ДЭБРЭ-ХАЙК-ЭСТИФАНОС
Том XVI , С. 527-528
опубликовано: 19 ноября 2012г.

ДЭБРЭ-ХАЙК-ЭСТИФАНОС

[эфиоп.      ], один из древних эфиоп. мон-рей. Расположен на небольшом острове оз. Хайк. По преданию, был основан в Х в., при последнем царе Аксумского царства Дельнаоде там была заложена церковь во имя Бога Отца, а впосл. еще одна - во имя св. первомч. Стефана, по имени к-рого и остров и мон-рь получили название Эстифанос. Обитель была широко известна в XIII в., в настоятельство знаменитого эфиоп. св. Иясус Моа, к-рый пришел в Д.-Х.-Э. ок. 1248 г. и начал подготовку монахов к осуществлению христианизации юга страны и распространения там монашества: его пострижениками считаются основатели мн. мон-рей в областях Шоа и Амхара. Позднейшая агиографическая традиция (XV в.) приписывает Иясус Моа помощь в приходе к власти в Эфиопии династии Соломонидов (1270), за что ему и всем последующим настоятелям Д.-Х.-Э. была пожалована придворная должность аккабе-саата (букв.- блюститель часов). Эта должность получила в XV в. столь важное гос. значение, что аккабе-саат должен был находиться при дворе постоянно, и для управления мон-рем надо было выбирать еще одного игумена. Обитель пользовалась царским благоволением и превратилась в крупный центр богословской учености и книжности; в ней появилась обширная б-ка. Из-за привилегированного положения Д.-Х.-Э. иногда служил местом заточения для гос. преступников из числа высокопоставленных лиц. Во время мусульм. нашествия на Эфиопию под предводительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази, в 1535 г., мон-рь был разграблен, а аккабе-саат Нагада Иясус убит.

Впосл. мон-рь заново отстроился, восстановил богословскую школу и б-ку, но прежнего политического значения уже не имел. Роль аккабе-саата при царском дворе стала уменьшаться еще до мусульм. нашествия, постепенно уступая место влиянию эччеге, настоятеля обители Дэбрэ-Либанос, ставшей в XVII в. главным мон-рем эфиоп. царства. Резиденция эччеге переместилась в новую столицу - Гондар, а Д.-Х.-Э. превратился в отдаленный озерный мон-рь, известный древностью и памятью о св. Иясус Моа.

В наст. время в Д.-Х.-Э. по-прежнему богатая б-ка, особое место в которой занимают Евангелия Иясус Моа и настоятеля мон-ря в 1-й пол. XIV в. Крэстос Тасфана, относящиеся к числу старейших эфиоп. рукописей, а также уникальные памятники агиографии. С рукописей б-ки Д.-Х.-Э. трудами эфиоп. ученых сделаны микрофильмы в рамках большой программы Ethiopian Manuscript Microfilm Library (EMML).

Ист.: Actes de Iyasus Mo'a, abbé du couvent de St-Etienne de Hayq / Éd., trad. S. Kur. Louvain, 1965. 2 vol. (CSCO; 259-260. Aethiop.; 49-50).
Лит.: Taddesse Tamrat. The Abbots of Dabra Hayq // JEthS. 1970. Vol. 8. Pt. 1. P. 87-117; idem. Church and State in Ethiopia: 1270-1527. Oxf., 1972. Passim; Чернецов С. Б. Эфиопская феод. монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 58, 94; Sergew Hable Sellasie. The Monastic Library of Däbrä Hayq // Orbis Aethiopicus. Albstadt, 1992. Vol. 1. P. 243-258; Derat M.-L. Däbrä Hayq stifanos // EncAeth. Vol. 2. P. 25.
С. Б. Чернецов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ААРОН ДИВНЫЙ [Чудотворец] (XIV в.), основатель и игумен монастыря Дэбрэ-Дэрэт в Эфиопии
  • АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь)
  • АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ (Серагион), на г. Афон, XIX в.
  • АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО МОНАСТЫРЬ распол. в Аравийской пустыне
  • АФОН крупнейшее в мире средоточие православного монашества
  • БОББИО аббатство, город, с XI в. еп-ство в Сев. Италии