ОБЛАТЫ
Том LII, С. 247-250
опубликовано: 26 апреля 2023г.

ОБЛАТЫ

Содержание

[Лат. oblati - принесенные], в средние века одна из категорий насельников католич. монастырей. До XI в. это были в основном посвященные Богу дети, к-рых в раннем возрасте родители на основании особого договора отдали в мон-рь. По достижении определенного возраста (как правило, совершеннолетия) О. могли принести обеты, принять тонзуру и стать монахами (до этого они не имели права покинуть мон-рь). Основанием для такой практики служили, с одной стороны, ветхозаветные примеры посвящения детей Богу (1 Цар 1. 24-28), с др. стороны - новозаветные тексты об угодной Богу жертве (oblationem et hostiam Deo - Еф 5. 2).

О.-дети

Ранние египетские и сирийские подвижники-анахореты в основном отрицательно относились к тому, что среди монахов были дети и подростки. Однако на протяжении IV в. мн. отцы Церкви высказывались в пользу того, чтобы детей принимали в общежительные мон-ри. Наиболее важные наставления на эту тему принадлежат свт. Василию Великому (Basil. Magn. Asc. fus. 15) и свт. Иоанну Златоусту (Ioan. Chrysost. Adv. oppugn. vitae mon. 3. 11, 18). Через бывавших на Востоке лат. богословов и аскетов эти идеи проникли на Запад. Напр., среди монахинь, к-рых окормлял блж. Иероним Стридонский, в мон-рь в раннем возрасте были приведены прав. Азелла (в 10 лет - Hieron. Ep. 24. 2) и Павла (посвящена еще до рождения - Ibid. 107. 3). О детях в мон-рях упоминали свт. Павлин Милостивый, еп. Ноланский, Сульпиций Север и др. Пруденций писал об этом явлении как об уже устоявшемся обычае (Prudent. Perist. 2. 521-524). Блж. Августин настаивал на том, что дети, чьи родители выбрали для них путь девственной жизни, по достижении совершеннолетия (ad legitimam aetatem) имеют право сделать свободный выбор (Aug. Ep. 262. 8; 355. 3). Этой т. зр. придерживались и в Римской Церкви (Leo Magn. Ep. 167. 14-15). В V-VI вв. известно и о злоупотреблениях: мн. знатные люди отдавали в мон-ри своих детей (прежде всего дочерей), чтобы не наделять их наследством или приданым.

Свт. Кесарий Арелатский в «Правилах для дев» упоминал о том, что в связи с запретом монахиням иметь слуг в мон-рь принимали малолетних детей: в случае необходимости разрешалось брать в обитель девочек 6-7 лет, к-рые уже способны обучаться грамоте и исполнять послушание (Caes. Arel. Reg. ad virg. 7). Однако святитель считал недопустимым принимать в мон-рь детей (как из знатных семейств, так и из бедных) на содержание или для обучения (т. е. не для последующего их служения в мон-ре). Согласно свт. Аврелиану Арелатскому, в монастырь следовало принимать детей не младше 10-12 лет, по достижении совершеннолетия они должны были письменно (chartas facere) отказаться от наследования родительского имущества (Aurelian. Reg. monach. 17, 47 // PL. 68. Col. 389, 392).

В «Правиле учителя» сведения о принятии в мон-рь детей знатных лиц представлены в форме речи, обращенной к родителям. Подчеркивалась необходимость освобождения того, кто поступал в мон-рь, от принадлежавшего ему или наследуемого им имущества, к-рое полагалось либо полностью раздать бедным, либо разделить на 3 части и одну часть отдать бедным, 2-ю - оставить семье, 3-ю - передать мон-рю, либо полностью оставить все имущество семье, отказавшись от права его наследовать (последний вариант, однако, может быть проявлением греха стяжательства, что осуждалось составителем «Правила учителя») (Reg. Magistr. 91).

В Уставе св. Бенедикта, для которого «Правило учителя» послужило одним из прямых лит. источников, предусматривалась возможность поступления в мон-рь не только детей знати, но и бедняков (pauperiores) (Reg. Ben. 59). В нем впервые была описана обрядовая сторона oblatio puerorum - передачи детей в монастырь в качестве О.: ключевым элементом этой церемонии, совершавшейся в присутствии свидетелей, являлось возложение родителями на алтарь письменного прошения (petitio) о принятии ребенка в мон-рь. Благодаря широкому распространению Устава св. Бенедикта наименование «облаты» закрепилось в качестве устойчивого термина для обозначения соответствующей категории насельников мон-рей.

