ЗВЕЗДИЦА
Том XIX , С. 737-741
опубликовано: 19 декабря 2013г.

ЗВЕЗДИЦА

Содержание

Звездица из т. н. Сионского клада. Сер. VI в. (Дамбартон-Окс, ВашингтонЗвездица из т. н. Сионского клада. Сер. VI в. (Дамбартон-Окс, Вашингтон[греч. ἀστερίσκος; лат. stellula - маленькая звезда], в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии. Представляет собой 2 перекрещенные под прямым углом на высоте 10-17 см металлические дуги, к-рые в ранних З. были изогнуты в форме параболы, в З. XVIII-XIX вв. преломлены под прямым углом. Как правило, их крепление подвижное с помощью винта, так что их можно сложить или раздвинуть. Раздвинутая и поставленная на дискос З. служит опорой для возлагаемого на дискос покровца и не допускает непосредственного соприкосновения последнего с евхаристическим Хлебом.

Древнейший известный экземпляр - серебряная З. (сер. VI в., Дамбартон-Окс, Вашингтон; см.: Boyd. 1992. P. 20. N 7. Fig. 57.1) из т. н. Сионского клада (коллекция утвари - дар еп. Евтихиана церкви, отождествляемой с церковью мон-ря Св. Сиона, основанного Николаем Сионским в VI в. в Ликии). Эта З. в отличие от современных З. имеет полукруглую форму дуг, к-рые в раздвинутом виде образуют купол. Одно из самых ранних изображений З. встречается на мозаике «Причащение апостолов» собора Св. Софии в Киеве под конхой в центральной апсиде (40-е гг. XI в.).

В письменных источниках З. впервые упоминается в уставе Михаила Атталиата, основавшего мон-рь в Редестe в 1077 г. (Nissen W. Die Diataxis des Michael Attaleiates von 1077: Ein Beitr. z. Geschichte d. Klosterwesens im byzant. Reiche. Jena, 1894. S. 81). Кроме того, З., выполненные из драгоценных металлов, включены в 2 описи церковного имущества (βρέβια), происходящие из афонского мон-ря Ксилургу (1143) и из церкви в Фессалонике (1189) (Pétridès. 1907. Col. 3003).

В толковании на Божественную литургию XII в., ошибочно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому, говорится, что «звездица, подобно четырем животным, покрывает небесный угль» и служит «также для того, чтобы жемчужины не соприкасались с покровцом» (Ps.-Sophr. Hieros. Comment. liturg. 5 // PG. 87ϒ. Col. 3985B).

Относительно ранние свидетельства об использовании З. в правосл. богослужении (terminus ante quem - VI в.) и отсутствие упоминаний о ней в древнейших толкованиях на Божественную литургию говорят о том, что наличие З. в числе богослужебных сосудов обусловливалось сугубо практическими нуждами (на эту роль З. указывает и комментарий Псевдо-Софрония) и не связывалось с символическим толкованием священнодействий проскомидии. Наименование же «З.» исторически связано, вероятно, как с формой самого сосуда, так и с формой дискоса, к-рый в комментарии на «Церковную историю» или «Тайноводственную историю кафолической Церкви» (VIII в.) толкуется как небесный круг (Brightman. 1908. P. 391; см. также комментарий свт. Симеона Фессалоникийского, согласно которому З., положенная на дискос, знаменует не только Вифлеемскую звезду, но и звезды вообще: Sym. Thessal. De sacra liturgia // PG. 155. Col. 264C).

В появившихся в XII-XIII вв. уставах (диатаксисах) Божественной литургии, кодифицирующих, в частности, порядок священнодействий на проскомидии, указано, что иерей поставляет З. на дискос со словами из Пс 32. 6 (Τῷ λόϒῳ τοῦ Κυρίου οἱ οὐρανο ἐστερεώθησαν κα τῷ πνεύματι τοῦ στόματος αὐτοῦ πᾶσα ἡ δύναμις αὐτῶν (           )) после приготовления Св. Даров и перед их покровением (Athen. Bibl. Nat. № 662, XII-XIII вв.; ГИМ. Син. греч. № 381, 1289-1311 гг.; Crypt. Γ.β. III).

