МАНДЕИ
Том XLIII, С. 316-319
опубликовано: 9 февраля 2021г.

МАНДЕИ

Содержание

[мандейское  ], этноконфессиональная группа. Верования М. включают элементы, близкие к гностицизму, иудаизму, христианству и исламу. Наименование «мандеи» (англ. Mandaeans; нем. Mandäer) получило распространение в европейском востоковедении с XIX в. Этот термин восходит к слову   которое употребляется самими М. в тех случаях, когда «миряне» ( ) противопоставляются «священникам» (  ). Предположительно термин mandaiia происходит от общеарам.   ( ) - «знание», «понимание». Поэтому   обычно переводят как «знающие» или «гностики». Примечательно, что в классическом мандейском языке термин   не имеет значения «знание»: он употребляется либо как имя мифологического персонажа Manda  Hiia, либо в выражении bit manda («дом Манда»), обозначающем ритуальное сооружение. Это дало основание авторитетной исследовательнице мандеизма Э. С. Драуэр оспоривать традиц. этимологию термина «мандеи» (Drower. 1937. P. 11-12).

C древности М. называли себя   («соблюдающие, хранители»). В науке распространено мнение, согласно к-рому это наименование «восходит к обозначению одной из групп первохристиан по имени Иисуса из Назарета» (Немировская. 2009). Альтернативное самоназвание -    («избранные (по) праведности»). В Иране, Ираке и др. араб. странах М. называют   (ед. ч.  ). Этот термин происходит от классического арабского   («сабии»), вероятно, восходящего к арам. корню   - «увлажнять», «окунать». Возможно, араб. терминология отсылает к основному внешнему признаку М., ритуальная практика к-рых связана с регулярными омовениями в речной воде. В зап. лит-ре XVIII-XIX вв. М. иногда называли «христианами Иоанна Крестителя» (итал. Christiani di San Giovanni). Это название абсолютно неверно прежде всего потому, что Иоанн Креститель не является конститутивной фигурой для мандеизма.

История и происхождение М.

Проблема происхождения общины М. и мандеизма широко обсуждалась в науке в 20-30-х гг. XX в. и получила название «мандейский вопрос» (Mandäerfrage). Ряд авторитетных ученых (Р. А. Райтценштайн, М. Лидзбарский, Р. Бультман, Р. Мацух, К. Рудольф) придерживались мнения, что М. происходят из Палестины и, возможно, являются потомками представителей одной из палестинских иудейско-гностических сект, зародившейся на рубеже эр. М., вероятно в I в., мигрировали из Палестины в Сев. Месопотамию, а оттуда - в Юж. Месопотамию. Как полагал Мацух, М. обосновались в районе Персидского залива уже в кон. I в. или во II в. По его мнению, это подтверждается тем, что элимаидское и харакенское письмо (II-III вв.) происходят от мандейского. В последнее время зап. происхождение М. и их появление в Юж. Месопотамии в I-II вв. подвергаются сомнению. Прежде всего теория палестинского происхождения М. основывается на мифе, изложенном в мандейском источнике под названием «Внутренний Харран» (Haran Gawaita). Кроме того, палеографический анализ не подтверждает, что элимаидское и харакенское письмо происходят от мандейского. Отсутствуют к.-л. упоминания о пребывании М. в Палестине в источниках, напр. у Иосифа Флавия (Lupieri. 2002. P. 125). Иоанн Креститель не считается отцом-основателем мандеизма самими М.: вероятнее всего, Иоанн Креститель как персонаж мандейского мифа проник в лит-ру и в вероучение М. лишь начиная с исламской эпохи. Как отмечает Й. Я. Бакли, с приходом ислама для М. стало жизненно важным продемонстрировать, что у них есть свое свящ. писание и свой пророк. Благодаря этому М. могли быть признаны исламским правом как «народ книги» (  ). По мнению Бакли, именно поэтому в VII в. происходит кодификация главной вероучительной книги «Великая сокровищница» и вводится почитание Иоанна Крестителя как пророка, хорошо известного мусульманам (Buckley. 2002. P. 5).

