Рус. секта «духовных христиан», сложившаяся во 2-й пол.- кон. ХVIII в. Как и мн. др. рус. сектанты, М. не выработали единой вероучительной системы. М. изначально были свойственны децентрализация и отказ от иерархии. Название секты имеет разные объяснения. Последователи течения называли себя «истинными духовными христианами» в отличие от духоборцев и считали название «молокане» простонародным (Книга Полный молитвенник. Л. 1 об.), «полученным от духовенства и правительства на том основании, что не соблюдаются установленные Церковью посты, т. к. едят в постные дни молоко» (Камень Горлион. С. 11). Кроме того, М. ссылались на слова ап. Петра: «Возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр 2. 2).
Родоначальником М. в Тамбовской губ., откуда это движение распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и др. губернии, считался крестьянин с. Уварова Борисоглебского у. С. М. Уклеин (1727-1809). Он проповедовал свое учение в Саратовской и Воронежской губерниях, создавал общины последователей. В учении духоборцев он отвергал идею «живого Христа», воплощающегося в руководителей учения, и считал всех людей сынами Божиими, равными между собой. Он учил о том, что правосл. Церковь существовала 4 века, пока Вселенские Соборы и отцы Церкви произвольным толкованием Свящ. Писания не извратили учение Иисуса Христа. Истинную Христову Церковь, по мнению Уклеина, составляют только духовные христиане, которые не приемлют ни преданий, ни соборных постановлений, ни писаний св. отцов и основываются только на Библии. (По мнению М., Библию долгое время было трудно читать и понимать, т. к. книга существовала без деления на главы и стихи и без ссылок. Изменения произошли при царе Алексее Михайловиче, который дал разрешение печатать Библию «в Острозе, земле волынской» (Книга Полный молитвенник. Л. 5 об.). Дело распространения Библии было продолжено рус. императрицами.) По мнению М., Библию нельзя понимать буквально, ее необходимо толковать иносказательно. Поскольку «Библия глубока, как море, и каждый раз опускаешься на разную глубину» (Никитина. Сотворение мира и концепт исхода/похода - http://molokans.info), толкований может быть множество. Помимо Библии у М. бытует много рукописных Уставов и Обрядников.
М. считают, что Сын Божий и Св. Дух, хотя единосущны Отцу, не равны Ему. Сын Божий родился от Девы Марии бессеменно. Не имея вполне человеческой плоти, Христос не умирал подобно всем людям, но умер особым образом. Во время земной жизни Христос основал Церковь. По заслугам Сына Божия можно получить вечное спасение. М. отрицают таинства. По их мнению, поклонение Богу возможно только «в духе и истине» (Ин 4. 23), все обряды, молитвы, иконы выдуманы людьми. Крещение Св. Духом является краеугольным камнем, на к-ром построено учение М., дары Св. Духа подаются не через видимые знаки, а духовно. Крещение состоит в научении от Слова Божия, в покаянии пред Богом и отпущении грехов. Истинное причащение состоит в принятии учения и исполнении заповедей. Плоть Христова есть учение Христово. Его слова: «Примите и ядите, сие есть Тело Мое» означают призыв принять учение Христа. Священство не таинство, но на основании слов ап. Петра (1 Петр 5. 1-5) христиане должны иметь у себя старцев - руководителей в вере, и им во всем повиноваться. Брак также не является таинством, совершается по родительскому благословению. Святость Богородицы и апостолов надо признавать, но молиться им не надо. Пост нужен, но в Писании нет указаний, что он должен состоять в воздержании от определенных видов пищи и в указанные сроки. Человек должен поститься, когда он чувствует преобладание плоти над духом. Пост должен состоять в полном воздержании от пищи. Можно употреблять любую пищу, кроме запрещенной Свящ. Писанием - свинины, рыбы, не имеющей чешуи, и др. Запрещалось спиртное и табакокурение. М. считают, что мирские власти поставляются Богом, но, поскольку Господь сказал о христианах, что «они не от мира, как и Я не от мира» (Ин 17. 14), надо избегать «рабства помещикам, войны, военной службы и присяги, как дел, не позволенных Св. Писанием» (Ливанов. 1868. С. 258). М. понимали, что открыто исповедовать свою веру они не могли, проповедовалась необходимость скрываться, принимать в дома братьев по вере.
