МЕТОДИСТЫ
Том XLV, С. 68-76
опубликовано: 8 июля 2021г.

МЕТОДИСТЫ

Содержание
Дж. Уэсли. 1788 г. Худож. У. Гамильон (Национальная портретная галерея, Лондон)Дж. Уэсли. 1788 г. Худож. У. Гамильон (Национальная портретная галерея, Лондон)

[Англ. methodists, от греч. μετοδοσ - путь познания], одно из направлений в протестантизме, руководствующееся вероучительными и организационными принципами, выдвинутыми Джоном Уэсли (1703-1791). Первые М. появились в Великобритании в ХVIII в.

История М.

Деятельность Джона и Чарлза Уэсли

Просвещение вызвало обмирщение общества. Если веком раньше споры о духовном были отличительной чертой образованной молодежи, то в XVIII в. обсуждение религ. вопросов стало непопулярным, а в среде высшей знати и аристократической молодежи - даже нелепым, как споры о несуществующем и недоказуемом. Божественное влияние на окружающий мир и жизнь людей не отрицалось, но подвергалось критике в соответствии с требованиями «разумности» в интерпретации религ. доктрин, при этом «религиозное равнодушие» было характерно в большей степени для представителей высшего общества. XVIII век стал для Англии переходным от мануфактурного производства к фабричному. Дешевая фабричная продукция постепенно вытеснила с рынка изделия ручного труда, заставив занятых на этих работах ремесленников перейти на фабрики. Политика огораживания, проводимая в Англии в правление Тюдоров, способствовала оттоку в города крестьян, формируя дополнительные резервы дешевой рабочей силы. В этих условиях мн. церкви опустели, т. к. их прихожанами как раз и были многочисленные крестьяне и ремесленники, вынужденные покинуть родные места. В новых промышленных центрах и горнодобывающих районах рабочие были лишены возможности посещать церкви из-за отсутствия там достаточного количества новых церковных приходов. Широко распространилось пьянство; потребление джина поощрялось государством вплоть до 1751 г. через сохранение низкого налога на спирт (Артеменко. С. 52-55).

Методизм зародился в лоне Англиканской Церкви как попытка обновления и оживления религ. жизни. У его истоков стояли сыновья англикан. священника братья Джон и Чарлз Уэсли. В кон. 20-х гг. XVIII в. Ч. Уэсли создал молитвенную группу из студентов Оксфордского университета, поставившую своей целью жить согласно Евангелию. В нояб. 1729 г. к ним присоединился его старший брат Дж. Уэсли, ставший вскоре признанным лидером этого т. н. Святого клуба. Деятельность группы строилась в соответствии со строгим расписанием. Встречи проходили еженедельно, во время собраний кроме совместных молитв и изучения Библии совершалась евхаристия. Все члены группы также принимали участие в «делах милосердия и служения ближним»: посещали больных, заключенных, обучали сирот чтению. После того как братья Уэсли покинули Оксфорд, клуб распался, но нек-рые его члены, как, напр., Дж. Уайтфилд (1714-1770), впосл. стали известными деятелями методистской церкви. Наименование «методисты», к-рое вначале представляло собой прозвище, полученное сторонниками нового течения от своих оппонентов, было принято и самими М. Дж. Уэсли считал, что «методист - это тот, кто живет согласно методу, установленному в Библии».

Проповедь братьев в Бристоле в 1739 г. Гравюра Ф. А. Фрэзера. 1868 гПроповедь братьев в Бристоле в 1739 г. Гравюра Ф. А. Фрэзера. 1868 г

В 1735 г. братья Уэсли отправились в колонию Джорджия, куда их пригласил губернатор Дж. Оглторп. Дж. Уэсли служил в приходской церкви в Саванне, а Ч. Уэсли - в Форт-Фредерика, где он выполнял обязанности секретаря по делам индейцев и личного секретаря Оглторпа. Еще до отъезда из Англии братья решили, что Дж. Уэсли будет миссионером среди индейцев, а Ч. Уэсли - проповедовать среди переселенцев. Местные индейцы встретили Дж. Уэсли достаточно дружелюбно, но он так и не смог приступить к своей миссионерской деятельности из-за незнания языка. К тому же вскоре отношения между аборигенами и колонистами испортились. Дж. Уэсли проповедовал среди колонистов, но строгость его моральных и религ. требований показалась им чрезмерной, а когда он «для вразумления недостойных» попробовал прибегнуть к отлучениям и наказаниям, против него восстала вся община. В 1738 г., потерпев неудачу в своих начинаниях, Дж. Уэсли вернулся в Англию (Ч. Уэсли возвратился раньше).