Предположительно самым ранним сообщением о М. считается среднеперсид. надпись на т. н. Каабе Зороастра (K Z ) в Накши-Рустеме около Персеполя (Иран). Надпись датируется 285 г. и сообщает о преследовании зороастрийским священником Картиром (Кирдиром) различных религ. групп, включая евреев, буддистов, христиан, макдаков и назореев. Под «назореями» (или, возможно, под «макдаками») в этой надписи обычно понимают М. (Lupieri. 2008). О присутствии М. в V-VII вв. в Юж. и Центр. Месопотамии свидетельствуют археологические находки: значительное количество заклинательных глиняных чаш с текстами на мандейском языке происходят из научных раскопок в таких местностях в Ираке, как Ниппур, Кута, Вавилон, район Багдада. Важнейшим внешним источником о М. и их религии является сообщение сир. писателя Феодора бар Кони в его «Книге схолий» (K  ). В ислам. средневек. источниках начиная с Корана встречаются упоминания религ. общины   - «сабии». По-видимому, мусульм. авторы понимали под этим термином некую широкую общность неислам. религ. групп, в к-рую включались и М. Обширную историческую информацию о М. содержат колофоны мандейских рукописей, подробно исследованные с этой т. зр. Бакли. В них приводятся имена и генеалогии писцов, создававших мандейские книги в разные исторические периоды. Известны имена древнейших мандейских писцов - Шламы, дочери Кидры (ок. 200), и Зазая из Гавазты (ок. 270) (Buckley. 2002. P. 4; Eadem. 2010). Большинство фактов об истории М. в их источниках связаны с гонениями и преследованиями со стороны мусульман и местных властей (Eadem. 2002. P. 5-6).

Язык и письмо

Богослужебные и вероучительные книги М. написаны на классическом мандейском ( ), диалекте арамейского, близком по структуре и лексикону арам. языку Вавилонского Талмуда (Nöldeke. 1875; Немировская. 2009). Этот же язык используется в мандейском богослужении. Классическим мандейским, как правило, владеют только священники. До недавнего времени в быту М. общались на новомандейском языке ( ), одной из разновидностей вост. новоарам. языков. Сейчас разговорным новомандейским владеют лишь единицы (Häberl. 2009). Основным языком повседневного общения у М. Ирака является арабский. М., живущие в Иране, приблизительно в равной мере владеют арабским и совр. персидским.

Мандейские тексты записаны на специфическом варианте арам. алфавита, получившем название «мандейское письмо». Принято считать, что мандейское письмо происходит от одной из разновидностей арам. письма, использовавшихся в Парфянской империи; ниболее близкими к мандейскому типами письма является письмо арам. памятников из Элимаиды (II в.), а также письмо на монетах из Харакены (III в.). Мацух в ряде работ стремился показать, что эти виды письма произошли от мандейского, однако среди ученых возобладало мнение, что элимаидское и харакенское письмо являются более ранними формами письма по отношению к мандейскому (Idem. 2006). Мн. исследователи отмечают, что внешняя форма мандейского письма мало изменилась за все время его существования.

Источники

Сочинения М. посвящены различным аспектам вероучения, богослужения и древнейшей истории М. Значительную часть корпуса составляют заговоры, заклинания и астрологические сочинения. Корпус лит-ры М. исследован недостаточно: мн. тексты остаются неопубликованными; старые издания, включая работы авторитетных исследователей - Драуэр и Мацуха,- требуют серьезного пересмотра. Древнейшая рукопись М. (Bodl. MS Marshall. 691) датируется 1529 г. Ряд источников, гл. обр. колофоны рукописей, свидетельствуют о том, что письменная традиция М. восходит к III в. (Buckley. 2010). Древность мандейской письменности также подтверждается археологическими данными, в частности мандейскими амулетами на глиняных чашах, датируемыми V-VII вв.

Богослужение

Основным сборником молитв и гимнов для важнейших ритуалов c ритуальными указаниями для священников является источник, получивший в традиции название Qulasta («Восхваление»). Он был частично опубликован Лидзбарским; полное издание подготовлено Драуэр (Lidzbarski. 1920; Drower. 1959). Серия трактатов, названия к-рых начинаются со слова   («толкование, объяснение»), представляют собой описания отдельных ритуалов. В эту серию входят: чин рукоположения в священника (Drower. 1962), чин бракосочетания (Eadem. Šarh d-Qabin d-Šišlam Rba. 1950); чин «праздника вставных дней» (Burtea. 2005). Особую группу составляют сочинения, представляющие собой символические толкования богослужения; они относятся к области эзотерического знания М. ( ). Эти сочинения раскрывают сокровенный смысл ритуалов, которые воспринимаются в мандеизме как отражения небесных ритуалов (Ibid. P. 3). Кроме того, в них содержатся некоторые практические указания и иллюстрации, проясняющие отдельные моменты богослужения. К этой группе, в частности, относятся: «Тысяча двенадцать вопросов» (Drower. 1960); «Великий первый мир» и «Малый первый мир» (Eadem. 1963); «Диван всевышнего царства» (Buckley. 1993); «Диван тайн праотцов» (Burtea. 2015).

