ОСИНИН
Том LIII, С. 379-382
опубликовано: 1 августа 2023г.

ОСИНИН

И. Т. Осинин. Гравюра. 80-е гг. XIX в.И. Т. Осинин. Гравюра. 80-е гг. XIX в.Иван Терентьевич (3.04.1833, Копенгаген - 23.02.1887, С.-Петербург), магистр богословия, тайный советник, государственный и общественный деятель. Род. в семье Терентия Ивановича Осинина, псаломщика рус. посольской ц. во имя ап. Павла в Копенгагене, и его супруги датчанки Маргариты Фадеевны (встречается др. русифицированный вариант ее имени - Мария Васильевна). Первоначальное образование О. получил дома, затем учился в общественной школе в Копенгагене. Чтобы дать сыну правосл. образование, его родители переехали в Россию. Отец О. был рукоположен во иерея, служил в Ставрополе, но вскоре скончался. В 1847-1853 гг. О. учился в СПбДС, товарищи отмечали его способности и прекрасный характер (Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 331-332). О. имел серьезную общеобразовательную подготовку, знал датский, французский, немецкий, английский языки, но рус. язык ему давался с трудом. По окончании семинарии был 3-м в разрядном списке, принят на казенный счет в СПбДА (1853-1857). Курсовое сочинение на 4-м курсе «О непорочном зачатии Божией Матери» писал у профессора нравственного и пастырского богословия архим. Кирилла (Наумова; впосл. епископ Мелитопольский), оценившего его высшим баллом и оставившего положительный отзыв.

По окончании СПбДА со степенью 1-го магистра с разрешения митр. Новгородского и С.-Петербургского Григория (Постникова) О. оставлен в академии в звании бакалавра преемником М. О. Кояловича на кафедре обличительного (сравнительного) богословия, к-рую занимал с 1 сент. 1857 г. (утвержден 6 нояб. 1857). В 1857-1869 гг. О. был также учителем нем. языка и библиотекарем академической б-ки до лета 1863 г. В нач. 1858 г. он защитил дис. «Римский новый догмат о зачатии Пресвятой Девы Марии без первородного греха пред судом Свящ. Писания и св. предания св. отцов», 3 марта 1858 г. утвержден в степени магистра богословия. По замечанию А. П. Лопухина, ученика О. и его преемника на кафедре сравнительного богословия, трудно было найти более подходящего кандидата, знакомого с жизнью инославных народов и с характером инославных вероисповеданий не только в теории, но и на практике (Лопухин. 1887. С. 196). Митр. Григорий (Постников), интересовавшийся вопросами сравнительного богословия и межцерковных отношений, проводил с О. «домашние богословские беседы» (Там же. С. 197).

В 1858 г. О. женился на Елизавете Евгеньевне Поповой, дочери настоятеля рус. посольской церкви в Лондоне прот. Е. И. Попова, в кон. 30-х - нач. 40-х гг. XIX в. служившего настоятелем церкви в Копенгагене. В 1859 г., менее чем через год, жена О. скончалась от тяжелой болезни.

С кон. 50-х гг. XIX в. статьи О. о современном состоянии западного христ. мира и о его событиях регулярно появлялись на страницах академического ж. «Христианское чтение», где в 1858 г. было напечатано его магистерское сочинение. О. видел тесную связь политических и церковных вопросов на Западе, он также писал о крайностях папства и протестантизма, об активизации протестант. библейских об-в, заботившихся о распространении Свящ. Писания на национальных языках с целью образования протестант. приходов из бывш. католиков.

С нач. 60-х гг. XIX в. статьи О. (нек-рые из них без подписи), гл. обр. по вопросам, связанным со стремлениями англикан и старокатоликов к сближению с Православием, также публиковались в «Духовной беседе» и «Церковной летописи», в «Православном обозрении», «Страннике», «Духе христианина», в газ. «Голос» и др. О. отмечал огромный интерес к церковно-богословским вопросам в современном ему англ. обществе. Он писал о т. н. движении revivals (возрождение), к-рое появилось в 1857 г. в США и вскоре широко распространилось в Великобритании, представляя собой яркое проявление крайностей «протестантской свободы» и «протестантского начала личного верования» (Религиозная жизнь в Англии. 1862. С. 74). О. знакомил читателей с англ. духовными журналами, характеризовал партии англикан. Церкви и их внутренние противоречия. Он считал, что англикан. Церковь близка к православной, поскольку сохранила иерархическое устройство и 3 степени иерархии, и предполагал, что она более других проявит стремление к сближению с Правосл. Церковью. Однако при этом О. понимал, что трудно ожидать реального соединения Церквей в скором времени.