Еще на пути в Джорджию произошло событие, изменившее последующую жизнь братьев Уэсли. На борту корабля «Симмондс» они познакомились с миссионерами моравских братьев. Во время сильного шторма они видели, как моравские братья, не страшась смерти, читали Свящ. Писание, молились и пели. Такой готовности «встретиться с Богом в любую минуту» у братьев Уэсли не было, поэтому они решили поддерживать контакты с моравскими братьями. После возвращения в Англию Дж. Уэсли снова встретился с представителями этого протестант. течения, к-рые создали общину гернгутеров в Лондоне, и вместе с братом стал посещать их собрания. Руководитель общины П. Бёлер познакомил его с тем вариантом учения об оправдании верой, к-рый Джон до конца жизни считал основой истинного христианства. С т. зр. гернгутеров, каковы бы ни были нравственность и благочестие человека, он продолжает находиться в состоянии отчуждения от Бога до тех пор, пока не уверует в то, что кровь Христа, пролитая во искупление всего человечества, была пролита в т. ч. и за его грехи. Это убеждение должно прийти к человеку путем внезапного мистического озарения, и оно неразрывно связано с безусловной уверенностью в спасении души и с полной властью над грехом. Дж. Уэсли был увлечен этим учением, в к-ром видел орудие для возрождения падшего человека. Братья Уэсли пережили то самое мистическое озарение, о к-ром говорил Бёлер. Дж. Уэсли так описывает происшедшее с ним 24 мая 1738 г.: «Вечером я отправился, очень неохотно, в общество на улице Олдерсгейт; там читали предисловие Лютера к изданию Послания к Римлянам, где речь шла о перемене, которую Бог совершает в сердце человека через веру во Христа, я почувствовал в сердце необычайную теплоту. Я ощутил, что доверяю свое спасение Христу, одному лишь Христу; и мне дана была уверенность, что Он искупил все, даже мои грехи и спас меня от власти греха и смерти». В 1738 г., вскоре после своего обращения, Дж. Уэсли посетил поселение Гернгут недалеко от Циттау (Саксония). Центр моравских братьев находился в поместье Бертельсдорф, принадлежавшем гр. Николаю Людвигу фон Цинцендорфу - покровителю, а впосл. епископу Моравской церкви. По возвращении в Лондон Дж. Уэсли продолжил сотрудничество с гернгутерами и помог им организовать общество Феттер-Лейн, но с 1739 г. он решительно расходится с ними из-за приверженности моравских братьев квиетизму. Так, Дж. Уэсли выступал против их учения о «завершенной святости», получаемой в оправдании, т. к., с его т. зр., это практически исключало дальнейший духовный рост человека.

Братья Уэсли разделяли основные доктрины и установления Церкви Англии, не предполагая соперничать с ней или отделяться от нее. В письме кор. Георгу II Дж. Уэсли подтверждает свою приверженность Церкви и короне: «Мы объединились только для одной и никакой другой цели - для содействия, насколько это в наших силах, справедливости, милосердию и правде слова Божия, а также установлению мира и доброй воли среди людей; мы не приемлем доктрины Римско-католической Церкви и принадлежим только царственной особе Вашего Величества и королевского дома». Не отрицал он и важности таинств, считая их незаменимой помощью всем людям в принятии веры и утверждении в ней. Организованные Дж. Уэсли «общества» задумывались не как замена организационных структур Англиканской Церкви, а как дополнение к ним. Акцент был сделан на евангелизации культа, достижении духовной чистоты, развитии миссионерской и проповеднической деятельности, ориентированной на широкие народные массы. Дж. Уэсли утверждал, что спасение человека, наделенного свободной волей, зависит от его поведения. Хотя человек при грехопадении отдалился от первоначального совершенства, потеряв праведность, он не утратил образ Божий в себе, разум и свободу выбора, поэтому способен в результате долгой борьбы со своими греховными наклонностями достичь духовного возрождения. Обратившись к Богу, человек может содействовать благодати, дарующей силу к совершению добра. Человек в неверии может противиться благодати, может утратить ее, и потому не только возможно, но даже необходимо многократное повторение «возрождения». Т. о., первоначально учение М. сводилось к следующим установкам: люди по своей природе грешны и, следов., являются детьми греха; человек оправдывается верой; вера производит внутреннюю и внешнюю святость. Во многом по этим соображениям Уэсли утвердил проповедничество мирян без различения их общественного статуса и образования (с 1741), а также допустил возможность появления проповедников-женщин. Первым методистским проповедником-мирянином стал Т. Максфилд (ок. 1720-1785). Он активно привлекал мирян не только к произнесению проповеди во время службы, но и к решению организационных вопросов внутри церковных общин. Основной аудиторией первых М. были находившиеся в полном небрежении Церкви и государства рабочие корнуолльских штолен, жители лондонских трущоб, портовые грузчики Бристоля. Владельцы горнодобывающих и промышленных предприятий косвенно способствовали развитию методизма, не устанавливая запретов на проповедническую деятельность первых проповедников-методистов. Вероятно, они были заинтересованы в их деятельности, полагая, что она может помочь предотвратить возможные социальные конфликты.