Вероучение

Важнейшим сочинением М. мн. исследователи считают кн. «Великая сокровищница» («Гинза», Ginza Rba), к-рая представляет собой сборник трактатов мифологического и учительного содержания (критическое изд.: Petermann. 1867; нем. перевод: Lidzbarski. 1925). «Гинза» традиционно разделена на 2 части - «правая Гинза» (GR) и «левая Гинза» (GL); эти 2 части обычно расположены в кодексах таким образом, что, прочитав GR, требуется перевернуть книгу, чтобы начать читать GL (Buckley. 2002. P. 10). В «левой Гинзе» помимо обычного мифологического и вероучительного материала содержатся литургические тексты, нек-рые из них являются параллелями к «Qulasta» (Burtea. 2005. P. 3). Сб. «Гинза» формировался в течение долгого времени, но свой окончательный вид приобрел, по-видимому, к cер. VII в. (Buckley. 2002. P. 10). Вторым по значимости вероучительным трактатом является «Книга Иоанна» (D  I  издание и нем. перевод: Lidzbarski. 1905-1915). К этому роду лит-ры иногда относят и астрологические сочинения, напр. «Книгу зодиака» (Sfar Malwašia - Drower. 1949).

Заговорно-заклинательные (магические) тексты

К этой группе относятся прежде всего амулеты на свинцовых и золотых пластинках и глиняных чашах. Они представляют особый интерес, поскольку являются древнейшими памятниками письменности М. Мандейские заклинательные чаши входят в корпус арам. магических чаш, к-рые создавались в Вавилонии помимо мандейского также на иудейско-вавилонском арамейском и классическом сир. языках в IV-VII вв. Некоторые исследователи датируют мандейские металлические амулеты примерно тем же временем, что и чаши (Müller-Kessler. 1999). Мацух полагал, что свинцовые и золотые амулеты могут быть датированы начиная с II в. Помимо глиняных и металлических амулетов имеется большое количество разнообразных амулетов на коже и бумаге, а также сборники и заклинательные композиции, сохранившиеся в виде кодексов.

Теология и космогония

По интерпретации Рудольфа, в основе представлений М. о мире лежит принцип дуализма, роднящий мандеизм с гностическими учениями. Так, мироздание разделяется на Мир Света (  ) и Мир Тьмы (  ). Миром Света правит божественная сущность, выступающая под разными именами: Жизнь ( ), Великая Первая Жизнь (   ), Царь Света (  ) и др. (Rudolph. 1992. S. 21) Божество окружено множеством ангелоподобных существ, называемых   или   Мир Тьмы также имеет своего правителя, Царя Тьмы (  ), к-рый отождествляется с драконом Уром. Ур является сыном Рухи (  «дух»), противоречивого существа, объединяющего в себе как отрицательные, так и положительные качества (Buckley. 2002). К низшему миру также относятся низшие ангелы ( ), 7 планет и 12 знаков зодиака.

Cогласно эманационной модели творения, к-рая присутствует в части источников, Первая Жизнь порождает ряд более низших существ: Вторую Жизнь (Йошамина), Третью Жизнь (Абатура), Четвертую Жизнь (Птахиля) и др. Птахиль - главное лицо, ответственное за творение земного мира ( ). В творении также принимают участие Руха и планеты. Творение иногда описывается как трудный и противоречивый процесс, сопряженный с ошибками его участников. Поскольку творение не входило в планы Царя Света, в наказание за творение Птахиль лишен доли в Мире Света до конца мира. Кульминацией творения становится создание первого человека Адама. В создании тела Адама, как и в создании земли, участвуют и силы Мира Света (Птахиль), и силы Мира Тьмы (7 планет). Душа ( ) Адама происходит целиком из Мира Света. От брака с Евой рождаются Хибиль Зива (= Авель), Шитиль (= Сиф) и Анош (= Енох).

Социально-религиозная структура

Община М. разделяется на 2 основные группы - «миряне» (  ед. ч.  ) и «священники» (  - «ученики», ед. ч. tarmida). Cреди «священников» выделяется группа более высокого ранга, представителей к-рой в западной лит-ре иногда называют «епископами» (  - «хранители сокровища», ед. ч. ganzibra). Также выделяются диаконы (  - «посланники», ед. ч.  ), которые помогают tarmidia при богослужении (Rudolph. 1992. S. 22). Как показала Бакли, до сер. XIX в. у М. женщины могли быть священниками (Buckley. 2010. P. 149-168). У М. существует должность главы общины -    («глава народа»),- остающаяся вакантной с XIX в. (Rudolph. 1992. S. 22).