Благодаря вниманию и покровительству митр. Григория и др. лиц О. рано приобрел известность за пределами узкого академического круга, был знаком со мн. высокопоставленными лицами, его приглашали для религиозно-нравственных собеседований в лучшие аристократические дома. В 1863 г. по рекомендации гр. А. Д. Блудовой и гр. Т. Б. Потёмкиной при содействии А. Ф. Тютчевой он стал преподавателем всеобщей истории у вел. кнж. Марии Александровны, затем у вел. князей Сергея Александровича и Павла Александровича, с которыми в дальнейшем поддерживал отношения. За каждого из августейших учеников О. была назначена пожизненная пенсия - 428 р. в год.

14 окт. 1863 г. О. был утвержден экстраординарным профессором СПбДА. Его лекции об истории и о церковно-практических особенностях инославных вероисповеданий привлекали мн. слушателей. К своему курсу лекций О. составил научные записки (Конспект лекций по сравнительному богословию. СПб., 1874. Литогр.; Сравнительное богословие. СПб., 1874. Литогр.).

Во время поездок в Данию, Германию, Великобританию О. завязал личные знакомства со мн. представителями зап. богословской мысли, в т. ч. с Г. Ф. Элером и Й. Т. Бекком. Летом 1864 г. О. посетил лекции католических и протестантских профессоров богословских фак-тов Тюбингенского и Лейпцигского ун-тов и собрал сведения об их научно-богословской и профессорско-педагогической деятельности, а также отметил отличия в методах преподавания отечественных и западных богословов. Последние, по мнению О., много внимания уделяли изучению источников, обучению студентов самостоятельной работе с ними и знанию древних языков - на лекциях студенты работали с евр. Библией. Он также писал о том, что русские и европейские профессора не имеют представления о научной деятельности друг друга: «...мы знакомы (или по крайней мере можем знакомиться) с плодами их ученой деятельности, но с живой личностью и с действительным бытом их - слишком редко» (Путевые заметки. 1865. № 5. С. 37).

В нояб. 1865 г. О. был избран секретарем Совета Православного миссионерского об-ва под председательством еп. Герасима (Добросердова). По приглашению вел. кнг. Елены Павловны, доверительно относившейся к мнению О., в 1865 г. он стал членом Комитета Крестовоздвиженской общины. В нач. 1867 г. О. вошел в образованную конференцией СПбДА комиссию (вместе с В. И. Долоцким, И. А. Чистовичем и Кояловичем), к-рая занималась разработкой общих оснований академической реформы. После введения нового академического устава в 1869 г. О. продолжил работу на кафедре сравнительного богословия.

В 1867 г., после выхода в отставку проф. Н. А. Вышнеградского, О. назначен исправляющим должность начальника с.-петербургских и Царскосельской жен. гимназий по личному желанию вел. кнж. Марии Александровны; 13 мая 1867 г. утвержден в должности. Он принял в ведение пять 7-классных гимназий, 3-классную и незадолго до того открытую Царскосельскую, в к-рых было 1200 учениц и 100 сотрудников учебно-воспитательного персонала; через 12 лет его службы в С.-Петербурге насчитывалось одиннадцать 8-классных гимназий, 4-классная прогимназия и педагогические курсы, где обучалось 4000 чел. и работало 300 сотрудников учебно-воспитательного персонала. Незадолго до этого назначения О. женился во 2-й раз - на Елизавете Тихоновне Тимановской, к-рая умерла от чахотки. Их дочь Евгению воспитывала мать О.

О. состоял членом Высочайше учрежденной Комиссии для пересмотра законоположений и обсуждения средств ведомства имп. Марии (1870), а также Комиссии по учреждению в России высших учебных жен. заведений (1874), и к нач. 1875 г., по завершении ее работы, представил особое мнение о том, что такое женское образование и в чем заключаются его особенности. Кроме того, он преподавал педагогику в Смольном ин-те, принимал участие в основании Фрёбелевского об-ва (1871) и активно поддерживал его в первые годы существования, был членом Совета и 1-м вице-председателем об-ва. С 1872 г. главный редактор ж. «Педагогический листок Санкт-Петербургских женских гимназий» (с 1876 «Женское образование»), где опубликовал большое количество статей о необходимости жен. образования, многие без подписи.

