КРАТИМА
Том XXXVIII, С. 484
опубликовано: 22 ноября 2019г.

КРАТИМА

[греч. κράτημα], визант. муз. термин.

I. Ритмико-динамический знак византийской нотации, в ее средневизантийской разновидности обозначающий звук с продленным звучанием и определенным акцентом. Первоначально К. представляла собой лигатуру из 2 знаков - дипли (διπλή) и петасти (πετασθή); с ее названием, вероятно, связаны буквенные обозначения κρ (каппа-ро) и κ (каппа) в рукописях с т. н. шартрской разновидностью ранневизант. нотации (Floros. 1970. P. 186), лигатура дипли-петасти использовалась и в ее т. н. куаленской разновидности. К., вероятно, следует идентифицировать с составной невмой, называемой большая кратима (μέγα κράτημα); оба термина встречаются в самом раннем трактате по визант. пению - «Агиополите» (см. изд.: The Hagiopolites. 1983. P. 20, 25, 29). К. использовалась в числе знаков средневизант. нотации в соответствующих каталогах невм и учебных песнопениях, приписываемых Иоанну Глике и прп. Иоанну Кукузелю. Др. лигатуры с К. в средневизант. нотации упоминаются в трактатах Пападики и каталогах невм (κρατημοκούφισμα, κρατημοκατάβασμα или κρατημοϋπόῤῥοον, κρατημοϋποῤῥοοανάσταμα или κρατημοϋποῤῥοοανάβασμα, κρατημοκαταβατοανάβασμα, κρατημοκαταβοανάσταμα).

II. Раздел песнопения, состоящий из вокализов (распеваемых слогов), таких как «τε-ρε-ρεμ», «τορ-ρο-ρο», «νε, να, νε», в поздневизантийском калофоническом пении. Другие названия таких элементов распева - «τερε(ν)τίσματα», «νενανίσματα». Эти К. появляются в отдельных рукописях XIII в. в качестве мелодических тропов, присоединенных к каденциям стихир. Позднее они развились в более самостоятельную певч. форму; комплекты таких К. иногда помещали в отдельный сборник, называемый Кратиматарий (Troelsgård. 2004).

Муз. стиль К. часто предполагает наличие образцов медленных восходящих или нисходящих движений, подобных секвенциям, а также восходящих и нисходящих скачков на кварту или квинту, напоминающих звучание фанфар. Поздневизант. мелурги находили в К. возможность создания муз. форм, по-видимому независимых от традиц. муз. жанров; в то же время мелодический материал К. в определенной степени имеет общие черты со стилем традиц. мелизматических жанров кафедрального богослужения, записывавшихся в книгах Псалтикон и Асматикон. Поздневизант. мелурги часто оставляли уже имеющиеся в песнопениях К. без изменений, но добавляли новые К. в иной «срез» калофонической ткани, вслед. чего песнопения продолжали «расти». Переписчики часто выписывали К., принадлежащие определенным мелургам, отдельно от оригинальных песнопений и давали им особые названия: ὀργανικόν (инструментальная), θετταλικόν (фессалийская), περσικόν (персидская), βιόλα (виола), ῥοδάνη (колесо прялки) и т. п., поскольку в этом случае произведения уже нельзя было идентифицировать по традиц. инципитам песнопений.

Лит.: Floros C. Universale Neumenkunde. Kassel, 1970. Bd. 1; The Hagiopolites: A Byzantine Treatise on Musical Theory / Prelim. ed. by J. Raasted. Copenhagen, 1983. (CIMAGL; 45); Troelsgård C. Thirteenth-Century Byzantine Melismatic Chant and the Development of the Kalophonic Style // Palaeobyzantine Notations. Leiden, 2004. Vol. 3 / Ed. by G. Wolfram. P. 67-90. (Eastern Christian Stud.; 4); ᾿Αναστασίου Γ. Γ. Τὰ κρατήματα στὴν ψαλτικὴ τέχνη. ᾿Αθήνα, 2005.
К. Трёльсгор
Рубрики
Ключевые слова
См.также