ПЕШЕХОНОВЫ
Том LVI, С. 358-361
опубликовано: 27 мая 2024г.

ПЕШЕХОНОВЫ

Шестоднев и Суббота всех святых. Иконописный образец. 1-я четв. XIX в. Иконописец И. С. Пешехонов (собрание М. С. Бывшева, Москва). Фото: Н. БурлинШестоднев и Суббота всех святых. Иконописный образец. 1-я четв. XIX в. Иконописец И. С. Пешехонов (собрание М. С. Бывшева, Москва). Фото: Н. Бурлин (Пашехоновы, Пошехоновы), династия иконописцев, владевшая до 80-х гг. XIX в. иконописной мастерской в Твери (со 2-й пол. XVIII в.) и С. -Петербурге (с нач. XIX в.). Произведения мастерской интересны с т. зр. формирования в иконописи национального стиля во 2-й четв.- сер. XIX в. Мастерская значительно повлияла на стилистическое развитие русской иконы, о чем свидетельствуют ее сравнительно долгая творческая жизнь, высокие оценки современников, большое количество и значимость выполненных работ в России и за границей, активное тиражирование работ мастерской др. иконописцами. Многочисленные произведения, выполненные в мастерской, находятся в музейных собраниях, храмах, частных коллекциях, многие опубликованы, однако большое число икон еще не исследовано и не введено в научный оборот. Нек-рые произведения имеют авторские подписи и/или атрибутируются мастерской по документам, другие - по совокупности стилистических признаков.

Основателем мастерской в С.-Петербурге был Самсон Фёдоров П. (1758 - 17 нояб. 1825; ГАТвО. Ф. 160. Оп. 1. Т. 62. Д. 16912. Л. 47; Д. 15301. Л. 330 об.). Уроженец с. Есько Бежецкого Верха Углицкой пров. Московской губ. (ГРМ ОР. Ф. 100. Ед. хр. 686, 687), переехал в столицу до 1812 г. для выполнения иконописных заказов. О. Б. Сипола выявила в синодике Валаамского монастыря сведения о роде «тверского иконописца Самсона Пашехонова: Феодора, Иоанна, Макара, Василия, Силы, Иулиании, Вассы, Мавры, Евдокии, Ксении» (Музей Православной Церкви в Куопио. Синодик 1801 г. Л. 160 об. № 1305). На основании стилистических признаков и с привлечением архивных материалов исследователь доказал авторство Самсона Фёдорова П. икон из иконостаса Спасо-Преображенского собора Валаамского мон-ря, сохранившихся в Нововалаамском мон-ре в Финляндии (Сипола. 2019). В тверской краеведческой лит-ре сохранились сведения о написанных С. Ф. П. иконах для тверских церквей, многие из к-рых разрушены (иконы не сохр.): прор. Илии, Вознесения Господня, Св. Троицы за Волгой, Владимирской и Рождества Пресв. Богородицы (Исаевской).

Мастерская стала знаменитой в сер. XIX в., после того как ее возглавил старший сын Самсона Фёдорова Макарий Самсонович П. (8 янв. 1780, с. Есько Бежецкого уезда Тверского наместничества - 1852, С.-Петербург; дата рождения указана по документам из семейного архива Пешехоновых-Присовских, ср. вариант - 1792: Собко. 1899. С. 417). В 1821 г. ему выделили часть имущества и он возглавил собственную иконописную мастерскую. Работа Макария Самсоновича в столице началась в 20-х гг. XIX в., первая выявленная работа датирована авг. 1827 г.- «план с показанием икон для Святыя ново созданныя церкви Санкт-Петербургскому старообрядческому обществу» (ГРМ ОР. Ф. 100. Ед. хр. 686). Трое из 5 детей Макария Самсоновича - сыновья Алексей, Николай и Василий, были профессиональными иконописцами и постоянно работали вместе с отцом.