По предложению вел. кн. Константина Николаевича О. был командирован Синодом на 1-й конгресс старокатоликов в Мюнхене (10-12 сент. 1871). Он посетил предваряющие конгресс частные заседания у И. фон Дёллингера, где лично познакомился с Дж. Овербеком и представителями старокатолич. движения из разных стран. На конгрессе О. поднял вопрос о Filioque как об одном из важных пунктов разногласий между старокатоликами и православными. По возвращении в С.-Петербург он прочел 3 публичные лекции о Мюнхенском конгрессе: «Исторические причины и обстоятельства, вызвавшие современное движение в западнокатолической церкви», «Мюнхенский конгресс», «Отношения старокатолического движения к православной церкви».

В марте 1872 г. О. вошел в число 36 членов-учредителей С.-Петербургского отдела Общества любителей духовного просвещения (ОЛДП), основанного для содействия диалогу членов РПЦ с англиканами и со старокатоликами, с момента образования об-ва состоял членом его Совета. В мае 1872 г. избран в созданную при ОЛДП Комиссию для распространения «здравых понятий об истинном учении, исторических судьбах и современных нуждах православной Церкви посредством изданий и чтений, как научных, так и популярных» (Сб. протоколов. 1873. С. 34). Он понимал невозможность фактического соединения Церквей, но считал важным установление научных контактов с зап. богословами, а также возможность диалога о Православии на Западе. В 1872 г. вышло «Открытое письмо к старокатоликам запада» за подписью О.

Как представитель ОЛДП О. присутствовал на Боннских конференциях (1-4 сент. 1874 и 29 июля - 4 авг. 1875). По возвращении со 2-й конференции он выступил на 3 заседаниях ОЛДП с отчетом, последнее выступление освещалось в печати. О. говорил о результатах и достижениях, отдельно рассматривая вопрос об исхождении Св. Духа и считая признание членами Боннской конференции незаконности Filioque важным шагом на пути к сближению с православными.

О. был награжден орденами Владимира 3-й степени (1876), Станислава 1-й степени (1879) и Анны 1-й степени (1882). 23 июня 1882 г. он был утвержден в звании заслуженного экстраординарного профессора. В течение года подготавливал своего преемника на кафедре - Лопухина, вернувшегося из США, где по окончании СПбДА служил псаломщиком при русской посольской церкви.

7 нояб. 1882 г. в зале Василеостровской жен. гимназии отмечалось 25-летие академической службы О. и 15-летие службы в качестве начальника гимназий. Среди полученных приветствий были поздравительные телеграммы от членов имп. дома, а также адрес от студентов 3-го и 4-го курсов богословского отд-ния СПбДА.

15 авг. 1883 г. О. оставил службу в СПбДА, хотя академический совет единогласно избрал его на новый 5-летний срок. 16 дек. 1885 г. по собственному желанию он был уволен с должности начальника жен. гимназий. 18 янв. 1886 г. назначен председателем Учебного комитета по ведомству имп. Марии со званием почетного опекуна, а также попечителем с.-петербургских и Царскосельской гимназий.

О. скончался от разрыва сердца в ночь на 24 февр. Панихиды служили в церквах гимназий С.-Петербурга и Царского Села, СПбДА, опекунского совета ведомства имп. Марии и в др. храмах. Похороны на Никольском кладбище состоялись 27 февр. Заупокойная литургия в ц. Св. Духа Александро-Невской лавры совершена ректором СПбДА еп. Арсением (Брянцевым), отпевание - сотоварищем О. по СПбДА экзархом Грузии архиеп. Павлом (Лебедевым) в сослужении епископов и столичного духовенства во главе с протопр. И. Л. Янышевым. На литургии присутствовал вел. кн. Сергей Александрович, имп. Мария Феодоровна прислала венок из живых цветов с надписью на дат. языке. Почти во всех органах столичной печати были опубликованы некрологи.

