АРСЕНИЙ САПАРСКИЙ
Том III , С. 439-440
опубликовано: 28 ноября 2008г.

АРСЕНИЙ САПАРСКИЙ

[Арсен Сапарели; груз. არსენ საფარელი], средневек. груз. церковный деятель, историк, полемист. Подвизался в Сапарском мон-ре в Юж. Грузии. А. С.- автор антимонофизитского трактата «О разделении Грузии и Армении», охватывающего церковную и политическую историю стран Юж. Кавказа (преимущественно Армении) на фоне их взаимоотношений с Византийской и Персидской империями с нач. IV в. до 80-х гг. VII в., т. к., с т. зр. автора, именно в эту эпоху происходило становление арм. монофизитской Церкви. Существует ряд взаимоисключающих т. зр. по поводу определения периода деятельности А. С.: даты колеблются между кон. VII и XIV в. Наиболее распространена его идентификация с деятелем 2-й пол. IX в. Католикосом Грузии Арсением I Великим. Однако источники и информация, использованные А. С., исключают датировку сочинений А. С. периодом ранее 2-й пол. XI в. Основным источником для А. С. при составлении общего плана сочинения и описании событий с сер. VI в. служил арм. оригинал антимонофизитского трактата «Narratio de rebus Armeniae» (см. Аноним армянский), дошедший до нас в греч. переводе (нач. VIII в.). А. С. использовал также истории Агафангела (V в.), Мовсеса Хоренаци (V в.), Лазара Парпеци (X в.), послания свт. Фотия, Патриарха К-польского, к патриарху армян Закарии, «Историю Армении» Ованнеса Драсханакертци (X в.), «Всеобщую историю» Степаноса Таронеци (после 1004) и анонимную Церковную хронику. Кроме того, автором учитывается «Книга посланий» (VII в.) и «О соборах» Ованнеса III Одзнеци (726), груз. версия XI в. жития св. Григория Просветителя и одна из версий «Видения» арм. католикоса Саака Партева (V в.). В сочинениях А. С. встречаются исторические сведения, не упоминаемые в известных до него источниках, что придает им значение первоисточника. А. С. принадлежит к той части груз. деятелей средневековья, к-рая рассматривала церковный раскол на Кавказе не как внутреннюю необходимость, а как политический акт и результат давления извне. Он осуждает монофизитство, но уверен в невиновности народа, к-рому пришлось принять эту веру (ალეჟსიმე. С. 87).

Ист.: განყოფისათვის ჟართლისა და სომხითისა // ჟრონიკები და სხვა მასალა საჟართველოს ისტორიისა / თ. ჟორდანიას გამოცემა. თბილისი, 1892. C. 303-335; ჟართული წყაროთმცოდნეობა. თბილისი, 1973. Т. 4. С. 127-145.
Лит.: Сабинин М. Арсений Мцхетский католикос и отделение армянской церкви от православия вообще и от Грузии в частности // Домашняя беседа. СПб., 1874. Вып. 16. С. 451-464; კეკელიმე . არსენ დიდი საფარელი // ჟართული ლიტერატურის ისტორია. თბილისი, 1960. T. 1. С. 136-192; ჯავახიშვილი . არსენ დიდი საფარელი // თხზულებანი. თბილისი, 1977. T. 8. С. 92-102; ალეჟსიმე . არსენი საფარელის // განყოფისათვის ჟართლისა და სომხითისა. თბილისი, 1980. C. 77-207.
З. Алексидзе
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АДАМАНТИЙ христианский полемист IV века
  • АНАНИЯ (Джапаридзе; род. в 1949), митр. Манглисско-Цалкский Грузинской Православной Церкви
  • АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)
  • ВАСИЛИЙ СВЯТОГОРЕЦ (ок. XIII в.), груз. церковный деятель
  • ВИГИЛИЙ (V в.), еп. г. Тапс, церковный писатель, богослов-полемист
  • ДАВИД ТБЕЛИ (X-XI вв.), еп. Тбетский (Юж. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), церковный деятель и переводчик
  • ЖОРДАНИЯ Федор (Тедо, Тевдоре) Давидович (1853 - 1916), груз. историк, филолог, археограф, педагог, общественный деятель
  • ИОАНН (Иоване) [Авалишвили] (70-е гг. XVI в.- до 1637), архиеп. Картли Мцхетского Католикосата (Грузинская Православная Церковь), настоятель монастырей Сапара и Кватахеви, церковный деятель, книжник, каллиграф