Альфред (Эдуард) Александрович (12.12.1842, С.-Петербург - 16.09.1919, Петроград), архитектор, историк архитектуры, педагог; мастер эклектики и рус. стиля. Отец, чиновник 6-го класса, имел шотл. происхождение, мать - дочь фабриканта из Штутгарта. Учился в 4-й Ларинской гимназии в С.-Петербурге (1855-1859), политехникуме в Штутгарте (с 1859), где приобрел инженерные навыки. В 1862-1871 гг. получил архитектурное образование в АХ в С.-Петербурге; особое влияние на него оказали лекции Д. И. Гримма по истории античного ордера, ему он впосл. посвятил свою книгу о древнегреч. храмах. С 1865 г. регулярно принимал участие в академических конкурсах. За проекты Скотного двора для Всемирной выставки в Париже (1865), народного театра на 2 тыс. мест (1866) и главной станции железной дороги в С.-Петербурге (1869) получил 2 серебряные и малую золотую медали. В 1871 г. удостоен большой золотой медали за проект кладбищенского правосл. храма «о трех приделах» в визант. стиле. В 1873 г. проходил архитектурную практику под рук. Н. Л. Бенуа на постройке богадельни в память имп. Николая I в Петергофе. Пенсионную поездку в Европу он осуществил в 1876-1881 гг., проявив особый интерес к античной архитектуре. За 5 лет побывал в Шотландии, Англии, Германии, во Франции и в Италии. Академик архитектуры (1881), профессор (1892), действительный член (1905) с.-петербургской АХ. В 1882-1913 гг. служил в Техническо-строительном комитете МВД. П. активно участвовал в работе С.-Петербургского (почетный член с 21 дек. 1899) и Московского (с 1907, занял кафедру истории греч. архитектуры и орнаментики) археологических ин-тов. С 1915 г.- почетный член Археологического об-ва. Действительный член Русского художественно-промышленного об-ва, благотворительного об-ва пособия рабочим, пострадавшим при постройках.
П. совмещал архитектурную деятельность с педагогической: в 1885-1894 гг.- преподаватель архитектуры и ордеров в АХ, читал курсы по архитектуре Др. Греции и Рима; в 1892-1918 гг. преподавал живопись акварельными красками в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. С 1907 г. в Московском археологическом ин-те и его Смоленском отд-нии читал курс лекций «История греч. архитектуры и античной декорации» на базе личной коллекции артефактов, обмеров и зарисовок, выполненных во время неоднократных поездок по Италии и Греции (в частности, в 1911). Автор первого в России учебника по архитектуре Др. Греции (М., 1909), П. видел в древнегреч. искусстве «прекрасное равновесие» идеи - духа и материи, основных составляющих художественного произведения. П. считал, что «архитектурная декорация греков побудилась существующими до нее примерами египетских, вавилонских и ассирийских памятников» и в свою очередь «дала новую жизнь… италианской декорации, существовавшей и прежде в памятниках этрусского искусства» (К истории архитектурной декорации в Италии. 1913. С. 3-4). Он систематизировал виды архитектурной декорации.
Первый церковный заказ П. получил сразу после выпуска из АХ. По рекомендации Гримма Игнатий (Малышев), архимандрит Санкт-Петербургской Троице-Сергиевой мужской пустыни, привлек архитектора в соавторы для строительства ц. Воскресения Христова в пустыни (проект 1872, сооружена в 1872-1884, снесена в нач. 50-х гг. XX в.). Трехпридельный храм в визант. стиле сочетал 5-купольное завершение с прямоугольным планом (см.: Савельев Ю. Р. Визант. стиль в архитектуре России, 2-я пол. ХIХ - нач. ХХ в. СПб., 2005. С. 82-86). Также П. спроектировал 2 мраморные надгробные часовни для монастырского кладбища (1873, мастерская скульптора Н. И. Баринова). Проект П. для храма Троице-Сергиевой пуст. положен в основу строящейся ц. во имя прав. Иоанна Кронштадтского в г. Нелидово Тверской обл.
