КРИПТА
Том XXXVIII, С. 735-738
опубликовано: 25 декабря 2019г.

КРИПТА

[Лат. crypta; греч. κρύπρη, krypt - скрытый, укромный], сводчатое помещение, устроенное ниже основного уровня храма, часто целиком подземное. Один из самых характерных для архитектуры европ. церквей романского периода элементов, может заключать в себе почитаемую гробницу или быть вместилищем иных, в т. ч. вторичных, реликвий; как правило, К. также служила местом для захоронений.

При создании программных базилик: ап. Петра в Ватикане (ок. 320-330), ап. Иакова в Сантьяго-де-Компостела (IX в.), свт. Николая Чудотворца в Бари (1087-1105) расположение и форма их К. определены местом почитаемых останков. Базилика ап. Петра времени равноап. имп. Константина поставлена так, что ее апсида охватила предполагаемую могилу ап. Петра, которую верующие могли видеть сквозь решетчатое окно-фенестреллу. Алтарь базилики Сант-Амброджо в Милане (IV, XI-XII вв.) стоит точно над мощами мучеников Гервасия и Протасия, рядом с к-рыми был погребен свт. Амвросий, еп. Медиоланский. Мавзолей мч. Анастасия в Салоне (IV в.) был 2-этажным, тело мученика погребено под апсидой, захоронения ктиторов - в остальной части К. Местоположение первоначальной К. сохраняли при расширении или перестройке здания.

С ростом почитания мощей и включения их в литургию главная функция (хранить мощи, обеспечивая доступ к ним паломников) ранней К. (до XI в.) распространилась на др. части церкви, а К. стали использовать как придельные храмы, часовни и кладбища. При этом их размеры постоянно увеличивались, иногда К. занимали все пространство под вост. частью церкви (К. собора в Кентербери) и даже выходили за его пределы.

Известно неск. типов К.: простой, или конфессио (confessio - палатка-реликварий), кольцевой, внешний, приподнятый и др.

Простые раннехрист. К. IV-VI вв. хорошо изучены в Сев. Африке, в т. ч. в алжирской Джемиле. Базилика в Эш-Шелиффе (Шлефе) (Алжир, основана в 324) имела маленькую К. под апсидой; в церкви 434-439 гг. в пригороде Алжира Айн-Бениан подобная К. соединена с могилой мученика окном-фенестреллой. В кон. VI в. описания К. в Галлии встречаются у еп. Турского Григория. Сохранилась К. ц. Сент-Этьен в Деоле (деп. Эндр, Франция), состоящая из 2 помещений, так же как ранние К. англ. церквей, построенные Вильфридом, еп. Йоркским, в Рипоне (графство Норт-Йоркшир) и Хексеме (графство Нортамберленд) в кон. VII - нач. VIII в. В землях франков К. появились ок. сер. VIII в. в ходе романизации, а в Зап. Европе в целом распространились в эпоху имп. Карла Великого (известные примеры - К. соборов в Дижоне и Турне, Бургундия).

Простейшие К. обычно располагались под алтарной частью, ниже ее уровня (ц. Сен-Жермен-л'Осеруа, Париж, IX в.), были тесными, в них вели крутые ступени. Иногда К. были доступны только священникам, в ряде случаев для них строили отдельную лестницу. В базилике ап. Петра в Ватикане при папе Григории I (590-604) К. разделили на 2 уровня, приподняв зону алтаря над конфессио с гробницей ап. Петра. В К. устроили частично заглубленный сводчатый подковообразный ход вдоль внутренней стены апсиды, от к-рого по оси собора к центру алтарного полукружия вел дополнительный проход. Паломники, увидев гробницу ап. Петра, возвращались тем же проходом в кольцевой обход (аннуляр). Т. о. было обеспечено круговое движение паломников, исключавшее встречу разнонаправленных потоков. К. в базилике ап. Петра считают прообразом всех сводчатых, круглых в плане К., к-рые были широко распространены в VIII-IX вв., это К. в церквах: Сан-Кризогоно в Риме (731-741), Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (IX в.), в Зелигенштадте (831-840), в Вердене (район Эссена) (после 809). В огромной каролингской церкви мон-ря Санкт-Галлен (ок. 820) центральные ступени между хором и алтарем вели вниз в конфессио, к саркофагу св. Галла, где монахи уединялись для молитвы, в то время как паломники обходили К. по коридору и могли посмотреть на святыню через небольшое отверстие.

Впосл. в Зап. Европе были выработаны и другие способы сочетания пространства главного алтаря с К., позволявшие сохранить открытым доступ к святыням и одновременно видеть престол. Во Франции романский амбулаторий (круговой обход вокруг алтаря, позже с радиальными часовнями, «венцом капелл») был сперва опробован на К., которые представляли собой сводчатый зал с апсидой, ограниченной проходами по краям; от амбулатория расходились капеллы (иногда в 2 уровня).

В эпоху Каролингов К. c кольцевым обходом дополнил новый тип - внешняя К. Его основу составляет обычное конфессио, но помещенное вне стен храма и соединенное с ним коридором или проемом в стене. Простейший сохранившийся до наших дней образец внешней К. представлен в ц. Всех святых в Бриксуэрте (VIII в.): стандартный кольцевой обход охватывает апсиду с внешней стороны, а спуск в него расположен с обеих сторон апсиды. Так же, по обеим сторонам от апсиды, устроены спуски внешней К. (832) базилики Сен-Дени.

Поскольку число капелл в К. стремились максимально увеличить, то от них стали отводить сводчатые коридоры за пределы вост. апсиды. Эти коридоры заканчивались сводчатыми же внешними криптами (иногда с куполом), разнообразными в плане (круглыми, многоугольными, крестовидными, прямоугольными). Вост. внешнюю К. стали называть «Богородичной капеллой» (особенно в Англии): ее обычно посвящали Деве Марии.

Под влиянием изменений в литургической практике внешние К. быстро укрупнялись, обрастали множеством небольших ораториев и проходов, охватывали более древние конфессио, в которых хранились особо почитаемые святыни. В 836 г. восточная часть храма ц. Сен-Филибер-де-Гран-Льё (деп. Атлантическая Луара, 10-е гг. IX в.) перестроили, окружив подземным коридором с рядом открывавшихся в него апсид и положив в К. мощи св. Филиберта. Внешние К. увеличивали не только в ширину: постепенно некоторые К. приобрели 2-й (тоже заглубленный) сводчатый зал. Верхний зал (К.-superiores) четко отделялся от нижнего (К.-inferiores). Этот новый тип К. нашел отражение в уставе бенедиктинского аббатства Горце (Горз, Лотарингия), монахи к-рого в сер. Х в. ввели более сложный порядок богослужения. Согласно уставу, во внешней 2-уровневой К. исполняли литургические драмы «Распятие», «Положение во Гроб», «Воскресение». Древнейший пример устройства К. нового типа - церковь бывш. аббатства свт. Максимина, еп. Трирского, в Трире (освящена в 952), известная благодаря археологическим раскопкам и по гравюре XVII в. Ее верхняя сводчатая К. разделена аркадой на 3 нефа, нижняя - на 5 нефов. Список малых (придельных) алтарей ц. свт. Максимина показывает, что к сер. Х в. алтарь, посвященный Спасителю, тоже переместили из зап. части храма во внешнюю К.

Внешние К. активно строили до 2-й пол. XI в. В то время на их облик оказал заметное влияние романский стиль. Сложная, самостоятельная архитектурная композиция внешних К. с 2 уровнями усиливает устойчивую черту всех К.- конструктивную независимость от храма.

С кон. XI в. К. стали утрачивать функцию хранения мощей, поскольку еще в Х в. Церковь признала возможность помещать мощи непосредственно в основном объеме храма, чему способствовала волна паломнического движения эпохи Крестовых походов. Однако К. осталась важным элементом церкви, т. к. в ней устраивали придел, что позволяло ежедневно совершать дополнительные богослужения. К. становились крупнее, их пространство - единым, зальным. Одна из самых больших подобных К. размещена под вост. рукавом и трансептом Шпайерского собора (ок. 1030-1061). Она украшена множеством колонн с капителями. Ей близка К. собора в Кентербери (1090-1130). Для литургических целей К. использовали вплоть до XII в.

В XI-XII вв. в Юж. Европе (Италия, Германия) получил распространение тип приподнятых внутренних К. Их размещали в алтарной части и слегка заглубляли, а главный алтарь, к к-рому вели ступени, поднимали над наосом (ц. арх. Михаила в Хильдесхайме, XI в., Германия). Приподнятые К. часто сливаются с наосом (ц. Сан-Миниато-аль-Монте во Флоренции, К.- 1038-1057; собор Модены, 1099-1106; ц. Сан-Дзено в Вероне, ок. 1122; собор Пармы, сер. XII в.). К кон. XII в. К. строили реже, в готических храмах функция хранилища мощей перешла к хору (к-рый в церквах этого времени расширяют или строят заново). К. все чаще стали использовать для погребений.

В Новое время К. утратила литургическую функцию, однако известны исключения. Маленькая круглая К. Темпьетто Д. Браманте в клуатре рим. мон-ря Сан-Пьетро-ин-Монторио (1502) построена на месте мученичества ап. Петра, чьи реликвии видны через окно-фенестреллу в полу,- вероятно, как напоминание об эпохе раннего христианства. Связь К. с храмами раннехрист. и особенно романского периодов определила возврат к этой архитектурной форме в кон. XVI в., в период Контрреформации. Погребальные функции К. позволили ей сохраниться в Новое время (собор св. Павла в Лондоне архит. К. Рена имеет К. под пространством всего храма) вплоть до ХХ в.

В архитектуре Византии К. не столь многочисленны, а главное, они не получили того же значения, что в зап. традиции, и могут называться К. лишь условно. Так, в известнейшем центре паломничества, базилике вмч. Димитрия в Фессалонике (V-VI вв.), главным объектом почитания был свободно стоявший в наосе киворий, а не К., помещавшаяся вблизи терм, где пострадал вмч. Димитрий. В средневизант. период погребальные К. встречаются чаще, что отражает влияние романской архитектуры. Широко известны К. кафоликона мон-ря Осиос Лукас (20-е гг. XI в.), костница Бачковского мон-ря Болгарии (кон. XI - нач. XII в.), К. Хиландарского мон-ря на Афоне (XII в.) и др. В архитектурном отношении это, как правило, простые сводчатые субструкции, служившие выравнивающей платформой, к-рая необходима при строительстве в гористой местности. Часто они имели только конструктивное назначение (ц. в Асеновой крепости, Болгария) и лишь с течением времени становились погребальными помещениями, нередко украшенными росписью или др. декором. Так, в К. мон-ря прп. Иоанна Студита в К-поле (VI в.) были погребены монахи времени Латинского королевства, в нижнем этаже церкви мон-ря Мирелейон (К-поль, Х в., совр. мечеть Бодрум-джами) погребения устраивали только в XIV в. В юж. слав. землях встречаются переходные сооружения от погребального подклета к К.- такой тип образуют 2-этажные церкви-костницы.

В архитектуре Др. Руси К. встречаются как исключения и, видимо, всегда связаны либо с византийским, либо с западноевроп. влиянием. Примерами служат расположенный на территории Черниговского детинца храм с полуподземной погребальной палатой и храм с К. в Бельчицком мон-ре в Полоцке (оба XII в.). По крайней мере с XVI в. в Московском гос-ве появляется собственная версия решения погребального пространства, к-рая отвечала потребности верующих быть похороненными в храме и позволяла избежать заполнения наоса надгробными памятниками. Умножившиеся подклеты соборов (особенно монастырских), в той или иной мере заглубленные в землю, в XVI-XVII вв. часто служили кладбищами; они образуют прямую параллель с европейскими К., однако в правосл. традиции этот термин к ним не применяют (некрополь боярского рода Романовых в соборе Новоспасского мон-ря; подклет собора в Новодевичьем мон-ре в Москве, подклет собора Покровского мон-ря в Суздале и др.).

Важность К. как мистически выраженной части христ. храма вызвала особое отношение к формированию ее пространства. В ней помещался художественно оформленный реликварий или каменный гроб с мощами (рака), а в погребальных К.- целые серии саркофагов, иногда резных, расписных, снабженных надписями. Даже в очень простых и почти лишенных декора церквах К. стремились украсить, в т. ч. используя сполии. И в западно-, и в восточнохрист. традициях К. расписывали и украшали мозаиками; капители столбов, как правило, были резными. В К., как нигде, заметны достаточно прямолинейные попытки отразить в архитектуре богословскую символику, напр., в еп-стве Утрехт в Н. Лотарингии возник оригинальный тип символической планировки К., при к-ром количество стволов опор увеличили с запада на восток (4, 8 и 16). К. предоставляла также исключительные возможности для творчества, выходившие далеко за пределы традиц. областей искусства: из затопленной К. ц. Сан-Пьетро-Маджоре в Равенне с остатками мозаичного пола Х в. францисканцы устроили подобие аквариума, где плавают золотые рыбки. По тем же причинам в XVIII-XIX вв., в эпоху «готического оживления» и романтического искусства, К. стала одним из символов средневековья; ее экзотические архитектурные формы часто описывали в лит-ре, воспроизводили в живописи и театральных декорациях, наполняя новым мистическим содержанием. В качестве погребальных склепов К. с тех пор охотно строят на кладбищах, под соборами и храмами (включая династические королевские и небольшие частные, «семейные крипты»).

В эпоху Ренессанса и в Новое время К. постепенно стали использоваться в качестве музейных пространств. В них устраивают открытые для посещения ризницы, где выставляют церковные реликвии и драгоценности, а также формируют археологические экспозиции. Музейные К. в последние годы стремятся устраивать и в православных храмах, особенно там, где восстанавливают разрушенные в годы воинствующего атеизма церкви, после предварительных раскопок (см. ст. московский Зачатия прав. Анной Пресв. Богородицы жен. мон-рь в Москве) и восстановления некрополей (подклет собора Новоспасского мон-ря).

Лит.: Esplorazioni sotto la confessione di S. Pietro in Vaticano: Eseguite negli anni 1940-1949 / A cura di A. Ghetti et al. Vat., 1951. P. 173-193; Jacobsen W. Saints' Tombs in Frankish Church Architecture // Speculum. Camb. (Mass.), 1997. Vol. 72. N 4. P. 1107-1143.
А. Л. Беляев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АПСИДА архитектурная форма
  • АРКА архитектурная форма
  • АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ архитектурная форма, представляющая собой торжественное обрамление проема или входа (прохода или проезда)
  • АРКОСОЛИЙ погребальное сооружение