[Арм. Մաճռւեջ] (1-я пол. X в.), арм. архитектор, скульптор, один из создателей ц. Св. Креста (Сурб-Хач) на о-ве Ахтамар; во время правления Гагика I Арцруни (908-943) был главным архитектором правящего в Васпураканском царстве рода Арцрунидов. Его имя упоминается в «Истории дома Арцруни» - единственном средневек. источнике, написанном современником архитектора Фовмой (Товмой) Арцруни и его т. н. анонимным продолжателем. Говоря о строительстве ц. Св. Креста на о-ве Ахтамар, историк называет М. за его опытность и знания «архитектором» (վարդպետ), «мужем, исполненным мудрости и великим искусником в своем деле» (Товма Арцруни. 1917. С. 478). При этом он пишет об архитекторе и о скульпторе как о 2 разных людях, на что обращает внимание А. Я. Каковкин (С. 202).
Церковь Св. Креста по своему архитектурному типу (тетраконх с угловыми нишами) имеет композиционное сходство с ц. Сурб-Эчмиадзин в Зорадире (VII в., Васпуракан) - родовой усыпальницей рода Арцруни, где еще в IX в. были погребены Гурген, Ашот, Дереник и его жена Софи (Мнацаканян. 1982. С. 37). Не вызывает сомнений стремление царя Гагика I Арцруни воспроизвести в созданном им столичном городе (908-1021) подобие значимой фамильной постройки. Но М. не стал повторять известные формы, а создал в Ахтамаре архитектурную композицию, которая не только находится в синтезе со сложной системой скульптурного декора, но и раскрывается через нее.
В повествовании о строительстве царского дворца в Ахтамаре историк вновь называет архитектора «человеком сведущим и талантливым» (Товма Арцруни и Аноним. 1978. С. 297-298). Несмотря на то что имя архитектора не названо, из контекста ясно, что автором дворца был М. Дворцовая постройка не сохранилась, но по описанию можно с уверенностью сказать, что здание имело перекрытие в виде параллельных скрещенных арок. Т. о., М. был одним из первых, кто применили такой конструктивный тип, получивший в средневек. Армении широкое распространение.
Есть основания полагать, что до Ахтамара М. работал в Востане (Васпуракан), где царь Гагик также вел большое строительство. Историк (анонимный продолжатель) подробно описывает дворец Востана, упоминая его размеры, строительные материалы, толщину стен, а также росписи.