МАФРИАН
Том XLIV, С. 399-400
опубликовано: 20 мая 2021г.

МАФРИАН

[Сир.  , букв.- приносящий плоды, в переносном значении - посвящающий], церковный титул в Сирийской яковитской Церкви, который до XIX в. носил архиерей, управлявший общинами на Востоке (гл. обр. территория совр. Ирака) и занимавший 2-е место в церковной иерархии после патриарха (также именовался католикосом). Хотя основной христ. общиной сасанидского Ирана являлась Церковь Востока, традиционно именуемая несторианской (см. ст. Несторианство), с сер. VI в. на территории страны стало активно распространяться монофизитство. Еще в 559 г., в период правления шаха Хосрова I Ануширвана, митр. Эдесский Иаков Барадей поставил Ахудэммеха 1-м главой монофизитской иерархии в Иране с титулом «митрополит Востока»; его кафедра находилась в Тагрите (ныне Тикрит, Сев. Ирак).

Численность монофизитского населения увеличивалась при Хосрове II Парвизе (590-628), что было следствием захвата территорий в ходе военных действий против Византии. Хотя для Хосрова II в целом было характерно терпимое отношение к различным христ. конфессиям, его терпимость была относительной. Одновременная поддержка шахом яковитской Церкви и Церкви Востока, нередко приводившая к конфликтам, имела целью сохранение равновесия между общинами с противоположной христологией. Монофизитство исповедовала самая влиятельная из жен Хосрова, Ширин. Благодаря ее поддержке ок. 598 г. близ дворца шаха в Ктесифоне был построен мон-рь. Покровительство монофизитам, жившим на территории Персии, оказывал также главный придворный врач (друстбед) Гавриил Шигарский, к-рый на краткое время перешел из яковитской Церкви в Церковь Востока, но был отлучен за двоеженство и содержание наложниц, после чего вновь примкнул к монофизитской партии. Именно с деятельностью Гавриила пронесторианские источники связывают ухудшение положения Церкви Востока (Chronicon anonymum // Chronica minora / Ed. I. Guidi. P., 1903. Pt. 1. P. 19-23. (CSCO. Syr. Ser. 3; 4)). Лишив персидских несториан возможности избрать преемника скончавшегося католикоса Григория I (605-608/9), Хосров II одновременно усилил позиции монофизитской иерархии. Ок. 616 г. шах созвал Собор в Ктесифоне, в к-ром приняли участие представители всех основных христ. общин: несториане, монофизиты, среди к-рых были арм. епископы, и халкидониты, в т. ч. свт. Захария, патриарх Иерусалимский, плененный персами во время взятия Иерусалима (614). Согласно посланию католикоса Армянской Апостольской Церкви Нерсеса III (641-661/2) к визант. имп. Константу II Погонату, текст которого сохранил арм. историк Себеос, Хосров II, узнав о содержании христологических споров, приказал несторианам покинуть Собор, а монофизитское учение («армянскую веру») признать обязательным для всех христиан Персии; даже свт. Захария якобы согласился с тем, что именно это учение соответствует истине (Себеос. История императора Иракла. 33 / Пер. с арм.: К. Патканов. СПб., 1862. С. 132-137). В действительности на Соборе лишь было объявлено, что яковитской Церкви будет оказано покровительство наряду с Церковью Востока, что, однако, не исключало возможности изменения ее положения.

После смерти Гавриила Шигарского и последовавшего разрушения придворных яковитских монастырей влияние монофизитов на территории Ирана восстановилось лишь к 627-628 гг., когда В. Месопотамию заняли войска визант. имп. Ираклия, проводившего политику, направленную на сближение с монофизитами. Возвращение обширных территорий, населенных яковитами, под власть Византии побуждало имп. Ираклия относиться к ним с особым вниманием (при этом император вел переговоры и с противоположной яковитам христологической группой - Церковью Востока, подробнее см.: Селезнев Н. Н. Ираклий и Ишо ‘йав II: Вост. эпизод в истории «экуменического» проекта визант. императора // Символ. П.; М., 2012. Вып. 61. С. 280-300). Последовавшее за свержением Хосрова II полководцем Шахрбаразом (24-25 февр. 628) заключение византийцами мирного договора с послами нового шаха Кавада II (Широе) (июнь 628; в 629 подтвержден Шахрбаразом) дало возможность патриарху Сирийской яковитской Церкви Афанасию I Гаммале (594/5-630/1) учредить пост своего наместника в Сасанидской империи, к-рый впосл. получил наименование «мафриан». Им стал Марута, митр. Тагритский.

Первоначально М. были подчинены 10 епархий (впосл. их число увеличилось - см.: Fiey. 1974, 1977/1978). М. имел право избирать и рукополагать епископов, а также освящать миро, но не мог без согласия патриарха перемещать епископа с одной кафедры на другую. Данное положение сохранилось и после падения империи Сасанидов в ходе арабских завоеваний (30-40-е гг. VII в.). В 869 г. было принято решение о том, что нового патриарха должен рукополагать действующий М. Начиная с XIII в. М. неоднократно становились патриархами, напр., Иоанн XIII (XII). Престол М. в 1089 г., после мусульм. погрома в Тагрите, был перенесен в Мосул, в XII в. временно возвращен в Тагрит, с 1156 г. находился в монастыре Мар-Маттай близ Мосула вплоть до упразднения титула в сер. XIX в. Последним М. был Василий Бехнам IV (Ɨ 1859). В 1495-1844 гг. существовал также 2-й мафрианат при находившемся в оппозиции к офиц. иерархии яковитском патриархе в Тур-Абдине. В результате резкого сокращения яковитских общин в Месопотамии после монголького завоевания этого региона титул «мафриан» к XVI в. стал фактически номинальным, хотя продолжал обозначать 2-е лицо в иерархии после патриарха. В 1912 г. мафрианат (с титулом «католикос») был возрожден для главы яковитов Индии (впосл. в связи с расколом среди инд. яковитов титул стали носить как глава независимой Маланкарской Церкви, так и глава Сирийской яковитской Церкви Индии, признающей власть Антиохийского яковитского патриарха).

Лит.: Fiey J.-M. Les diocèses du «Maphrianat» syrien, 629-1860 // PdO. 1974. Vol. 5. N 1. P. 133-164; N 2. P. 331-393; 1977/1978. Vol. 8. N 2. P. 347-378; Kiraz G. A. Maphrian // GEDSH. P. 264-265.
Е. А. Заболотный, С. А. Моисеева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АННУРИАНСКИЙ РАСКОЛ (Аннорианский, Толлиурский), разделение в среде инд. христиан-яковитов, возн. в кон. XVIII в.
  • АНТОНИЙ ИЗ ТАГРИТА мон. мон-ря на горе Тагрит, сир. поэт, писатель и богослов (IX в.)
  • ИАКОВ БАРАДЕЙ († 578), митр. г. Эдессы (ныне Шанлыурфа, Турция); с 542 г. лидер антихалкидонитского движения в Византийской империи
  • ИАКОВ САРУГСКИЙ (Серугский; 451/2 - 521), еп. г. Батны (Батнан, ныне Суруч, Турция) в окр. Саруг (пров. Осроена); сир. поэт, богослов антихалкидонитского направления