МОРАЧА
Том XLVII, С. 18-20
опубликовано: 11 января 2022г.

МОРАЧА

Кафоликон мон-ря Морача. XIII в., сер. XVI в.Кафоликон мон-ря Морача. XIII в., сер. XVI в. Муж. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Находится в горном каньоне над р. Морача, рядом с водопадом Светигора (40 м), между городами Kолашин и Подгорица (Черногория). М. основал как задужбину в 1251-1252 гг. кн. Стефан (в ней он и был похоронен), сын великого жупана Вукана, внук серб. великого жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый). Серб. кор. Милутин (1282-1321) обновил мон-рь. В XV в. обитель сильно обеднела. Известно о покупке в 1444 г. настоятелем М. Никодимом книг для «оскудевшей» б-ки мон-ря с целью их копирования.

В 1505 г. турки сняли крышу и подожгли кровельные конструкции Успенского собора. Почти 70 лет собор стоял без крыши, что нанесло урон его убранству и фрескам; он был отремонтирован в 1574 г. игум. Фомой при помощи кн. Вукича Вучетича. В 1577-1578 гг. при игум. Моисее продолжилось восстановление собора, была построена и расписана трапезная, при обители открылся скрипторий. В этот период М. стала национально-освободительным, образовательным и культурным центром Черногории, здесь проводились народные соборы (вече), строились планы по освобождению от османского ига. Ок. 1639 г. при патриархе Печском Паисии (Яневаце), митр. Герцеговинском Лонгине и игум. Антонии были отремонтированы соборная и Никольская церкви, в 1642 г. расписана капелла первомч. Стефана с припратой. В 1648 г. в М. состоялись выборы Печского патриарха, которым стал Гавриил I (Раич). Обитель поддерживала тесные отношения с афонским мон-рем Хиландар, поэтому хиландарские мастера участвовали в росписи собора в XVII в. В 1691-1699 гг., во время австро-турецкой войны, М. находилась в запустении. Впосл. она уступила свое лидирующее положение Цетинскому монастырю, но ее насельники продолжали координировать борьбу местного населения против турок. В 1712 г. поменяли крышу собора, в 1742 г. он был отремонтирован. В XVIII в. морачские монахи возродили неск. обителей в Сербии, опустевших после великого переселения сербов (Каленич, Каменац и Манасию). В этот период в М. продолжали действовать иконописная мастерская и школа, а ее насельники неск. раз приезжали в Россию за милостыней.

В 1813 г. М. была разорена турками при подавлении 1-го серб. восстания, хотя находилась далеко от зоны военных действий. В 1841 г. рус. путешественник Е. П. Ковалевский в б-ке М. видел много древних актов и книг, большинство к-рых впосл. исчезли. При настоятеле Димитрии (Радоевиче), активном борце против турок, в период с 1830 по 1864 г. в мон-ре были построены неск. зданий, мосты через р. Морача, а также церковь в с. Горня-Морача. В числе настоятелей М. были мн. видные церковные деятели Черногории - прп. Стефан Пиперский, Виссарион (Любиша; буд. митрополит Черногорский и Цетинский) и др.

11 июня 1877 г. на обитель напал тур. отряд. Настоятель игум. Митрофан (Бан; впосл. митрополит Черногорский) организовал защиту обители и привел военный батальон из Подгорицы. За проявленный при защите обители героизм он был возведен в сан архимандрита и награжден медалью за храбрость. При нем во владения обители входили большие участки пахотной земли, луга, пастбища и лесные угодья. Архим. Митрофан первым составил и опубликовал историю обители. В 1879-1911 гг. настоятелем М. был Михаил (Дожич), племянник которого, Гавриил, впосл. стал Сербским патриархом (см. Гавриил V (Дожич)). В 1935 г. под управлением архим. Милана (Меденицы) монастырь был реконструирован, оба храма покрыты кровлей. В 1945 г. в результате поджога был уничтожен монастырский архив. С 1981 г. настоятелем М. является архим. Рафаил (Калик). В нач. 2017 г. в М. жили 3 насельника.

