МАННИНГ
Том XLIII, С. 358-360
опубликовано: 11 февраля 2021г.

МАННИНГ

Кард. Г. Э. Маннинг. Фотография. 1880 г.Кард. Г. Э. Маннинг. Фотография. 1880 г. [Англ. Manning] Генри Эдуард (15.07.1808, Тоттеридж, графство Хартфордшир (ныне в составе Лондона) - 14.01.1892, Лондон), кард., католич. архиеп. Вестминстерский, англ. католич. деятель. Род. в семье крупного торговца сахаром У. Маннинга (1763-1835), депутата англ. парламента от партии тори. Крещение М. совершил англикан. еп. Бата и Уэлса Ричард Бидон, одним из восприемников М. стал Г. Аддингтон, премьер-министр Великобритании в 1801-1804 гг. В 1816 г. М. поступил в частную школу в Стритеме (графство Суррей), однако вскоре по настоянию отца стал обучаться в Тоттеридже у викария, дававшего частные уроки. В 1822-1826 гг. учился в частной школе Харроу. В апр. 1827 г. был принят в Бейллиол-колледж Оксфордского ун-та, где его наставником был историк Г. Меривейл, а среди знакомых - У. Ю. Гладстон (впосл. премьер-министр Великобритании (1868-1874, 1880-1885, февр.-авг. 1886, 1892-1894)) и Ч. Вордсворт (впосл. англикан. епископ Сент-Андруса, Данкелда и Данблейна (1852-1892)). Вероятно, во время учебы в Оксфорде М. познакомился с братьями Робертом, Самьюэлом и Генри Уилберфорсами, сыгравшими важную роль в его жизни. Впосл. все 3 брата стали клириками Церкви Англии, а С. Уилберфорс занимал Оксфордскую (1845-1869) и Уинчестерскую (1869-1873) епископские кафедры. Все они были активными сторонниками Оксфордского движения, позднее Р. и Г. Уилберфорсы перешли в католицизм. В дек. 1830 г. М. получил степень бакалавра и поступил на службу в Мин-во по делам колоний, однако в апр. 1832 г. вернулся в Оксфорд, где был избран членом Мертон-колледжа (оставался им до 1837) и в дек. 1832 г. рукоположен во диакона. В нач. 1833 г. назначен викарием приходов Лавингтон и Графем (графство Зап. Суссекс). В том же году М. получил степень магистра, был рукоположен во пресвитера и назначен ректором приходов Лавингтон и Графем. В нояб. 1833 г. он женился на дочери Дж. Сарджента Кэролайн († 1837); ее сестры Эмили и Мэри были женами С. и Г. Уилберфорсов.

В 30-х гг. XIX в. М. проявил себя как последователь Дж. Г. Ньюмена и сторонник Оксфордского движения, выступавшего за воссоединение Церкви Англии с Римско-католической Церковью. В 1833-1834 гг. М. принял идею духовного перерождения при крещении, а также согласился с учением об истинном присутствии Христа в Евхаристии. В 2 проповедях, прочитанных в соборе Чичестера (графство Зап. Суссекс) во время визитаций (впосл. эти проповеди были опубл.), он говорил о духовной природе священства (1835), а также подчеркивал роль Церкви как Ecclesia docens - учителя и толкователя Свящ. Писания (1838). М. разделял развитую Ньюменом трактовку Церкви Англии как via media - «среднего пути» между католицизмом и континентальным протестантизмом. В рамках Оксфордского движения М. участвовал в публикации сочинений отцов Церкви под общей редакцией Э. Пьюзи, а также в подготовке одного из основных изданий, осуществленных представителями движения,- серии книг «Трактаты для нашего времени» (Tracts for the Times). Для этой серии в 1836 г. М. в соавторстве с Ч. Марриоттом написал 78 трактатов (впосл. они стали основой для трактата М. «Единство Церкви» (The Unity of the Church, 1842)). В 1837 г. назначен окружным деканом Мидхерста (графство Зап. Суссекс) в Чичестерском диоцезе, был одним из инициаторов организации в Чичестере теологического колледжа. На Рождество 1838 г. по настоянию Чичестерского еп. Уильяма Оттера М. вместе с Гладстоном впервые посетил Рим.

