АНТРОПОМОРФИТЫ
Том II , С. 710-711
опубликовано: 16 октября 2008г.

АНТРОПОМОРФИТЫ

[греч. ἀνθρωπομορφῆται, ἀνθρωπομορφιανοί; от ἄνθρωπος - человек и μορφή - форма, образ], термин, употреблявшийся церковными историками и писателями для обозначения тех, кто полагал, что Бог имеет человеческий образ. Упоминание об А., считающих, что «образ Божий есть тело человека», содержатся в комментариях Оригена (III в.) на Послание к Римлянам ап. Павла (Comm. in Rom. 1. 19). Там же сказано, что «некоторые поставленные в Церкви» (qui in Ecclesia positi) говорят, будто телесный образ человека есть образ Божий. Нек-рые ученые (A. Lehaut, G. Hällström) предполагают, что эти места могут быть более поздней интерполяцией.

А. в Египте IV-V вв. обозначалась та часть монахов, к-рая противостояла нек-рым положениям аллегорической экзегезы Оригена и тесным образом с ней связанной практике «чистой молитвы» Евагрия Понтийского. Свое разрешение спор А. и их оппонентов (к-рые обычно именовались «оригиенистами», ср.: Сократ. Церк. ист. VII 7) нашел в событиях т. н. «антропоморфитской смуты», описанной у церковных историков Сократа и Созомена и упомянутой в «Собеседованиях» прп. Иоанна Кассиана. Согласно этим источникам, в своем Пасхальном послании (ок. 399) Патриарх Александрийский Феофил писал, что Бога следует представлять бестелесным и чуждым человеческой формы (Созомен. Церк. ист. VIII 11). Это вызвало одобрение у сравнительно небольшой части нижнеегип. монашества и резкое неприятие со стороны большинства. Старцы Скита, кроме аввы Пафнутия, не позволили читать это послание ни публично, ни частным образом (Ioan. Cassian. Collat. X 2); возмущенные монахи двинулись в Александрию к Феофилу и, угрожая ему смертью, призвали отказаться от своих слов и анафематствовать сочинения Оригена. Патриарх ответил пришедшим к нему подвижникам: «Созерцая вас, я как будто созерцаю Лице Божие» (Сократ. Церк. ист. VII 7) - и резко переменил свою позицию: противники А. подверглись гонениям. Отголоски споров между А. и их оппонентами содержатся также в корпусе Псевдо-Агафоника Тарсийского (V в.).

Важный материал для понимания возможных причин антропоморфитской смуты и изменения позиции Патриарха Феофила дает коптское «Житие апы Афу». Афу подвизался в стаде диких антилоп в окрестностях Оксиринха (копт. Пемдже), приходя в город только раз в год на Пасху. Услышав Пасхальное послание Феофила, подвижник пришел в смущение от слов: «Образ Божий - не тот, что носим мы, человеки» - и отправился в Александрию к Феофилу за их разъяснением. Патриарх объяснил, что лишь один Адам был сотворен по образу и подобию, но дети Адама этого не наследуют. На это Афу ответил, что любой человек, как бы грешен он ни был, несет в себе образ Божий, так же как изображение (εἰκών) царя все признают образом царя, даже если знают, что оно написано красками на дереве. Афу удалось убедить Феофила в своей правоте.

С A. в среде егип. монахов связан др. эпизод, описанный у прп. Кассиана в «Собеседованиях» (Collat. X 3). Там говорится, что егип. подвижник Серапион долгие годы держался, как пишет прп. Кассиан, заблуждения антропоморфитов. Когда авва Пафнутий и каппадокийский диак. Фотин убедили его в ошибочности таких взглядов, Серапион впал в смятение и воскликнул: «О, несчастный я! Отняли у меня Бога моего; кого теперь держаться не имею, или кому кланяться и молиться, уже не знаю». По предположению о. Георгия Флоровского, представления Серапиона могли быть связаны не с еретическим антропоморфизмом, наделяющим антропоморфными характеристиками Бога-Отца, а с древней молитвенной практикой, стоявшей на позициях евангельского реализма. На существование А. среди части егип. монашества указывает творение свт. Кирилла Александрийского «Против антропоморфитов», где подробно опровергаются заблуждения монахов «горы Каламон» (возможно, мон-ря), к-рые утверждали, что если человек сотворен по образу Бога, то и Бог имеет образ человека.

Термин «А.» использовал блж. Августин в 50-й главе своего трактата «О ересях» (V в.), обозначая так секту авдиан, основанную Авдеем Едесским и распространенную в Сирии, Месопотамии и, возможно, в Скифии (Aug. De Haer. 50: avdianos quos ... alii vocant anthropomorphitas). Блж. Августин указывает, что нек-рые из А. имеют общение (communicare) с Церковью в Египте.

Ист.: Cyrillus Alexandr. Adversus anthropomorphitas (Ep. 83. Ad Calosyrium) // PG. 76. Col. 1065-1132; Ioan. Cassian. Coll. X 2-3 // PL. 49. Col. 820-823 (рус. пер.: Иоанн Кассиан. Писания. С. 350-351); Rossi F. Trascrizione di tre manoscritti Copti del Museo Egizio di Torino, con trad. ital. // Memorie della Reale Acad. delle Scienze di Torino. Ser. 2. Torino, 1886. T. 37. P. 67-84 [копт. текст «Жития апы Афу»]; Болотов В. В. Житие блаженного Афу, епископа Пемджеского: (Из церк. истории Египта; Вып. 2) // ХЧ. 1886. № 3/4. С. 334-377 [рус. пер.]; Epiph. Haer. [Panarion]. 70 // PG. 42. Col. 339-373; Augustinus. Ep. 148 // PL. 33. Col. 622-630; idem. De haeresibus. 50 // Ibid. 42. Col. 39; Сократ. Церк. ист. VI 7; Созомен. Церк. ист. VIII 11-12.
Лит.: Bareille G. Antropomorphites // DTC. Т. 1. Col. 1370-1372; Lehaut A. Antropomorphites // DHGE. T. 3. Col. 535-537; Chitty D. J. The Desert a City: An Introd. to the Study of Egyptian and Palestinian Monastisism under Christian Empire. Oxf., 1966. P. 57-60; Crum W. E. Der Papyruscodex Saec. 6-7 der Phillips-Bibliothek in Cheltenham: Koptische Theologische Schriften // Schriften d. wissenschaftlichen Ges. in Strassburg. 1915. Bd. 18; Orlandi T. Il dossier copto di Agatonico di Tarso: Stud. letterario e storico // Studies Presented to H. J. Polotsky / Ed. D. W. Young. East Gloucester (Mass.). 1981. P. 289-299; Флоровский Г., прот. Антропоморфиты египетской пустыни. Ч. 1; Ч. 2: Феофил Александрийский и апа Афу из Пемдже // он же. Догмат и история: Сб. ст. М., 1998. С. 303-310, 311-350.
А. А. Войтенко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВЕЛИТЫ [авелониты], еретики, появившиеся в Северной Африке в середине - 2-й пол. IV в.
  • АВРААМИТЫ 1. сирийские еретики IX в., 2. секта богемских деистов
  • АДАМИТЫ секта, возникшая, вероятно, в кон. II в. по Р.Х. в Сев. Африке
  • АДЕЛОФАГИ секта, IV в.