Собираясь засвидетельствовать свое учение, Уклеин с множеством последователей пришел в Тамбов, где был арестован, приговорен к увещанию. Уклеин отказался от своих воззрений, через год был отпущен и продолжил проповедь в с. Рассказове Тамбовской губ. Вскоре ему пришлось переселиться в Воронежскую губ., где он приобрел много почитателей. Затем он перешел в Саратовскую губ. и в первом же селе, Дурникине, обратил в молоканство большинство жителей и православного свящ. Савву Иванова с семьей. Уклеин отправился в Астраханскую губ. с намерением дальше идти на Кавказ. Всюду ему сопутствовал успех.
Власти старались остановить рост секты. Взрослых М. ссылали, детей отдавали в кантонисты. В связи с этим среди М. сложилась легенда о встрече имп. Александра I Павловича с членами секты П. Журавцовым, М. Лосевым и М. Мотылёвым (жители Тамбовской и Воронежской губерний). По преданию М., 12 июля 1805 г. император принял М. 15 июля состоялось совещание императора со статс-секретарем М. М. Сперанским и министром внутренних дел кн. В. П. Кочубеем, в результате к-рого было «приказано... объявить епархиям, архиереям и приходским священникам, чтобы отнюдь в молоканские дома со своими требами не входили, запретить притеснения за чтение Библии и потребовал испрашивать, есть ли такие люди, чтобы они больше не боялись» (Книга Полный молитвенник. Л. 24 об.). Этот легендарный рассказ отталкивался от действительно данного 21 февр. 1803 г. имп. Александром I духоборцам Тамбовской губ. разрешения исповедовать свою веру, публично ее не проявляя. 12 июля 1805 г. М. считают днем дарования им свободы вероисповедания. В 1905 г. Всероссийский юбилейный съезд духовных христиан-М. (ДХМ) был посвящен 100-летию этого легендарного события.
В нач. ХIХ в. в Тамбовской, Воронежской и Саратовской губерниях насчитывалось до 5 тыс. М. Для ограничения их влияния правительство организовало переселение сектантов. Министр внутренних дел кн. А. Б. Куракин предложил переместить всех М. в Новороссийскую губ., на земли около р. Молочные Воды (позже Таврическая губ.), куда в 1802-1805 гг. были переселены духоборцы. Мн. М., отказываясь жить вместе с духоборцами, настаивали на переезде в Астраханскую губ. Тем не менее значительное число М. из тамбовских и близлежащих земель переехали на Молочные Воды. В 1823 г. на Молочных Водах возникло селение Нововасильевка, в к-ром через 3 года жили ок. 800 чел.- выходцы из Тамбовской, Екатеринославской и Орловской губерний, донские казаки. Рядом возникли Астраханка и Новоспасское, где к 1833 г. числилось до 3 тыс. чел. Часть М. осталась в центральных губерниях России.
20 окт. 1830 г. Госсовет запретил сектантам селиться в малороссийских землях и предписал размещаться только в Закавказье, гл. обр. на территории совр. Азербайджана и Армении. Молоканские общины в Закавказье сумели наладить добрососедские отношения с местным населением и за короткое время создали процветающие хозяйства. События 90-х гг. XX в. привели к их возвращению в Центр. Россию - в Калужскую и Тульскую области.
В 30-х гг. XIX в. давление на М. усилилось, в 1837 г. были запрещены их собрания. М. сельского происхождения запрещалось переходить в городское состояние, сектантам не выдавали паспорта. Реформы 60-х гг. XIX в. внесли существенное оживление в среду М. В 1869 г. в Женеве вышло анонимное соч. «Вероисповедание духовных христиан, обыкновенно называемых молокане», запрещенное российскими властями. Во 2-й пол. XIX в. М. являлись наиболее распространенной рационалистической сектой на территории Тамбовской и Воронежской губерний (в 1880-1890 - 1300 чел.). В Тамбовской губ. наиболее многочисленные общины находились в селах Рассказово, Дуплятово-Маслово, Трескино, Петровское, Пановы Кусты, Пахотный Угол, где к нач. ХХ в. проживало до 8 тыс. чел. Тамбов на протяжении ряда лет оставался влиятельным центром молоканства, несмотря на то что значительная часть его последователей переходила в др. близкие по вероучению секты и исповедания - штундизм, баптизм (см. ст. Баптисты), пашковство (см. ст. Пашков В. А.). Крупные общины М. имелись в Новохопёрском у., в селах Пески, Подосиновка, Троицкий Юрт, Макарово, Новогальское, Старогальское, Краснореченское (Грачёвка), Мазурка. В нек-рых селах, напр. в Песках, были молельни и авторитетные наставники.
