ДАЛМАТИКА
Том XIII , С. 656-657
опубликовано: 28 ноября 2011г.

ДАЛМАТИКА

[лат. dalmatica], в античности и средние века - верхняя муж. и жен. одежда, туника из шерсти или шелка с рукавами до запястий; в католич. Церкви - одно из облачений диакона (а также в особых случаях - епископа и священника).

Архидиак. Лаврентий. Миниатюра из Часослова «Дигрей». Фландрия. 1390–1400 гг. (Национальная б-ка Уэльса. Аберистуит. Ms. 15537. Fol. 56)Архидиак. Лаврентий. Миниатюра из Часослова «Дигрей». Фландрия. 1390–1400 гг. (Национальная б-ка Уэльса. Аберистуит. Ms. 15537. Fol. 56)Название происходит от рим. пров. Далмация, где появился этот вид одежды. В Риме Д. носили со II-III вв. (Scr. hist. Aug. Commod. 8. 8; Pertinax. 8. 2; Heliogab. 26. 2; Claud. 17. 6; Acta proconsularia S. Cypriani. 5. 14), а к IV в. она стала одеждой высших сословий (на консульских диптихах в Д. одеты рим. высшие чиновники; ср. также: δελματικὴ и δελματικομαφέρτιον в Эдикте имп. Диоклетиана о максимуме цен. Гл. 19, 22, 26). В нек-рых памятниках Д. называется также κολοβίων (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 1. 15). Изначально Д. имела Т-образную форму. Ее носили с поясом или без. Муж. Д. была с разрезами по бокам подола или по центру для облегчения передвижения пешком или верхом на лошади. Впосл. появилась Д. треугольной, расширенной книзу формы, длина рукава и цвет варьировались. В Византийской империи в средние века Д. изготовлялась из парчи, украшалась жемчугом и драгоценными камнями.

В качестве церковного облачения Д. начинает использоваться с IV в. Согласно Liber Pontificalis, ношение Д. вместо короткой туники в 322 г. предписал рим. диаконам папа Сильвестр (LP. Vol. 1. P. 171). Как одежда диаконов Д. упоминается у Амброзиастера в «Вопросах Ветхого и Нового Завета» (Ambrosiaster. Quaest. Vet. et Nov. Testam. 46). Свт. Григорий Великий сообщает, что рим. диак. Пасхазия хоронили, покрыв его тело Д. (Greg. Magn. Dial. 4. 40(42)). В литургических памятниках Д. упоминается в Ordo Romanus I 6 (34) (VIII в.) среди облачений папы (Andrieu. Ordines. Vol. 2. P. 78). Согласно Ordo Romanus XXXIV 10 (VIII в.), Д. надевалась на диакона сразу после хиротонии (Andrieu. Ordines. Vol. 3. P. 603-613).

Хотя, судя по мозаикам, с нач. V в. Д. носили епископы Медиолана (ныне Милан; мозаики в часовне Сан-Сатиро, в ц. Санта-Мария прессо Сан-Сатиро), а с нач. VI в.- архиепископы Равенны (мозаики в ц. Сан-Витале), вне Рима ношение Д. диаконам и епископам долгое время не дозволялось без особого разрешения от папы. Напр., известно, что папа Симмах (498-514) даровал право ношения Д. диаконам свт. Кесария Арелатского (Vita Caesarii. 1. 4; ср.: Greg. Magn. Reg. epist. 9. 220), но в основном в Галлии и Испании диаконы в обязательном порядке носили только альбу (Greg. Turon. Hist. Franc. 4. 43; Statuta Eccl. Antiq. 41; 12-е прав. Нарбоннского Собора 589 г.; 28-е прав. IV Толедского Собора 633 г.). При этом Исидор Севильский называет Д. священническим облачением белого цвета с пурпурными полосами (Isid. Hisp. Etymol. 19. 22. 9). К IX в. Д. на торжественных мессах носили под казулой мн. епископы и нек-рые священники по всей Зап. Европе (Walafrid. Strab. De eccl. rer. 24). Ок. X в. привилегию ношения Д. получили рим. кардиналы-священники, а также аббаты мон-рей вне пределов Рима.

Внешний вид церковной Д. на протяжении истории менялся. До XII в. она представляла собой широкую тунику с длинными широкими рукавами, подол к-рой достигал пола. В соответствии с позднеантичной традицией она украшалась 2 вертикальными полосами (clavi) от плеча до подола, а позже еще и каймой. В позднее средневековье рукава становятся у́же и короче. Чтобы Д. было легче надевать и носить, по ее бокам стали делать разрезы, а с XV в.- вшивать клинья. Ее длина также постепенно сокращалась, и к XVIII в. Д. уже едва закрывала колени.

С XII в. Д. изготовляется преимущественно из шелка и по цвету соответствует облачению священника (раньше была белой). В средние века повсеместно распространилась практика, согласно к-рой диакон участвует в службах покаянного характера и в периоды Адвента и Великого поста в альбе или вместо Д. облачается в особую казулу (т. н. planeta plicata). Исключение составляют служба Великого четверга, на к-рой освящается св. миро, и торжественные заупокойные мессы.

Достаточно поздно появляется особая молитва над Д. Символические толкования Д. приводятся в трактатах Рабана Мавра, согласно к-рому Т-образная форма Д. и красные полосы изображают Страсти Христовы (Raban. Maur. De inst. cleric. 1. 20), и Амалара Мецского, к-рый отмечает, что белый цвет символизирует чистоту души, а красные полосы - любовь к ближнему (Amalar. Lib. offic. 2. 21).

В англ. Церкви Д. носят не только диаконы, но и низшие чины (аколуфы и др.). Cуществовала традиция, согласно к-рой в нее облачались англ. короли во время коронации. В правосл. Церкви Д. у диакона соответствует стихарь (у греко-католиков Д. и стихарь отождествляются), хотя как по происхождению, так и по внешнему виду Д. скорее соответствует архиерейский саккос.

Лит.: Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Freiburg i. Br., 1907. S. 247-302; Leclercq H. Dalmatique // DACL. 1916. Fasc. 35. Col. 111-119; Pocknee C. E. Liturgical Vesture: Its Origins and Development. L., 1960.
А. А. Ткаченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АМИКТ облачение католич. свящ.
  • МИТРА головной убор, элемент богослужебного облачения христ. духовенства на Востоке и на Западе
  • ПАЛЛИЙ в католич. Церкви одно из богослужебных облачений папы и митрополитов
  • ПЕРЧАТКИ один из элементов литургического облачения и инсигния папы Римского, епископов и аббатов в Римско-католической Церкви до реформ II Ватиканского Собора