В дек. 1840 г. новый Чичестерский еп. Филипп Шаттлворт назначил М. архидиаконом Чичестерского диоцеза. М. уделял особое внимание положению рабочих, развитию социально-благотворительной и образовательной деятельности в диоцезе. Широкую известность в Англии получили его проповеди и публичные выступления, где говорилось о необходимости большей независимости Церкви Англии от светских властей. Несмотря на англо-католич. взгляды, в этот период М. дистанцировался от Ньюмена, критически восприняв его «90-й трактат»: на основе анализа англикан. исповедания, изложенного в «Тридцати девяти статьях», доказывалось, что Церковь Англии является более католической, чем протестантской. В то же время их личные отношения оставались достаточно близкими вплоть до перехода Ньюмена в католицизм в окт. 1845 г., когда М. выразил готовность выступить его оппонентом и по просьбе Гладстона взялся за подготовку критического рассмотрения трактата Ньюмена «Эссе о развитии христианского вероучения» (An Essay on the Development of Christian Doctrine, 1845).

Однако работа над ответом Ньюмену поколебала уверенность М. в истинности англикан. вероучения. Его сомнения усилились во время 10-месячной поездки на лечение в Европу в 1847 г., в ходе к-рой он активно интересовался жизнью католич. Церкви. 11 мая 1848 г. в Риме он получил аудиенцию у папы Римского Пия IX. Переписка М. с родственниками и друзьями в этот период показывает, что он все больше склонялся к католицизму. В 1850 г. М. издал работу «Апелляционная власть монарха в духовных вопросах» (The Appellate Jurisdiction of the Crown in Matters Spiritual), где критиковал англиканство за чрезмерную зависимость от светской власти. После издания 29 сент. 1850 г. папой Пием IX буллы «Universalis Ecclesiae» о восстановлении католич. иерархии в Англии М. отказался от должности архидиакона Чичестерского диоцеза и 6 апр. 1851 г. перешел в католицизм.

8 июня 1851 г. Николас Уайзмен, 1-й католич. архиеп. Вестминстерский, рукоположил М. во диакона, 15 июня - во пресвитера. С осени 1851 до кон. лета 1854 г. М. в основном жил в Риме, где учился в Папской богословской академии (см. ст. Академии папские), по окончании к-рой получил степень д-ра теологии. Вернувшись в Лондон, при содействии архиеп. Н. Уайзмена М. основал конгрегацию облатов св. Карло Борромео (Congregation of the Oblates of St. Charles Borromeo), находившуюся при ц. Пресв. Девы Марии в лондонском р-не Бейсуотер. Члены новой конгрегации занимались в основном проповеднической деятельностью в беднейших районах города. За годы работы в конгрегации (1857-1865) М. сумел обратить в католич. веру неск. сот англичан. Также он организовал строительство неск. храмов, при к-рых были открыты католич. школы. В 1857 г. папа Римский Пий IX возвел М. в достоинство прелата папского двора, назначил провостом Вестминстерского собора в Лондоне.

Активность М. вызывала критику со стороны нек-рых англ. католиков, в т. ч. Трапезундского еп. Джорджа Эррингтона, коадъютора Вестминстерского архиеп. Н. Уайзмена, а также Ньюмена, чья деятельность была ориентирована на образованные круги англ. общества, в то время как М. призывал развивать миссионерскую деятельность среди бедных слоев населения, уделять больше внимания подготовке приходских священников в англ. католич. ДС. Между М. и Ньюменом развернулась дискуссия по вопросу о сохранении светской власти папы Римского, где М. отстаивал идею независимости Папского гос-ва как условия независимости Римско-католической Церкви от светских властей.

После смерти архиеп. Н. Уайзмена 16 мая 1865 г. папа Пий IX вопреки решению капитула Вестминстерского собора и рекомендации Конгрегации пропаганды веры назначил М. архиепископом Вестминстерским. Епископское рукоположение М., состоявшееся 8 июня того же года в лондонской ц. Пресв. Девы Марии, возглавил Бирмингемский еп. Уильям Аллаторн. В годы своего правления М. способствовал укреплению англ. католицизма, добившись влияния в политической и общественной жизни Англии. В кон. 60-х гг. XIX в. он активно выступал за лишение Ирландской епископальной Церкви гос. статуса (disestablishment) в Ирландии, подавляющее число жителей которой составляли католики. Позицию М. поддержал премьер-министр Гладстон. Высказанные М. в памфлете «Письмо графу Грею» (Letter to Earl Grey, 1868) доводы использовались в ходе парламентских дебатов, по итогам к-рых в 1869 г. гос. статус англикан. Церкви в Ирландии был упразднен (с 1871).