Введение всеобщей воинской повинности в 1874 г. заставило значительное число М. уехать из России. Отдельные молоканские общины во 2-й пол. XIX - нач. XX в. обосновались в США, Канаде, Мексике, Бразилии, Австралии. Вслед. передачи Карсской обл. из состава России в Турцию (1921), неск. молоканских общин из этого региона вернулись на родину в 1962 г.
Богословские взгляды М. были слабо разработаны. В силу этого движение не было единым, имело множество направлений, расходившихся во взглядах и обрядах. Основным и самым многочисленным направлением, возникшим и распространенным в Тамбовской губ., были «постоянные» М.- М. общего упования, или общие. У них строго соблюдалась духовная сторона служения, отрицались водное крещение, обрядность и общинная жизнь. Они исповедовались один раз в жизни, перед смертью. Им противостояли «духовные христиане», к-рые каялись каждый день, т. к. смертный час никому неизвестен. Они также распались на 2 направления: «мокрых», признающих водное крещение, и «сухих», или «сухопутных», отрицающих последнее. Известны были и более мелкие сообщества, напр. М.-бессудники, не верившие, что Иисус Сам придет судить живых и мертвых. Они не признавали телесного воскресения. М. владимирского толка отвергали «святое лобзание» и взаимные поклонения на молитвенных собраниях. «Пресные», или М.-пресники, ссылались на слова Спасителя: «Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Мф 16. 6). Они отвергали употребление лука, чеснока, сахара, хмеля, всего квасного и кислого. Употреблявшие все это М. назывались «квасниками». В 80-х гг. XIX в. среди части М. в Центр. России нашли отклик религиозно-философские идеи Л. Н. Толстого, появился «толстовский толк» молоканства.
Много последователей имели М.-субботники, «донской толк» и прыгуны. Появление М.-субботников связывают со встречей на Волге Уклеина с субботником С. Далматовым, учителем которого был житель посада Дубовка (ныне город Волгоградской обл.) Сундуков. Далматов, став приверженцем молоканства, пытался привнести в секту традиции иудействующих, но Уклеин не решился предписать исполнение законов иудаизма всем М. Сундуков в Дубовке учил о превосходстве закона Моисея над Христовым законом, называл Иисуса Христа «простым мужиком» по сравнению с Моисеем, стоял за решительное сближение с иудаизмом, что привело к окончательному разделу молоканской общины в Дубовке. Последователи Сундукова - М.-субботники стали праздновать субботы и др. иудейские праздники, придерживались ветхозаветных запретов, хотя признавали и Евангелие. Позднее Сундуков был осужден и сослан в Сибирь. М.-субботники разделились на «караимов» и «талмудистов», связав себя с тем или иным направлением в иудаизме. Субботники Дубовки до наст. времени хранят русско-евр. молитвенники виленского издания 1900 г., имеют талесы, пекут мацу, почитают Судный день. В 1996-1997 гг. они рассказывали исследователям о своих традициях: «Имена раньше носили только библейские. Много работали, сеяли хлеб, занимались ремеслами. Семьи все были очень дружные, никогда не спорили. Строго соблюдали субботу, печку в этот день не топили» (Дневник археографической экспедиции МГУ «Волга 1996-1997»). Предположительно до 30-х гг. XX в. в Дубовке имелось 2 молитвенных дома. Хоронили субботники на особом кладбище, поблизости располагалось кладбище старообрядцев. В Дубовке до сегодняшнего дня также живут М.-воскресники, не принявшие субботу.
М.-субботники компактно проживали в 3 уездах Воронежской губ.: Павловском, Бобровском и Новохопёрском. По данным полиции за 1912 г., в губернии насчитывалось 6473 М. и духоборцев (более всего в Новохопёрском, Коротоякском, Богучарском, Бобровском, Острогожском и Воронежском уездах). В 1845 г. на новое место в 100 км от Астрахани были переселены 106 чел. из разных мест Астраханской губ., образовавшие с. Михайловка (ныне Лиманского р-на Астраханской обл.). В 1848 г. часть жителей села объявили себя М.-субботниками. В 1902 г. из-за нежелания платить налог на строительство православного храма 109 чел. отнесли иконы к священнику и просили «отписать их в молоканы».
