ОСРОЕНА
Том LIII, С. 449-450
опубликовано: 4 августа 2023г.

ОСРОЕНА

[Эдесское царство; греч. ᾿Οσροηνή, ᾿Οσδροηνή, ᾿Ορροηνή; сир.  ,   ], историческая область в Сев. Месопотамии (юго-восток совр. Турции и север совр. Сирии), эллинистическое царство (2-я пол. II в. до Р. Х.- сер. III в. по Р. Х.), первое известное гос-во, в к-ром на рубеже II и III вв. христианство получило офиц. покровительство властей. На западе граница О. проходила по р. Евфрат, на востоке достигала р. Тигр. Столица О.- Эдесса (сир. Урхай; ныне Шанлыурфа, Турция). Основными жителями О. были арамеи, говорившие на восточноарам. диалекте Эдессы, к-рый не позднее III в. по Р. Х. стал основой классического сир. языка; греческое и латинское население составляло в О. меньшинство. Древнейшим городом на территории О. был Харран (Карры; сир.  ; греч. Κάρραι; лат. Carrhae; близ совр. дер. Алтынбашак, Турция), вероятно, тождественный библейскому Харрану. В VI-II вв. О. последовательно входила в состав гос-ва Ахеменидов, империи Александра Великого и державы Селевкидов. При распаде последней возник ряд полунезависимых арам. гос-в, особую роль среди которых играли О. и Адиабена. О., ставшая отдельным гос-вом в 132 г. до Р. Х., находилась на стыке Софенского и Коммагенского царств, Вел. Армении, а также новообразованной Парфянской империи. В О. утвердилась династия семит. происхождения, к-рую принято называть династией Авгарей, поскольку это имя, наряду с именем Ману, было наиболее распространено среди ее представителей (Shahîd. 1984. P. 3-8; Segal. 1985). В 64-63 гг. до Р. Х. селевкидская Сирия была завоевана римлянами и преобразована в провинцию. О. и Адиабена стали буферными гос-вами на границе римской и парфянской сфер влияния. Цари Адиабены занимали антирим. позицию, О. стала союзницей римлян и форпостом для их походов против Парфии. В I в. по Р. Х. Коммагена была присоединена к Римской империи, Евфрат стал пограничной рекой между Римом, с одной стороны, и О., Адиабеной и Софеной - с другой. В это время на престоле О. находился царь Авгарь V бар Ману Уккама (4 г. до Р. Х.- 7 г. по Р. Х., 13-50 гг. по Р. Х.), с именем к-рого раннехрист. предание связало неск. апокрифов, повествующих о начале проповеди христианства в О., в т. ч. «Переписку Авгаря с Иисусом Христом». Эти апокрифы содержат значительное число анахронизмов. В действительности христианство приобрело в О. статус покровительствуемой религии в правление Авгаря VIII бар Ману (177-212), за столетие до легализации христиан в Римской империи (Segal. 1970. P. 70). Вероятно, Авгарь VIII, желавший утвердить самостоятельность О., выбрал христианство как религию, в равной степени удаленную от Римской и Парфянской империй (подробнее см. в статьях Авгарь, Аддай).

В ходе военных кампаний имп. Септимия Севера против Парфии (195 и 197-198) О. была подчинена Риму (Dio Cassius. Hist. Rom. LXXV 1-2; Scr. hist. Aug. Septimius Severus. XVIII 1), причем ее территория была разделена на провинцию Осроена, к-рая вошла в состав Римской империи, и полунезависимое Эдесское царство. Последним продолжал править Авгарь VIII, принявший тогда же рим имя - Луций Элий Септимий. По всей видимости, в состав царства Авгаря входили территории, непосредственно примыкавшие к Эдессе. Септимий способствовал развитию тесных отношений между Эдесским царством и провинцией О., причем оба указанных политических образования должны были служить форпостом рим. влияния на Востоке. В 214/6 г. имп. Каракалла присоединил Эдесское царство к провинции О.; Эдесса получила статус рим. колонии. Династия Авгарей была сохранена, однако ее представители, видимо, не обладали реальной властью. Номинальная независимость О. была ликвидирована в 244/9 г. В 260 г. Эдессу и Карры на нек-рое время захватили войска персид. шаха Шапура I, однако вскоре О. перешла под контроль правителя Пальмиры Луция Септимия Одената (ок. 250-266/7). После гибели Одената его 2-я жена, Зенобия, исполнявшая обязанности регента, начала военную кампанию против Рима, к-рая завершилась победой имп. Аврелиана (270-275) и пленением Зенобии. С этого времени вплоть до арабских завоеваний в сер. VII в. О. оставалась римской (византийской) провинцией.

Ист.: Plin. Sen. Natur. Hist. Vol. 1; Dio Cassius. Hist. Rom. XL 20-23; LXX 1-2; Plut. Vitae; Chron. Edess.; Ps.-Dionys. Chron. Vol. 1. P. 50-131 [textus]; P. 40-98 [versio].
Лит.: Segal J. B. Edessa, «The Blessed City». Oxf., 1970; idem. Abgar // EIran. 1985. Vol. 1. Fasc. 2. P. 210-213; Shahîd I. Rome and the Arabs: A Prolegomenon to the Study of Byzantium and the Arabs. Wash., 1984; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 803-813; Абрамзон М. Г. Осроена в рим. вост. политике в I в. до н. э.- III в. н. э. // Проблемы истории, филологии, культуры. М.; Магнитогорск; Новосиб., 2005. Вып. 15. С. 111-119; Baum W. König Abgar bar Manu (ca. 177-212) und die Frage nach dem «christlichen» Staat Edessa // Der Christliche Orient und seine Umwelt: Gesammelte Studien zu Ehren J. Tubach anlässlich seines 60. Geburtstags / Hrsg. S. G. Vashalomidze, L. Greisiger. Wiesbaden, 2007. S. 99-116; TIB. 2014. Bd. 15; Заболотный Е. А. История конфес. разделения сир. христианства и развитие христологии в IV-VIII вв.: Дис. М., 2016. С. 60-66.
Е. А. Заболотный
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АКСУМСКОЕ ЦАРСТВО одна из самых могущественных держав поздней античности и раннего средневековья, принявшая в сер. IV в. христ-во
  • АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ древняя страна в Вост. Закавказье
  • БАКТРИЯ древн. историко-культурная обл. в Ср. Азии
  • ВАВИЛОНИЯ термин, к-рым в исторической науке, следуя античной традиции, называют территорию Юж. Месопотамии в долине рек Тигра и Евфрата на юге совр. Ирака, и гос-во, возникшее здесь в нач. II тыс. до Р. Х.