АЛЛАГМА
Том II , С. 27
опубликовано: 9 июля 2008г.

АЛЛАГМА

[греч. ἄλλαγμα - перемена, изменение, смена], термин визант. муз. творчества, к-рый используется для указания на изменение мелодии песнопения в пределах одного гласа или с переходом в др. глас. Это изменение обозначает развитие мелодии, притом почти всегда в сочетании со сменой голосового регистра. А. обычно вводится указанием: «Другая мелодия» (μέλος ἕτερον - ср. «Ин роспев»). А. встречаются в стихах аниксандария, «Блажен муж», полиелея, антифонов и непорочных. Характерная запись содержится в кодексе 2-й пол. XIV в.: «Начало с Богом Святым великой вечерни хором: содержит аллагмы древние и новые различных мелургов...» (Ath. Cutl. gr. 457. Fol. 1). Еще более характерными являются примеры А. и анафоним в т. н. «полиелее Кукума» (см. Николай Кукум) «  » (̓Εξομολογεῖσθε τῷ Κυρίῳ), где чередуются разные мелодии: «Стих левый, мелос тот же, глас 1-й - анафонима правая, анафонима левая - аллагма правая, глас 2-й...» (Athen. Bibl. Nat. gr. 2406. Fol. 144v, 1453 г.).

Лит.: Williams E. The Treatment of the Text in the Kalophonic Chanting of Psalm 2 // Studies in Eastern Chant. Oxf., 1971. Vol. 2. P. 173-193; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 43; Στάθης. ̓Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 93-94.
Г . Статис
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АГАПИЙ ПАЛИЕРМ († 1815), (Хиосский), греч. мелург
  • АГАЛЛИАН МАНУИЛ византийский мелург 1-й пол. XIV в.
  • АГАФОКЛИС Панайотис (XIX в.), греч. муз. теоретик и преподаватель
  • АГИОПОЛИТ древнейший из сохранивш. визант. музыкально-теоретических трактатов
  • АКАКИЙ ХАЛКЕОПУЛОС выдающийся греч. дидаскал псалтического искусства
  • АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице