ГАЛЕРЕЯ
Том X , С. 310-312
опубликовано: 24 октября 2010г.

ГАЛЕРЕЯ

[франц. galerie, от итал. galleria], один из основных пространственных элементов в архитектуре, известный всем направлениям христ. храмостроительства; архитектурно оформленная периферийная часть здания, обрамляющая его ядро, или внешний переход, соединяющий отдельно стоящие объемы. Используется для прохода вдоль (или обхода вокруг) основного пространства здания, в церковной архитектуре - для размещения части верующих (в ряде случаев для отделения их от общего числа молящихся) и для осуществления особых функций (нартекс, кладбище, придел и др.). Г. обычно открыта внутрь или/и наружу здания, для чего одна (или более) из ее стен заменена колоннадой, аркадой или баллюстрадой; существуют полностью открытые Г., без кровли.

Наиболее ранними в христ. архитектуре являются Г., представляющие собой проходы над боковыми нефами базиликальных храмов, отделенные от основного пространства колоннадами на уровне 2-го яруса; эти Г. ведут происхождение от дохрист. базилик (см. ст. Базилика) и в свою очередь от греч. стои. Внутренние Г. 2-го яруса визант. и рус. храмов называют хорами, гиниконитами, матронеями, а средневек. европ. построек - эмпорами (от нем. empore - возвышение). Их назначение в служебно-литургическом строе до конца не выяснено; исследователи связывают их с местом в храме, предназначенным для женщин, новообращенных, императора и императрицы. Г. этого типа были в плане прямоугольными (базилика св. Гроба Господня, 325-326, освящена в 336; ц. cв. Апостолов в К-поле, 337), U-образными, расположенными и над боковыми нефами, и над нартексом (храмы в К-поле: св. Иоанна Студита, 463; Богородицы Халкопратийской, 450-460; св. Ирины (Мира), после 532; Св. Софии, 532-537), или круговыми (ц. святых Сергия и Вакха в К-поле, 527-536). Постройки с центрическим планом окружали амбулаториями с Г. над ними (ц. св. Иоанна Предтечи (Продрома) в Евдаме, до 560), к-рые сохраняли свое значение и в крестово-купольных храмах (ц. Св. Софии в Фессалонике, 1-я пол. VII в.). Иногда Г. размещали только над нартексами крестово-купольных храмов (ц. Богородицы мон-ря Липса (Фенари-Иса-джами), 907; ц. Христа Пантепопта (Эски-Имарет-джами) в К-поле, 1081-1087; ц. Панагии тон Халкеон в Фессалонике, 1028).

Галерея ц. прор. Илии в Фессалонике. 1360 г.Галерея ц. прор. Илии в Фессалонике. 1360 г.С IX в. нек-рые визант. церкви имели внешние крытые Г.: храм Христа Акаталепта в К-поле (сер.- 2-я пол. IХ в.) окружала с 3 сторон Г., сообщавшаяся тройными аркадами на колоннах с юж. и сев. ветвями планового креста; к ц. св. Феодора (Килисе-джами) в К-поле (XI в.) с сев. и юж. сторон примыкали Г., открывавшиеся высоким проемом в храм, а с зап. стороны соединявшиеся с нартексом. В палеологовскую эпоху внешние Г. трансформировались в полуоткрытые портики с чередованием проемов в виде аркад с тонкими полуколонками и нишами (храмы святых Пантелеимона, XII в., и Екатерины, кон. XIII в., в Фессалонике). Открытые Г. примыкали снаружи к сев. (1-я пол. XII в.) и юж. (до 1180) церквам мон-ря Пантократора (Зейрек-джами) в К-поле, к сев. фасаду храма Афендико мон-ря Вронтохион, к ц. Богородицы Пантанассы в Мистре (ок. 1430).