В XIII в. под влиянием «Протеории» Николая Андидского XII в. (позднее отредактирована Феодором Андидским; см.: Красносельцев. 1884. С. 378-385) З. стала толковаться как Вифлеемская звезда. Так, в рукописи устава проскомидии (Ath. Esph. № 34), отражающей афонскую практику XIII в., написано, что З. полагается на дискос со словами, представляющими собой парафраз евангельского стиха Мф 2. 9: Κα κατελθὼν ὁ ἀστὴρ ἔστη οὗ ἦν τὸ κείμενον παιδίον, а 6-й стих 32-го псалма Τῷ λόϒῳ τοῦ Κυρίου̇ произносится при возложении покровца (Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 265; тот же устав зафиксирован в более позднем списке Пантелеимонова мон-ря, изданном Н. Ф. Красносельцевым: Красносельцев. Уставы литургии. С. 14).

В «Диатаксисе Божественной литургии» свт. Филофея Коккина (XIV в.), получившем повсеместное распространение в правосл. мире, слова на поставление З. были отредактированы и приняли следующий вид: Κα ἐλθὼν ὁ ἀστὴρ ἔ στη ἐπάνω οὗ ἦν τὸ παιδίον (        ) (Там же. С. 46-48; Τρεμπέλας. Αἱ τρεῖς λειτουρϒίαι. Σ. 4).

Вслед за литургической практикой З. рассматривалась как образ Вифлеемской звезды в толкованиях св. Николая Кавасилы (сер. XIV в.; Nicol. Cabas. Expl. Div. liturg. 11 // SC. 4 bis. P. 100) и свт. Симеона Фессалоникийского (нач. XV в.; Sym. Thessal. De sacra liturgia // PG. 155. Col. 264C, 285D).

В XV в. на Ферраро-Флорентийском Соборе после прочтения и подписания документа об унии латиняне задали грекам ряд дополнительных вопросов, среди которых был следующий: «...почему (мы, православные.- Авт.) говорим:         ?» Акты Собора не содержат ответов на вопросы, в документах лишь упоминается, что вопросы были разрешены митр. Митиленским Дорофеем «канонично и по закону» (κανονικῶς κα νομικῶς) (Mansi. T. 31. Col. 1040-1041).

В совр. правосл. богослужении З. поставляется на дискос в конце проскомидии, снимается с него во время анафоры перед словами        и возлагается на дискос в сложенном виде вместе с копием, со лжицей и с покровцом после причащения. Различие между рус. и греч. практикой состоит в выборе стиха на поставление З. Рус. Служебник сохраняет те же слова, что и «Диатаксис...» Филофея (   ), в то время как последние издания «Иератикона» греч. Церкви (см., напр.: Μικρὸν ῾Ιερατικὸν. ᾿Αθήνα, 2005. Τ. 1. Σ. 78) возвращаются к дофилофеевскому стиху 32-го псалма (Τῷ λόϒῳ τοῦ Κυρίου). При этом в греч. практике архиерейской литургии используется тот же стих, что и в «Диатаксисе...» Филофея, но в неск. иной редакции: ᾿Ελθὼν ὁ ἀστὴρ ἔστη ἐπάνω οὗ ἦν τὸ παιδίον κείμενον μετὰ Μαρίας τῆς μητρὸς αὐτοῦ̇ (᾿Αρχιερατικόν. Σ. 30).

Совр. рус. Требник содержит молитву        вошедшую в практику Русской Церкви после включения в киевский Дополнительный Требник 1863 г. ряда чинов, составленных свт. Петром (Могилой) (Требник Петра (Могилы). Т. 1. С. 82-86) на освящение сосудов.