«Донской толк» окончательно оформился в сер. ХIХ в. При распространении «духовного христианства» среди военно-служилого сословия и на юге России отрицание молоканством присяги и воинской службы ставило казаков-М. перед необходимостью выхода из казачества. В 1850 г. правительство распорядилось выслать М. Войска Донского в Закавказский край, не брать их на службу и приписать к местным М. Нек-рые, чтобы избежать «расказачивания», вернулись в правосл. Церковь, другие, оставаясь М., признали возможность присяги, воинской службы, водное крещение, покаяние, Евхаристию. На Тамбовщине «донской толк» появился в 2 селах Моршанского у. в 70-х гг. XIX в.
Наиболее крупным сообществом среди М. являются прыгуны (сионцы, веденцы - ведающие правую веру), жившие в Закавказье. Толк был основан Л. Соколовым в 1-й трети XIX в. В XIX в. ожидание 1000-летнего Божия Царства на земле среди разного рода сектантов было очень напряженным. Идея 1000-летнего Царства овладела кавказскими М. В 1864 г. М. из с. Карабулах пошли в Ленкорань навстречу Царству Божию - путь был длиной в 154 км. Обсуждали: как прилично входить в Царство Божие? Должны ли быть белые рубашки, означающие чистоту тела и души, можно ли входить в шубе, можно ли взять с собой деньги или их нужно оставить у привратника? Однако чаяния Царства Божия не сбылись.
К сер. XIX в. у М., по наблюдениям С. Е. Никитиной, сформировалась идея похода, ставшая для М.-прыгунов важным фактором их социально-религ. развития и самоидентификации. Идея похода основана на 2 библейских сюжетах: исходе Израиля из Египта и пророчестве о 1000-летнем Царстве. Поход - это и исход из мест, где вере и жизненному укладу грозит разрушение, это и движение туда, где будут новое небо и новая земля, где осуществится 7-й день творения. Поход может быть физический, в иную территорию, и внутренний, духовный, направленный на преображение человека ветхого в человека нового. Идея похода тесно связана с институтом пророчества, весьма развитого у М.-прыгунов. М. говорят, что «поход - это выход, куда Дух Святой показывает». Пророчество может оказаться ложным, если в пророке действовал «энтот дух» (диавол). Поэтому у М. существует сложная система тестов истинности пророчества. Идея похода реализовывалась в миграциях, не всегда вызванных насущными потребностями группы и не всегда удачных. В таких случаях М. говорят о ложных пророчествах относительно похода. Неудачным было переселение группы М. из США в Австралию в сер. 60-х гг. XX в., когда довольно скоро бо́льшая часть переселенцев возвратилась в США. Идея последнего похода к месту, где с небес опустится Новый Иерусалим, не оставляет часть М. Люди уезжают в Турцию, к горе Арарат, где, по их верованиям, должно произойти это событие.
В 60-х гг. XIX в. прыгунам, как и др. группам М., представился трудный поход в Амурский край, связанный с заселением русскими Дальн. Востока. Одними из первых прибыли 60 семей из молоканского с. Тяглое Озеро Самарской губ. Переселения происходили также из Таврической губ. и с Тамбовщины. К 1 янв. 1867 г. М.-переселенцев насчитывалось 1504 чел. В 1884 г. при подаче прошения о постройке молитвенного дома М. писали, что в городе их проживает 5 тыс. чел. В 1906 г. 82 семьи М.-прыгунов приобрели земли бывш. миссии доминиканцев по р. Гуадалупе в Мексике. Поселение представляло собой деревню, все дома которой выходили на единственную центральную улицу. Хотя формально земля была продана в частную собственность, хозяйственная деятельность колонии была построена на общинных принципах. Первые поселенцы ревностно хранили обычаи предков, сами пекли хлеб, готовили рус. блюда, шили рус. одежду, дома говорили лишь по-русски, стремились не допустить браков с мексиканцами. В 30-х гг. XX в. они начали принимать мекс. гражданство. С 60-х гг. XX в. под давлением властей М. все чаще вынуждены были продавать свои наделы мексиканцам, многие уехали в США. К 80-м гг. колония практически исчезла, в ней жили 12 семей.