Принятие О. в мон-ри регулировалось канонами ряда раннесредневек. Соборов. Так, 19-й канон V Аврелианского Собора (549) предписывал откладывать посвящение принесенного родителями или пришедшего самостоятельно ребенка на 1-3 года. В большинстве случаев (чаще всего речь шла о девочках) говорилось о необратимости поступления в мон-рь и невозможности после этого вступить в брак по достижении совершеннолетия (3-й канон III Лугдунского Собора (583); 12-й канон Маконского Собора (581 или 583)). 49-й и 55-й каноны IV Толедского Собора (633) запрещали тому, кто стал монахом по воле родителей, возвращаться в мир. X Толедский Собор (656) вводил лишь одно ограничение: ребенок, которого отдавали в мон-рь, не мог быть младше 10 лет (6-й канон; ср. 40-е прав. Трулльского Собора (691/2)).

В 726 г. папа Римский св. Григорий II (715-731) на вопрос св. Бонифация († 754) ответил, что дети, отданные родителями в мон-рь, не имеют права выйти из него и вступить в брак по достижении совершеннолетия, поскольку они принесены в качестве дара Богу (Gregorius II, papa. Ep. 14. 7 // PL. 89. Col. 525 = Ep. 26 // MGH. EpSel. T. 1. P. 46). Вероятно, это постановление было связано с необходимостью провести более четкую границу между О. и детьми, обучавшимися в монастырских школах, или было вызвано спецификой англосаксонских и германских мон-рей того времени, в которых часто воспитывались дети родственников аббата или аббатиссы.

В период каролингской реформы (см. ст. Каролинги, разд. «Монастырская реформа») идея свободного и сознательного принятия монашеских обетов вновь получает распространение (подробнее см.: Metz R. L'entrée des mineurs dans la vie religieuse et l'autorité des parents d'après le droit classique: La réaction contre l'ancien rigorisme en faveur de la liberté des enfants // Studia Gratiana. R., 1976. Vol. 20. P. 187-200). Так, в одном из капитуляриев Карла Великого († 814) задавался риторический вопрос, каким каноном или правилом отцов Церкви или апостольской заповедью можно обосновать принятие монашества против своей воли (Capitula de causis cum episcopis et abbatibus tractanda (811). 10 // MGH. Capit. T. 1. P. 163). Требование соблюдать правила относительно возраста и свободного волеизъявления при пострижении в монашество содержится в 23-м каноне Майнцского Собора (813) (MGH. Conc. Т. 2. Pars 1. P. 267).

17-й канон Ахенского Собора (817) утвердил в качестве обязательного для всех мон-рей обряд oblatio puerorum, описанный в Уставе св. Бенедикта: его надлежало проводить в присутствии свидетелей-мирян, а по достижении совершеннолетия О. должен был подтвердить (confirmet) сделанный выбор (при этом точный возраст наступления совершеннолетия не указывался) (Synodi secundae Aquisgranensis decreta authentica. 17 // CCM. T. 1. P. 477; ср.: Regula S. Benedicti Anianensis. 48 // Ibid. P. 529; Collectio capitularis Benedicti Levitae monastica. 36 // Ibid. P. 549; Collectio S. Martiali Lemovicensis, Legislatio Aquisgranensis. 50 // Ibid. P. 560). В рамках ахенской реформы был разработан и типовой образец petitio (самый ранний пример подобного текста сохр. в составе толкования Смарагда († после 826) на Устав св. Бенедикта - CCM. Т. 3. P. 180).

Один из наиболее острых конфликтов относительно oblatio puerorum был связан с делом бенедиктинского мон. Готшалька из Орбе († ок. 867-869), к-рый потребовал освободить его от принесенных монашеских обетов, т. к. он, будучи в свое время О., был пострижен без согласия. В 829 г. этой теме особый трактат (Liber de oblatione puerorum) посвятил непосредственный виновник конфликта Рабан Мавр († 856), в тот момент аббат Фульды, выступивший в защиту принятого учения о необратимости данных обетов.