М. уделял особое внимание развитию католич. образования; к нач. 90-х гг. XIX в. в католич. школах Англии обучалось ок. 70 тыс. чел. Выступая против политики деконфессионализации англ. образования, начавшейся после Акта о начальном образовании 1870 г., М. оказывал поддержку консерваторам. В 1885 г. по распоряжению М. в католич. газетах были опубликованы инструкции по голосованию на парламентских выборах, что должно было обеспечить поддержку политикам, требовавшим отменить реформу образования. Стремясь обеспечить возможность получения университетского образования для католиков, М. направил в Рим петицию о допустимости посещения католиками Оксфордского и Кембриджского ун-тов, однако в 1867 г. Папский престол негативно отнесся к данной инициативе. В этой связи в Лондоне в 1873 г. был основан католич. университетский колледж в Кенсингтоне (открылся в янв. 1875, действовал до 1882).

С сер. 60-х гг. XIX в. М. выступал за участие католич. Церкви в защите рабочих от несправедливой эксплуатации, чему было посвящено соч. «Достоинство и права трудящихся» (The Dignity and Rights of Labour, 1874). Публичная поддержка архиепископом тред-юнионов не встретила понимания среди англ. католиков, но М. полагал, что она необходима, дабы противодействовать росту популярности социалистов. М. поддерживал Альянс Соединенного Королевства - объединение, боровшееся за законодательное ограничение торговли алкоголем, и основал в 1872 г. Лигу Креста - католич. орг-цию, подражавшую протестант. Армии спасения и проповедовавшую трезвость.

М. принял участие в Ватиканском I Соборе, где поддержал провозглашение догмата о папской безошибочности (непогрешимости), выступив 25 мая 1870 г. с речью о его пользе для Римско-католической Церкви. В 70-х гг. XIX в. участвовал в полемике с Гладстоном и др. критиками этого догмата, посвятив его защите сочинения «Декреты Ватиканского Собора и их влияние на гражданственность» (The Vatican Decrees and Their Bearing on Civil Allegiance, 1875) и «Подлинная история Ватиканского Собора» (The True Story of the Vatican Council, 1877). После присоединения Рима к Итальянскому королевству и ликвидации Папского гос-ва (1870) М. выступал с критикой церковной политики правительства К. Бенсо ди Кавура и политики Культуркампф О. фон Бисмарка, в частности, в трактате «Цезаризм и ультрамонтанство» (Caesarism and Ultramontanism, 1873).

15 марта 1875 г. папа Пий IX возвел М. в достоинство кардинала. 31 марта М. получил титул кардинала-пресвитера рим. ц. Сан-Грегорио-Маньо. После смерти папы Пия IX в февр. 1878 г. принимал участие в конклаве, избравшем папу Римского Льва XIII. Деятельность М. в социальной сфере стала поводом для его включения в 1884 г. в состав королевской комиссии по обеспечению рабочих жилыми помещениями. Во время масштабной забастовки на лондонских верфях в 1889 г. М. участвовал в переговорах, закончившихся достижением компромисса. Взгляды и деятельность М. оказали определенное влияние на формулирование папой Львом XIII социального учения католич. Церкви, в т. ч. на положения его энциклики «Rerum novarum» (1891).

М. был погребен в капелле католич. кладбища в Кенсал-Грин в Лондоне. 25 янв. 1907 г. прах М. был перезахоронен в Вестминстерском соборе.

Соч.: Miscellanies. L., 1877-1888. 3 vol.
Лит.: Purcell E. S. Life of Cardinal Manning. L.; N. Y., 18962. 2 vol.; Leslie S. Henry Edward Manning: His Life and Labours. L. etc., 1921; Manning: Anglican and Catholic / Ed. J. Fitzsimon. L., 1951; McClelland V. A. Cardinal Manning: His Public Life and Influence, 1865-1892. L. etc., 1962; Newsome D. The Parting of Friends: A Study of the Wilberforces and Henry Manning. L., 1966; idem. The Convert Cardinals: John Henry Newman and Henry Edward Manning. L., 1993; Gray R. Cardinal Manning: A Biography. L., 1985; Walsh M. J. The Westminster Cardinals: The Past and the Future. L., 2008.
В. А. Таубер
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЬБЕРТ (1490-1545), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церк. деятель эпохи Реформации
  • БАКОЦ Фома (Тамаш) (ок. 1442 - 1521), кардинал, архиеп. Грана (Эстергом), примас Венгрии
  • БЕРАН Йозеф (1888-1969), кардинал, катол. архиеп. Праги
  • ВИЛЛЕБРАНДС (1909-2006), кард., архиеп.
  • ВЛК Мирослав (род. 1932), кард. (с 1994), архиеп. Пражский, примас Чехии (с 1991)
  • ВОГАН Герберт Алфред (1832 - 1903), кард., архиеп. Вестминстерский