ГРЭМ
Том XIII , С. 392-393
опубликовано: 23 сентября 2011г.

ГРЭМ

[англ. Graham] Уильям (Билли) Франклин (род. 7.11.1918, Шарлотт, шт. Сев. Каролина), амер. проповедник неоевангеликализма и общественный деятель.

У. Ф. Грэм. Фотография. Кон. ХХ в.У. Ф. Грэм. Фотография. Кон. ХХ в.Г. вырос в многодетной семье фермеров-пресвитериан. По его словам, в 1934 г., во время молитвенного собрания, он почувствовал особое духовное состояние, к-рое у евангеликов определяется как «рождение свыше». Г. поступил в Колледж Боба Джонса в Кливленде, шт. Теннесси (ныне Ун-т Боба Джонса в Гринвилле, шт. Юж. Каролина), а затем перевелся во Флоридский библейский ин-т (ныне Тринити-колледж) и окончил его со степенью бакалавра богословия. В 1939 г. стал пастором и начал активно проповедовать на улицах, в евангелических миссиях и маленьких церквах. Во время обучения в Библейском ин-те Г. принял крещение погружением, поскольку посчитал свое крещение во младенчестве недействительным; в 1938 г., когда он решил стать членом крайне консервативной Южной Баптистской Конвенции, принял крещение в 3-й раз - по правилам этой деноминации. В 1943 г. окончил Уитон-колледж со степенью бакалавра антропологии и женился на Рут Белл, дочери известного врача-миссионера. В том же году Г. получил приход в баптист. церкви в Чикаго, по воскресеньям проповедовал на местном радио в программе «Песни в ночи». Был вице-президентом неформального христ. движения «Молодежь за Христа» (1945). В 1949 г. организовал первое массовое евангельское богослужение (т. н. крусейд, от англ. crusade - крестовый поход) на стадионе в Лос-Анджелесе (шт. Калифорния), продлившееся более 7 недель; тогда, по данным устроителей, «ко Христу обратились 30 тысяч человек». По решению издателя-миллиардера У. Хёрста, оценившего антикоммунистическую направленность проповедей Г., в последующие 10 лет фотография проповедника неоднократно появлялась на обложках таких журналов, как «Лайф», «Тайм», «Лук» и «Ньюсуик». 2 года Г. занимал первые места в рейтингах самых популярных лиц в США.

В 1950 г. он организовал «Евангельскую ассоциацию Билли Грэма», к-рая проводит и финансирует «евангелизационные мероприятия» в США и за их пределами, выпускает радио- и телевизионные программы, транслируемые в наст. время в 200 странах, издает книги, журналы и брошюры. После того как в 1957 г. на Мэдисон-Сквер-Гарден (Нью-Йорк) Г. проводил 4 месяца т. н. непрерывную евангелизацию, в число его спонсоров вошли руководящие лица банка «Чейз Манхаттен», «Мьючуал лайф иншуранс компани», «ЮС стил корпорейшн» и др. орг-ций. Покровителем Г. стал влиятельный политик, техасский нефтяной магнат С. Ричардсон. В 1954 г. евангелизация (крусейд) состоялась в Лондоне, с 1962 г. эти акции сопровождаются проведением семинаров «для будущих евангелизаторов». Ассоциация регулярно проводит крупные международные конференции и конгрессы: в Берлине (1966), в Лозанне (1974), в Амстердаме (1983, 1986 и 2000). В 2001 г. Г. сложил полномочия президента ассоциации, передав их старшему сыну Франклину. В 2005 г. состоялся последний «крестовый поход» Г. в Нью-Йорке, где он проповедовал в течение 3 вечеров перед аудиторией 250 тыс. чел. С 1956 г. Г. принимает участие в подготовке ж. «Христианство сегодня», издает ж. «Решение» и выпускает еженедельную радиопередачу «Час решения». Ассоциация владеет киностудией World Wide Pictures, производящей документальные и художественные фильмы и т. д.

