чистым духом, и откровение через них никогда не будет прервано. Они находили вдохновение в вине, а некоторые из них придерживались свободной любви. Основу их доктрины составляла вера в Свет и Тьму, причем Свет они понимали как главный принцип мироустройства, тогда как Тьму считали результатом частичного искажения Света. После завоевания Персии монголами движение хуррамитов исчезло.