В Закавказье внешние Г. известны уже с V в.: так, Болнисский Сион (478-493) имел открытую Г. с сев. стороны; к храмам в Текоре (V в.), Ереруйке (V в.), Двине (кон. V в.), Одзуне (VII в.) примыкали Г., сооружавшиеся с 1, 2 или 3 сторон зданий; собор Светицховели в Мцхете (1010-1029, зодчий Арсукидзе) имел открытые Г. по продольным фасадам здания (утрачены в XIX в.). Хоры в храмах Грузии появились с VII в.: в Цроми (626-634) они располагались над нартексом. В X-XI вв. такие Г. являлись обязательной частью кафедральных соборов: ц. Квелацминда в Гурджаани (VIII-IX вв.) имела U-образные в плане хоры; в соборе Баграта в Кутаиси хоры (построены в 1003) располагались с 3 сторон планового зап. рукава; в ц. св. Георгия в Алаверди (нач. XI в.) хоры находились во 2-м ярусе боковых нефов.

Внешние Г., располагавшиеся выше боковых нефов, имели нек-рые базилики в Сирии, а также, по одной из версий, ц. Богородицы мон-ря Липса в К-поле (908).

В церковных постройках Запада Г. появились в каролингской архитектуре: дворцовая капелла Карла Великого в Ахене (ок. 800), построенная в подражание ц. Сан-Витале в Равенне, имела Г. в верхнем ярусе. В оттоновский период Г. над боковыми нефами базилик использовали для размещения дополнительных алтарей, мест для певчих и т. д. (ц. св. Кириака в Гернроде, XI в.). Г. над боковыми нефами сооружали в романских храмах (ц. Сен-Реми в Реймсе, 1005-1045; ц. Сент-Этьен в Кале, 1065-1081); U-образную планировку имела Г. ц. Сен-Сернен в Тулузе (1096-1250). Важной особенностью романской архитектуры является «карликовая» Г. (dwarf) с аркадой, идущая вдоль стены снаружи здания, явившаяся прообразом аркатурных поясов.

Галерея собора Сан-Марко в Венеции. 2-я пол. XI в.Галерея собора Сан-Марко в Венеции. 2-я пол. XI в.В готическую эпоху в связи с изменением конструктивного решения зданий Г. исчезли из храмовых интерьеров. Аркбутаны, перекинутые над пониженными боковыми нефами, позволили устраивать подобие Г., охватывающих собор на уровне кровли боковых нефов (собор в Шартре, 1194 - ок. 1230). В историографии франц. архитектуры термин «Г.» применяется и для обозначения в готических постройках т. н. Г. королей, представлявших собой горизонтальные ярусы на фасадах храмов со статуями библейских царей (собор Парижской Богоматери, 1163-1250), к-рых впосл. стали отождествлять с королями Франции.

Важнейшую роль играли Г. в монастырской архитектуре Европы, где они обычно связывали все здания ансамбля в единое целое. В их типологическом многообразии особенно выделяется наземная 4-сторонняя Г., часто с архитектурно и скульптурно украшенной аркадой и парапетом, располагавшаяся вокруг внутреннего дворика мон-ря (см. ст. Клуатр). Она стала наиболее узнаваемым элементом и символом регулярной монастырской планировки, что отражено в одном из общеевроп. названий мон-ря - cloister. С эпохи средневековья и до XIX в. обведенный 4-сторонней Г. внутренний двор был часто используемой формой западноевроп. церковного кладбища (Кампосанто в Пизе).

Структура древнерус. храмов, следующая визант. традиции, также предполагала сооружение Г. Так, Спасо-Преображенский собор в Чернигове (1036), 4-столпный храм типа вписанного креста, имел хоры над боковыми нефами и нартексом. В соборах Св. Софии Киевской (1037) и Новгородской (1045-1057) хоры, окружавшие соборы с 3 сторон, были вынесены за пределы крестово-купольной части храма (вероятно, то же в соборе в Полоцке, 1-я пол. XI в.; в ц. мц. Ирины в Киеве, 1037). В этих храмах прослеживается к-польская традиция сооружения 2-ярусного обхода купольного квадрата. Во 2-й пол. XI в. хоры стали устраивать лишь над нартексом и зап. углами основного пространства храма, располагая их на значительной высоте (Михайловский собор Выдубицкого мон-ря в Киеве, 1070; Успенский собор Печерской лавры, 1073-1077; ц. святых Бориса и Глеба в Вышгороде, 70-е гг. XI в.). Предназначались хоры в древнерус. церквах для высокопоставленных лиц и, возможно, для монахов.