Первые М. начинали свое общение с верующими с проповеди и исполнения гимнов. Проповеди представляли собой живую речь, а не чтение заранее написанного текста. Слова и выражения подбирались с учетом уровня слушателей. Дж. Уэсли много работал над речью, чтобы приблизить ее к народной, сделать ясной и образной. Гимны заменили собой псалмы. Популярность гимнов была обусловлена понятным для народа языком и несложными мелодиями, а также легко запоминавшимися припевами. Автором первых гимнов М. стал Ч. Уэсли. С их помощью он распространял Евангелие среди простых людей. Ч. Уэсли также стал одним из первых в англ. культуре, кто начал писать церковные гимны на собственные стихи. В поэтических произведениях он обращался к таким темам, как Крестная жертва Христа, ответственность человека перед Богом, присутствие Св. Духа и Его освящающей благодати в каждом без исключения человеке, уверенность в спасении, святость праведной жизни и др. Его гимны о Рождестве Христовом (1745) и Св. Троице (1767) внесли неоценимый вклад в полемику о Троице в англ. обществе в кон. XVIII в. Учение М. так доступно и подробно описано в сочиненных Ч. Уэсли гимнах, что они стали одним из источников быстрого распространения методизма. Он сочинил ок. 6 тыс. текстов, 150 из них включены в англ. Методистскую книгу гимнов и псалмов, а их переводы на др. языки составили основу сборников духовных песнопений местных церквей (напр., Книги псалмов Шведской методистско-епископальной церкви).

Каждый методист был членом поместной общины. В 1742 г. были созданы первые общины М., или «общества», к-рые подразделялись на небольшие группы под названием «классы», состоявшие из соседей; они еженедельно собирались для совместной молитвы, прославления Бога и взаимного религ. просвещения. «Классы» создавались для того, чтобы помочь членам «общества» окрепнуть духовно и чтобы у лидеров была возможность беседовать с людьми в домашней обстановке, способствовавшей построению более близких отношений между членами методист. общин. Еженедельно верующие исповедовались друг перед другом в грехах, занимались религиозной и благотворительной деятельностью. В «обществах» поддерживалась строгая дисциплина, нарушители ее после неск. предупреждений и увещеваний изгонялись.

В 1744 г. Дж. Уэсли созвал своих последователей на 1-ю ежегодную конференцию. На ней присутствовали 6 духовных лиц и 4 мирянина. Здесь были рассмотрены вопросы: чему учить, как учить и какую выбрать структуру для церковных организаций. В ответе на 1-й вопрос было развито учение М. Лютера об оправдании верой: «Вера оправдывающая есть убеждение при содействии Св. Духа, что Христос любит меня и предал Себя за меня на Крест; непосредственные плоды оправдывающей веры - мир, любовь, радость, власть над всяким грехом». Но для поддержания веры необходимы добрые дела. На этой конференции было принято решение о том, что методист. служители должны проповедовать 2 раза в день - утром и вечером, не должны стыдиться никакой работы, должны вести журнал, быть тактичными и осторожными в обращении с женщинами, уделять особое внимание детям, их обучению в школах, избегать бесполезной траты времени, легкомысленных развлечений, расточительности и пьянства. Постепенно к движению стали присоединяться англикан. клирики. В 1746 г. «общества» были преобразованы в округа (Circuit system), под руководством помощников Дж. Уэсли странствующие проповедники смогли работать в самых удаленных уголках Англии или Ирландии. Благодаря т. н. окружной системе осуществлялась также постоянная ротация церковнослужителей. Через каждые 5 лет пастор-методист обязан был переехать в др. общину, что было нововведением, т. к. англикан. священники, напр., могли всю жизнь прослужить в одном-единственном приходе. Сам Дж. Уэсли за свою жизнь преодолел в пути 362 тыс. км, за что получил прозвище Всадник Бога, произнес ок. 40 тыс. проповедей и написал ок. 200 книг.