Макарий Самсонович был универсальным мастером-иконописцем, «одновременно и личником, и доличником, отличным рисовальщиком» (Бакушинский А. В. Искусство Палеха. М., 1934. C. 88). Подписные иконы: «Покров Богоматери» (1849, Покровская ц. в Лаппеэнранте, Финляндия), Богоматерь «Оранта» (1850, частное собрание). Макарий П. проводил систематическую работу по собиранию прорисей со старинных икон, вел активную переписку с иконописцами из разных городов по этому вопросу; коллекция разрознена и частично сохранилась в собрании М. С. Бывшева (Белик. 2019), отдельные листы сохранились в коллекциях прорисей учеников и выходцев Пешехоновской мастерской, в частности, в коллекции прорисей С. Е. Шармонова (Национальный музей Республики Коми), в частных собраниях. Макарий П. упоминается у Н. С. Лескова в рассказе «Мелочи архиерейской жизни» и в ст. «О русской иконописи». Неоднократно посещавший мастерскую П. Лесков отмечал серьезное, профессиональное отношение иконописцев к своему труду, его впечатления легли в основу собирательных образов иконописцев, воплотившихся в неск. рассказах.

Макарий Самсонович и сыновья исправно посещали все выставки Академии художеств, были знакомы с новинками художественной жизни; в частности, в переписке раскрывается уважение Макария Самсоновича к творчеству Ф. А. Бруни и неприятие Антонелли (Сосновцева. 2004. С. 483). Мастерская проводила реставрационные работы. К наиболее значительным относятся реставрация 40-х гг. XIX в. иконостаса походной церкви царя Алексея Михайловича (40-е гг. XIX в.; неверно артибутирован как иконостас Иоанна IV Васильевича Грозного; см.: Комашко Н. И. Государева «походная церковь» - вновь открытый памятник рус. искусства 2-й пол. XVII в. // ИХМ. 2012. Вып. 12. С. 252-262) и росписей собора Св. Софии в Киеве. Контракт на реставрационные работы в соборе был заключен на 2 сезона, 1848-1849 гг., но расторгнут, поскольку на возобновленных росписях активно развивалась плесень, что впосл. послужило причиной их утраты. Прот. Петру Лебединцеву были известны только 5 пешехоновских росписей в Софийском соборе на момент окончания реставрации (1853), остальные были переделаны реставраторами, работавшими после П. В наст. время выявлена только одна роспись, к-рая по стилистическим признакам может быть отнесена к работе мастерской П.- реставрационная вставка к мозаике ап. Иоанна Богослова в парусе главного купола.

Согласно сведениям в письме кн. Григория Гагарина от 17 нояб. 1852 г., живописцы прибыли в Тифлис для росписи церкви в Пицунде, были представлены начальникам по военному ведомству и экзарху. В Пицунде П. занимались в продолжение 2 недель изучением здания. Кн. Гагарин отметил «чисто византийский талант, специальные познания и кротость» отца и сына, сообщил о последних днях жизни Макария Самсоновича и его сына Алексея и об обстоятельствах их смерти: они отправились в Редут-Кале, но «подъезжая к устью Хопи, они настигнуты были бурею и после долгих усилий ехать дальше погибли в волнах, поглотивших лодку» (ГРМ ОР. Ф. 100. Ед. хр. 687. Л. 405). В письме к сыну Макария Самсоновича - Василию, князь, помимо прочего, сообщал о распространявшихся в народе слухах, что к смерти его отца и брата могли быть причастны управлявшие лодкой турки, наслышанные о большой сумме денег, к-рую иконописцы везли с собой.

Из работ Алексея Макаровича П. (? - 1852) сохранились 2 рисунка 1844 г.- «Благовещение» и «Неизвестные святые» (частное собрание, Финляндия); 1-й - с подписью: «С праздничного Пояса по тафте, именуемой походной Церкви Царя Ивана Васильевича Грозного. копир. А. Пешехоновъ. Окт. 7-го дня 1844-го». Иконописцем был и Николай Макарович П. (1822-1846), также работавший вместе с отцом. Он упоминается как самый талантливый из семьи П. Николай Макарович умер в возрасте 24 лет в Киеве во время переговоров о контракте на реставрацию собора Св. Софии в Киеве. Работы не выявлены.