З. используется также в арм., копт. и восточносир. обрядах. У коптов З. имеет ту же древнюю форму, что и З. из Сионского клада; отсюда ее название - kuddah (купол).

В XVI в. в католич. Церкви вошел в употребление аналог З.- stellula. Она использовалась во время торжественной папской мессы для покровения на патене уже освященной гостии, к-рая после целования мира подносилась иподиаконом сидящему на троне папе для причащения. Поскольку перед этим патена с освященной гостией окутывалась иподиаконом наплечным покрывалом (Schultervelum), предназначение stellula состояло в том, чтобы не допустить соприкосновения покрывала с гостией (Braun. 1932. S. 463-464).

Лит.: Красносельцев Н. Ф. Объяснение Литургии, сост. Феодором, еп. Андидским: Памятник визант. духовной лит-ры XII в. // ПС. 1884. Ч. 1. С. 370-415; Муретов С. Чин проскомидии в греч. Церкви // ЧОЛДП. 1894. Февр. С. 192-216; Pétridès S. Astérisque // DACL. 1907. Vol. 1. Pt. 2. Col. 3002-3003; Brightman F. E. The «Historia Mystagogica» and Other Greek Comment. on Byzantine Liturgy // JThSt. 1908. Vol. 9. P. 248-267, 387-397; Braun J. Das christliche Altargerat in seinem Sein und in seiner Entwicklung. Münch., 1932. P. 461-464; Mango M., Bouras L. Paten and Asteriskos // ODB. 1991. Vol. 3. P. 1594-1595; Boyd S. A. A «Metropolitan» Treasure from a Church in the Provinces: An Introd. to the Study of the Sion Treasure // Ecclesiastical Silver Plate in VIth Cent. Byzantium: Papers of the Symp. (May 16-18, 1986, Walters Art Gallery) / Ed. S. A. Boyd, M. M. Mango. Wash., 1992. P. 5-37.
М. М. Бернацкий

Типология и материалы

З. изготовляли из олова, серебра, в т. ч. позолоченного, золота (поздние произведения). Дуги и медальон З. украшались орнаментом и изображениями в различных техниках (скань, резьба, эмаль). На выбор декоративных мотивов, образов и сюжетов влияла символика Евхаристии и Св. Даров. Древнейшим является тип З. с узкими дугами. Форма дуг в произведениях барочного стиля приобретала сложные очертания, прежде всего в местах обрамления лицевых изображений.

Звездица. 2-я пол. XIV в. (мон-рь Ватопед на Афоне)Звездица. 2-я пол. XIV в. (мон-рь Ватопед на Афоне)

Из числа визант. произведений до наст. времени сохранилась серебряная позолоченная З. 2-й пол. XIV в. из мон-ря Ватопед на Афоне (Byzantium. 2004. Il. 5.4) с резными изображениями херувимов и серафимов по дугам в круглых медальонах и фигурой голубя на пересечении дуг. Ранними рус. образцами являются З. XVI в. (ГРМ, НГОМЗ).

Судя по средневек. описям рус. городов, во мн., прежде всего соборных городских и монастырских, храмах в набор напрестольной утвари входили З. из серебра: напр., в Успенском соборе Коломны, в соборе коломенского Брусенского в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-ря, в Бобренёве в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, в коломенском Голутвином в честь Богоявления муж. мон-ре (ныне Старо-Голутвин мон-рь), в Димитриевском соборе в Гдове, в соборе Свияжского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря (Города России. 2002. С. 7, 21, 62, 67, 170, 357), в Успенском соборе Кириллова Белозерского мон-ря (Опись строений. 1998. С. 70). В большинстве храмов З. были из недорогих, доступных материалов: оловянные - в Воскресенской ц. на Государевом дворе в Коломне, в соборе Успенского мон-ря Свияжска; медная - в ц. свт. Афанасия Александрийского в Гдове (Города России. 2002. С. 16, 357, 176); железная - в ц. св. Иоанна Лествичника Кириллова Белозерского мон-ря (Опись строений. 1998. С. 114).