Развитие методизма в Великобритании

На стадии формирования учения внутри движения М. происходили неизбежные споры. Дж. Уэсли разделял взгляды голландского богослова Якоба Арминия, акцентировавшего внимание на решающей роли свободы воли в деле спасения души. Ярко выраженный арминианский характер разработанных Дж. Уэсли доктринальных документов привел к отделению от общего движения М. группы, возглавляемой его ближайшим соратником Уайтфилдом, к-рая придерживалась кальвинист. доктрины о предопределении. Эти взгляды разделили и другие его оппоненты внутри М., напр. Хауэл Харрис и Селина Гастингс, гр. Хантингтонская. В 1783 г. Гастингс основала неск. общин, к-рые впосл. получили название «Объединение Хантингтонской графини» и отделились от методизма. Большинство совр. М. идентифицируют свое учение с арминианской концепцией свободной воли, к-рая даруется освящающей благодатью.

Дж. Уэсли осознавал необходимость сохранения священства: он настаивал на получении от Англиканской Церкви Англии рукоположенных священников для совершения таинств. Но после того как англикан. епископы решительно отказались посвящать в священнический сан приверженцев методист. движения, Дж. Уэсли сам посвятил одного из своих последователей в суперинтендента с правами епископа, чем положил начало методист. священству. И все же, несмотря на свои радикальные действия, Дж. и Ч. Уэсли, основавшие методизм, так и не вышли из Церкви Англии. Пережив мн. соратников по движению, Дж. Уэсли скончался 2 марта 1791 г. Он вошел в историю Церкви как классик и вдохновитель ревайвализма (revival - возрождение, пробуждение) - реформации жизни, а не учения, т. к. его деятельность была направлена на поднятие духовного и морального уровня христианской Церкви, а не на перестройку ее богословского учения. Лишь после смерти Дж. Уэсли последователи его идей приступили к созданию независимой религ. орг-ции. В 1795 г. в Великобритании в соответствии с т. н. планом умиротворения власти признали методизм как самостоятельную протестант. церковь. Движение М. наиболее быстро распространялось в Англии: в 1788 г. численность М. достигла 78 тыс. чел., в 1821 г.- 215 тыс., в 1861 г. насчитывалось уже 513 тыс., а в 1906 г.- 800 тыс. М. Рост методист. общин наблюдался также в Ирландии, Уэльсе и Шотландии.

Распространение М.

В Северной Америке

Ч. Уэсли. 1780 г. Худож. Дж. Расселл (Музей Королевской академии музыки, Лондон)Ч. Уэсли. 1780 г. Худож. Дж. Расселл (Музей Королевской академии музыки, Лондон)

Собрания М. в американских колониях начали проводиться в 1766 г. В Мэриленде работал ирландец Р. Строубридж, в Нью-Йорке, Пенсильвании, Делавэре и Нью-Джерси проповедовали Ф. Эмбури и Т. Уэбб. В 1768 г. Дж. Уэсли послал в Сев. Америку первых 2 официальных миссионеров - Д. Пилмура и Р. Бордмана. В 1771 г. прибыли Ф. Асбери и Р. Райт; в 1773 г.- Т. Ранкин и Дж. Шадфорд. Во время Войны за независимость в США мн. англикан. священники и все методист. проповедники, кроме Асбери, к-рый стал гражданином шт. Делавэр, вернулись в Англию. Нехватка англиканских священников в Новом Свете послужила причиной того, что члены группы методистских проповедников-южан сами себя посвятили в духовный сан, что вызвало раскол с группой Асбери. Он обратился к Дж. Уэсли за авторитетным разъяснением возникшего спора и за помощью в разрешении конфликта. С т. зр. Дж. Уэсли, в тексте НЗ не содержится очевидных доказательств того, что подобные действия незаконны и нет достаточных оснований для того, чтобы считать, что рукополагать во пресвитеры имеет право лишь епископ. В 1784 г. он рукоположил проповедников для служения в Шотландии, Англии и Сев. Америке с правом совершать таинства и послал в Америку в качестве суперинтендента Т. Кука. Назначив Кука суперинтендентом «стада Христова» в Америке, Дж. Уэсли, сам того не желая, создал необходимые условия для возникновения там отдельной церкви, независимой от англикан. Разрыв произошел в 1784 г. на рождественской конференции в Балтиморе, когда состоялось организационное оформление Методистской епископальной церкви. Если в Англии общины М. подчиняются окружным орг-циям, возглавляемым суперинтендентами, то в США суперинтенденту присвоен титул епископа, поэтому амер. Методистская церковь получила название епископальной. Кук предложил разделить полномочия суперинтендента новой амер. Методистской церкви с Асбери, который согласился принять это предложение в случае, если все собравшиеся на конференцию М.-проповедники проголосуют за это и одобрят его кандидатуру. Т. о., Асбери получил свои полномочия от конференции и стал 1-м суперинтендентом, посвященным в этот сан в Америке. Позже Асбери в дополнение к этой должности получил титул епископа, что вызвало немало споров. Дж. Уэсли, узнав об этом, не одобрил его инициативу, т. к. считал, что вопрос о рукоположении епископов остается спорным.