Ворон кормит прор. Илию. Фреска кафоликона мон-ря Морача. 1251–1252 гг.Ворон кормит прор. Илию. Фреска кафоликона мон-ря Морача. 1251–1252 гг.В комплекс М. входят соборная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы и храм свт. Николая Чудотворца. Здание Успенского собора (XIII в., подвергся значительной перестройке в XVI в.) принадлежит рашской архитектурной школе; является однонефной базиликой с куполом и пространным нартексом, примыкающим к нему с зап. стороны. С вост. стороны алтарная часть имеет завершение в виде апсиды циркульной формы снаружи и внутри. Справа и слева к центральной части алтаря примыкают квадратные пространства жертвенника и диаконника. К сев. стороне нартекса пристроена маленькая капелла (парекклисион) во имя первомч. архидиак. Стефана. Собор сложен из небольших камней туфа и оштукатурен; порталы, бифории и монофории выполнены из серого местного мрамора. В его архитектурных формах обнаруживается много общих черт с серб. церквами XIII в. (напр., с ц. во имя святых Апостолов в мон-ре Печская Патриархия, ц. Св. Троицы в мон-ре Сопочани и ц. во имя св. Ахилия в Арилье). В соборе частично сохранился изначальный скульптурный декор: каменный иконостас (отреставрирован в 1936), порталы в романском стиле, мраморная епископская кафедра в центральной апсиде. Пол вымощен каменными плитами, амвон выложен разноцветным камнем.

Сохранились фрагменты первоначальной росписи 1251-1252 гг.: в диаконнике на вост. стене (Богородица с Младенцем, «Благовещение», Деисус и св. Иоанн Креститель), в 2 люнетах над западными наружним и внутренним порталами (Богоматерь с Младенцем и поклоняющимися ангелами) и фрагмент медальона с Ветхим денми на своде, на северной, южной и западной стенах (цикл из 11 сцен жития прор. Илии от рождения до вознесения на небо, включая композицию «Ворон кормит прор. Илию»). Житийный цикл прор. Илии редко встречается в монументальной живописи и на иконах. Особый интерес к прор. Илии в М., возможно, связан с отношением к нему как провозвестнику монашеской жизни. Уверенные по рисунку, выполненные светлыми красками фрески М. принадлежат кисти опытного художника, хорошо знакомого с образцами визант. искусства XII в., имевшего много общего с одним из мастеров, работавших в соборе мон-ря Милешева.

Ктиторская композиция. Роспись капеллы кафоликона мон-ря Морача. 1642 г. Мастер Косма ИоаннКтиторская композиция. Роспись капеллы кафоликона мон-ря Морача. 1642 г. Мастер Косма ИоаннБольшинство фресок собора были созданы в XVI-XVII вв. В наосе в 1574 г. неизвестный художник изобразил сцены из жизни Иисуса Христа («Брак в Кане Галилейской», «Изгнание нечистого духа», «Изгнание торговцев из Храма», «Христос между иудеями», «Исцеление болящего водянкой», «Исцеление женщины») и неск. святых (напр., прп. Марию Египетскую и прп. Зосиму Палестинского), а также выполнил ктиторскую композицию, где представил игум. Фому и кн. Вукича Вучетича. В припрате находятся фрески 1577/78 г.: сцены «Семь Вселенских Соборов», «Древо Иессеево» и монументальный «Страшный Суд». Хиландарский мон. Георгий (Митрофанович) в 1616 г. выполнил фреску на зап. фасаде собора и примерно в то же время - фрески на вост. стене припраты. Тогда же поп Страхиня из Будимли расписал протезис. В 1642 г. в капелле талантливый художник кир Косма Иоанн написал сцены из жизни и посмертных чудес архидиак. Стефана, образы неск. святых и ктиторскую композицию.

В юго-западной части наоса собора, под ктиторской фреской, находится большой саркофаг-гробница, в к-рой предположительно похоронен ктитор обители кн. Стефан. Саркофаг высечен из цельного серо-белого мрамора, его внешние стены украшены пластичной резьбой. В 40-х гг. XVII в. на него была поставлена икона «Святые Савва Сербский и Симеон Мироточивый со сценами из жития свт. Саввы» кисти Космы Иоанна (1645). Этот художник для собора написал небольшие иконы тех же святителей с равноап. Кириллом и основателем обители кн. Стефаном Вукановичем. Также в соборе хранятся многочисленные иконы XVII-XVIII вв., в иконостасе имеются образы 1600 и 1617 гг., напр., в нижнем ряду - предположительно работы попа Страхини («Христос», «Арх. Михаил с чудесами» и царские врата). Икону Пресв. Богородицы и Деисус написал мон. Георгий (Митрофанович) в 1617 г. Икона св. ап. Луки датируется 1672-1673 гг. и, вероятно, выполнена мастером Радулом.

Церковь свт. Николая Чудотворца была построена в 1635 г. на фундаменте древней монастырской башни; она квадратная в плане, перекрыта цилиндрическим сводом; ориентирована по оси «северо-запад-юго-восток». Росписи церкви выполнил Косма Иоанн в период с 1 мая по 24 сент. 1639 г. по заказу игум. Антония. В нижней части по периметру помещены изображения святых в рост, над ними - святых в медальонах; на вост. стене - сцена «Гостеприимство Авраама», на зап. стене - «Успение Богородицы»; на своде - оплечные «Христос Пантократор» и «Ветхий денми». На др. стенах находится житийный цикл свт. Николая Чудотворца (15 сцен), в нижней зоне расположена ктиторская композиция. Внешние стены церкви также были расписаны, но эти росписи утрачены.

В монастырской ризнице, устроенной в 2002 г., хранятся 6 рукописных книг (в т. ч. Четвероевангелия 2-й пол. XV и кон. XVI в.; Евангелие 1668 г., Апостол-апракос сер. XVII в., Требник с Апостолом и Евангелием 3-й четв. XVI в.), неск. фрагментов рукописей XV-XVI вв. и печатные Октоих (Цетине, 1493) и Острожская Библия (1581), облачения и панагия патриарха Сербского Гавриила V (Дожича) и др. Монастырская б-ка была сожжена коммунистами в 1952 г. и восстановлена в 2010 г., сейчас она носит имя патриарха Гавриила (Дожича).

Обитель окружена с одной стороны жилым конаком, а с других - каменными стенами с 2 воротами (главные - с юж. стороны). За стенами находится кладбище. Для обеспечения М. электричеством поблизости на реке в 2009 г. была устроена гидроэлектростанция.

Лит.: Петковић В. Фреске XIII в. у манастиру Морачи // Vjesnik Hrvatskog archeološkog društva. Zagreb, 1928. Knj. 15. S. 31-33; Дероко A. Морача // Старинар. Београд, 1932. Књ. 7. С. 9-14; Окунев Н. Л. Монастырь Морача в Черногории // Bsl. 1939-1946. N 8. С. 117-124; Петковић В. Преглед црквених споменика кроз повесницу српског народа. Београд, 1950. С. 195-201; Сковран А. Морача. Београд, 1962; Cтojакoвић А. Ктиторски модели Мораче // Старинар. 1965. Књ. 15/16. С. 95-108; Манастир Морача. Цетиње, 1982; Зироjевић О. Цркве и манастири на подручjу Пећке патриjаршиjе до 1683. г. Београд, 1984. С. 135; Петковић С. Морача. Никшић, 1986; Джурич В. Византийские фрески: Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000. С. 106-108, 363-365; Дамjанов П. Морача у вековима. Београд, 2002; Књижевна споменица манастира Мораче, 1252-2002 / Уред. Д. Лакићевић. Цетиње, 2002; Добричанин С., Ракочевић С., Шћепановић М.-М. Слава и имање манастира Морача. Подгорица, 2003; Манастир Морача: Зб. радова конференциjи / Уред.: Б. Тодић, Д. Поповић. Београд, 2006; Радосављевић Н. Православна црква у Београдском пашалуку, 1766-1831: Управа Васељенске патриjаршиjе. Београд, 2007. С. 388; Чанак-Медић М. Првобитна олтарска преграда цркве Успења Богородице у Морачи // Саопштења: Републички завод за заштиту споменика културе. Београд, 2007. Књ. 39. С. 71-82.
Н. В. Радосавлевич
Рубрики
Ключевые слова
См.также