Звездица. 1-я треть XVII в. (ГММК)Звездица. 1-я треть XVII в. (ГММК)

В месте соединения дуг З. могли поместить драгоценный камень (напр., гранат в З. XVII в. из суздальского собора в честь Рождества Пресв. Богородицы) или лицевую дробницу-медальон. В центральном медальоне могли разместить 4-конечный греч. крест, как, напр., на З. 1-й трети XVII в. из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК), 2-й пол. XVII в. (ЯМЗ), из Софийского собора Вел. Новгорода (З. «серебряная с изображением креста четвероконечнаго, поверху позолочена...» - Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584); 8-конечный Голгофский крест на З. 2-й пол. XVII в. из неизвестной церкви или из ц. Рождества Христова (1726, обе в ЯМЗ), из Софийского собора в Вел. Новгороде (по описи 1736 г., «наверху в кругу золотом резной в финифте крест осмиконечной, а на ножках четыре креста четырехконечные резные без финифти» - Описи новгородского Софийского собора. 1988. Вып. 1. Л. 12 об. С. 3; Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584). 8-конечный Голгофский крест с орудиями Страстей изображен на З. из Покровского собора на Рву (1-я пол. XVII в., ГИМ), из ярославской ц. св. Петра, митр. Московского (2-я пол. XVII в., ЯМЗ), из Соловецкого мон-ря (1705, ГММК). Изображение Господа Саваофа представлено на З., серебряной, позолоченной, с живописными эмалями, из Благовещенского собора Московского Кремля (вклад прот. Феодора Дубянского) (1761, ГММК); на неск. З. из Софийского собора Вел. Новгорода (одна «серебряная вызолоченная, наверху коей Господь Саваоф литой обложен финифтью, на краях наложены финифтяныя фигуры, из них в каждой по жемчужине, на ножках вырезаны Святые... Три звезды серебряные, вверху коих изображен Господь Саваоф, по бокам Святые, резьба золоченая... Две звезды поверху позолоченные с резьбою, на одной наверху изображен Господь Саваоф, а на ножках Святые...» - Там же); на З. из ц. Воскресения словущего на Таганке (1749, мастер Яков Сергеев (?), ГММК); из Чудова мон-ря в Московском Кремле (1741-1749, ГММК). Господь Саваоф, смотрящий вниз с облаков и благословляющий обеими руками, в розовом гиматии и зеленом хитоне - на эмалевом медальоне в гладкой оправе на золотой З. из Софийского собора Вел. Новгорода (1-я пол. XVIII в., ГММК; «звезда резная серебряная золочена, на ней в пяти местах навожено финифтом» - Описи новгородского Софийского собора XVIII-XIX вв. 1988. Вып. 1. С. 38 об. (опись 1736 г.); 1993. Вып. 2. С. 61 (опись 1749 г.), 128 (опись 1751 г.)). На некоторых З. представлены сюжеты НЗ: «Поклонение пастухов» (с надписью: «Поклонение пастырей») - на медальоне (нач. XVIII в., Вологда) серебряной З. московской работы (кон. XVII в., ГИМ); «Тайная вечеря» - на эмалевом медальоне золотой З., по стилю соответствующей потиру, вложенному в 1695 г. митр. Иоанном в Успенский собор Ростова Великого (ГММК), внизу на перекрестье - медальон с эмалевыми изображениями Господа Саваофа и Св. Духа.

Цветочный орнамент на дугах напоминал о райской поросли. Золотые З. работы царских мастеров находились в царских храмах, напр. З. в Благовещенском соборе Московского Кремля (1-я треть XVII в., ГММК) со сканым орнаментом и с драгоценными камнями в кастах («репейках»). Богатое оформление З. (1679, ГЭ), дуги к-рой украшены драгоценными камнями в кастах, эмалевыми цветами и сканым цветочным орнаментом с эмалью, соответствовало статусу неизвестного теперь храма.

