Религ. система, возникшая в III в. в Персии и получившая распространение на территории Римской империи, позднее - Арабского халифата, Ср. Азии и Китая; являлось офиц. религией Уйгурского каганата.
М. имело следующие характерные черты: 1) радикальный дуализм, предполагавший существование двух противоположных по своей природе начал - света и тьмы, причем последняя отождествлялась с материей (как отмечают исследователи, дуализм М. является первичным, т. к. Мани, основатель М., исходил из равноправного и совечного существования этих начал, и представляет собой сочетание этического и онтологического дуализма; см.: Хосроев. 2007. С. 124-125); 2) христ. самоидентификация Мани, рассматривавшего себя в качестве «апостола Иисуса Христа» (Aug. Contr. ep. Manich. 5); при этом Мани отождествлял себя с Параклитом (παράκλητος), «Духом истины» (Ин 14. 17; 15. 26; 16. 13) и полагал, что его задачей является воссоздание в рамках христианства «истинной церкви» (Kephalaia (I). 1. 14-16).
Большинство исследователей полагают, что термин «манихей» (Μανιχαῖος, Manichaeus) происходит от сир. фразы «Мани живой» (M
) (см.: Смагина. 2011. С. 10). Хотя в ряде совр. работ данное объяснение было подвергнуто сомнению на том основании, что греч. буква χ обычно рассматривалась в качестве эквивалента сир. (Tubach, Zakeri. 2001; подробнее см.: Хосроев. 2007. С. 88-89), во мн. случаях χ использовалась и для передачи сир. (Schall A. Studien über Griechische Fremdwörter im Syrischen. Darmstadt, 1960. S. 42).
Хотя христ. авторы, в т. ч. уже прп. Ефрем Сирин (Ephraem Syr. Contr. haer. 56. 1-2), свидетельствовали о том, что Мани дал имя приверженцам созданной им религ. системы, понятие «манихей» практически не использовалось в качестве самоназвания. Одним из немногих исключений является письмо, адресованное блж. Августину, еп. Гиппонскому, сторонником М. (ок. 404-406); в нем последний указывает на то, что епископ Гиппонский в действительности никогда не был манихеем (nunquam fuisse Manichaeum - Secundinus Manichaeus. Ep. ad Augustinum // PL. 8. Col. 574). Христ. самоидентификация характерна и для последователей Мани, к-рые именовали себя христианами (christiani - Aug. Contr. Faust. 26. 2), а свою «церковь» - невестой Христовой (ecclesia nostra sponsa Christi - Ibid. 15. 1). Правосл. христиан они обозначали терминами «полухристиане» (semichristiani - Ibid. 1. 2) и «полуиудеи» (semiiudaei - Ibid. 33. 3); использовалось также нейтральное «кафолики» (catholici - Ibid. 16. 7).
В сочинениях авторов, живших на территории Римской империи (как языческих, так и христианских), слово «манихей» приобрело исключительно негативные коннотации, поскольку М. сформировалось на территории Персии, являвшейся главным врагом Римской империи (Coyle. 2009. P. 4-10; Baker-Brian. 2011. P. 2-7). Даже Афраат, живший в Персии, в своих тахвитах ( образец, демонстрация - название каждого из 23 сохранившихся сочинений Афраата) сопровождает указание на персид. происхождение учения Мани негативными оценками (Aphr. Demonstr. 3. 9. 116). Мн. христ. авторы возводили имя Мани (Μανής) и термин Μανιχαῖος к греч. словам μανείς (безумный) и μανία (безумие) (Cyr. Hieros. Catech. 6. 24; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 66. 1; Aug. Contr. Faust. 19. 22; Idem. De haer. 46. 1). В сир. традиции был предложен особый вариант этимологии: имя Мани происходит от слова
к-рое обозначает сосуд и одежду. Мани был для них «сосудом, полным сокрытой желчи» (Ephraem Syr. De Crucifix. 5. 11) и «одеждой, изнашивающей тех, кто облачается в нее» (Idem. Contr. haer. 2. 1). Свт. Епифаний Кипрский, писавший на греческом языке, был осведомлен об этом объяснении имени Мани и указывал, что «на вавилонском языке» (κατὰ τὴν τῶν Βαβυλωνίων γλώτταν) оно означает «сосуд» (σκεῦος; см.: Epiph. Adv. haer. 66. 1). По-видимому, прп. Ефрем Сирин был знаком и с греческим вариантом этимологии - в его творениях Мани именуется «безумным человеком» (Ephraim's Prose Refutations of Mani, Marcion and Bardaisan / Ed. C. W. Mitchel. L.; Oxf., 1912. Vol. 1. P. 9).
Источники, привлекаемые для реконструкции манихейского учения, делятся на 2 типа: 1) прямые свидетельства, принадлежащие самим манихеям; 2) внешние свидетельства о М. (прежде всего, христ. полемические трактаты, а также сочинения мусульм. авторов).