С XII в., по мере формирования древнерус. типа храма на 4 опорах с 9-дольным планом и 3 притворами, началось активное строительство внешних наземных Г., к-рые часто соединяли между собой притворы и служили местом погребения (особенно в мон-рях); в них иногда освящали особые приделы. Такие Г. могли сооружать и после окончания основного строительства (Михайловская ц. в Переяславле, 1089, Г. 1090; ц. святых Петра и Павла, сер. XII в., Г. 2-й пол. XII в. и ц. св. Иоанна Богослова в Смоленске, 60-70-е гг. XII в., Г. 2-й пол. XII в.). Г. были широко распространены как в юж. княжествах, так и на северо-востоке Руси (ц. Покрова на Нерли, 1166; Успенский собор во Владимире, 1158-1160, Г. 1185-1189), где встречаются и их романские типы (переход на аркаде, соединявший собор с башней и дворцом, в мон-ре в Боголюбове).

Галерея ц. Вознесения в Коломенском. 1532 гГалерея ц. Вознесения в Коломенском. 1532 гО развитии Г. в послемонг. период сведений не сохранилось, но с рубежа XV-XVI вв. в рус. архитектуре появились 2-ярусные Г.-гульбища с аркадами по наружной стене, окружавшие храмы с 3 сторон (Благовещенский собор Московского Кремля, 1484-1489, 2-й ярус Г.- тогда же или в 1505-1508; собор Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле, 1506-1515; собор Покровского мон-ря в Суздале, 1510-1513). Сооружение внешних крытых Г. к кон. XVI в. стало устойчивой традицией при строительстве храмов как на подклетах (ц. свт. Петра, митр. Московского, в Переславле-Залесском, 1592), так и без подклетов (Троицкий собор Герасимова Болдинского мон-ря, 1585/86-1591).

Особое значение Г. 2-го яруса приобрели в русско-итал. памятниках XVI в., где они охватывали храмы с 4 сторон, включая и восточную (Вознесения Господня церковь в Коломенском, 1532). Этот своеобразный внешний амбулаторий сохранялся в ряде памятников до сер. XVI в. (собор Покрова Пресв. Богородицы на Рву, 1555-1560, зодчие Барма и Посник), затем исчез. Вторично такие Г. были введены в сер. XVII в. в строительстве патриарха Никона (Успенский собор Валдайского Иверского мон-ря, 1655-1656; собор Новоиерусалимского мон-ря, 1656-1685) и стали распространенным решением для центрических храмов на подклетах в эпоху нарышкинского барокко (Сергиевская ц. Высокопетровского мон-ря в Москве, 1690-1694; ц. Покрова в Филях, 1693; ц. Успения на Покровке, 1696-1699, архит. П. Потапов, не сохр.).

В мон-рях Руси не было клуатров, но периметральный обвод Г. всей территории - распространенное явление с XVI в.: обходная боевая Г. вдоль монастырской стены была обязательным элементом как в боевых «государевых крепостях», так и в традиц. декоративно-символических оградах (стены Кириллова Белозерского мон-ря, сер.- кон. XVII в.).

Лит.: Mathews T. F. The Early Churches of Constantinopole: Architecture and Lyturgy. Univ. Park (Penns.), 19711, 19772, 19803; Бадштюбнер Э. Церковь с эмпорами и двойная церковь: Сопоставление одного и того же мотива культовой архитектуры в памятниках Востока и Запада. Тбилиси, 1983; Yarwood D. Encyclopedia of Architecture. L., 1985. N. Y., Oxf., 1986. L., 1993; Комеч А. И. Древнерус. зодчество кон. X - нач. XII в. М., 1987; Баталов А. Л. Моск. каменное зодчество кон. XVI в.: Проблема худож. мышления эпохи. М., 1996.
Е. Э. Спрингис
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АПСИДА архитектурная форма
  • АРКА архитектурная форма
  • АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда)
  • АРКОСОЛИЙ погребальное сооружение