После смерти Макария Самсоновича во главе мастерской встал Василий Макарович П. (15 дек. 1818-1888). Он был «прихожанином единоверческой Николая Чудотворца церкви» (ГРМ ОР. Ф. 18. Ед. хр. 2. Автобиогр. зап. Максимова В. М. 1850-1867. С. 56), его жена - православной. О единоверии Василия Макаровича писал также неоднократно посещавший мастерскую в 1880 г. равноап. Николай (Касаткин) (Дневники. 2004. С. 171). По описанию ученика мастерской, буд. академика живописи В. М. Максимова, Василий Макарович был «высокого роста, худощавый, всегда с гладко причесанными прядями русых волос и строгим взглядом».

25 марта 1856 г. обер-гофмейстер В. Д. Олсуфьев подал рапорт на имя министра гр. В. Ф. Адлерберга, в к-ром извещал, что имп. Мария Александровна дозволяет Василию Макаровичу «именоваться придворным иконописцем Ея Величества и иметь на вывеске его иконописной мастерской изображение герба России» (РГИА. Ф. 472. Оп. 9. Ед. хр. 34. 1856 г. Л. 32, 36). Согласно собственноручно написанной анкете, Василий Макарович получил звание поставщика имп. двора 2 апр. 1856 г. согласно документу из канцелярии Ее Величества; при Александре III это звание именуется как «Поставщик Высочайшего Двора» (РГИА. Ф. 472. Оп. 413/1933. Ед. хр. 93. 1883 г.). Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. звание придворного поставщика и сопряженное с ним право использования гос. герба стало преобладающей формой признания заслуг в торгово-промышленной деятельности и оттеснило на 2-й план др. формы поощрения.

Собор святых, в земле Карельской просиявших. Икона из ц. Всех преподобных, в посте просиявших, Валаамского мон-ря. 1876 г. Иконописец В. М. Пешехонов (домовая ц. Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Фото: С. ВеретенниковСобор святых, в земле Карельской просиявших. Икона из ц. Всех преподобных, в посте просиявших, Валаамского мон-ря. 1876 г. Иконописец В. М. Пешехонов (домовая ц. Церковного управления Финляндской Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Фото: С. ВеретенниковНачиная с 1843 г. Василию Макаровичу было доверено написание икон «в меру роста» новорожденных членов имп. семьи, позже это входило в круг его обязанностей как придворного иконописца. Он создал иконы «по случаю рождения» всех детей императоров Александра II и Александра III: икону свт. Николая Чудотворца (1843) - для вел. кн. Николая Александровича (РГИА. Ф. 522. Оп. 1. Ед. хр. 6. 1843 г.); икону св. Александра Невского (1845) - для вел. кн. Александра Александровича, буд. имп. Александра III (1845-1894) (Там же. Ед. хр. 7. 1845 г.); икону равноап. кн. Владимира - для вел. кн. Владимира Александровича (Там же. Ед. хр. 8. 1848 г.); икону свт. Алексия Московского - для вел. кн. Алексея Александровича. Последний упомянутый в архивных источниках заказ Василия Макаровича для имп. семьи - икона для новорожденной вел. кнж. Ольги Александровны, был выполнен в окт. 1882 г. (РГИА. Ф. 472. Оп. 38 (413/1933). Ед. хр. 93. 1883 г.). Оплата производилась из Собственной конторы имп. Марии Александровны. В собрании ГМИР, ГРМ и ГЭ сохранились неск. икон с подписью иконописца, к-рые по своим размерам соответствуют мерным иконам и могут быть отнесены к группе произведений, написанных им для членов имп. семьи. По заказу канцелярии имп. Марии Александровны в 1853-1854 гг. Василий Макарович написал неск. икон св. Марии Магдалины для подарков императрицы разным учреждениям и воинским подразделениям (Озеров К. Царский иконописец // Мир музея. 2000. №6 (178). С. 10).