Каролингские деятели монастырской реформы рассматривали подтверждение монашеских обетов в сознательном возрасте, вероятно, как формальное обязательство О. в отношении уже свершившегося факта (см.: Jong. 1996). Речь скорее всего шла о том, чтобы минимизировать ущерб от возможных конфликтных ситуаций, поскольку в реальности совершеннолетних О., покидавших мон-ри, несмотря на все запреты, было достаточно много (Smaragd. Expositio in Regulam S. Benedicti. 59 // CCM. T. 8. P. 301). По этой причине в последующей традиции больше внимания уделялось именно вопросам необратимости oblatio puerorum и невозможности покинуть мон-рь, если при совершении обряда были соблюдены основные требования, касавшиеся возраста и проч. (постановление папы Римского Григория II об О. с нек-рыми вариациями воспроизводится в 20-м каноне Вормcского Собора (868) (MGH. Conc. Т. 4. Р. 272-273), в Декрете Иво Шартрского (Ivo. Decret. VII 15 // PL. 161. Col. 548), в Декрете Грациана (Decretum Gratiani. II 20. 1. 2 // CorpICan. Pars 1. Col. 843-844. (PL; 187)) и др.). Трибурский Собор (895) предоставил право родителям или попечителям отданной в мон-рь девочки изменить свое решение в течение года, если ей было меньше 12 лет (MGH. Capit. T. 2. P. 227).

В целом принятие О. было частью сложной системы взаимоотношений мон-рей со своими соседями-землевладельцами и с властными институтами. Контакты между родителями и родственниками О. и мон-рями, принявшими посвященных Богу детей, не заканчивались после принесения на алтарь грамоты с petitio. Обычно мон-рь оказывал ответную помощь членам семьи, проявлял по отношению к ним гостеприимство и т. п.

Из О., как правило, формировали монастырские хоры (schola cantorum). Именно О. предпочитали возводить в пресвитерский сан, поскольку они считались более чистыми нравственно и ритуально по сравнению со взрослыми монахами (средневек. авторы ссылались на предложенную еще Марком Теренцием Варроном (116-27 гг. до Р. Х.) этимологию лат. слова «puer» (ребенок) от «purus» (чистый) - см., напр.: Censor. De die natale. 14. 2; Isid. Hisp. Etymol. XI 2. 10). 21-й канон Ахенского Собора (817) запрещал О. даже в случае болезни вкушать мясную пищу. Им доверяли приготовление облаток для мессы (Theodulfus, ep. Aurelanensis. Capitulare primum. 5 // MGH. Capit. episc. T. 1. P. 107). В XI в. даже сам обряд oblatio puerorum претерпел нек-рые изменения: у клюнийцев, чтобы подчеркнуть особую чистоту О., к алтарю их приносили уже не сами родители, а один из монахов (см.: Lahaye-Geusen. 1991).

О. участвовали в большей части монастырских церемоний, но, согласно обычаям, всегда отделялись от основной массы монахов (во время процессий шествовали либо первыми, либо последними, всегда сидели отдельно в рефектории (трапезной) и т. д.). Они принимали участие в заседаниях капитула, но не имели права голоса. Тех из О., кто оставались в мон-ре, было принято называть nutriti (вскормленные) в противоположность тем, кто пришли в мон-рь, будучи совершеннолетними (conversi - обратившиеся; см. Конверсы) (Eadmeri Liber similitudinibus. 78 // PL. 159. Col. 649). Из числа О. впосл. формировалась интеллектуальная элита мон-рей, бывш. О., как правило, занимали высокие посты в монастырской иерархии, часто становились аббатами.

К кон. XI в. ситуация изменилась. Сторонники григорианской реформы стали видеть симонию в обмене дарами, сопровождавшем обряд oblatio puerorum. В «новом» монашестве была сделана ставка на лиц, сознательно выбиравших аскетический образ жизни. Вильгельм, аббат монастыря Хирзау († 1091), а затем картузианцы, цистерцианцы и др. «новые» монашеские ордены отказывались принимать О. У клюнийцев изменения произошли при аббате Петре Достопочтенном, установившем высокую возрастную границу для принесения монашеских обетов: запрещалось постригать лиц младше 20 лет (Statuta Petri Venerabilis. 36 // CCM. T. 6. P. 70-71). Хотя сам институт О.-детей не исчез, его значение резко снизилось. Нищенствующие ордены изначально были ориентированы на прием новициев (см. Новициат), а не О. Формальный запрет принимать в нищенствующие ордены О. младше 14 лет был введен в 1430 г. папой Римским Мартином V (1417-1431) (Bullarium magnum Romanum. T. 4. P. 737).