Звездица. 1598 г. (ГММК)Звездица. 1598 г. (ГММК)

На широких дугах З. позднего времени помещали лицевые изображения К-польских или Московских святителей. Так, гравированные полуфигуры К-польских святителей представлены на З. из Чудова мон-ря в Московском Кремле (1741-1749, ГММК), в полный рост святители изображены на золотой З. из Софийского собора в Вел. Новгороде (1-я пол. XVIII в., ГММК). Изображения Московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа представлены в круглых медальонах в центре украшенных черневым цветочным орнаментом дуг серебряной золоченой З. из Крестовоздвиженской ц. в Москве (1697, ГММК). Форма дуг З., а также облачения святителей соответствовали стилю эпохи: напр., на серебряной золоченой З. московской работы (1796, ГЭ) участки дуг, обрамляющие образы, имеют трапециевидную форму, св. отцы Церкви представлены в саккосах и митрах. Изображения евангелистов представлены на З. из ц. Воскресения словущего на Таганке (1749, мастер Яков Сергеев (?), ГММК). По воле заказчика на эмалевых медальонах З., вложенной прот. Феодором Дубянским в Благовещенский собор Московского Кремля (1761, ГММК), появились образы Богоматери и св. Иоанна Богослова.

Звездица. 1-я пол. XVIII в. (ГММК)Звездица. 1-я пол. XVIII в. (ГММК)

Лицевые изображения могли заключать в рамки, вверху к-рых были представлены херувимы и серафимы. По материалу и художественному исполнению З., как правило, соответствовала комплекту литургических сосудов храма. С XVI в. известны З. из наборов, созданных по высочайшему заказу и предназначенных для вклада в особо чтимые церкви и мон-ри: золотые, с оформлением в технике черневой гравюры, с драгоценными камнями - вклад царя Феодора Иоанновича (1585; см.: Снегирев. 1842-1845. С. 36), вклад царя Бориса Годунова в Троице-Сергиеву лавру (кон. XVI в., СПГИАХМЗ), вклад инокини Александры (в миру царица Ирина Годунова) в Архангельский собор Московского Кремля (1598, ГММК), З. из позолоченного серебра в составе вклада 1638 г. царя Михаила Феодоровича в Покровский собор на Рву (ГИМ). В позднем средневековье сложилась традиция создавать наборы служебных сосудов, принадлежавших священнослужителям - почитаемым святым. По акварели Ф. Г. Солнцева можно судить о золотых с эмалями З., к-рые хранились в Успенском соборе Московского Кремля и принадлежали, по преданию, прп. Антонию Римлянину (Там же. С. 35; Он же. Древности Российского гос-ва. М., 1849. Отд. 1. № 27) и свт. Петру Московскому (Там же. № 38). На пересечении дуг З. прп. Антония Римлянина помещен крупный драгоценный камень, на поверхность дуг нанесена литургическая надпись (задостойник Великой субботы на греч. языке). З. митр. Петра имеет в центре мишень сложной формы с эмалевым орнаментом и драгоценным камнем, ее дуги сложных очертаний более характерны для вост. ювелирного искусства XVII в. Традиция богатого украшения литургических наборов, в т. ч. З., была унаследована рус. императорами: золотую З. в наборе, вложенном имп. Екатериной II в Успенский собор Московского Кремля, украшал топаз с бриллиантовым крестом (Снегирев. 1842-1845. С. 37). В набор литургической утвари, вложенный в Архангельский собор Московского Кремля в связи с коронацией имп. Павла I свт. Платоном, митр. Московским, входила З. работы мастера Семена Кузова (1800, ГММК).