19 апр. 1785 г. в Грин-Хилл-Хаус (шт. Сев. Каролина) состоялась 1-я ежегодная конференция вновь организованной Методистской епископальной церкви. Рукоположенный Дж. Уэсли и посланный в Америку миссионер У. Хаммет выступили против епископата и в 1791 г. создали Американскую примитивную методистскую церковь. В 1792 г. Асбери столкнулся с Дж. О'Келли и его сторонниками, к-рые требовали предоставлять проповедникам право обращаться к ежегодной конференции, если они были недовольны своим назначением. Предложение O'Келли не было принято большинством участников Генеральной конференции Методистской епископальной церкви, они встали на сторону еп. Ф. Асбери. Сторонники О'Келли создали новую церковную орг-цию - Республиканскую методистскую церковь. После 1792 г. ежегодные церковные конференции стали региональными, а Генеральная конференция созывалась раз в 4 года. Ок. 1812 г. в Генеральных конференциях стали принимать участие не все верующие, а только избранные общинами делегаты. Еп. Ф. Асбери активно внедрял в практику методист. церкви созданный Дж. Уэсли институт «разъездных проповедников». Асбери считал его идеальным для осуществления миссии в большой и малонаселенной стране, где люди жили за много километров друг от друга. Каждый проповедник имел свой округ, он объезжал его верхом за 4-5 недель, проводя собрания в любом месте и для любого количества людей. По данным, основанным на дневниковых записях Асбери, за время служения он проехал более 400 тыс. км и прочитал более 16 тыс. проповедей. Результатом этой деятельности стало значительное увеличение числа прихожан (с 1200 чел. в год приезда Асбери в США до 214 тыс. чел. в год его смерти). В 1819 г. М. создали Миссионерское об-во, деятельность которого распространилась на территорию Канады и Нов. Шотландии. В 1812 г. насчитывалось 190 тыс. амер. М., к 1844 г. их число возросло до 1170 тыс., а к 1899 г. превысило 4 млн чел.

Методистская церковь в Балтиморе. 1872 г. Архитекторы Т. Диксон и Ч. КарсонМетодистская церковь в Балтиморе. 1872 г. Архитекторы Т. Диксон и Ч. Карсон

В кон. XVIII-XIX в. Методистская епископальная церковь в Сев. Америке пережила ряд внутренних потрясений. Расхождения во мнениях по вопросам распределения церковного руководства между духовенством и мирянами, рабства, выработки единой литургии привели к образованию новых церквей.

В 1787 г. в Филадельфии (шт. Пенсильвания) прихожане-афроамериканцы, возмущенные сегрегацией, создали общину «Свободное африканское общество», во главе которой встали бывшие рабы Р. Аллен и А. Джонс. В 1794 г. орг-ция разделилась: Джонс возглавил Африканскую епископальную церковь св. Фомы, Аллен - Бетельскую африканскую методистскую епископальную церковь, здание к-рой было построено в основном на его деньги и освящено еп. Ф. Асбери. В 1799 г. он впервые в истории США рукоположил афроамериканца Аллена во диакона. Тем не менее вплоть до решения суда в 1816 г. церковь не была полностью самостоятельной. В апр. того же года в Филадельфии состоялась Национальная конференция африкан. методист. общин, где была создана полностью независимая Африканская методистская епископальная церковь, 1-м епископом к-рой стал Аллен.

В 1796 г. в Нью-Йорке прихожане-афроамериканцы во главе с Дж. Вариком, Э. Томпсоном и У. Миллером обратились к епископу с просьбой об организации отдельной афроамер. церкви. Через 5 лет прошение было удовлетворено, и 9 марта 1801 г. была основана Африканская методистская церковь Нью-Йорка. На Генеральной ассамблее 1848 г. к ее названию было добавлено определение «Сионская» - по посвящению 1-й церкви, построенной общиной в 1800 г. В 1828 г. отделилась церковь канад. М. Недовольство наличием епископов в церковной структуре и авторитарным церковным руководством привело к возникновению Методистской протестантской церкви (1830), объединившей 26 тыс. верующих.