3 дек. 1563 г., на 25-й сессии Тридентского Собора (1545-1563), было принято постановление, объявлявшее недействительными монашеские обеты, принесенные лицами младше 16 лет (Concilium Tridentinum. Sess. 25: Decretum de regularibus et monialibus. 15 // Canones et Decreta sacrosancti oecumenici Concilii Tridentini. R.; Lipsiae, 188711. P. 182). Т. о. средневек. практика посвящения Богу О.-детей полностью исчезла.

О.-взрослые

С сер. XI в. получила развитие практика ухода в мон-рь взрослых людей в форме принесения себя в качестве О. Эта практика напоминала социальные отношения типа коммендации (см.: Мирамон. 2002. С. 221). Помимо «oblatio» в источниках для обозначения этой практики используются такие выражения, как redditio, dedicatio, offersio, conversio, devotio. Чаще всего взрослые О. включались в число братии без принесения монашеских обетов в обмен на пожертвование монастырю всего имущества или его части (в т. ч. на смертном одре). В источниках встречаются разные обозначения таких людей: matricularii, familiares, fratres conscripti, hospites, monachi ad succurendum и др. в зависимости от того, было ли пожертвовано все имущество, приносились ли обеты послушания аббату, проживал ли человек, передавший свое имущество монашеской обители, в пределах мон-ря или поблизости, было ли ему дано особое монашеское одеяние (хабит) и т. д. Среди взрослых О. постепенно выделяется категория конверсов - братьев-мирян, работавших в мон-ре на особых условиях (особенно характерны для «нового» монашества в XII в.).

Согласно 9-му канону Латеранского III Собора (1179), различались О., к-рые пожертвовали все имущество мон-рю, и те, к-рые сохранили свое имущество (Mansi. T. 22. Col. 23). 57-м каноном Латеранского IV Собора (1215) оформилось отличие О. от остальных категорий лиц, связанных с мон-рем (familiares) (Ibid. Col. 1046). Под О. здесь подразумевались те, кто отказались в пользу мон-ря от имущества, но, продолжая жить в миру, пользовались им по праву узуфрукта. Подобного рода контракты практически повсеместно исчезли к кон. XIV-XV в., хотя сохранялись еще некоторое время в швейцар. мон-рях.

О.-взрослые были не только у бенедиктинцев, но и в нищенствующих орденах (Dal Pino. 1994; Czortek. 2002), хотя для последних больше характерен институт терциариев.

В позднее средневековье появляются общины секулярных О. Так, в 1425 г. католич. св. Франциска Римская († 1440) основала сестричество облатов под покровительством монахов-оливетанцев из рим. мон-ря Санта-Мария-Нова бенедиктинской конгрегации Пресв. Девы Марии с горы Оливето. По-прежнему проживая в своих семьях, сестры-О. оказывали помощь бедным. В 1433 г. их деятельность получила папское одобрение, организация была утверждена как жен. конгрегация облатов Торре-дельи-Спекки (позже переименована в честь основательницы св. Франциски Римской; приносимые сестрами-О. обеты были признаны каноническими, а не частными только в 1958).

В Новое время термин «облаты» появился в названиях ряда конгрегаций миссионерской направленности. Так, конгрегация облатов св. Амвросия была основана в 1578 г. католич. св. Карло Борромео († 1584) из приходских священников Милана. Члены конгрегации не приносили обетов бедности и не имели обязательств жить в общине (особый устав принят в 1581). В 1611 г. конгрегация была переименована в конгрегацию облатов святых Амвросия и Карла; при имп. Наполеоне в 1810 г. она была распущена, но восстановлена в 1854 г.

В 1714 г. из этой конгрегации выделилась группа облатов-миссионеров г. Ро, основанная пресв. Дж. М. Мартинелли († 1727) для проповеди среди простого народа и проведения духовных упражнений. В 1875 г. появились О.-викарии, которые поддерживали приходы, оставшиеся вакантными, и служили в диоцезальных санктуариях. Существовали также т. н. диоцезальные О., занимавшиеся просветительской работой в приходах. В 1931 г. кард. А. И. Шустер († 1954; в 1996 беатифицирован папой Римским Иоанном Павлом II) ориентировал диоцезальных О. на работу в семинариях и колледжах. В 1932 г. им же была основана конгрегация О.-мирян (или облатинов): они приносили временные обеты целомудрия и послушания и помогали клирикам в приходской работе.

Во 2-й пол. XIX в. появились конгрегации облатов Девы Марии Непорочной, облатов Успения, облатов св. Франциска Сальского, облатов св. Иосифа, а в нач. XX в. сформировалась община апостольской жизни сестер-облатов Вифании. В 1911 г. получила папское одобрение конгрегация облатов Святейшего Сердца Иисусова и Непорочной Девы Марии.

