Том LIII, С. 465-466
опубликовано: 8 августа 2023г.
М. А. Остроглазов. Фотография. Кон. 90-х гг. XIX в.Михаил Андреевич (5.02.1873, Бронницы Московской губ.- кон. 10-х - нач. 20-х гг. XX в.), рус. композитор. Род. в семье титулярного советника. В 1892 г. окончил 4-й московский кадетский корпус, в 1894 г.- 3-е военное Александровское уч-ще. С 1895 г. служил в 3-м гренадерском Перновском короля Фридриха Вильгельма IV полку, в 1909 г. вышел в отставку в звании капитана. С 1911 г. периодически жил в г. Сергиеве (ныне Сергиев Посад). В марте 1916 г. О. был вновь призван в армию, в авг. 1917 г. отправлен на Западный фронт, в конце окт. пострадал во время газовой атаки в районе Барановичей, был комиссован и направлен в Москву для лечения.
Неизвестно, когда и где О. получил муз. образование. Есть сведения о том, что он учился игре на скрипке у одного известного профессора, выступал в концертах. Среди муз. сочинений О. преобладают оперы (всего 8, в т. ч. «Склирена» на сюжет из истории Византии XI в. по повести А. А. Смирнова), романсы и хоровые произведения, большинство из которых - духовные. Фрагменты Панихиды - самого раннего из духовных сочинений О.- прозвучали в концерте Синодального хора 25 марта 1908 г. Н. Д. Кашкин в рецензии отметил, что музыка Панихиды является интересной «как целое», представляет «развитие простых основных мотивов, достигающее своего кульминационного пункта в песнопении «Со святыми упокой»», «очень колоритна и полна настроения безнадежной тихой скорби, выдержанного с начала до конца» (Рус. слово. 1908. 27 марта). О «Херувимской песни на 1914-ю годину» (Op. 18) писали, что она «не трудна для исполнения и написана, за исключением разве только музыки на слово «аминь», в духе сочинений авторов старого направления... умелой рукой» (ХРД. 1916. № 2. С. 54). Большая часть духовных сочинений О. (Op. 23, 24, 25, 26, 27, 31) написана за 2-3 года до революции, последнее (Op. 33) создано в 1918 г. Все они были куплены изд-вом П. И. Юргенсона, но не все были напечатаны и, будучи малодоступны, остались вне поля зрения регентов и хоровых исполнителей.
Арх.: РГВИА. Ф. 409. П/с 157-969 (послужной список 1918 г.); ГЦММК. Ф. 292. № 240-263: Письма М. А. Остроглазова к В. Д. Рашкову (1905-1916 гг.); РГАЛИ. Ф. 952. Оп. 1. № 514: Духовно-муз. соч. Op. 24: Для смеш. хора. № 1: «Богородице Дево»; № 2: «Достойно есть»: 5-голосное; № 3: «Взбранной Воеводе»: Для соло баритона или высокого баса с хором; № 4: Тропарь на Рождество Пресв. Богородицы; № 5: Тропарь на Введение; № 6: Тропарь на Благовещение; № 7: Тропарь на Успение; № 8: Тропарь в честь иконы Богоматери Черниговской-Ильинской «К Богородице прилежно»; № 9: Запричастный Богородичный «Не умолчим никогда, Богородице»; № 516. Op. 27: № 1: Херувимская на богородичных службах: Для соло сопрано с хором; № 2: Херувимская (№ 4); № 3: Херувимская (№ 5); № 4: Херувимская: Для трио детских или жен. голосов; № 5: «Тело Христово приимите»; № 6: «Тебе поем»; № 7: Блаженны; № 8-17: Литургия Преждеосвящ. Даров; № 547. Op. 31: Литургия св. Иоанна Златоуста на заупокойных службах [содержит также др. песнопения: Запричастный «Высшую небес»: Соло баса и тенора с хором; «Величит душа моя Господа»: Трио с хором; «Богородице Дево»: Сопрано соло с муж. хором]; № 519 [1918]. Op. 33: В дни междоусобной брани и нашествия иноплеменников. № 1: «Господи, воздвигни силу Твою»: Запричастный стих: Соло баса с хором; № 2: «Взбранной Воеводе»; № 3: Херувимская песнь. 1918.
Муз. соч. [Для смеш. хора, если не указано иное]: Op. 6: Панихида. М.; Лпц., [1908]; Op. 7. № 1: «Величит душа моя Господа»: Для контральто и смеш. хора; № 2: «Да молчит всякая плоть». М., [1909]; Op. 18. № 1: Херувимская песнь на 1914-ю годину. М., [1915]; Op. 13: Все ектении. № 1-11. М., [1916]; Op. 23. № 1: Пасхальные ирмосы; № 2: «Ангел вопияше»: Трио с хором; № 3: Богородичные ирмосы; № 4: «Величит душа моя Господа» (№ 2): Соло сопрано с хором; № 5: Величания Пресв. Богородицы; № 6: Ирмосы на парастасе; № 7: «Величит душа моя Господа» (№ 3) (на парастасе): Соло альта с хором. М., [1917]; Op. 25. № 1: «Свете тихий» № 2: «Воскресение Христово видевше»; № 3: «Единородный Сыне»: Для 4 однородных голосов; № 4: Тропарь на Рождество Христово; № 5: Тропарь на Богоявление Господне; № 6: Тропарь на Сретение Господне; № 7: Тропарь на Вознесение Господне; № 8: Тропарь на Пятидесятницу; № 9: Тропарь на Преображение Господне; № 10: «Христос воскресе»; № 11: «Отче наш»: Семиголосный хор. М., [1917]; Op. 26. № 1: Херувимская песнь на 1917 г.; № 2: «Спаси, Господи, и помилуй»: Тропарь-гимн российский 1917 г.; № 3: «Слава в вышних Богу» (перед шестопсалмием); № 4: «Хвалите имя Господне»; № 5: «Тебе поем»; № 6: «От юности моея»; № 7: «Бог Господь»; № 8: «Царю Небесный»: Для 4 однородных голосов; № 9: Заключительное «Господи, помилуй» на литургии; № 10: «Приидите поклонимся»; № 11: Трисвятая песнь; № 12: «Ныне отпущаеши». М., [1917]; Малое славословие // «Хвалите имя Господне»: Песнопения всенощного бдения / Сост.: А. Ратников, Л. Боровлева, И. Соловьев. М., 1995. С. 48-49.
Лит.:
Владыкинский С. [псевд., Никольский А. В.]. Панихида М. А. Остроглазова: Нотографическая заметка // Музыка и жизнь. М., 1908. № 9. С. 12;
Генова А. В. Капитан-композитор М. А. Остроглазов: Дипл. работа / Гос. еврейская акад. им. Маймонида. М., 1998.
А. А. Наумов