Лидером М.-аболиционистов (выступавших против рабства) был О. Скотт. В 1840 г., когда аболиционисты были подвергнуты репрессиям, Скотт вместе с Л. Матлоком, Л. Сандерлендом и др. создал Уэстлианское методистское объединение, к-рое выступало и против рабства и против наличия в структуре церкви епископата. За год к церкви присоединились 15 тыс. членов, но после окончания Гражданской войны в США и отмены рабства многие из них вернулись в материнскую церковь.

Бурные дебаты по вопросу рабства привели к новому расколу внутри Методистской епископальной церкви. В 1844 г. возник кризис, связанный с личностью епископа-рабовладельца Дж. О. Эндрю. Работа Генеральной конференции в Нью-Йорке, продлившаяся 36 дней, зашла в тупик, и участники конференции проголосовали за «план разделения», согласно которому Методистская епископальная церковь включала сев. и зап. конференции, а в юж. штатах действовала Методистская епископальная церковь Юга, официально созданная в Луисвилле (шт. Кентукки) в 1845 г. Поиски путей взаимопонимания обеими сторонами начались вскоре после капитуляции армии южан 9 апр. 1865 г. в Аппоматтоксе, но примирение между Методистской епископальной церковью и Методистской епископальной церковью Юга состоялось не сразу. С 1904 г. начался процесс сближения, но только в 1939 г. на конференции в Канзас-Сити (шт. Миссури) произошло их объединение. К союзу присоединилась также Методистская протестантская церковь; в итоге возникла Единая методистская церковь.

Уэслианские М. создали независимые церкви, к-рые получили название «Церкви святости». В 1857-1858 гг. в США были организованы летние евангелистские лагеря, в которых проходили продолжительные (до недели) собрания верующих и совершались многочасовые покаянные молитвы.

В 1860 г. была создана церковь «Свободные методисты». По окончании Гражданской войны (1865) «Движение святости» охватило как северную, так и южную Методистские церкви США. В 1867 г. была создана Национальная ассоциация лагерных собраний ради достижения святости, в 1893 г. преобразованная в Национальную ассоциацию святости, в 1971 г. она стала называться Ассоциацией христианской святости. В 1863 г. к движению примкнули нек-рые пенсильванские меннониты, в 1947 г.- часть квакеров. В 1880-1890 гг. М. доминировали в движении, затем часть проповедников стала отвергать доктринальные нормы и каноническую власть. Основанные такими проповедниками секты стали объединяться. Сравнительно крупными объединениями стали Церковь Бога (основана в 1880 в г. Андерсон, шт. Индиана), Церковь назореев (1908) и Пилигримская церковь святости Нью-Йорка (1897; в 1968 объединилась с Методистской уэслианской церковью в Уэслианскую церковь).

В 1946 г. Церковь объединенных братьев и Евангелическая церковь образовали Евангелическую церковь объединенных братьев. В 1968 г. Методистская церковь и Евангелическая церковь объединенных братьев образовали Объединенную методистскую церковь. В 60-х гг. XX в. активно шли переговоры о союзе с Евангелической объединенной братской церковью, выросшей из методист. ривайвелистского движения («Движения возрождения») среди немецкоязычных поселенцев в сев. колониях, к-рая сблизилась с Методистской церковью в вопросах учения и организации.

23 апр. 1968 г. эти церкви образовали Объединенную методистскую церковь США, насчитывающую 10,3 млн членов примерно в 39 600 общинах, а также ок. 35 тыс. священнослужителей. Она подразделяется на 5 территориальных конференций, которые созываются раз в 4 года, и 92 ежегодные конференции. Учебные заведения М. включают средние школы и колледжи. Объединенная методистская церковь содержит госпитали, сиротские приюты, дома престарелых и дома беременных женщин; миссионерской работой охвачены более 50 стран. Старейшее и крупнейшее религ. изд-во в мире - методистское, выпускающее ок. 55 периодических изданий.