Избр. соч.: Римский новый догмат о зачатии Пресв. Девы Марии без первородного греха перед судом Свящ. Писания и св. предания св. отцов // ХЧ. 1858. № 2. С. 71-124; № 3. С. 182-204; № 4. С. 219-261; Ирвингианство. СПб., 1859; Взгляд на совр. положение папства //ХЧ. 1861. № 3. С. 135-148; Взгляд на характер и направление зап. христ. вероисповеданий // Там же. 1862. № 2. С. 129-151; Неск. слов об отношении естественных наук к вере: По поводу появления «Естественной истории» Агассица // Там же. № 4. С. 531-543; О коренных свойствах и общем значении Церкви Христовой // Там же. С. 515-530; Письма правосл. путешественника о церк. состоянии Запада // Там же. № 3. С. 387-399; Религиозная жизнь в Англии в минувшем 1861 г. // ПО. 1862. № 1. С. 72-101; Английские понятия о прогрессе и о его отношении к христианству // ХЧ. 1863. № 2. С. 293-306; О нек-рых произведениях рус. авторов, появившихся в посл. время за границей // Там же. № 3. С. 385-421; Крит. заметки: «Жизнь Иисуса», соч. Э. Ренана // Там же. № 11. С. 330-356; 1864. № 1. С. 116-142; О церк. состоянии Англии: Ист.-стат. очерк // Там же. 1864. № 8. С. 451-478; № 9. С. 3-38; № 10. С. 173-200; Путевые заметки из Германии // Там же. № 11. С. 324-348; № 12. С. 417-439; 1865. № 2. С. 116-141; № 3. С. 287-314; № 5. С. 34-56; К вопросу о соединении англо-амер. Церкви с Православной // ДБ. 1865. № 49. С. 441-451; Неск. слов о совр. стремлениях англо-амер. Церкви к сближению с Православной // ХЧ. 1865. № 2. С. 188-197; Первое общее собрание членов вновь учрежденного миссионерского об-ва. СПб., 1865; Речь, сказанная 2 мая 1865 г., в собр. членов вновь учреждаемого миссионерского об-ва для содействия распространению христианства в вост. пределах России. СПб., 1865; Обзор XXXIX членов англикан. вероисповедания // ХЧ. 1866. № 6. С. 571-603; Новое заявление в пользу сближения Англ. Церкви с Православной // Там же. 1867. № 4. С. 675-688; Об англ. священстве // Там же. 1869. № 10. С. 702-719; Старокатолич. движение и Мюнхенский церк. конгресс. СПб., 1871; Речь, читанная в торжественном собрании СПбДА 17 февр. 1872 г.: [О соединении Церквей] // ХЧ. 1872. № 3. С. 517-541; [Речь о совр. состоянии религ. движения в Зап. Европе, произ. 2 апр. 1872 г. при открытии С.-Петербургского отд. ОЛДП] // Сб. протоколов ОЛДП. С.-Петербургский отд. 1-й год: 1872/1873. СПб., 1873. С. 26-33; Объяснения в заседании С.-Петербургского отд-ния ОЛДП, 11 дек. 1875 г., по поводу 2-й Боннской конф. // ХЧ. 1876. № 1/2. С. 258-266.
Ист.: Киреев А. А. Письмо к И. Т. Осинину: [По поводу старокатолич. конгресса]. СПб., 1872; Сб. протоколов ОЛДП. С.-Петербургский отд. 1-й год: 1872/1873. СПб., 1873. С. 10, 61, 98-99, 101-121, 193; То же. 4-й год: 1875/1876. СПб., 1876. С. 133-142; Отчет о Боннской конф. (29 июля/10 авг.- 4/16 авг. 1875) // ХЧ. 1876. № 1/2. С. 158-159, 173-176, 196-199.
Лит.: Чествование 25-летия службы И. Т. Осинина на пед. поприще. СПб., 1882; В. С. Некр. И. Т. Осинина // Жен. образование. 1887. № 2. С. 15-16; Лопухин А. П. Памяти И. Т. Осинина // ЦВ. 1887. № 10. С. 196-199; [М. С.] И. Т. Осинин: Очерк его жизни и деятельности // РС. 1888. Т. 57. № 2. С. 457-476; № 3. С. 655-672; Т. 58. № 4. С. 73-102; Чистович И. А. СПбДА за последние 30 лет: (1858-1888 гг.). СПб., 1889. С. 44-45, 98, 110, 165, 167; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 331-333; Торопов Д. А., свящ. Роль С.-Петербургского отд-ния ОЛДП на 1-м этапе переговоров представителей Рус. Церкви со старокатоликами: (1871-1875) // ЦиВр. 2012. № 2(59). С. 176-191; он же. Объединительный проект Й. Овербека: Взгляд из России // Там же. 2017. № 1(78). С. 162-182.
Т. А. Богданова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВРАМОВ Михаил Петрович (1681 или 1680-1752), статский советник, директор С.-Петербургской Оружейной канцелярии, автор проекта восстановления Патриаршества
  • БАНТЫШ-КАМЕНСКИЙ Дмитрий Николаевич (1778-1850), гос. деятель, историк, писатель, археограф
  • БАТЮШКОВ Помпей Николаевич (1811-1892), гос. и обществ. деятель, издатель
  • БЕГЛЕРИ Георгий Павлович (1847-1923), греч. и рус. византинист