Звездица. 1761 г. (ГММК)Звездица. 1761 г. (ГММК)

К XIX в. в Софийском соборе Вел. Новгорода насчитывалось 8 звездиц, в т. ч. золотая З. с эмалями и резьбой. Большинство из них были серебряными позолоченными, некоторые - с эмалями (Описи новгородского Софийского собора XVIII - XIX вв. 1988. Вып. 1. С. 13; 1993. Вып. 2. С. 61, 128; Описи имущества Софийского собора. 2003. С. 584). В Соловецком мон-ре З. («серебряна не золочена») впервые упоминается в описи 1570 г. как часть комплекта, созданного в Новгороде в 1555-1556 гг. по заказу игум. Филиппа (Колычева) (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. 2003. С. 74, 108, 144). Из этого комплекта сохранился только потир (ГММК). В монастырской описи 1597 г. числятся еще 2 «звезды золочены… серебряные…» (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. 2003. С. 145), созданные, вероятно, также по заказу игум. Филиппа; сохранились потир и «тарели» (1566-1568, ГММК). От позднейшего имущества из ризницы мон-ря уцелела серебряная позолоченная З. XVIII в. (СГИАПМЗ), украшенная гравированными изображениями херувимов и серафимов на дугах, с надписями: «ЦРЬ СЛВЫ НИ КА» - на клеймах и образом Спасителя на фигурном клейме в средокрестии. Золотые наборы литургической утвари известны как вклады аристократических семей. Так, золотую З. в наборе утвари вложили в 1681 г. в Псково-Печерский мон-рь воевода Иван (Борис) Бутурлин с супругой на память Вихаревых, родителей супруги (Толстой. 1861. С. 120).

«Се Агнец». Сударь. 1511 г. (ГММК)«Се Агнец». Сударь. 1511 г. (ГММК)

В XIX в. драгоценные З. хранили в ризнице как наследие: напр., в ризнице псковского Троицкого собора находилась З., серебряная, позолоченная, с оформлением «мелкою сканью, превосходной древней работы» (Там же. С. 38). Архим. Макарий (Миролюбов) упоминает среди церковной утвари Юрьева мон-ря древнюю узкую З., к-рая имела надпись: «ста вверху вертепа» (Макарий, архим. 1860. Ч. 2. С. 199-200).

З. могла служить поминальным вкладом и украшаться личными драгоценностями. В Чудов монастырь в 1674 г. по боярину И. Морозову были вложены золотые потир и з. в форме короны, верх к-рой был украшен крупным изумрудом с вырезанным на нем крестом и надписью: «IС ХС НI КА» (Снегирев. 1842-1845. С. 143). В этот мон-рь в 1711 г. царевна Мария Алексеевна вложила золотую З. (70-е гг. XVII в., ГММК) простой формы в виде 2 гладких дуг, соединенных в центре изумрудом с вырезанными на нем гербом и поздней надписью: «п. ц. ф. а.» (не через «фиту», что означает: «Печать царя Феодора Алексеевича»).

Изображение З. как элемента композиции «Причащение апостолов» в апсиде известно с 40-х гг. XI в. (напр., мозаика Софии Киевской), в композиции «Поклонение Жертве» («Се Агнец») встречается с XIV в. в росписях апсид балканских и рус. церквей; позднее - в шитье и на служебной утвари, напр. в оформлении литургических покровцов (сударей) и дискосов: над потиром, в котором лежит Богомладенец, вышита (или нашита веревочкой) З., ее дуги выполнены мелким жемчугом, со звездой (иногда в виде цветка) на средокрестии (покровец сер. XV в., ГММК); на покровце 1495 г.- вкладе Е. И. Ховриной в Троице-Сергиеву лавру (СПИАХМЗ); на покровце 1511 г. (ГММК), на шитых произведениях 90-х гг. XVI - сер. XVII в. царицыной светлицы (ГММК); на покровце строгановской работы XVII в. в разных музейных коллекциях. Воспроизведение З. сохранилось на золотом дискосе из Архангельского собора Московского Кремля (1598, ГММК), на серебряном позолоченном дискосе, вложенном в 1638 г. царем Михаилом Феодоровичем в Покровский собор на Рву (ГИМ).