Африканская методистская епископальная церковь - 2-е крупнейшее методист. объединение в США (ок. 1,2 млн членов). Выпускает 4 периодических издания, в т. ч. «Христианскую хронику». Помимо осуществления обширной программы евангелизации внутри страны церковь ведет большую миссионерскую работу в Африке и Вест-Индии. В число 11 самостоятельных методистских объединений в США входят Африканская методистская епископальная сионская церковь (ок. 940 тыс. членов, ок. 4,5 тыс. общин), Христианская методистская епископальная церковь, отделившаяся от Цветной методистской епископальной церкви в 1870 г. (ок. 500 тыс. членов), консервативная Свободная методистская церковь Сев. Америки (ок. 65 тыс. членов). Представляя в наст. время в США в первую очередь средние слои населения, М. уделяют большое внимание социальным вопросам, в частности улучшению условий жизни людей. Наибольшее распространение учение М. получило в США; в наст. время М. уступают по численности лишь баптистам и католикам.

В России

Методистская церквь в Нью-Йорке. 1893 г.Методистская церквь в Нью-Йорке. 1893 г.

М. из Скандинавии впервые посетили Россию в кон. XIX в. В 1880 г. на территории входившего в состав Российской империи Великого княжества Финляндского в г. Ваза К. Линдборгом была основана первая община М. В 1884 г. возникла методист. община в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки). В 1882 г. пастор Линдборг посетил швед. общину С.-Петербурга, а в 1889 г. в городе уже появился 1-й рус. методист. приход, в к-ром служили преимущественно выходцы из Швеции и Финляндии. В марте 1907 г. пастор Х. Ф. Салми, родившийся в С.-Петербурге, получил офиц. разрешение от правительства на общественную деятельность Методистской церкви. Он имел богословское образование, хорошо говорил по-русски, владел фин. и швед. языками. В окт. 1907 г. в городе была основана Финская и Петербургская миссия М., к-рую возглавил амер. миссионер Дж. А. Симонс. Под рук. Симонса начался выпуск периодических изданий «Методизм в России» (на англ. яз.) и ж. «Христианский Поборник» (Защитник), также были опубликованы его труды «Канонический катехизис», «Доктрины и дисциплины Методистской епископальной церкви», «Методисты: кто они и чего хотят?» и брошюра Дж. Уэсли «Характер методиста». По воскресеньям М. проводили службы на рус., нем., англ., швед., фин. и эст. языках, была открыта воскресная школа для детей и проводились занятия по изучению Библии для взрослых.

В 1909 г. Методистская епископальная церковь в России была признана официально. Она получила название «Первая Петербургская методистская епископальная церковь»; объединяла 132 чел. 9 национальностей под рук. пастора Симонса. В 1910 г. методист. община насчитывала уже 500 постоянных членов. Такому быстрому распространению методизма способствовало то, что приоритетными сферами деятельности М. были социальная помощь, миссионерская работа и образовательные программы. Забота о бедных, больных и нуждавшихся в помощи была важной частью их служения. В сент. 1908 г. в доме № 44 на 3-й линии Васильевского о-ва начала действовать община диаконисс «Вифания» во главе с А. Эклунд. Особое внимание М. уделяли миссионерской деятельности. 9 июня 1907 г. В. Тяхт и К. Кум начали проповедовать на о-ве Эзель (ныне Саарема, Эстония). В 1910 г. в г. Аренсбург (ныне Курессааре) была создана 1-я Методистская церковь в Эстонии. В 1906 г. в Литве был официально зарегистрирован 1-й приход. В янв. 1911 г. в Ковно (ныне Каунас, Литва) открылся молитвенный дом М., в июле 1912 г. там прошло 1-е заседание Русского миссионерского округа. С этого времени Русская миссия стала самостоятельной ветвью Методистской епископальной церкви. На тот момент в сев. части России насчитывалось 13 проповедников, было 15 методист. общин, 9 воскресных школ (где обучались более 700 детей); действовали 2 часовни и строились 2 молитвенных дома. Первыми рус. проповедниками были А. И. Иванов и Н. П. Смородин. В 1914 г. в С.-Петербурге община М. приобрела в собственность дом № 58 на Большом проспекте, в к-ром 1 сент. 1915 г. была открыта церковь М., разместились Центральное бюро М. в России и редакция «Христианского Поборника».

Методистская церковь в Кууресааре, Эстония. 1993 г.Методистская церковь в Кууресааре, Эстония. 1993 г.

