серебряных дел мастер; вероятно, Флор - его крестильное имя. Работал в Новгороде, в 1-й пол. XII в. изготовил чеканный серебряный золоченый кратир (чеканный сосуд), являющийся уникальным образцом рус. торевтики (НГОМЗ). Кратир (высота 21 см) в виде глубокой чаши имеет в плане квадрифолий, 2 фигурные S-образные ручки, украшенные восьмилепестковыми цветочными розетками. Предназначался для причастия, о чем свидетельствует литургическая надпись, вырезанная по его венцу: « …». На дне с нижней стороны сосуда расположена гравированная подпись мастера: « ». Кратир традиционно связывают с именами новгородского посадника Петрилы Микулича и его жены Варвары, вложившими его в новгородский Софийский собор, о чем сообщается в черневой надписи, сделанной на поддоне: « ». На стенках кратира чеканные рельефные фигуры в рост Иисуса Христа, Божией Матери и тезоименитых вкладчикам сосуда ап. Петра и вмц. Варвары. Рельефы фигур, изысканный растительный орнамент, резные колончатые надписи отличает виртуозная отделка. Известны визант. евхаристические чаши подобного типа (напр., X-XI вв., Музей собора Сан-Марко. Венеция), а также аналогичный сосуд работы рус. мастера Косты (НГОМЗ).