Ритуальная практика

Принято считать, что, несмотря на обилие мандейских источников, в которых излагаются разнообразные и порой противоречивые теологические и мифологические представления М., их нельзя назвать «народом книги». Дело в том, что на первом плане в мандеизме стоит не текст, а ритуал. Для М. важно не то, что написано в их многочисленных свящ. книгах, а то, как правильно совершать те или иные обряды (Drower. 1953. P. XI). Мн. ученые, прежде всего Рудольф, недооценивали этот аспект мандеизма. Наиболее полно обрядовая сторона религии М. освещена в книге Бакли «Мандеи» (Buckley. 2002).

Центральным ритуалом М. считается омовение в речной воде (yardna), к-рое в научной лит-ре называется крещением (англ. baptism, нем. Taufe). Cами М. ритуальные омовения называют   - «погружение (в воду)», от арам.   - «увлажнять», «окунать». В арам. наречии христиан Палестины глагольный корень   также связан с крещением.

Омовение происходит либо непосредственно в реке, либо в специальном сооружении ( ), в к-рое по каналу отводится вода из реки. Помимо погружения в воду   включает ритуальную трапезу на берегу (Rudolph. 1992. S. 22). Главный смысл   состоит в том, что благодаря контакту тела с речной водой в ходе ритуала осуществляется прикосновение к сфере священного, приближение к небесному Миру Света, в к-рый должна попасть душа после смерти тела (Buckley. 2002. P. 80-81). По этой причине М. стараются совершать омовения регулярно, для чего установлены еженедельные омовения по воскресеньям. Кроме того,   происходит по главным праздникам, при рукоположении священников, во время бракосочетания, при освящении ритуального сооружения  .

Посвящение в   длится не менее 60 дней и включает разнообразные ритуальные элементы, центральным из к-рых является «коронование» (  ). В ходе этой церемонии священник получает «корону» в виде тюрбана, а также царские регалии - посох и кольцо. При этом священник воспринимается как воплощение небесного существа - Великого Шишлама. Э. Сегельберг исследовал различные параллели, имеющие отношение к этому ритуалу в иудейской, христ. и гностической литературе (Burtea. 2005. P. 3; Segelberg. 1976).

Главной персоной во время бракосочетания является жених, который также отождествляется с Великим Шишламом. Тем самым жених в определенном смысле становится священником в момент брачной  .

Ритуал под названием   («восхождение») посвящен душам усопших и имеет глубокий сотериологический смысл. Цель   которую в научной лит-ре иногда называют «погребальной мессой»,- обеспечить переход душ из промежуточных «стоянок»   в Мир Света. По интерпретации Бакли, это достигается символическим соединением духа ( ) и души ( ), к-рые покидают земное тело ( ) и должны войти в новое тело ( ), принадлежащее Миру Света (Buckley. 2002. P. 87). Индивидуальная погребальная месса ( ) совершается на третий день после смерти. Каждый год в последний день пятидневного праздника Панджа проводится погребальная месса «предков»,   . Одна из целей этого ежегодного ритуала - помочь душам, к-рые за минувший год задержались в промежуточных стоянках   попасть в Мир Света (Ibid. P. 97).

Численность М.

Составляет от 60 до 100 тыс. чел. Статистические данные, касающиеся М., неточны и противоречивы, что связано с проблемами идентичности, а также с тем, что М. далеко не всегда объявляют себя М. при проведении переписей и опросов. По данным, приводимым в работе К. Нафс, в мире 60 тыс. М., из них 10 тыс. проживают в Иране, 20 тыс.- в Ираке, и 30 тыс.- в Австралии, Европе и Сев. Америке (Nafs. 2011. S. 50). Поскольку отправление ритуалов возможно только в речной воде, М. расселялись по руслам и притокам рек Тигра, Евфрата и Каруна. В Иране до кон. XIX в. М. жили в небольших городах пров. Хузестан (до 1925 - Арабистан), прежде всего в Шуштере, Ховейзе, Шавали и Дизфуле. После 1880 г. мн. М. переместились в крупные города Ахваз и Мухаммара (ныне Хорремшехр). Во время ирано-иракской войны 1980-1988 гг. большинство М. были вынуждены покинуть г. Хорремшехр. В Ираке традиц. центрами М. были Эль-Амара на Тигре, Эн-Насирия и Сук-эш-Шуюх на Евфрате, а также Эль-Курна на р. Шатт-эль-Араб. В последние десятилетия мн. М. переместились из этих мест в Басру и Багдад (Buckley. 2005). Принято считать, что уровень миграции М. из Ирака в др. страны остается высоким. По данным «International Religious Freedom Report», в 2014 г. в Ираке оставалось не более 2 тыс. М.