Для прыгунов настольной книгой наряду с Библией являлся сб. «Дух и жизнь», основную часть к-рого составляют «Боговдохновенные изречения Максима Гавриловича Рудомёткина (1818-1877), царя духов и вождя сионского народа духовных христиан молокан-прыгунов», который явился основателем особого толка в молоканстве; его последователи именуются максимистами. М. Г. Рудомёткин род. в с. Алгасове Моршанского у. Тамбовской губ. в православной семье, перешедшей в молоканство. В 1826 г. он вместе с семьей переселился на Кавказ, жил в с. Никитине (ныне Фиолетово) Александропольского у. Эриванской губ. Занимался крестьянским и плотницким трудом, был женат и имел 3 сыновей. В 30-х гг. XIX в. присоединился к М.-прыгунам. В 1842 г. «за совращение из православия в молоканство» был сослан в Сибирский линейный батальон № 62, где прослужил рядовым с 1845 до 1848 г. В сент. 1848 г. Рудомёткин бежал со службы и с фальшивыми документами прибыл в с. Андреевка Ленкоранского у. Шемахинской губ. Здесь он начал проповедовать близкий конец света и наступление 1000-летнего Царства Божия на земле. В 1852 г., во время проповеди, с ним случилось «особое трясение тела», к-рое он объяснил схождением Св. Духа. После этого события он объявил себя пророком и отправился проповедовать в Эриванскую губ. Его речи имели большой успех, более половины всех М. Эриванской губ. сделались его последователями. В 1853 г. Рудомёткин был арестован и приговорен к 8 годам арестантских рот и двукратному прогнанию сквозь строй из 500 чел. с плетьми. Ему удалось избежать наказания, и он продолжил свою деятельность. Влияние проповедника стремительно росло. По преданию М., в одном из видений Бог Отец и Бог Сын поручили Рудомёткину править «божьими людьми» в наступающем 1000-летнем Царстве. Рудомёткин объявил себя воплощением 3-го Лица Троицы. В 1857 г. при большом стечении народа у подножия горы Арарат он короновался как «царь духов» и «вождь сионского народа», облачился в «царские одежды». Он отпускал грехи и анафематствовал тех, кто ему противились. В 1858 г. Рудомёткин был вновь арестован, предан суду и заключен в Соловецкий в честь Преображения Господня монастырь. В 1869 г. переведен в тюрьму Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня монастыря. Здесь он получил возможность писать, составил 14 пророческих книжек, к-рые были доставлены его сподвижникам на Кавказ. Рудомёткин предрекал близкую гибель Российской империи, описывал устройство буд. Царства Божия на земле под своим управлением. Рудомёткин скончался в 1877 г. в суздальской тюрьме, хотя прыгуны уверяли, что под его именем был похоронен другой человек. По вере максимистов, в 1000-летнем Царстве Максим будет править вместе с Иисусом Христом, а его противники будут преданы вечной погибели.
Из писаний Рудомёткина была составлена «Книга Солнце», ставшая священной книгой максимистов, которые верят, что через Рудомёткина Бог даровал человечеству более совершенное откровение, чем откровение Библии. В отличие от вольного толкования Библии максимисты понимают тексты Рудомёткина буквально, не толкуют, а пересказывают их. Книга была издана впервые в США в 1915 г., 2-е издание, исправленное и дополненное, вышло в 1928 г. и затем неоднократно воспроизводилось. Книга была переведена на англ. язык. В России она имеется, гл. обр., у переселенцев из Турции, приехавших в СССР, в Ставропольский край, в 1962 г.
Рудомёткин интерпретирует по-своему библейский текст о сотворении мира, развивает собственное учение о 1000-летнем Царстве М.- 7-м дне творения. В учении Рудомёткина мир дуалистичен. Господь сотворил Слово Сына, «и стала двоица: Бог богов и Бог человеков, а от них двоих исходил дух... Обоюдный их дух вечно разделяется везде на два класса, как в ангелах, так и в человеках, под именем духа чистого и духа нечистого» (Никитина. Сотворение мира и концепт исхода - http://molokans.info). Между чистым и нечистым духом идет постоянная война, брань света с тьмою. Седьмой день творения в представлениях М.-прыгунов отделен от первых 6 дней всей историей человечества. Седьмой день - это 1000-летнее царствование на обновленной земле праведных людей - вместе с Христом, а для М.-максимистов вместе с «воплощенным Св. Духом» - Рудомёткиным. Что касается пророчества о заключении сатаны на тысячу лет (Откр 20. 1, 2), то Рудомёткин обещал это сделать сам. Молоканские представления о 1000-летнем Царстве рисуют счастливую жизнь избранных людей в числе 7 млн. В Царстве не будет кабаков, табака, воров, блудниц, иконников, т. е. православных.