Аббат П. Геранже с появлением у бенедиктинского аббатства Солем многочисленной группы сторонников из числа священников и мирян ввел особую категорию ассоциированных членов, к-рых также назвал «облаты». Они могли носить особый хабит, но не давали никаких обетов. С появлением единого ордена бенедиктинцев его 1-й примас - Ильдебран де Амтенн († 1913), аббат мон-ря Сант-Ансельмо в Риме, добился от папы Римского Льва XIII (1878-1903) особой привилегии для секулярных О. всех бенедиктинских конгрегаций в составе ордена (бреве от 18 июня 1898; статуты для секулярных О. в ордене бенедиктинцев были приняты в 1904, в 1927 пересмотрены). Новая категория бенедиктинских О. стала по сути аналогом терциариев в нищенствующих орденах.

Лит.: Seidl J. N. Die Gott-Verlobung von Kindern in Mönchs- und Nonnen-Klöstern oder De pueris oblatis: Eine kirchenrechts-geschichtliche Untersuchung. Burghausen, 1871; Deroux M. P. Les origines de l'oblature bénédictine. Ligugé, 1927; Riepenhoff J. R. Zur Frage des Ursprungs der Verbindlichkeit des Oblateninstituts. Münster, 1939; Lentini A. Note sull'oblazione dei fanciulli nella Regola di S. Benedetto // Studia Benedictina: In memoriam gloriosi ante saecula XIV transitus S. P. Benedicti. Vat., 1947. P. 195-225. (StAnselm; 18/19); Hofmeister Ph. Die Klaustral-Oblaten // Studien und Mitteilungen zur Geschichte des Benediktinerordens und seiner Zweige. Salzburg; Münch., 1961. Bd. 72. S. 5-45; Baccetti E. Vecchi e giovani nella Regola di S. Benedetto // Rivista di Ascetica e Mistica. Firenze, 1962. Vol. 7. P. 458-482; Grundmann H. Adelsbekehrungen im Hochmittelalter: Conversi und nutriti im Kloster // Adel und Kirche: G. Tellenbach zum 65. Geburtstag dargebracht / Hrsg. J. Fleckenstein, K. Schmid. Freiburg i. Br., 1968. S. 325-345; Vogüé A., de. La Règle de St. Benoît. P., 1971. T. 6: Commentaire historique et critique. P. 962-970, 1355-1368. (SC; 186); Smith D. G. Oblates in Western Monasticism // Monastic Studies. Pine City (N. Y.), 1982. Vol. 13. P. 47-72; Jong M., de. Growing up in a Carolingian Monastery: Magister Hildemar and his Oblates // JMedH. 1983. Vol. 9. P. 99-128; eadem. In Samuel's Image: Child Oblation in the Early Medieval West. Leiden etc., 1996; Lahaye-Geusen M. Das Opfer der Kinder: Ein Beitrag zur Liturgie- und Sozialgeschichte des Mönchtums im Hohen Mittelalter. Altenberge, 1991; Dal Pino F. Oblati e oblate conventuali presso i mendicanti ‘minori' nei secoli XIII-XIV // Quaderni di storia religiosa. Verona, 1994. Vol. 1: Uomini e donne in comunità. P. 33-67; Weitzel J. Oblatio Puerorum: Der Konflikt zwischen väterlicher Gewalt und Selbstbestimmung im Lichte eines Instituts des mittelalterlichen Kirchenrechts // Vom mittelalterlichen Recht zur neuzeitlichen Rechtswissenschaft: Bedingungen, Wege und Probleme der europäischen Rechtsgeschichte: W. Trusen zum 70. Geburtstag / Hrsg. N. Brieskorn. Paderborn, 1994. S. 59-74; Esser N. Benediktineroblatentum: Studien zur Geschichte und Gegenwart der «weltlichen Mitglieder» des Benediktinerordens. Sinzig, 1995; Мирамон Ш., де. Принятие монашества в сознательном возрасте (1050-1200): Исслед. феномена обращения в зрелом возрасте // Анналы на рубеже веков: Антология / Отв. ред.: А. Я. Гуревич. М., 2002. С. 194-221; Czortek A. L'oblazione dei laici presso i frati eremiti di Sant'Agostino nei secoli XIII e XIV // Analecta augustiniana. 2002. Vol. 65. P. 5-40.
А. А. Ткаченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также