АНТОНИТЫ
Том II , С. 688-689
опубликовано: 15 октября 2008г.

АНТОНИТЫ

[aнтониане; лат. antoniani], католич. религ. объединения, названные в честь прп. Антония Великого.

Госпитальеры прп. Антония, орден регулярных каноников. Основан как братство мирян в кон. XI в. (в орденской традиции называется 1095) рыцарем Гуэреном из Дофине в мест. Ла-Мот-о-Буа (Прованс), где с 1070 г. пребывали мощи прп. Антония Великого. В XIV в. мест. Ла-Мот было переименовано в Сент-Антуан. В созданном там бенедиктинцами госпитале А. заботились о паломниках, прежде всего о тех, кто страдал от «святого огня», прозванного в результате деятельности А. «Антониевым огнем» (Ergotismus gangraenosus - разновидность гангрены). Медицинская деятельность братства, а также месторасположение госпиталя на пути паломников к Сантьяго-де-Компостела привели к стремительному распространению общин А. (прецепториев) во всех европ. католич. странах (до 369 госпиталей, последний был основан в 1514 в мест. Ленневарден в Ливонии). Для покрытия растущих финансовых затрат ордена проводился ежегодный сбор милостыни, сопровождавшийся процессией с мощами прп. Антония. Существовал также обычай передавать А. для вспомоществования бедным выращенную на средства верующих свинью («Антониева свинья») или разрешать свободный выпас свиней, к-рые затем передавались бедным. Благодаря деятельности А. прп. Антоний стал почитаться католиками не только как защитник от «Антониева огня» и др. гнойных воспалений, но и в качестве покровителя домашних животных, помощника бедным (отсюда его атрибуты - языки пламени, колокольчик, возвещающий о сборе милостыни). В 1247 г. папа Иннокентий IV преобразовал А. в орден с уставом Августина (см. Августина устав). После продолжительного противостояния бенедиктинцы из Монмажура вынуждены были оставить госпиталь Ла-Мот, к-рый в 1297 г. Бонифацием VIII был превращен в аббатство А. В XIV в. начался упадок деятельности ордена, вызванный фискальным давлением со стороны папства. В 1776 г. А. были включены в Мальтийский орден.

Рыцарский орден прп. Антония был основан в 1382 г. Альбрехтом I, герц. Н. Баварии и Штраубинга (1353 - 1404). Орден должен был служить отвоеванию у неверных Св. земли и борьбе с турками. Прекратил свое существование ок. сер. XV в.

Копт. и эфиоп. А. мон-ря Сан-Стефано деи Мори в Риме. Антонитской называли обитель Сан-Стефано деи Мори, основанную в Риме в кон. XV в., при папе Сиксте IV, для паломников-коптов. Устав мон-ря (1551) касался только внутреннего распорядка жизни паломников в монастырских стенах. В 1731 г. папа Климент XII подтвердил, что мон-рь принадлежит копт. и эфиоп. монахам «ордена св. Антония», при условии что монахи будут заниматься переводами с араб., копт. и эфиоп. языков для папской конгрегации пропаганды веры. Действительно, в XVIII в., при Бенедикте XIV, монахи мон-ря Сан-Стефано участвовали в издании богослужебных книг копт. традиции на копт. и араб. языках. В 1919 г. Бенедикт XV передал мон-рь под управление миланского провинциала ордена капуцинов.

Католич. монашеские ордена А. на Ближ. Востоке, неск. конгрегаций, к-рые появились не раньше XVI в., в период распространения католичества на территориях Вост. правосл. Церквей, оказавшихся под властью Османской империи.

