МУРАТОВ
Том XLVII, С. 672-673
опубликовано: 8 марта 2022г.

МУРАТОВ

П. П. Муратов. Фотография. 1943 г.П. П. Муратов. Фотография. 1943 г.Павел Павлович (19.02. 1881, г. Бобров Воронежской губ.- 5.10.1950, Уотерфорд, Ирландия), российский историк искусства, переводчик, критик, писатель и издатель. Род. в г. Боброве в семье военного врача. Обучался в кадетском корпусе, в Ин-те путей сообщения в С.-Петербурге (1900-1904). В 1903 г. приехал в Москву и поселился у брата, офицера Генерального штаба, в доме на Б. Никитской ул. В этот период начал проявляться его интерес к художественной жизни. Во время русско-япон. войны (1904-1905) служил артиллерийским офицером. Затем работал помощником библиотекаря, хранителем отдела изящных искусств и классических древностей в Румянцевском музее в Москве (до 1914). Занимался организацией выставки рус. старины (1913), разработкой принципов описания иконографического материала (Древнерусская живопись. М., 1914). М. понимал икону прежде всего как эстетический объект, видел в ней слияние начал Востока и Запада, что отражало его культурологический подход в науке.

Во время путешествия в Париж (1905-1906) познакомился с работами П. Сезанна и постимпрессионистов, картины произвели на него сильное впечатление. Впервые посетил Италию (1908), к-рую знал по романтическим описаниям рус. литераторов и художников XIX в. Результатом многократных поездок в Италию и изучения итал. искусства стала книга М. «Образы Италии»: первые 2 тома вышли в России (1911-1912), а 3-й - в Берлине (1924). Ему удалось создать произведение, в к-ром соединились художественная лит-ра и искусствоведческий анализ. Впервые он открыл для российских читателей Раннее Возрождение, вдохновенно рассказал о Джотто, Беноццо Гоццоли, Витторе Карпаччо и многих др. итал. живописцах, передал живые впечатления от культуры и природы Италии, сформировав у российского читателя восприятие не только итал. Ренессанса, но и всей культуры Италии на мн. десятилетия. В кн. «Образы Италии» материал представлен не в хронологической последовательности; благодаря созданной в ней общей панораме Ренессанса книга и по сей день остается одним из лучших сочинений об итал. искусстве.

С 1906 г. М. публиковал критические статьи об искусстве в журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон», «Старые годы», его интересовал широкий круг тем - от древнерусского искусства до творчества Сезанна. Активно занимался переводами, в частности новелл П. Мериме, прозы Ж. де Нерваля; впервые перевел на рус. язык У. Бекфорда. Под влиянием образов эпохи Ренессанса написал ряд лит. сочинений. Наибольший отклик вызвал у современников роман «Эгерия» (Берлин, 1922).

Совместно с И. Э. Грабарем работал над 6-м томом «Истории русского искусства» (М. написал 4 из 5 выпусков тома). В 1913-1914 гг. совместно с К. Ф. Некрасовым издавал художественный ж. «София». М.- участник первой мировой войны, командир артиллерийской батареи, организатор обороны Севастополя, многократно награжден за боевые заслуги.

В 1918-1922 гг. работал в Отделе охраны памятников Наркомпроса РСФСР, вместе с Грабарем участвовал в реставрации храмов Москвы и Новгорода: в частности, он был одним из инициаторов расчистки росписей в церквах Московского Кремля. Основатель Об-ва итальянских исследований (Studio italiano), где выступали с лекциями ведущие писатели и историки искусства и культуры. С др. литераторами создал «Книжную лавку писателей» (1918) с целью поддержать бедствующих авторов; принимал участие в деятельности Комитета помощи голодающим (Помгол) в 1921 г. Был арестован (1921); находился в эмиграции (с 1922) сначала в Германии, затем в Италии и во Франции. Жил в Германии, в Италии (с 1923); в Париже (с 1927) стал одним из учредителей об-ва «Икона», активно сотрудничал в газ. «Возрождение», занимался политической публицистикой, историей первой мировой войны и др. военно-историческими сюжетами, опубликовал ряд статей на эти темы. Однако М. продолжал писать о древнерус. и визант. искусстве, рассказывать о нем зап. аудитории, в т. ч. благодаря его деятельности во Франции появился ряд исследователей в этой области. М. писал и об итал. искусстве (напр., о Фра Анджелико). Перед началом второй мировой войны переехал в Великобританию, совместно с У. Алленом написал монографии о событиях на советско-герм. фронте (2 книги были напечатаны в 1944 и 1946 в изд-ве Penguin), о военной истории Кавказа в XIX в. (изд. в 1953, посмертно). В последнее время жил в Ирландии в имении Аллена Уайтчерч-Хаус (графство Уотерфорд), где скончался от сердечного приступа в возрасте 69 лет; похоронен на маленьком кладбище около католич. церкви.

Соч.: Очерки итал. живописи в Московском Румянцевском музее: Сиенская мадонна // Старые годы. 1909. Нояб. С. 605-611; Образы Италии: Ист. путев. М., 1911-1912. Т. 1, 2; Берлин, 1924. 3 т. М., 2005п; История рус. искусства. Т. 6 / Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1913; Иконопись при первом царе из дома Романовых // Старые годы. 1913. Июль/сент. С. 25-32; Древнерус. иконопись в собр. И. С. Остроухова. М., 1914; Герои и героини. М., 1918; Магические рассказы. М., 1922; Эгерия. Берлин, 1922; Открытия древнерус. искусства // СЗ. 1923. Т. 14. С. 197-218; Les Icônes Russes. P., 1927; La Peinture Byzantine. P., 1928; Lettere di P. P. Muratov a B. A. Griftcov // Europa Orientalis. R., 1994. Т. 13/1. P. 189-206; Древнерус. живопись: История открытия и исследования. М., 2005; Статьи и очерки / Публ.: К. М. Муратова // Наше наследие. М., 2012. № 104. С. 55-73.
Лит.: Deotto P. Mito e realità nelle «Immagini d'Italia» di Muratov // L'est Europeo e l'Italia: Immagini e rapporti culturali: Studi in onore di P. Cazzola. Gen., 1995. P. 419-428; eadem. Pavel Muratov (1881-1950) // Twentieth-century Russian Emigre Writers / Ed. M. Rubins. Detroit, 2005. P. 237-247; Иванова И. Г. П. П. Муратов и его вклад в развитие представлений о культурном ландшафте // Наследие и современность: Информ. сб. М., 1998. Вып. 6. С. 167-189; Щемелёва П. М. Муратов Павел Павлович // Русские писатели, 1800-1917. М., 1999. Т. 4. С. 171-175; Себежко Е. С. Муратов: Образ Италии // Друг друга отражают зеркала…: Уильям Бекфорд и его след в рус. лит-ре. М.; Калуга, 2002. С. 120-144; Примочкина Н. М. Горький и Павел Муратов: История лит. отношений // Новое лит. обозр. М., 2003. № 61. С. 273-287; Lencek L. M. The Venetian Mirror: Pavel Pavlovich Muratov's «Obrazy Italii» (1924) and the Literature of Art // Знание. Понимание. Умение. М., 2015. № 1. С. 344-358.
О. В. Чумичева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЙНАЛОВ Дмитрий Васильевич (1862-1939), рус. исследователь раннехрист. и визант. искусства
  • АЛПАТОВ Михаил Владимирович (1902–1986), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель
  • АНДРЕЕВ Николай Ефремович (1908-1982), историк религ. искусства, филолог
  • АНИСИМОВ Александр Иванович (1877-1937), исследователь визант. и древнерус. живописи, историк искусства