[Олива; лат. Oliba] (ок. 971 - 30.10.1046, мон-рь Сан-Микел-де-Куша (совр. деп. Вост. Пиренеи, Франция)), аббат мон-рей Санта-Мария-де-Риполь и Сан-Микел-де-Куша (с 1008), епископ г. Вик (с 1017), деятель клюнийской реформы в Каталонии. Третий сын Олибы Кабреты († 990), гр. Безалу, Берги, Валлеспира, Капсира, Риполя и Серданьи (Каталония), и Эрменгарды († 1001), дочери Гаусберта, гр. Ампурьяса. Будучи праправнуком гр. Вифреда I Волосатого († 897), 1-го независимого от Каролингов правителя земель, входивших в Испанскую марку, О. состоял в родстве со всеми графами Каталонии и правителями многих княжеств Юж. Франции. После того как в 988 г. его отец удалился в мон-рь Монте-Кассино, О. до 993 г. находился под опекой матери, затем стал самостоятельно править графствами Берга и Риполь. В 1002 г., передав свои владения братьям, он принял постриг в мон-ре Санта-Мария-де-Риполь. В 1008 г. его избрали аббатом этой обители, а чуть позже, в том же году, он стал настоятелем мон-ря Сан-Микел-де-Куша. О. способствовал распространению в этих монастырях клюнийских «обычаев» (consuetudines) (подробнее см. в ст. Клюнийская конгрегация). В 1011 г. О. отправился в паломничество в Рим, где получил от папы Сергия IV (1009-1012) буллы с подтверждением имущественных прав возглавляемых им мон-рей.
В 1009 г. О. принял деятельное участие в обустройстве мон-ря Сан-Марти-дел-Каниго (Сен-Мартен-дю-Канигу), основанного его братом гр. Вифредом и расположенного неподалеку от Сан-Микел-де-Куша. Фактически он был 1-м настоятелем Сан-Марти-дел-Каниго вплоть до 1014 г., когда монашеская община стала достаточно многочисленной, чтобы избрать аббата. Впосл. О. реформировал аббатство Сан-Микел-де-Флувиа (Эмпорда), вошедшее в конгрегацию мон-рей во главе с Сан-Микел-де-Куша, а в 1022 или 1023 г. основал обитель Санта-Мария-де-Монсеррат и подчинил ее аббатству Санта-Мария-де-Риполь. Реконструировал главный храм монастыря Санта-Мария-де-Риполь (1032) и кафедральный собор г. Вик, освященный во имя св. апостолов Петра и Павла (1038), участвовал в восстановлении разрушенных арабами храмов в Кардоне (1019) и Манресе (1020). О. поощрял изучение и переписывание книг; возможно, по его поручению делались переводы с араб. языка. Скрипторий аббатства Санта-Мария-де-Риполь, ставший известным уже в X в., при нем получил дальнейшее развитие, существенно пополнилась также монастырская б-ка, одна из самых богатых в Зап. Европе того времени.
О. был близок к семье графов Барселоны (особенно гр. Эрмесинды, вдовы Рамона Борреля и матери Беренгера Рамона I, управлявшей графством в его малолетство, затем при его сыне Рамоне Беренгере I (1017-1021, 1035-1039)), был их советником и получал от них поддержку. К нему обращались за помощью и др. правители христианской Испании и Лангедока, в т. ч. кор. Санчо III Наваррский (в 1023). О. не раз приходилось улаживать территориальные конфликты каталон. сеньоров, в т. ч. ближайших родственников, и он сам неоднократно выступал в судах истцом, защищая интересы вверенных ему церковных институций. Совр. исследователи ставят под сомнение его объективность: по крайней мере в начале своего церковного служения он был очевидно пристрастен в принимаемых решениях, т. к. в них чаще, чем этого можно было ожидать от арбитра, учитывались интересы отдельных мон-рей и частных лиц (прежде всего членов семьи О. и связанных с ней сеньоров). В 1010 г. О. имел отношение к организации успешного похода каталонских графов на Кордову, закончившегося разгромом Кордовского халифата, но степень участия О. в этом событии и его влияния на происшедшее, по-видимому, преувеличивалась позднейшей традицией.
Известность О. принесло его участие в движении «Божий мир». В 1022 г. он выступил на диоцезальном совете в г. Эльн (совр. деп. Вост. Пиренеи) с предложением запретить военные действия в воскресные и праздничные дни и во время Великого поста и гарантировать неприкосновенность храмов и др. освященных территорий, в т. ч. безопасность всем пытавшимся найти в них прибежище. Усилиями О. в 1027 г. в Тулуже в Руссильоне было объявлено «Божие перемирие» (treuga Dei). По-видимому, первоначально это установление касалось только еп-ства Эльн. В 1033 г. О. ввел его в еп-стве Вик, и вскоре «Божие перемирие» было принято по всей Каталонии. Это был 1-й успешный случай ограничения феодальных междоусобиц и частных войн в Зап. Европе.
Когда О. умер, монахи аббатства Сан-Микел-де-Куша разослали по др. мон-рям и крупным городам сообщения о его смерти, полные почтения и скорби, призвав молиться за усопшего. Впосл. место захоронения О. в Сан-Микел-де-Куша было утрачено. К 900-летию кончины О. (1946) в зале капитула аббатства Монсеррат был установлен его кенотаф.
О. обычно рассматривается как один из «духовных отцов» Каталонии. Обладая исключительным влиянием на церковно-политическую ситуацию в Каталонии, он укреплял позиции церковной иерархии и прежде всего бенедиктинского монашества. Широкая строительная деятельность, к-рую вел О., способствовала распространению романского стиля; основанный им мон-рь Монсеррат впосл. стал важнейшей каталон. святыней. Заметное влияние на развитие каталонской средневек. культуры оказали скриптории мон-рей, к-рые основал или реформировал О.; в них не только работали с рукописями, но и создавали лит. сочинения, напр. Рипольские хроники. Сохранились 3 лат. поэмы О., в т. ч. надгробный панегирик гр. Рамону Боррелю и эпитафии графам, похороненным в мон-ре Санта-Мария-де-Риполь. Несмотря на историческое значение деятельности О., католич. духовенство Каталонии не предпринимало мер для развития его почитания и не добивалось его канонизации.