Знаковым событием в творчестве П. стала постройка Воскресения Христова собора в С.-Петербурге (собор Спаса на Крови). Первоначальный проект П. создания храма-памятника на месте смертельного ранения имп. Александра II был основан на использовании мотивов архитектуры московской ц. св. Иоанна Предтечи в Дьякове. Проект П., составленный совместно с архим. Игнатием (Малышевым) для 2-го тура конкурса (1882), был одобрен имп. Александром III: государь желал видеть храм «в чисто русском вкусе». Храм стал программным произведением «московско-ярославского» варианта рус. стиля, ориентированного на памятники рус. зодчества XVII в., и оказал решающее влияние на его популярность в церковной архитектуре начиная с 80-х гг. XIX в. Проект вызвал резкое неприятие архитектурно-художественных кругов, оппонировавших академизму и «официозу». Наряду со строительством и отделкой храма (1883-1907) П. занимался обустройством прилегающей территории: в 1903-1907 гг. по его проекту была создана решетка Михайловского сада со стороны Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) в стилистике раннего модерна с фантастическими растительными мотивами, в 1906-1907 гг. построены часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери с низким шатровым завершением и жилой флигель в «кирпичном стиле». В 1907 г., после окончания строительства, П. был зачислен в штат Министерства имп. двора в чине статского советника, до 1917 г. служил в Кабинете его имп. величества.
Известность, к-рую принес архитектору проект Воскресенского собора, способствовала получению П. заказов на строительство церквей в провинции. Их атрибуция затруднена утратой архива архитектора (Толмачева. 2017), многие постройки не сохранились. В 1883 г. П. доработал проект часовни во имя блгв. кн. Александра Невского в Тобольске в память имп. Александра II - небольшой, но монументальной, в т. ч. благодаря угловым «контрфорсам», кубической постройки, завершенной шатром с главкой (1887). Лаконична по композиции и декору, в формах XVII в. (оконные наличники, ширинки и др.), приходская ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Новопокровском близ имения Н. И. Бобрикова в Новгородской губ. (ныне дер. Козловка Окуловского р-на Новгородской обл.). Она представляет собой одноглавый кубический храм с 3-ярусной квадратной в плане богаче декорированной колокольней, соединенные между собой миниатюрным переходом (1889). Предполагается, что по проекту П. в стилистике эклектики сооружена также расположенная по соседству с Покровской Троицкая ц. на погосте Язвищи (1891). По заказу А. Г. Барышникова П. спроектировал храм в Опочке Псковской губ. (проект 1890; постройка 1891-1894; церковь уничтожена в 1934) в честь Успения Пресв. Богородицы с приделами во имя прп. Сергия Радонежского и свт. митр. Алексия (Церковь во имя Успения Пресв. Богородицы в г. Опочке, Псковской губ. // Зодчий. 1901. Вып. 2. Прил. № 6). Это была центрическая 4-столпная 3-апсидная постройка с крупным центральным луковичным куполом и малыми главками на шатрах над пониженными угловыми компартиментами. Фасады завершал массивный кокошник подобно храму Спаса на Крови. Кирпичный декор был решен в формах узорочья XVII в., включая изразцы. Храм имел роскошное убранство, иконы для иконостаса были написаны В. И. Отмаром. В с. Ядревичи Смоленской губ. (ныне дер. Смогири Кардымовского р-на Смоленской обл.) согласно завещанию Ф. С. Ракеева по проекту П. была построена 2-этажная одноглавая бесстолпная Николо-Георгиевская ц. (проект 1887?; постройка 1892-1894; СПАМИР: Смоленская обл. М., 2001. С. 462-463). Соборная 3-престольная церковь во имя святых Космы и Дамиана в г. Сычёвке Смоленской губ. (проект 1901; постройка 1902-1911; разрушена в 1943) возведена по заказу купцов Н. К. и И. К. Синягиных. Ее столпообразный силуэт перекликался по форме с 2-ярусной шатровой колокольней над притвором. Шлемовидный купол с ярусом кокошников в основании покоился на 2 др. ярусах кокошников, причем все завершение было преувеличено по масштабу.