Г. принадлежит к неоевангеликализму - течению, возникшему внутри протестант. фундаментализма в США в 40-х гг. XX в. Его представители пытались смягчить наиболее строгие вероучительные установки и т. о. расширить «поле евангелизационной деятельности». Г. обличал духовную нищету и безнравственность совр. общества, прежде всего в США («нация опустошенных людей»), предрекал близкий конец света и неизбежность мук ада, проповедовал безотлагательное обращение к Богу. Г. ссылался на реальные демографические и экологические угрозы, говорил о разгуле организованной преступности и терроризма, о возможности применения оружия массового поражения. Он выступал против любых радикальных социальных движений, направленных на осуществление коренных перемен в обществе. В частности, Г. осуждал тактику «прямых ненасильственных действий» М. Л. Кинга, противопоставляя ей «смиренную молитву и упование на милость Божию». Проповедь Г. «мира и всеобщего братства» вызывала критику со стороны фундаменталистов, к-рые обвиняли его в «экуменическом евангелизме», отмечая, напр., его многочисленные встречи с лидерами др. религ. конфессий и деноминаций, в т. ч. в 1981 г. с папой Римским Иоанном Павлом II. В свою очередь либералы обвиняли Г. в том, что он, проповедуя, не оказывал никакой реальной помощи в решении социальных проблем и, хотя был близок к политической элите США (Д. Эйзенхауэр, Дж. Кеннеди, Л. Джонсон, Р. Никсон, Дж. Форд, Дж. Картер, Р. Рейган, Дж. Буш-старший), использовал это лишь в целях укрепления личного влияния и обогащения. С именем президента Никсона связан скандал вокруг Г., разразившийся в 2002 г. В рассекреченных магнитофонных записях бесед Никсона с Г., проходивших в Овальном кабинете Белого дома, сохранились антисемит. высказывания президента, с к-рыми Г. согласился, и заявление Г. о необходимости продолжения войны во Вьетнаме. Публикация записей вызвала возмущение общественности, и Г. заявил, что его слова во время разговора с президентом не отражают его истинных взглядов, а также попросил прощения у евр. лидеров, с к-рыми встретился в Цинциннати. Тем не менее перед началом первой войны в Персидском зал. президент Дж. Буш-старший и его жена Барбара пригласили Г. в Белый дом для получения «духовного совета», к-рый Г. дал в пользу начала войны, предрекая легкую победу и отсутствие жертв среди мирного населения. Особая дружба связывает Г. с президентом Дж. Бушем-младшим. В 2006 г. Буш вручил Г. премию «За исключительные заслуги в общественном служении», назвав его «пастором Америки» и «совестью нации». Считается, что под влиянием проповедей Г. «обратилось» свыше 10 млн чел. во мн. странах мира; его выступления слушали 210 млн чел. в 185 странах.

В России Г. впервые побывал в 1959 г. как турист и встретился с руководством Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов. В 1982 г. Г. был официально приглашен в Москву для участия во «Всемирной конференции религиозных деятелей за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы». Г. посещал СССР и Россию в 1984, 1988, 1991, 1992 гг. Он проповедовал в Москве, Ленинграде, Таллине, Киеве, Новосибирске. В 1992 г. состоялась встреча Г. с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, в ходе к-рой он подчеркнул, что всегда выступал против всех форм прозелитизма и «говорил верующим в Советском Союзе, что они должны вернуться в Церковь своих отцов».

Соч.: The Peace with God. N. Y., 1953; Secret of Happiness. N. Y., 1955; Answers to Life's Problems. N. Y., 1960; My Answers. N. Y., 1960; World Aflame. N. Y., 1965; The Holy Spirit: Activating God's Power in Your Life. N. Y., 1973; How to be Born Again. Waco (Tех.), 1977; Angels: God's Secret Agents. N. Y., 1975; Death and the Life After. N. Y., 1987; Unto the Hills. Waco (Tех.), 1986; Just as I Am. San Francisco, 1997; Hope for Each Day: Words of Wisdom and Faith. Nashville, 2002; The Journey: How to Live by Faith in an Uncertain World. N. Y., 2006.
Е. С. Сперанская
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДУАЙТ Тимоти (1752 - 1817), амер. общественный и религ. деятель-конгрегационалист, писатель
  • КЛАРК Джеймс Фриман (1810-1888), амер. протестант. проповедник, религ. писатель, теолог, общественный деятель; приверженец унитарианства