Законодательными актами нач. ХХ в. сектантам было разрешено регистрировать общины, строить молельные дома, издавать лит-ру, что дало импульс развитию молоканства. 4-6 июня 1905 г. в Рассказове был проведен молоканский съезд, на котором присутствовали делегаты из разных губерний. Многолюдные съезды прошли в с. Воронцовка Тифлисской губ. (июль 1905) и в с. Астраханка Таврической губ. (сент. 1905). На Всероссийском съезде в г. Балашове Саратовской губ. в янв. 1908 г. был образован Союз духовных христиан-М., избран Центральный совет М. России. Печатным органом движения стал ж. «Духовный христианин». Во мн. селах открылись молитвенные дома. 21 февр. 1913 г. в Рассказове прошел съезд духовных христиан Тамбовской губ., посвященный 300-летию Дома Романовых. В первую мировую войну М. занимались организацией лазаретов, помощью раненым, сбором средств.
М. с воодушевлением восприняли события 1917 г., поддержали декрет 1918 г. об отделении Церкви от государства. В 1921 г. Народный комиссариат земледелия обратился с воззванием «К сектантам и старообрядцам, живущим в России и за границей». В воззвании содержался призыв создавать сельскохозяйственные общинные поселения, для чего выделялись земли. В 1921 г. был воссоздан Союз духовных христиан-М. 10-12 сент. 1924 г. состоялся 2-й Всесоюзный съезд М. в Самаре. Рассматривался широкий круг вопросов, были выбраны руководящие органы, председателем Центрального совета стал Н. Ф. Кудинов. Местом пребывания Совета была утверждена Москва. Съезд изъявил готовность во всем помогать рабоче-крестьянской власти. Однако к сер. 20-х гг. XX в. политику правительства определяла борьба с религией. В отношении М. возобновились гонения, были закрыты печатные издания и молитвенные дома, подвергнуто репрессиям руководство Союза. В послевоенный период не было возможности зарегистрировать прежние общины.
К сер. XX в. большинство М. Воронежской обл. примкнуло к баптистам. В 20-х и 50-60-х гг. XX в. часть воронежских субботствующих М. пополнила адвентистскую общину. В 40-50-х гг. XX в. в области проживало не менее 150 М., в основном в пос. Сомово Воронежского р-на и с. Пески Поворинского р-на. К нач. 70-х гг. в Воронежской обл. шел активный процесс поглощения молоканских общин структурами Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ) (схожие процессы шли ранее - в 1900-1920, после 1945, продолжаются и в наст. время). Процесс угасания общин М. наблюдался и в 50-80-х гг. XX в. Многие малочисленные общины в Центр. России, Астраханской и Саратовской областях, в Закавказье продолжали действовать без регистрации.
К кон. 80-х гг. XX в. наметился некоторый подъем, была зарегистрирована тамбовская община (ок. 30 чел.). В 1991 г. состоялся 1-й съезд духовных христиан, на к-рый собрались представители 60 общин. Членами созданного на съезде Союза общин духовных христиан-М. стали более 40 групп. Летом 1997 г. съезд М. прошел в Тамбове. В 2005 г. в с. Кочубеевском состоялся Всемирный съезд М., приуроченный к 200-летию дарования свобод Александром I. На съезд приехали последователи движения из разных регионов страны, а также из Австралии, США и Канады. Обсуждались вопросы воспитания молодежи в традициях молоканства, выделения земли для возведения молитвенных домов и культурного центра.
На сегодняшний день в РФ зарегистрированы 18 молоканских общин, в т. ч. в Москве, Сев. Осетии, Кабардино-Балкарии, в Самарской, Белгородской, Омской, Тамбовской областях, Краснодарском крае. Девять зарегистрированных общин действуют в Ставропольском крае, община в с. Кочубеевском является адм. центром. Второй адм. центр совр. молоканства - в Тамбове. У ставропольских М. есть отдельное детское собрание, управляемое детьми, в пос. Новокумском устроен музей истории М.