А.-марониты, созерцательные ордена Маронитской католической Церкви в Ливане, созданные в результате реформы, затронувшей маронитское черное духовенство. В 1695 г. был основан маронитский орден св. Девы Марии (совр. название - Ordo Maronita Beatae Mariae Virginis, OMM), объединивший прежде независимые мон-ри маронитов по образцу зап. орденов на основе Монашеских правил прп. Антония. В 1732 г. орден одобрен папой Климентом XII (резиденция OMM в Риме в ц. Сан-Пьетро ин Винколи), в 1757 г. распался на халабийя (алеппские А. от г. Алеппо (Халеб), Сирия), сохранившие прежнее название, и баладийя, или ливанские А. (от араб.   - местные, т. е. отличающие себя от выходцев из Алеппо; совр. название - Ordo Libanensis Maronitarum, OLM) с центром в мон-ре прп. Антония в Бейруте. В 1770 г. папа Климент XIV одобрил новые общины, имевшие одинаковые уставы. В 1997 г. в общинах OMM - 101 монах, ливанские А. насчитывали 357. Ордена имеют жен. ответвления, в к-рых созерцательная жизнь сочетается с педагогической и соц. деятельностью (в 1997 в 36 общинах подвизалась 201 сестра). Маронитский орден А. св. Исайи (совр. название - Ordo Antonianorum Maronitarum, OAM; резиденция в Бейруте) в 1700 г. объединил монахов-пустынников, не вошедших в орден св. Девы Марии (центром стал мон-рь св. Исайи, давший название ордену). В 1740 г. устав ордена, предусматривавший сочетание созерцательного образа жизни монахов с пасторской деятельностью, был одобрен папой Климентом XII. В 1996 г. орден насчитывал 146 монахов.

Сир. А. конгрегации св. Ефрема, орден, основанный cир. католиками, перебравшимися после смерти сир. католич. патриарха Андрея Ахиджяна (1677) в Ливан, где они в 1706 г. основали мон-рь св. Ефрема. В 1785 г. католич. патриарх Михаил Джарвих построил в Шарфе мон-рь Богородицы, к-рый был признан папой Пием VI. В период первой мировой войны орден фактически распался. Последние сир. А. подвизались в окрестностях Мардина (Турция), в 1934 г. насчитывали всего 5 священнослужителей.

Арм. А., орден в составе Армянской католической Церкви. Был основан в 1715 г. в Ливане для армян-католиков по образцу маронитских А. (приняли их устав в 1739); предполагалось, что члены созерцательного ордена также будут участвовать в распространении католичества в Армении. Одобрен папой Климентом XIII. Расцвет деятельности ордена приходится на кон. XVII-нач. XIX в., когда многие католикосы Армянской католической Церкви и католич. патриархи Антиохии принадлежали к А. В кон. 60-х гг. XIX в. в результате конфликта руководства А. с Римской курией орден был фактически распущен папой Пием IX, нек-рые монахи перешли в Армяно-григорианскую Церковь. В нач. XX в. был только один мон-рь арм. А. в р-не Ортакёй в Стамбуле.

Халдейские А. св. Хормизда (Ordo Antonianus S. Hormisdae Chaldaeorum), орден Халдейской католической церкви, основанный в 1808 г. по образцу маронитских А. в мест. Алкош вблизи Мосула; одобрен в 1845 г. папой Григорием XVI. Члены ордена, ведя созерцательный образ жизни, принимают участие в миссионерской, педагогической и проповеднической деятельности. Резиденция генерала ордена - мон-рь св. Антония в Багдаде (Ирак). В 1996 г. в 9 мон-рях халдейских А. подвизалось 54 монаха.

Лит.: Advielle V. Histoire de l'ordre hospitalier de St. Antoine. P., 1883; Karalevskij C., Tournebize F. Antonins // DHGE. T. 3. Col. 860-873; Heimbucher M. Die Orden und Kongregationen der Katholischen Kirche. Paderborn, 1934. Bd. 1. S. 101-105; Bd. 2. S. 38-39; Handbuch der bayerischen Geschichte / Ed. M. Spindler u. a. Münch., 1974. Bd. 2. S. 202-207; Mischlewski A. Grundzüge der Geschichte des Antoniusordens bis zum Ausgang des 15. Jh. Köln; W., 1976; Родионов М. А. Марониты. М., 1982. С. 34; An. Pont. 1999. P. 1450-1451, 1518.
Н. Ф. Усков
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
  • АВГУСТИНА УСТАВ один из наиболее употребительных в зап. традиции уставов для монахов и каноников
  • АВГУСТИНКИ-КАНОНИССЫ - см. Канониссы
  • АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина