ГУРУ
Том XIII , С. 492-493
опубликовано: 26 октября 2011г.

ГУРУ

[санскр.  ], учитель, духовный наставник в индуизме, буддизме, сикхизме. Слово «гуру» происходит от древнеинд. (индоевроп.) корня gr - тяжелый (ср. лат. gravis). В древних ведийских текстах оно использовалось именно в этом букв. значении. В ведийском ритуале оно применялось к брахманам, «тяжелевшим» от сомы - галлюциногенного напитка, к-рый они поглощали. В период брахманизма в связи с усложнением процедуры ритуала эти жрецы воспринимались как специалисты, исполненные знания сакральных текстов, техники и смысла ритуальных действий. Параллельно с укреплением позиции брахманов как духовных лидеров общества и распространением их влияния на все социальные сферы, в т. ч. семью, слово «гуру» становится термином, означающим брахмана как духовного руководителя на всех стадиях человеческой жизни. В этот период Г. понимается как персона, «отягощенная» мудростью, духовной зрелостью, совершенным знанием. В послеведийских умозрительных текстах (брахманы, араньяки, упанишады) активно разрабатывается образ учителя, передающего ученику знание сакральных ведийских текстов, их религиозно-философское толкование, символическую интерпретацию ритуала, а также сведения в таких областях, как астрология, фонетика, метрика, медицина и т. д. Обучение молодых людей, принадлежавших к социально высоким слоям «дваждырожденных», обычно происходило в семье учителя (гуру-кула), где ученик не только получал знания, но и работал по дому, помогал совершать ритуалы. В определенном возрасте он получал от Г. посвящение (дикша) в духовную традицию, приобщался к его божественной энергии и обретал новое рождение в виде духовного сына Г., а Г. как бы воспроизводил в ученике самого себя. Главной его задачей была подготовка ученика к долгому пути духовного развития, к обретению мокши, т. е. освобождению от уз бренного мира.

Изложение религ. доктрин нередко оформляется в виде беседы учителя с учеником (Кришны с Арджуной, Рамы с Хануманом). Идеи тантризма развиваются в текстах, именуемых агамами (наставление Шивы своей супруге Парвати). Фигура Г. становится неотделимой от идеи обучения, наставничества. В упанишадах содержатся многочисленные беседы учителя с учеником и целые списки имен мифологических учителей, связанных отношением преемственности. Так формируется концепция Г.-шишья-парампара (традиция «учитель-ученик»), подразумевающая передачу знания из поколения в поколение. Внутри индуизма она охватывает практически все его ветви, движения и объединения, включая различные школы искусств и ремесел. Каждая традиция ведет свое происхождение от ади-гуру, т. е. изначального наставника, к-рый в свою очередь получает знание от бога. Титул Г., или сат-гуру (истинный наставник), распространяется на глав мон-рей, ашрамов, проч. религ. объединений. В эзотерических сектах тантризма (натхи, сиддхи) Г. почитается как носитель тайного знания, фигура, исполненная мистической силы.

Связь Г. с божественным знанием послужила причиной того, что этим термином стали называть основных богов индуистского пантеона. В традиции сагуна-бхакти (почитание бога в виде конкретного образа) Г. становятся Брахма, Вишну, Шива, Ганеша и др. боги. В ниргуна-бхакти (почитание бога, лишенного атрибутов), напр. у Кабира, сат-гуру - одно из имен высшего божественного начала. Но обожествлению подвергается и сама фигура Г.-наставника, его чтут наравне с богами, ему поклоняются, делают приношения (гуру-пуджа).

Ранний буддизм, отрицавший авторитет Вед и брахманов, не принимал и традицию брахманского наставничества, поэтому в буддийских текстах на языке пали термин «Г.» (чаще в разновидности «гару») имеет периферийное значение. Однако в поздней ветви буддизма, ваджраяне, фигуре Г. придается большое значение. Он рассматривается как основополагающий фактор движения адепта по пути к нирване, как средоточие просветления, воплощение качеств Будды. Его всячески восхваляют и поклоняются ему, как самому Будде.

Центральную роль играет понятие «Г.» в сикхизме. В произведениях Нанака (1469-1539), основателя этой религии, слово «гуру» применяется для обозначения лишенного атрибутов Бога-творца. Вместе с тем это и имя, и слово Бога, и путь к нему. Кроме того, Бог-гуру, или сат-гуру, понимается как помощник адепта на пути к освобождению, постоянно пребывающий в его душе. Земные наставники рассматривались Нанаком как неистинные, но сам он обрел титул Г., к-рый в дальнейшем вместе с присущим Нанаку «божественным светом» передавался его преемникам на посту главы сикхской общины. Идея преемственности и единства всех Г., ставшая весьма важным элементом учения сикхов, подчеркивалась тем, что каждый Г. считался воплощением Нанака. Однако трактовка понятия «Г.» постепенно менялась. Уже при третьем Г. стала признаваться значимость земного наставника, необходимость поклонения ему и местам, связанным с его жизнью. Параллельно шел процесс изменения сикхской общины, превращавшейся из духовного братства в социальную структуру, а в дальнейшем в военизированную орг-цию. В кон. XVI - нач. XVII в. за Г.- главой общины - признается божественный статус, передающийся и самой общине. Г. воспринимается как верховный владыка, царь или падишах, неподчинение которому приравнивается к ослушанию Бога. Наконец, Г. обретает еще и статус великого воина. Имя Г. получает и священная книга сикхов «Ади Грантх» (см. Грантх Гуру Сахиб), к-рой после смерти десятого Г. Гобинд Сингха были символически переданы функции наставника и руководителя сикхской общины. «Ади Грантх», или «Гуру Грантх», становится объектом культа, главным символом сикхской религии, по существу божеством. В сикхских храмах (гурдварах) постоянно происходят чтение книги, поклонение ей, исполнение гимнов и получение даршана (лицезрение священного объекта).

А. М. Дубянский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРХАТ (будд.), достойный войти в нирвану, термин в буддизме
  • БЕССТРАСТИЕ богосл. термин
  • АБСОЛЮТ термин философии и богословия
  • AВАТАРА наиболее популярная индуистская модель проявления божественной сущности в мире
  • АГНИ важнейший божественный образ Ведийской религии
  • АДИ-БУДДА первобудда в буддизме ваджраяны
  • АЛАВИТЫ - см. Шиизм
  • АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философск. и пр. текстов
  • АНАТМАВАДА одно из основоположений буддийской философии
  • АНИМИЗМ И АНИМАТИЗМ религиеведческие концепции XIX-XX вв., разраб. в традиции эволюционизма