Избранные святые в молении Господу Вседержителю. Икона. 1827 г. Иконописец И. С. Пешехонов (частное собрание). Фото: Ж. БеликИзбранные святые в молении Господу Вседержителю. Икона. 1827 г. Иконописец И. С. Пешехонов (частное собрание). Фото: Ж. БеликМастерская выполняла заказы для православных, старообрядческих и единоверческих общин, соборов и мон-рей в России и за границей; в ней работали и старообрядцы, и православные. По упоминаниям в лит-ре, только для С.-Петербурга мастерская выполнила 17 иконостасов, были написаны иконы для иконостасов кафедральных и др. соборов Рыбинска (Ярославской губ.), Вольска (Саратовской губ.), городов С.-Петербургской губ., Твери, Кириллова, Нов. Ладоги, Симбирска, Чистополя, для 1-й рус. правосл. церкви на Св. земле - храма мц. Александры Римской (1863) в здании Русской духовной миссии в Иерусалиме (Зеленина, Белик. 2011), Воскресенского кафедрального собора в Токио (по личному заказу равноап. Николая (Касаткина), см.: - Дневники. 2004. С. 214, 216, 279) (сгорел в результате землетрясения в 1923) и др. Василию Макаровичу было дано разрешение на сбор средств на иконостас Троицкого кафедрального собора Русской духовной миссии в Иерусалиме (РГИА. Ф. 797. Оп. 32. Отд. 2. Ед. хр. 71. Л. 13, 1862 г.) (в 1870 иконы для иконостаса были написаны академиком живописи В. В. Васильевым, в прошлом ученика мастерской П.). Мастерской П. в этот период выполнены иконы для иконостасов соборных храмов Троице-Стефано-Ульяновского мон-ря (совр. Республика Коми) (Плаксина. 2010. С. 86-89) и Введенского мон-ря в Киеве (по личному заказу прп. Димитры Киевской); иконостасы и отдельные иконы для храмов Валаамского мон-ря (по заказу игум. Дамаскина). Мастерская осуществляла реставрационные работы в ц. равноап. Марии Магдалины в Павловске, в Успенской ц. Валаамского мон-ря (иконы из иконостаса).

Распространению пешехоновского стиля во многом способствовала организованная при мастерской иконописная школа (7 лет обучения), в нее набирали учеников из С.-Петербурга, Москвы, Новгорода, Палеха, Ростова, Суздаля и Ярославля. После обучения часть учеников продолжала работать в мастерской, некоторые открывали свое дело. С мастерской П. сотрудничали мн. мастера Палеха, к-рые также работали самостоятельно, стилизуя живопись под пешехоновские письма. Т. о., мастерская П. представляла собой коллектив, в к-ром работали ученики и мастера-профессионалы. Такую организацию труда отметил и равноап. Николай (Касаткин) записью в дневнике от 13 марта 1880 г.: «К Пешехонову - иконописцу; старец - почтенный и скромный; в мастерской мужички и мальчики пишут» (Дневники. 2004. С. 214).

В деятельности мастерской принимал участие старший сын Василия Макаровича Петр Васильевич П., имя к-рого как доверенного лица отца упоминается в финансовых документах Валаамского мон-ря. Сведения о его иконописных работах не выявлены, нет упоминаний как об иконописцах и о др. 23 детях Василия Макаровича. Иконописцем был двоюродный брат Василия Макаровича Иван Григорьевич П. (упом. в 1878), сын тверского мещанина иконописца Григория Самсоновича П. (ок. 1795; упом. в 1832). Известно, что он подавал прошение на имя имп. Александра II о выдаче ему диплома на звание свободного художника или о причислении его ко двору Имп. Величества (РГИА. Ф. 472. Оп. 16 (273/1290). Ед. хр. 34, 1878-1880 гг.). Из прошения известно, что Иван Григорьевич подносил свои иконописные работы императорам Николаю I, Александру II и всей августейшей фамилии, за что был награжден бриллиантовым перстнем, золотыми часами и денежной премией. Правление имп. АХ сообщило, что получить диплом на звание свободного художника можно только после прохождения всего учебного курса и сдачи всех положенных экзаменов. Предположительно, икона «Ап. Иоанн Богослов» (1859, ГМИР. Инв. № А-6862-IV) с подписью «И. Пешехоновъ» может быть атрибутирована Ивану Григорьевичу.