Вплоть до XX в. главным источником сведений о М. были антиманихейские полемические сочинения. Ситуация кардинально изменилась благодаря находкам множества фрагментов подлинных манихейских текстов. Так, в ходе экспедиции Берлинского этнографического музея в Турфанском оазисе (1902-1914) были открыты фрагменты на иран. языках (среднеперсид., парфянском и согдийском); рукописи датируются VIII-X вв. Наиболее важными среди этих произведений являются фрагменты из соч. «Шапуракан», адресованного шаху Шапуру I (241-270) и имевшего своей целью изложение профетологии и эсхатологии М., «Книга исполинов» («Книга гигантов»), содержащая манихейский вариант истории об ангелах, к-рые сошли на землю для брака с дочерьми человеческими, и о рождении от них исполинов (ср.: Быт 6. 1-4). Важны также фрагменты из «Евангелия» и «Посланий» Мани, к-рые сохранили важную информацию не только о вероучении М., но и о дисциплине, принятой в манихейских общинах (Хосроев. 2007. С. 65-67).
Среди источников на греч. языке особый интерес представляет Кёльнский манихейский кодекс, который был приобретен в 1968 г. Кёльнским ун-том (Codex Manichaicus Coloniensis; изд. и англ. пер.: The Cologne Mani Codex: Concerning the Origin of His Body / Transl. R. Cameron, A. J. Dewey. Missoula, 1979; наиболее авторитетное изд.: Der Kölner Mani-Kodex: Über das Werden seines Leibes / Hrsg. L. Koenen, C. Römer. Opladen, 1988). Большая часть совр. исследователей датируют пергаменный кодекс, содержащий соч. «О рождении его тела» (по всей видимости, тела Мани, т. е. его «церкви», см: Tardieu. 2008. P. 50), кон. IV-V в. (см.: Хосроев. 2007. С. 51-52), хотя нек-рые ученые считают, что кодекс был создан не ранее 2-й пол. VII в. (Fonkic, Poljakov. 1990). Помимо кратких сведений о манихейской доктрине в сочинении приведены ценные материалы по биографии Мани.
Кёльнский манихейский кодекс. Кон. IV–V вв. (?), VII в. (?) (P. Colon. 4780. P. 58, 63)Важный материал для реконструкции манихейского богослужения представляют тексты молитв на греч. языке из оазиса Дахла (Египет), в т. ч. текст ежедневной молитвы, читавшейся манихеями (найден в 1992 г.; изд.: Jenkins R. G. The Prayer of the Emanations in Greek from Kellis (T. Kellis 22) // Le Muséon. 1995. Vol. 108. P. 243-263). Многочисленные частные письма из сел. Келлис (Исмант-эль-Хараб) в Дахле содержат важные сведения о повседневной жизни манихейских общин в Египте (изд.: Greek Papyri from Kellis (P. Kell. G.) / Ed. K. A. Worp. Oxf., 1995). Обширное собрание манихейской лит-ры на копт. языке сохранилось в Мадинат-Мади (Эль-Файюм, Египет). Так, в Мадинат-Мади было обнаружено соч. «Кефалайя» (Главы), которое представляет собой подробное изложение манихейской доктрины, составленное в виде записи ответов Мани на вопросы его учеников. 1-й раздел сочинения озаглавлен собственно «Кефалайя (Главы) учителя» (Kephalaia (I); изд.: Kephalaia. 1. Hälfte / Bearb. H. J. Polotsky, A. Böhlig. Stuttg., 1940. (Manichäische Handschriften der Staatlichen Museen Berlin; 1); Kephalaia. 2. Hälfte / Hrsg. A. Bohlig. Stuttg., 1940; англ. пер.: The Kephalaia of the Teacher / Transl. I. Gardner. N. Y., etc., 1995. (NHMS; 37); рус. пер.: Кефалайя («Главы»): Коптский манихейский трактат / Пер.: Е. Б. Смагина. М., 1998. (Памятники письменности Востока; 140)); части рукописи хранятся в Берлине (Berolin. Preuss. 15996) и Вене (Vindob. K. 1010). 2-й раздел, содержащийся в рукописи Dublin. Chester Beatty. Cod. C, имеет название «Главы мудрости господа моего Мани» (Kephalaia (II); факсимильное воспроизведение рукописи: Giversen S. The Manichaean Coptic Papyri in the Chester Beatty Library. Gen., 1986. Vol. 1: The Kephalaia of the Wisdom of My Lord).
Значительное число манихейских рукописей на кит. языке было обнаружено в оазисе Дуньхуан (провинция Ганьсу, Китай) М. А. Стейном и П. Пелльо (1907-1908); особенно важны 2 сочинения: «Трактат», содержащий вопрос ученика Мани Адды к своему учителю, а также подробный ответ основателя М. с изложением главного содержания его доктрины (изд.: Chavannes E., Pelliot P. Un traité manicheen retrouvé en Chine // J. Asiatique. Ser. 10. P., 1911. T. 18. P. 499-617), и «Краткое содержание учений и правил религии Мани, Будды Света», по всей вероятности переведенное с парфянского языка (изд.: Mani, le Bouddha de Lumière: Cathéchisme manicheen chinois / Éd., trad. N. Tajadod. P., 1990. (Sources gnostiques et manichéennes; 3).
В качестве дидактического средства, призванного облегчить усвоение развитой мифологической системы, манихеи активно использовали живопись. У истоков этого жанра стоит «Образ» («Ардханг») - собрание созданных по указанию самого Мани изображений. Это собрание не сохранилось, однако на основе как аутентичной манихейской лит-ры, так и сообщений христ. и мусульм. авторов можно утверждать, что основными в «Образе» были космогонические и эсхатологические сюжеты. Сохранились фрагменты комментариев к «Образу», составленных на парфянском языке (изд.: Henning W. B. The Book of the Giants // BSOAS. 1943. Vol. 11. N 1. P. 71-72). Кроме того, иллюстрированные манихейские рукописи (гл. обр. кит. и уйгурские манускрипты VIII-XIV вв.) содержат богатый материал по учению М. (см.: Gulácsi. 2015).
Самым ранним антиманихейским сочинением является трактат «Против учения Мани» (изд.: Alexandri Lycopolitani Contra Manichaei opiniones disputatio / Ed. A. Brinkmann. Stuttg., 1895), к-рый, по всей видимости, был составлен в Египте ок. 300 г. Его автор - философ-неоплатоник Александр Ликопольский, о жизни к-рого не сохранилось никаких сведений. В рукописи IX в. (Laurent. 23), к-рая лежит в основе издания, автор назван обращенным из язычников (ἐπιτρέψαντος ἐξ ἐθνῶν), а свт. Фотий I, патриарх К-польский, именовал его епископом Ликопольским (Phot. Contr. Manich. 1. 11). Эта т. зр., поддержанная ранними исследователями, в наст. время окончательно отвергнута (см.: Хосроев. 2007. С. 32-33). В сочинении Александра Ликопольского кратко рассматривается доктрина М., к-рая сопоставляется с др. религ. системами. Александр Ликопольский выдвигает против манихеев традиц. обвинения в персид. происхождении их веры (Alexandri Lycopolitani Contra Manichaei opiniones disputatio. 2), в отсутствии у М. серьезных философских оснований (Ibid. 5), а также в его новизне (καινοτομία - Ibid. 4).
Важным источником являются «Деяния Архелая» (Hegemon. Arch.- см.: Frontiers of Faith. 2007), приписываемые Игемонию. Труд был составлен между 325, т. к. автор, будучи знаком с Никейским Символом веры, использует слово «единосущный» (Hegemon. Arch. 36. 8), 350/51 г., когда его цитирует свт. Кирилл Иерусалимский в своих «Огласительных поучениях» (Cyr. Hieros. Catech. 6. 20-35). «Деяния Архелая» дошли до наст. времени в сокращенном лат. переводе с греческого; в копт. текстах встречаются цитаты из данного сочинения; значительное число отрывков из оригинального текста сохранилось в составе «Панариона» свт. Епифания Кипрского, к-рый излагает манихейское учение и биографию Мани именно на основе этого источника (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 66. 6-7, 23-31). «Деяния Архелая» представляют собой запись диспута между свт. Архелаем, еп. Кархара (Касхары), с Мани, якобы имевшего место в 277 г. В лит-ре Кархар отождествляется либо с персид. г. Кашкар в пров. Бет-Арамайе (близ совр. Эль-Кут, Ирак), либо с рим. г. Карры (ныне Харран, Турция) (Lieu. 1999. P. 140-146; Смагина. 2011. С. 12-16). Сюжет, связанный с диспутом, представляет собой лит. фикцию. Полемика автора «Деяний Архелая» была направлена против основных положений М.: учения о вечном сосуществовании двух начал, противоположности ВЗ и НЗ, а также представления о Мани как апостоле Христа. Кроме того, в состав сочинения входит недостоверное жизнеописание Мани, в т. ч. повествование о его казни. «Деяния Архелая» были одним из основных источников информации о М. для мн. христ. авторов. Так, Филастрий, еп. Бриксии (ныне Брешиа, Италия), в своем антиманихейском трактате, составленном между 380 и 391 гг. (изд.: PL. 12. Col. 1175-1176), опирался преимущественно на «Деяния...». Материал, восходящий к ним, использовал и Феодорит, еп. Кирский, в «Краткой истории еретических вымыслов» (CPG, N 6223; ок. 450; изд.: PG. 83. Col. 336-556); по всей видимости, материал был заимствован из «Панариона» свт. Епифания Кипрского.
В IV в. был составлен ряд пространных полемических трактатов с названием «Против манихеев» (Κατὰ Μανιχαίων). Так, критика дуализма манихеев и их отношения к Свящ. Писанию содержится в сочинении Серапиона, еп. Тмуитского (CPG, N 2485; изд.: Serapion of Thmuis. Against the Manichees / Ed. R. P. Casey. Camb., 1931. (HarvTS; 15)). Аргументы, приводимые Серапионом, свидетельствуют о широкой образованности автора, однако его сведения о манихеях основаны на вторичных источниках (вероятно, на некоем христ. сочинении). Трактат Тита Бострийского в 4 кн., составленный ок. 362-364 гг., сохранился в сир. переводе, от греч. оригинала дошли лишь первые 2 кн. и часть 3-й (CPG, N 3575; изд.: Titus Bostrensis. Contra Manichaeos libri IV, Graece et Syriace / Ed. P.-H. Poitier e. a. Turnhout, 2013. (CCSG; 82)). В первых 2 книгах автор ведет полемику с М. на философско-диалектическом уровне, показывая иррациональный, «варварский» характер манихейской доктрины. В книгах 3 и 4 Тит Бострийский полемизирует с учением о двух началах, а также с манихейской интерпретацией ВЗ, якобы противоречившего НЗ. Текст содержит ок. 150 цитат из манихейских произведений, которые были доступны Титу Бострийскому в греч. переводе. Трактат был переведен на сир. язык вскоре после написания, что было связано с широким распространением М. в Сирии, к-рая стала базой для распространения М. на запад (см.: Кессель. 2015). Так, в Эдессе существовала манихейская община, созданная еще при жизни Мани. Опасность прозелитизма со стороны манихеев являлась стимулом для полемики с ними христ. авторов, одним из которых был прп. Ефрем Сирин. Последний выступал и против др. еретических течений, распространенных на территории Сирии и Месопотамии, в т. ч. против доктрин Маркиона и Бардесана, к-рых прп. Ефрем считал предшественниками Мани (изд.: Ephraim's Prose Refutations of Mani, Marcion and Bardaisan. L., 1912. Vol. 1; 1921. Vol. 2). Антиманихейские произведения прп. Ефрема датируются временем после его переезда в Эдессу (363). Поскольку Мани составлял свои произведения на сир. языке, у исследователей есть уникальная возможность обнаружить у прп. Ефрема Сирина прямые цитаты (традиционно вводимые частицей ) из этих произведений и реконструировать оригинальную терминологическую систему М. Вопросы, затрагиваемые в антиманихейских фрагментах прп. Ефрема, можно разделить на неск. тематических блоков: 1) космогонические и космологические темы; 2) антропология; 3) история; 4) эсхатология и 5) богослужение М. (подробнее см.: Reeves. 1997; Bierbaums. 2004; Sala. 2004).
Широкое распространение М. в Египте послужило причиной написания Дидимом Слепцом антиманихейского трактата (CPG, N 2545), в к-ром он критиковал доктрину о двух началах, а также отстаивал учение о свободе воли (Did. Alex. Contr. Manich. 3); при составлении трактата он опирался на произведения Серапиона Тмуитского и Тита Бострийского. Антиманихейская полемика содержится и в др. сочинениях Дидима, в т. ч. во фрагментах его толкований на Деяния св. апостолов, где он подвергает критике «вводящих [две] природы» (οἱ τὰς φύσεις εἰσάγοντες - Idem. Fragmenta in Actus Apostolorum. 10. 10 // PG. 39. Col. 1676 B), т. е. тех, кто учат о добре и зле как о двух совечных началах.
Одно из самых ранних христ. антиманихейских сочинений, составленных на лат. языке, «К Иустину-манихею» (Ad Justinum manichaeum; CPL, N 83; изд.: PL. 8. Col. 999-1010), приписываемое Викторину Марию, по стилю и содержанию значительно отличается от др. его произведений. По всей видимости, трактат принадлежит мч. Викторину Петавскому (Фокин А. Р. Христ. платонизм Мария Викторина. М., 2007. С. 69).
Свидетельства блж. Августина, к-рый в течение 10 лет (373-382/3) являлся манихеем, рассматриваются в качестве основного и заслуживающего доверия источника о М. Французский протестант. исследователь И. де Бособр предположил, что свидетельства Августина не могут приниматься безоговорочно, поскольку в свой манихейский период он не имел прямого доступа к трудам Мани (Beausobre. 1734. Vol. 1. P. 227-231, 436-437). Эта т. зр. исследователя не получила широкой поддержки в трудах ученых XVIII-XIX вв., настаивавших на достоверности сообщаемых блж. Августином сведений (см., напр.: Baur. 1831). По мере открытия аутентичных манихейских сочинений становилось очевидным соответствие информации, содержащейся в них, сообщениям епископа Гиппонского (см.: Alfaric. 1918. P. 215-225; Menasce. 1956; Oort. 1991).
Однако Дж. К. Койл высказал мнение, согласно которому следует отличать знания, полученные блж. Августином в манихейский период его жизни и отраженные в ранних трактатах, прежде всего в сочинениях «О нравах Вселенской Церкви» (De moribus Ecclesiae catholicae) и «О нравах манихеев» (De moribus manichaeorum) (388; CPL, N 621), от сведений о М., полученных им в ходе полемики с манихеями, в т. ч. с Фавстом Милевским и Фортунатом (Coyle. 2009. P. 251-263). Аргументы исследователя можно суммировать следующим образом: 1) сам Августин указывал на недостаток у него информации об «избранных» (electi), поскольку был лишь «слушателем» (auditor), или катехуменом, т. е. не являлся полноправным членом манихейской общины (Aug. Contr. Fortunat. 3); 2) в кн. «О нравах Вселенской Церкви» встречаются не вполне точные сведения о доктрине манихеев: так, блж. Августин указывает, что они верили в «двух богов» (Idem. De morib. Eccl. I 10. 16) и поклонялись солнцу и луне (Ibid. 20. 37); 3) хотя блж. Августин неоднократно упоминает о своем знакомстве с манихейской лит-рой (Idem. Confess. 3. 6; 5. 6-7), ничего не известно о конкретных трудах Мани или его последователей, к-рые были доступны Августину в его манихейский период. Тем не менее Койл признает, что трактаты «О нравах Вселенской Церкви» и «О нравах манихеев» в целом содержат достоверные сведения о манихеях, в т. ч. об отрицании ими ВЗ и нек-рых книг НЗ (Idem. De morib. Eccl. I 9. 14; 10. 16), о наличии 3 заповедей (печатей), к-рым следовали «избранные»,- «печатей уст, рук и сердца» (Ibid. II 10. 19), а также об обязанностях «слушателей» (Ibid. 17. 57; 18. 65). Несомненно, уже в манихейский период блж. Августин получил представление о доктрине манихеев, касавшейся происхождения и природы зла (Ibid. 2. 2), а также о космогонии М. (Ibid. 9. 14; 15. 36; 17. 60; 19. 73).
В соч. «De Genesi contra Manichaeos» (О кн. Бытие против манихеев, в 2 кн., 388-389; CPL, N 265) блж. Августин защищает повествование о сотворении мира, в котором манихеи пытались найти многочисленные противоречия. В трактатах «De libero arbitrio» (О свободном решении, 388 и 399; CPL, N 260) и «Contra Secundinum manichaeum» (Против Секундина манихея, 399; CPL, N 325) утверждается благая природа всего сотворенного, а также указывается, что все зло является не-сущим; во 2-м сочинении Августин также отвергает предложение Секундина вернуться в М. В труде «De duabus animabus contra manichaeos» (О двух душах против манихеев, 392; CPL, N 317) опровергается манихейское учение о том, что каждый человек наделен двумя душами, одна из к-рых сотворена Богом, а другая произошла из темного начала. В соч. «Disputatio contra Fortunatum» (Рассуждение против Фортуната, 392; CPL, N 317), составленном на основе диспута с манихейским священником, блж. Августин доказывает, что зло есть результат свободной воли человека, а не начало, совечное Богу. Подобные рассуждения содержатся также в труде «De natura boni contra manichaeos» (О природе блага против манихеев, 405; CPL, N 323).
Трактат блж. Августина «Contra Adimantum Manichaei discipulum» (Против Адиманта, ученика Мани, 394; CPL, N 319) представляет собой критику соч. «Disputationes» Адды (Адиманта), в котором последний поставил под сомнение преемственность между ВЗ и НЗ. Известно, что Адда был ближайшим учеником Мани и занимался миссионерской деятельностью в Римской империи (конечным пунктом его путешествия, начавшегося в Месопотамии, была Александрия). В своем трактате блж. Августин стремился показать согласие Откровения, к-рое легло в основу ВЗ, с его исполнением в НЗ. Многочисленные цитаты из некоего произведения Мани (среди исследователей нет единого мнения о том, с каким из сочинений основателя М. его следует отождествить, см.: Хосроев. 2007. С. 44) содержатся в трактате блж. Августина «Против основного послания манихеев» (Contra epistulam fundamenti Manichaeorum, 397; CPL, N 320). Отрывки из «Основного послания» приводятся блж. Августином также в сочинениях «О природе блага» и «Против Феликса манихея» (Contra Felicem manichaeum, 398; CPL, N 322), состоявшего из 2 книг; последнее представляет собой запись диспута, в результате которого Феликс, принадлежавший в числу «избранных» (electi), потерпел поражение и обратился в христианство, предав Мани анафеме. Самое большое антиманихейское сочинение блж. Августина «Contra Faustum manichaeum» (Против Фавста манихея, в 33 кн., 398-404; CPL, N 321) построено как опровержение соч. «Capitula», написанного Фавстом Милевским. В «Исповеди» блж. Августин упоминает о своем знакомстве с ним (Aug. Confess. 5. 6-7), однако соч. «Против Фавста манихея», к-рое построено как изложение спора между христианином и манихеем, было написано уже после смерти Фавста на основе его труда.
Краткая характеристика М. дана также в сочинении блж. Августина «De haeresibus» (О ересях, 428-429; CPL, N 314), на к-рое опирался в своих антиманихейских проповедях папа свт. Лев I Великий. Из трактата «О ересях» свт. Лев заимствовал описание таких черт М., как отрицание ВЗ, в т. ч. закона Моисеева и псалмов, внесение изменений в НЗ и введение апокрифических Евангелий (Leo Magn. Serm. 9. 4), дуализм, докетизм, а также представление о том, что Св. Дух явил Свое откровение через Мани (Ibid. 24. 4; 34. 4; 76. 6). По всей видимости, в изложении манихейской доктрины и практики свт. Лев Великий не выходил за рамки информации, содержащейся в антиманихейских полемических трактатах (Wessel. 2008. P. 121-127).
Полемика с М. оставалась актуальной и в VI в. Сведения о нем содержатся в гомилии «Против страшного нечестия манихеев», к-рая была произнесена 11 апр. 518 г. основоположником умеренного монофизитства патриархом Севиром Антиохийским и является одной из его «Кафедральных проповедей» (Λόγοι ἐπιθρόνιοι; Homiliae cathedrales; CPG, N 735); текст гомилии сохранился в сир. переводе (изд.: Les Homeliae cathedrales de Sévère d'Antioche / Éd., trad. M. Brière. P., 1960. P. 124-189. (PO; T. 29. Fasc. 1)). Севир цитировал сочинения Мани в греч. переводах, переводчики гомилии выполнили обратный перевод этих цитат на сир. язык. Вероятно, при подготовке проповеди, основной темой к-рой является космогония манихеев, Севир Антиохийский опирался на тот же источник, что и Феодорит Кирский. Противнику Севира халкидониту Иоанну Грамматику (см. Иоанн Кесарийский) принадлежат неск. антиманихейских сочинений, к-рые, по всей видимости, были составлены в 20-х гг. VI в., когда М. активно преследовалось как в Византии, так и в Персии. Иоанн Грамматик является несомненным автором 2 гомилий «Против манихеев» (Πρòς μανιχαίος; CPG, N 6859-6860; изд.: Ioan. Caes. Adversus manichaeos // Idem. Opera quae supersunt / Ed. M. Richard, M. Aubineau. Turnhout, 1977. P. 85-105. (CCSG; 1)) и соч. «Силлогизмы святых отцов» (Συλλογισμὸς ἁγίων πατέρων, Syllogismi sanctorum patrum; CPG, N 6861; изд.: Ibid. P. 131-133). Мн. совр. исследователи считают его также автором соч. «Диалог Иоанна Православного с манихеем» (Διάλεξις ᾿Ιωάννου ᾿Ορθοδόξου πρὸς μανιχαίον, Disputatio cum manichaeo; CPG, N 6862; изд.: Ibid. P. 109-128), содержащего изложение манихейской космологии и антропологии. Ранее это произведение приписывалось прп. Иоанну Дамаскину, поскольку у последнего имеется соч. «Против манихеев», написанное в форме диалога между христианином и сторонником М. (Τοῦ ἐν ἁγίοις πατρὸς ἡμῶν ᾿Ιωάννου μοναχοῦ πρεσβυτέρου τοῦ Δαμασκηνοῦ κατὰ Μανιχαίων, Сontra Manichaeos; CPG, N 8048; изд.: Die Schriften des Johannes von Damaskos / Hrsg. B. Kotter. B.; N. Y., 1981. Bd. 4. S. 351-398. (PTS; 22)).
После издания имп. св. Юстинианом I эдикта против еретиков (529) один из важнейших сторонников Севира, Захария Ритор, еп. Митилинский, составил антиманихейский трактат (Adversus Manichaeos; CPL, N 6998; изд.: Pitra. Analecta Sacra. 1888. T. 5. P. 67-70), от к-рого сохранился небольшой фрагмент. Захарии также принадлежит соч. «7 глав против манихеев» (Zach. Rhet. Capita VII contra Manichaeos; CPG, N 6997; изд.: Ioan. Caes. Opera quae supersunt. Turnhout, 1977. P. XXXIII-XXXIX; оно представляет собой перечень анафематизмов, которые должны были публично прочитать и подписать лица, отрекающиеся от М. и вступающие в Церковь. Это произведение достаточно подробно передает содержание манихейской мифологии и является одним из наиболее надежных источников, что подтверждается данными оригинальной манихейской литературы (Хосроев. 2007. С. 38-39).
В VII в. на территории Византии стало распространяться павликианство (см. ст. Павликиане), связывавшееся визант. полемистами с М., свидетельством чего служит название трактата Петра Сицилийского «История манихеев, которые также именуются павликианами» (между 870 и 874 гг.; изд.: Petrus Siculus. Historia Manichaeorum qui et Pauliciani dicitur / Ed. C. Astruc e. a. // TM. 1970. Vol. 4. P. 3-67). По поручению имп. Василия I Македонянина (867-886) Петр Сицилийский отправился в столицу павликиан Тефрику и узнал об их желании организовать миссию в Болгарии. Составляя трактат, он опирался не только на сведения, полученные в ходе личных встреч со сторонниками ереси, и на информацию, содержащуюся в их сочинениях, но и на свидетельства о М. в «Огласительных поучениях» свт. Кирилла Иерусалимского и в «Панарионе» свт. Епифания Кипрского (см.: Бартикян. 1961). Свт. Фотий, патриарх К-польский, в своей «Библиотеке» ссылается на несохранившееся соч. «Против манихеев» Гераклиана, еп. Халкидона (Phot. Bibl. T. 2. P. 9-10).
Весьма значительный материал по истории М. представлен в произведениях араб. авторов IX-XII вв., причем их сведения подтверждаются данными оригинальных манихейских текстов (Хосроев. 2007. С. 48-49). Так, аль-Якуби (ум. нач. X в.), имевший доступ к араб. переводам первоисточников, в своей «Истории» сообщает важную информацию не только о мифологии М., но и о каноне манихейских сочинений (Ibn Wdhih qui dicitur al-Ja‘qub. Historia / Ed. M. Th. Houtsma. Leiden, 1883. P. 180-181). В труде аль-Масуди (ум. ок. 957) «Золотые копи» содержатся важные сведения по истории распространения М. в мусульм. мире (изд.: Maçoudi. Les Prairies d'or / Éd., trad. C. B. de Meynard, P. de Courteille. P., 1877. Vol. 9). Араб. энциклопедист ан-Надим (ум. 995/8) в трактате «Китаб аль-Фихрист» излагает биографию Мани и подробно описывает манихейскую доктрину (Ibn al-Nadim. Kita b al-Fihrist / Ed. R. Tajaddud. Tehra
n, 1971. P. 391-402). Аль-Бируни (ум. сер. XI в.) в своей «Хронологии» упоминает точную дату рождения Мани (Chronologie orientalischer Volker von A
/ Hrsg. E. Sachau. Lpz., 1878. S. 118, 207), к-рая была заимствована из трактата последнего «Шапуракан».
Как в аутентичной манихейской лит-ре, так и в сочинениях противников М. упоминается канон «священного писания», авторство к-рого приписывается Мани. Основатель М., говоря о превосходстве своей религии над христианством, зороастризмом и буддизмом, подчеркивал, что сам составлял «святые книги», дабы они не подверглись искажению после его смерти (Kephalaia (I). 7. 18-8. 20). Одно из наиболее ранних свидетельств об этом каноне содержится в «Деяниях Архелая», где перечислены 4 сочинения: «Книга таинств», «Книга глав» («Кефалайя»), «(Великое) Евангелие» и «Книга сокровищ (Сокровище жизни)». Согласно «Деяниям...», Мани положил эти книги в основу своей доктрины (Hegemon. Arch. 62. 6). Многочисленные христ. авторы, опиравшиеся на «Деяния Архелая», давали в своих сочинениях такие же описания манихейского канона, к-рые, однако, могли отличаться в деталях. Так, сир. богослов Феодор бар Кони († ок. 800) перечисляет произведения Мани в ином порядке (Theodor. bar Koni. Lib. Schol. 69. P. 311-318). Cвт. Епифаний Кипрский в «Панарионе» в целом воспроизводит список, содержащийся в «Деяниях Архелая» (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 66. 2); в другом же фрагменте он предлагает иной вариант манихейского канона: трактат «Таинство Мани», состоящий из 22 книг по числу букв сир. алфавита; «Сокровище»; «Малое сокровище» и соч. «Об астрологии» (Ibid. 66. 13). Это сообщение Епифания не вполне точно, поскольку сочинением Мани, включавшим 22 книги, было «Евангелие». Сведения о манихейском «пятикнижии» впервые встречаются в сочинении блж. Августина «Против Феликса манихея» (Aug. Contr. Felic. 1. 14), однако названия всех 5 книг не приведены; известно лишь, что в данный список входили «Основное послание» и «Сокровище» (Ibidem).
Самый полный в греч. традиции список манихейской лит-ры, к-рый практически полностью совпадает с каноном «священного писания» по версии самих манихеев, содержится в сочинении клирика храма Св. Софии пресв. Тимофея Константинопольского (VI в.) «О приходящих в Церковь» (CPG, N 7016; изд.: PG. 86. Col. 11-74): 1) «Живое Евангелие» (Τὸ ζῶν Εὐαγγέλιον); 2) «Сокровище жизни» (῾Ο θησαυρὸς τῆς ζωῆς); 3) «Собрание писем» (῾Η τῶν ἐπιστολῶν ὁμάς) Мани; 4) «Книга таинств» (῾Η τῶν μυστηρίων); 5) «Семисловие Алогия» (῾Η πτάλογος ᾿Αλογίου); 6) «Книга молитв» (῾Η τῶν εὐχῶν); 7) «Кефалайя» (῾Η τῶν κεφαλαίων); 8) «Прагматейя исполинов» (῾Η τῶν γιγάντων πραγματεία) (Tim. Const. De recept. haer. 86. Col. 21). Высокая степень достоверности характерна также для сведений араб. авторов (в т. ч. аль-Якуби, ан-Надима, аль-Бируни), читавших труды Мани. Все араб. авторы, писавшие о М., упоминают среди манихейских сочинений кн. «Шапуракан», неизвестную греч. и лат. авторам. В целом Тимофей и авторы-мусульмане знают манихейский канон практически в том же виде, в каком он сохранился в оригинальной лит-ре приверженцев М. (Хосроев. 2007. С. 71-87). Списки «канонических сочинений», приведенные в собственно манихейских текстах, содержат 7 книг (подробнее о «канонических» и «неканонических» книгах М. см.: Tardieu. 2008. P. 34-50; Смагина. 2011. С. 80-90).
«Мани, апостол Иисуса Христа». Мани с учениками. Резная печать. Сер. III в. (Paris, INT. 1384BIS)1. «Евангелие» («Живое Евангелие», «Великое Евангелие», «Евангелие святейшей надежды»), основное произведение Мани, содержавшее 22 главы по числу букв сир. алфавита. Отрывки сохранились в составе турфанских фрагментов, а также у христ. и мусульм. авторов. Кёльнский манихейский кодекс содержит 3 цитаты из «Евангелия». В 1-й Мани называет себя «апостолом Иисуса Христа по воле Бога, Отца истины», Который даровал ему откровение, и сообщает, что написал этот труд, чтобы «изложить в нем все высшие таинства»; согласно фрагменту, приводимому аль-Бируни, Мани объявил себя «Утешителем, о Котором возвестил Христос». Во 2-м фрагменте из Кёльнского кодекса основатель М. заявляет о своей готовности явить новое откровение, если соблаговолит Отец истины. Согласно 3-й цитате, надежда и истина были даны Мани через его «сотоварища». Термин «Cотоварищ» (Σύζυξ, Σύζυγος) используется в манихейских текстах, как правило, для обозначения эманации Разума света, являющейся «апостолу»; в «Псалмах Бемы» он отождествляется с Христом. По всей видимости, прототипами «Сотоварища» являются ангелы-толкователи (angeli interpretes), играющие важную роль в рамках жанра апокалиптики, в т. ч. в библейской Книге пророка Даниила. Поскольку манихеи активно использовали «Евангелие» в своей миссионерской деятельности, уже при жизни Мани оно было переведено на греч., среднеперсид. и парфянский языки.
2. «Сокровище жизни» представляет собой первое систематическое изложение манихейской доктрины, составленное в форме апологии. В 2 фрагментах, приводимых аль-Бируни, говорится о небесных силах, или ангелах («стражах», ср.: Дан 4. 10); они отличаются между собой служением, к-рое им поручил «Третий посланник» (одна из эманаций Отца величия, к-рая отделяет свет от мрака в области их смешения). Отрывки из сочинения также цитируют блж. Августин (Aug. Contr. Felic. 2. 5) и Эводий из Узалиса (Evodius Uzalensis. De fide contra Manichaeos // PL. 42. Col. 1142-1144; трактат «О вере против манихеев» (CPL, N 390) ранее ошибочно приписывался блж. Августину, к-рый также цитирует указанный выше фрагмент в соч. «О природе блага против манихеев» (Aug. De natura boni. 44)).
3. «Книга таинств». О содержании известно из сообщения ан-Надима, к-рый перечисляет названия 18 глав трактата. Одной из основных целей Мани при его составлении была полемика со сторонниками Бардесана. По всей видимости, труд был составлен в период наиболее интенсивных контактов Мани с христ. общинами Сирии и Месопотамии (60-70-е гг. III в.).
4. «Прагматейя». Греч. слово πραγματεία имеет широкий спектр значений (LSJ. 1996. P. 1457-1458), среди к-рых следует особо отметить следующие: 1) «дела, занятия»; 2) «трактат»; 3) «толкование, трактовка»; 4) «легенды, исторические повествования»; Х. Я. Полоцкий указывал на то, что в данном случае термин πραγματεία является техническим термином для обозначения трактата (Manichäische Handschriften der Sammlung A. Chester Beatty / Hrsg. H. J. Polotsky. Stuttg., 1934. Bd. 1: Manichaische Homilien. S. 25). Поскольку сохранилось лишь незначительное число цитат из сочинения, в исследовательской литературе было высказано несколько предположений о содержании книги. По мнению К. Шмидта и Полоцкого, «Прагматейя» представляла собой сочинение «практически-этического содержания» (Schmidt C., Polotsky H.-J. Ein Mani-Fund in Ägypten: Originalschriften des Mani und seiner Schüler. B., 1933. S. 39). М. Тардьё, проводя параллель между повествованиями о Троянской войне (Τρο