Ист.: Petermann H. J., ed. Thesaurus sive Liber Magnus, vulgo «Liber Adami» appellatus. Lpz., 1867. 2 vol.; Lidzbarski М. Das Johannesbuch der Mandäer. Giessen, 1905-1915. 2 Bde. B., 1966r. 2 in 1 Bd.; idem. Mandäische Liturgien. B., 1920. Hildesheim, 1962r; idem. Ginza: der Schatz oder das grosse Buch der Mandäer. Gött., 1925; Drower E. S. The Book of the Zodiac = Sfar Malwašia. L., 1949; eadem. Diwan Abathur: Text and translation. Vat., 1950. (ST; 151); eadem. Šarh d-Qabin d-Šišlam Rba: Explanatory Commentary on the Marriage Ceremony of the Great Šišlam. R., 1950; eadem. Haran Gawaita and the Baptism of Hibil-Ziwa. Vat., 1953. (ST; 176); eadem. The Canonical Prayerbook of the Mandaeans. Leiden, 1959; eadem. The Thousand and Twelve Questions (Alf Trisar uialia). B., 1960; eadem. The Coronation of the Great Šišlam: Being a Description of the Rite of Coronation of a Mandaean Priest according to the Ancient Canon. Leiden, 1962; eadem. A Pair of Naşoraean Commentaries (Two Priesly Documents): The Great «First World» and The Lesser «First World». Leiden, 1963; Yamauchi E. M. Mandaic Incantation Texts. New Haven, 1967; Rudolph К. Der Mandäische «Diwan der Flüsse». B., 1982. Buckley J. J. The Scroll of Exalted Kingship = Diwan Malkuta ‘laita. New Haven, 1993; Burtea B. Das mandäische Fest der Schalttage: Ed., Übers. und Komment. der Handschrift DC 24 Šarh d-paruanaiia. Wiesbaden, 2005. (Mandaistische Forschungen; 2); idem. «Zihrun, das verborgene Geheimnis»: Eine mandäische priesterliche Rolle: Ed., Übers. und Komment. der Handschrift DC 27 Zihrun Raza Kasia. Wiesbaden, 2008. (Ibid.; 3); idem. Die Geheimnisse der Vorväter: Ed., Übers. und Komment. eines esoterischen mandäischen Texts aus der Bodleian Library Oxford. Wiesbaden, 2015. (Ibid.; 5).
Лит.: Nöldeke Th. Mandäische Grammatik. Halle, 1875; Drower E. S. The Mandaeans of Iraq and Iran: Their Cults, Customs, Magic, Legends, and Folklore. Oxf., 1937; Segelberg E. Tra şa d-Ta ga d-Šišla m Rabba: Studies in the rite called the Coronation of Šišla m Rabba // Macuch R. Zur Sprache und Literatur der Mandäer. B.; N. Y., 1976. P. 170-244; Rudolph K. Mandäer/Mandäismus // TRE. 1992. Bd. 22. S. 19-25; Müller-Kessler C. Interrelations between Mandaic Lead Scrolls and Incantation Bowls // Mesopotamian Magic: Textual Historical, and Interpretative Perspectives / Ed. T. Abusch, K. van der Toorn. Groningen, 1999. P. 197-210; Buckley J. J. The Mandaeans: Ancient Texts and Modern People. Oxf.; N. Y., 2002; eadem. Mandaeans. 4: Community in Iran // EncIran. 2005. Online ed.; eadem. The Great Stem of Souls: Reconstructing Mandaean History. Piscataway, 2010; Lupieri E. The Mandaeans: The Last Gnostics. Grand Rapids, 2002; idem. Mandaeans. 1: History // EncIran. 2008. Online ed.; Häberl C. G. Iranian Scripts for Aramaic Languages: The Origin of the Mandaic Script // BASOR. 2006. N 341. P. 53-62; idem. The Neo-Mandaic Dialect of Khorramshahr. Wiesbaden, 2009; Немировская А. Классический мандейский язык // Языки мира: Семитские языки. Аккадский язык. Северозападносемитские языки. М., 2009. С. 626-659; Nafs C. R. N. Die Mandäer Irans: Kulturelle und religiöse Identität einer Minderheit im Wandel: Diss. Bamberg, 2011.
А. К. Лявданский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ выяснение иносказательного смысла Свящ. Писания, литургического чина, религ., философск. и пр. текстов
  • АНИМИЗМ И АНИМАТИЗМ религиеведческие концепции XIX-XX вв., разраб. в традиции эволюционизма
  • АРХАТ (будд.), достойный войти в нирвану, термин в буддизме
  • АТЕИЗМ отрицание Бога, безбожие