Всего в документах упоминаются 11 носителей фамилии П. Среди них также: Федор Андреев П. (ок. 1720-1764), вероятно, иконописец, работы не выявлены (ГАТвО. Ф. 160. Оп. 1. Т. 62. Д. 16912. Л. 47; Ф. 312. Оп. 6. Д. 104. Л. 724 об.); Иван Федоров П. (ок. 1750 - до 1805) - посадский человек Твери, холост, «ремесло иконное с братом», работы не выявлены (Там же. Ф. 160. Оп. 1. Т. 62. Д. 16912. Л. 47; Ф. 312. Оп. 4. Д. 14560); Александр Федоров П. (ок. 1745-1815) - тверской мещанин, имеет сына Семена Александрова П. (упом. в 1819), «ремесло иконное с братом», сохранилась икона «Благовещение» (1801, Собрание рус. икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного) (Там же. Ф. 175. Оп. 1. Д. 2660. Л. 1; Ф. 312. Оп. 4. Д. 14553. Л. 314; Д. 14555. Л. 295; Ф. 312. Оп. 4. Д. 14560. Л. 302 об.); Афанасий Самсонович П. (ок. 1799, упом. в 1832) - тверской 3-й гильдии купец, ремесло иконное, мастерская в собственном доме в Затверечье, работы не выявлены; Иван Самсонович П. (ок. 1807; упом. в 1832) - тверской мещанин, ремесло иконное, в 1831 г. стал старейшиной в цеховой управе, его иконы сохранились в музейных и частных собраниях: «Избранные святые» (1837, ЦМиАР), «Избранные святые» (1827, ЦМиАР), «Избранные святые» (1827, частное собрание), «Свт. Николай» (1827, частное собрание) (см.: Данченко Е., Красилин М. Мат-лы к словарю иконописцев XVII-XX вв. (по данным обследований церк. и др. коллекций 1973-1993 гг.). М., 2017. С. 58).

Лит.: Собко Н. П. Словарь рус. художников, ваятелей, живописцев. СПб., 1899. Т. 3. Вып. 1; Дневники св. Николая Японского. СПб., 2004. Т. 1; Сосновцева И. В. Икона в С.-Петербурге // Религ. Петербург. СПб., 2004. С. 482; она же. «Дражайшие Родители, Тятинька Макар Самсонович и Маминька Татьяна Гурьевна!..»: Из эпистолярного наследия петербургских иконописцев // Seminarium Bulkinianum - II: К 70-летию со дня рожд. В. А. Булкина. СПб., 2007. С. 317-331; Белик Ж. Г. Иконописец Его Имп. Величества // Рус. искусство. М., 2006. № 3 (11). С. 104-111; она же. Возрождение древнерус. традиций в иконе XIX ст.: На примере иконописного наследия мастерской Пешехоновых: Канд. дис. М., 2006; она же. Иконописная мастерская Пешехоновых в С.-Петербурге // ИХМ. 2007. Вып. 10. С. 515-524; она же. Иконописное наследие мастерской Пешехоновых: Дис. Ювяскуля, 2008; она же. Пешехоновские иконы: Использование принципов построения иконостасных композиций для атрибуции неподписанных икон // Экспертиза и атрибуция произведений изобр. искусства: Мат-лы XII науч. конф. М., 2009. С. 18-26; она же. Мастерская Василия Пешехонова и ее участие в создании первого иконостаса Рус. духовной миссии в Иерусалиме // Св. Земля: Ист.-культ. альм.: К 165-летию Рус. духовной миссии в Иерусалиме. 2012. № 1. С. 190-198; она же. Иконописное наследие мастерской Пешехоновых. М., 2011; eadem (Belik Zh.). Pešehonovin ikonit // Valamon luostarin aarteet. Valamon luostari, 2011; она же. Собрание прорисей иконописцев Пешехоновых: первые итоги исследования // Тр. ЦМиАР. М., 2019 (в печати); Плаксина Н. Е. Иконописцы и иконостасные мастера в Коми крае (XVII - нач. ХХ в.): Словарь. Сыктывкар, 2010. С. 86-89; Зеленина Я. Э., Белик Ж. Г. Первые рус. храмы в Иерусалиме: Троицкий собор и ц. мц. Александры: История создания. М., 2011; Сипола О. Худож. убранство церквей Валаамского мон-ря XVIII - нач. XIX в. Ювяскуля, 2016; Сипола О. Б. Валаамский мон-рь на Ладоге: Худож. убранство церквей XVII - нач. XIX в. М., 2019.
Ж. Г. Белик
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы
  • АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в.
  • АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня
  • АЛЕКСА ПЕТРОВ иконописец XIII в. (Новгород)