Для церквей П. характерны живописные композиции и сложные, иногда причудливые силуэты. Архитектор использовал типичные для рус. стиля элементы: шатры, луковичные главы, полукруглые и килевидные кокошники, ширинки, арочки, зубчатые карнизы. Элементы рус. зодчества XVII в. П. совмещал с нехарактерными для этого времени типами декора - мозаикой (Воскресенский собор в С.-Петербурге), витражом (Успенская ц. в Опочке). Проекты П. обладали техническим совершенством и новаторскими инженерными решениями, напр., при постройке Воскресенского собора в С.-Петербурге в той его части, к-рая была возведена над Екатерининским каналом, в качестве фундамента использовалось монолитное бетонное основание вместо традиц. свайной конструкции. Узнаваемой чертой храмовых построек П. являются неоштукатуренные фасады, близкие к «кирпичному стилю» и подчеркивающие пластическую выразительность кладки. Их декор варьировался от лаконичного использования карнизов и оконных наличников, что особенно заметно в более ранних постройках (Покровская ц. в Козловке, часовня во имя блгв. кн. Александра Невского в Тобольске), до коврового заполнения ширинками и др. деталями зодчества XVII в. в сочетании с гигантскими кокошниками: 3-лопастными (ц. в Сычёвке), килевидными (собор Воскресения Христова, церкви в Козловке, Опочке), полуциркульными (церкви в Сычёвке, Смогирях), мотив к-рых П. активно разрабатывал.
Перестройка (1894-1896) Знаменской ц. Конно-гренадерского полка в Петергофе (взорвана в 1941) продемонстрировала умение П. комбинировать разностилевые архитектурные элементы. Архитектор расширил возведенный в 1773 г. раннеклассицистический храм, объединив нижний ярус классицистическим декором, а также изменил композицию завершения церкви, получившего крупномасштабные луковичные главы разного размера, и 3-ярусной колокольни. Новые завершения, а также отдельные элементы декора фасадов и иконостаса придали храму барочный облик, соответствовавший доминирующей стилистике Петергофа.
При проектировании гражданских построек, как и церковных сооружений, П. предпочитал неоштукатуренные кирпичные фасады. Примерами могут служить дом Н. Г. Глушковой в С.-Петербурге, стилизованный под рус. терем с декоративной кладкой в формах «узорочья» (1874; ныне здание полностью перестроено); 3-этажное здание Коммерческого уч-ща в Рыбинске (1903-1905; в Рыбинске остались нереализоваными проекты театра и биржи); главный дом усадьбы Шереметевых (неоготический «Замок Шереметевых») в пос. Юрино (Республика Марий Эл), для к-рого П. выполнил первоначальный проект фасадов (1874). Среди малых архитектурных форм, созданных по проекту П.,- надгробие В. Н. Хитрово на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в С.-Петербурге (1915).
П. интересовался вопросами сохранения памятников искусства и церковной старины, проводил экскурсии по храмам С.-Петербурга и Москвы. В февр. 1910-1911 г. П. вместе с Э. К. Липгардтом в качестве представителя от АХ состоял в комиссии по реставрации Казанского собора в С.-Петербурге, запланированной в связи со 100-летним юбилеем храма. П. настоял на сохранении живописного убранства собора как представляющего художественную и историческую ценность.
7 апр. 1916 г. в соборе Воскресения Христова в С.-Петербурге П. перешел из англиканства в Православие, приняв имя Аттик. Семьи не имел. Умер от «истощения и воспаления легких». Надмогильный крест на Смоленском лютеран. кладбище был смыт наводнением в 1924 г. В 2012 г. на предполагаемом месте захоронения архитектора установлен гранитный памятник-кенотаф.