МАТЕЙЧЕ
Том XLIV, С. 311-312
опубликовано: 4 мая 2021г.

МАТЕЙЧЕ

Кафоликон мон-ря Матейче. XIV в.Кафоликон мон-ря Матейче. XIV в.

[Матеич, Богородица Црногорская; македон. Матеjче; серб. Матеич], бывш. муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Скопской епархии непризнанной Македонской Православной Церкви. Находится на склонах горного массива Скопска-Црна-Гора близ с. Матейче на западе от г. Куманово (Республика Македония). М. как Богородица Црногорская впервые упоминается в 1300 г. в хрисовуле серб. кор. Стефана Уроша II Милутина (см. Милутин). Исследователи предполагают, что ранее на месте М. находилась греч. церковь, построенная в сер. XI в. Обновление или новое строительство в мон-ре начал серб. царь Стефан IV Душан (1331-1355), но не успел завершить его. Работы продолжили его вдова, царица Елена (см. Евгения, прп.), и сын, царь Стефан Урош V, к-рые считаются ктиторами обители. Царица Елена, принявшая монашеский постриг с именем Елисавета, а потом великую схиму с именем Евгения, похоронена в этой обители. Согласно преданиям, правосл. и мусульм. женщины приходили на ее могилу с просьбами о даровании потомства.

Иллюстрация к 6-му икосу Акафиста Пресв. Богородице. Роспись собора мон-ря Матейче. Ок. 1360 гг.Иллюстрация к 6-му икосу Акафиста Пресв. Богородице. Роспись собора мон-ря Матейче. Ок. 1360 гг.

Несмотря на османское завоевание, в XV-XVI вв. мон-рь был важным духовным и книжным центром. Он имел обширные земельные владения на Скопской горе и возле Куманова. В его скриптории в XV в. работал мон. Герасим, к-рый переписал «Диалог Григория, папы Римского». В М. жил иером. Исаия Сербин, собиравший древние церковные греч. и слав. тексты и сочинявший для них мелодии, Владислав Грамматик переписал здесь как минимум 3 из известных 7 его сборников. В осман. описи 1570-1573 гг. уточняется, что М. владел достаточным имуществом. Обитель упоминается в источниках сер. XVII в., но, вероятно, после австрийско-турецкой войны (1683-1699), габсбургского похода на Скопье (1689) и т. н. Великого переселения сербов (1690) опустела. В XIX в. здесь останавливались иером. Кирилл (Пейчинович), в 1848 г.- Йордан Хаджи Константинов-Джинот, к-рый сообщил, что албанцы уничтожили хранившиеся в мон-ре 10 связок слав. рукописей. В 1885 г. в монастырской башне были найдены 2 уцелевшие слав. рукописи - Октоих и «Правила св. Василия» (НБС. Бр. 450, 451; см.: Поп-Атанасов и др. 1997. С. 191). Ок. 1860 г. собор был отреставрирован на средства попа Джорче Войниклия и иконома Димитара из Куманова, к-рые получили для этого фирман от тур. султана.

В ХХ в. мон-рь не действовал, реставрационные работы в нем проводились в 1929, 1934, 1939, 1953 и 1960 гг. По традиции многочисленные паломники приходили в обитель в день Успения Пресв. Богородицы. Во время македонско-албан. вооруженного конфликта 2001 г. в обители располагался штаб албанцев, к-рые осквернили мн. фрески. В наст. время в пос. Матейче живет преимущественно албан. мусульм. население, что затрудняет посещение мон-ря.

Пятикупольный собор М. построен из тесаного камня и кирпича и является 2-м по величине храмом средневековой Сербии (после собора в мон-ре Дечаны). Внутри храма частично сохранился уникальный фресковый ансамбль из 15 циклов: «Великие праздники», «Чудеса, притчи и события из жизни Иисуса Христа», «Страдания Христовы», «Житие Пресв. Богородицы», «Успение Пресв. Богородицы», «Акафист Пресв. Богородице», «Деяния апостольские», «Чудеса архангела», «7 Вселенских Соборов» (в их число включена сцена «Собор кор. Стефана») и др.; множество отдельных сцен и образов святых (Иоанна Предтечи, Антония Великого, вмч. Димитрия) и ктиторские портреты царицы Елены, царя Уроша, к-рые стоят рядом с царем Душаном и держат в руках модель храма; на генеалогическом древе (лозе) династии Неманичей среди их предков представлены члены визант. династии Комнинов и, вероятно, болг. династии Асеней (предков царицы Елены). Сербские святые свт. Савва I, архиеп. Сербский, и прп. Симеон Неманя изображены рядом со свт. Климентом Охридским. Предположительно фрески были созданы ок. 1360 г. группой мастеров, по богатству колорита и моделированию фигур и образов они близки к работам зографа Иоанна Теориана.

Лит.: Петковић В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 185-188; Тричковић Р. Српска црква средином XVII в. // ГлСАНУ. Од. ист. наука. 1980. Књ. 2. С. 118-119; Зироjевић О. Цркве и манастири на подручjу Пећке патриjаршиjе до 1683. г. Београд, 1984. С. 132; Поп-Атанасов Ѓ., Велев И., Jакимовска-Тошиќ М. Скрипторски центри во средневек. Македониjа. Скопjе, 1997. С. 189-211; Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 205-209, 411-413; Димитрова Е. Манастир Матеjче. Скопjе, 2002; Серафимова А. и др. Христиjански споменици. Скопjе, 2008; Крстиќ С. Црковни споменици во кумановско. Куманово, 2012.
М. Ангеловска-Панова, Н. Радосавлевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БИГОРСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ действующий, один из основных духовных центров Македонии
  • КАЛИШТА ставропигиальный жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы Македонской Православной Церкви, непризнанной др. правосл. Церквами
  • КАРПИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (Республика Македония)
  • КИЧЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ жен. (первоначально мужской), в честь Благовещения Пресв. Богородицы, Дебарско-Кичевской епархии не признанной Поместными Православными Церквами Македонской Православной Церкви