Лит.: Снегирев И. М. Памятники московской древности. М., 1842-1845. С. 144; Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860; Толстой М. В. Святыни и древности Пскова. М., 1861; Рус. прикладное искусство XIII - нач. XX в. из собр. Владимиро-Суздальского ист.-архит. и худож. музея-заповедника: Альбом и кат. / Авт.-сост.: Н. Трофимова. М., 1982. № 68-71, 148. С. 177-179, 227; Рус. золото XIV - нач. XX в. из фондов ГММК / Авт.-сост.: С. Я. Коварская, И. Д. Костина, Е. В. Шакурова. М., 1987. Кат. 42. С. 66, 197; Описи новгородского Софийского собора XVIII-XIX вв. Новгород, 1988. Вып. 1; 1993. Вып. 2-3; 1000-летие рус. худож. культуры: [Кат. выст.]. М., 1988. Кат. 315, 324, 342. С. 393, 395, 397; Boyd S. A «Metropolitan» Treasure from a Church in the Provinces: An introd. to the study of the Sion Treasure // Ecclesiastical Silver Plate in 6th-cent. Byzantium: Papers of the symp. held May 16-18, 1986. Wash., 1992; eadem. Art in the Services of the Liturgy // Heaven on Earth: Art and the Church in Byzantium. Univ. Park (Pa.), 1998. P. 163-164. Fig. 6.12; Игошев В. В. Ярославское худож. серебро XVI-XVIII вв.: Кат. М., 1997. Кат. 175-178. Ил. 44; Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г.: Коммент. изд. СПб., 1998; Россия, православие, культура: Кат. М., 2000. Кат. 587. С. 249; Христ. реликвии в Московском Кремле: Кат. выст. / Сост. А. М. Лидов, И. А. Стерлигова. М., 2000. Кат. 72; Города России XVI в.: Мат-лы писцовых описаний. М., 2002; Мартынова М. В. Московская эмаль XV-XVII вв.: Кат. М., 2002. Кат. 304. С. 244; она же. Худож. металл в интерьере Архангельского собора // Архангельский собор Моск. Кремля. М., 2002. С. 399-430. Ил. 4; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. Кат. 84, 109, 123. С. 276-277, 305, 320; Костина И. Д. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003. Кат. 106, 299, 341, 380. С. 136, 360-361, 403-404, 448-449; Описи имущества Софийского собора 1833 г. / Публ.: Э. А. Гордиенко, Г. К. Маркина // НИС. СПб., 2003. Вып. 9(19). С. 507-644; Описи Соловецкого мон-ря XVI в.: Коммент. изд. / Сост.: З. В. Дмитриева, Е. В. Крушельницкая, М. И. Мильчик. СПб., 2003; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. выст. М., 2003. Кат. 66, 75. С. 213, 214, 226; Маясова Н. А. Древнерус. лицевое шитье: Кат. М., 2004. Кат. 8, 13, 46, 53, 56, 59, 62, 67, 81, 86. С. 94-95, 106-107; Успенская Л. С. Святыни Покровского собора (храма Василия Блаженного). М., 2004. С. 24; Byzantium: Faith and Power (1261-1557): Cat. of exhib. / Ed. by H. Evans. N. Y., 2004. Р. 121; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. М., 2006. С. 116. Кат. 167; Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XVI-XVII вв.: Кат. / Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. С. 363, 382. Кат. 103.
М. А. Маханько
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА один из сосудов священных, постоянно находящийся на св. престоле и предназначенный для хранения запасных Даров Святых
  • ДИСКОС в христ. богослужении один из священных сосудов, используемых при совершении таинства Евхаристии
  • КАЦЕЯ разновидность переносных кадил, по форме напоминающих ковшик или чашу с рукоятью
  • АЛАВАСТР в богослужении визант. обряда сосуд для хранения св. мира
  • АНАЛОЙ подставка для возложения богослужебных книг или икон
  • ВАТОПЕД во имя Благовещения Пресв. Богородицы общежительный муж. мон-рь на Афоне