Методизм распространялся и в др. регионах России, напр. на территории российского Дальн. Востока, куда переселилось большое количество корейцев. Начало служения корейских миссионеров в Приморье связано с переездом корейского населения на постоянное место жительства в Приморский край. Документы по истории Кореи свидетельствуют о том, что в 1862 г. 13 семей из-за засухи и голода покинули родину и переселились в Приморье. В 1868 г. на территории совр. Уссурийского городского окр. уже проживали более 1800 чел. После 1884 г. в связи с улучшением международных отношений между Россией и Кореей отмечается еще больший прирост корейского населения, в 1908 г. его численность составляла в Приморье более 45 397 чел. В 1920 г. в Сибири и на Дальн. Востоке проживали более 300 тыс. корейцев. В мае того же года Корейское методистское собрание официально решило вести миссионерскую работу в Сибири и в окт. отправило миссионеров в Харбин, во Владивосток, в Никольск. За год было создано 30 общин. 30 июля 1921 г. в Никольске миссионеры Ким Ен Хак (Владивосток), Чэн Дэ Тэг и Ким Тэг Су (Никольск) организовали собрание сибир. миссионеров. Осенью 1921 г. было освящено здание методист. церкви во Владивостоке. В Никольске при приходе были открыты школы для мальчиков и девочек. В том же году в США была создана Методистская Сибирско-Маньчжурская миссия для работы среди корейского и рус. населения на Дальн. Востоке и в Маньчжурии. В нач. 1923 г. миссионерами была основана русскоязычная община во Владивостоке (Methodism in Russia. 1995. Р. 71-74). В 1923 г. во Владивостокском церковном р-не в 36 церквах насчитывалось 1418 верующих, в Никольском - 21 церковь (754 верующих). В 1925 г. пастор был арестован, построенная им во Владивостоке церковь была конфискована. Число верующих сокращалось, в период гонений почти все миссионеры выехали из России. Оставшийся пастор Ким Ен Хак в 1930 г. был арестован и приговорен к каторжным работам († в нояб. 1933). Собрание миссионеров в 1930 г. решило приостановить миссионерскую деятельность в Сибири и сосредоточиться на работе в Маньчжурии. Несмотря на значительный успех миссии среди русскоязычной диаспоры Маньчжурии, насчитывавшей сотни тысяч человек, в 1927 г. работа рус. отделения миссии была свернута. 25 дек. 1931 г. из-за начавшихся гонений со стороны советской власти был закрыт методист. храм на Большом проспекте в доме № 58 в Ленинграде. Единственной действовавшей методистской церковью на территории СССР была созданная в 1935 г. Методистская церковь Эстонии, численность которой с 1945 по 1973 г. увеличилась с 1242 до 2,3 тыс. чел.

Первые зарубежные миссионеры приехали в СССР в 1989 г. и начали активную проповедь в нач. 90-х гг. XX в. Постсоветский методизм воспринимался обществом как совершенно новое явление на российской почве и не ассоциировался в сознании людей со швед. или с эст. деятелями нач. XX в. Зарубежные проповедники делали ставку на организацию российской методист. церкви во главе с российским пастором. Возрождение М., начавшееся с евангелизации корейской диаспоры, происходило усилиями миссионеров из США, Германии, Юж. Кореи.

Наиболее крупными центрами возрождения методизма стали Москва, Самара и Екатеринбург. В Москве пастор Енг Чхоль Чо основал Центральную объединенную методистскую церковь, к-рая впосл. дала начало методист. церквам в Москве, в Мытищах, во Внукове и в Перове. Л. Гарбузова образовала церковь «Поющие христиане». В Самаре основателем и 1-м служителем Объединенной методистской церкви стал В. Спекторов, выпускник Эстонской методист. семинарии. Д. Рэмси возглавил служение в Первой объединенной методистской церкви Екатеринбурга, к-рое затем продолжила Л. Истомина. В 1992 г. пастор Чо совместно с миссионерами др. конфессий организовал работу Объединенной богословской семинарии, которая стала заниматься подготовкой пасторов и служителей для церкви. Выпускники семинарии получают распределение и несут пасторское служение на всей территории бывшего СССР. В 1999 г. открылось заочное отделение Богословской семинарии Российской объединенной методистской церкви (РОМЦ), ректор семинарии - А. Ким. В 1993 г. РОМЦ получила гос. признание, подтвержденное в 1999 г. Мин-вом юстиции РФ. Церкви был присвоен статус Централизованной религиозной организации. Первым епископом РОМЦ стал Р. Р. Минор, миссионер Кристина Хена возглавила медицинскую программу. Стали выходить периодические издания, возобновился выпуск методистских книг на рус. языке. Большое влияние на развитие 2-й волны методизма в России оказала Методистская церковь Эстонии.

Работа велась на территории от зап. части бывш. СССР (Калининград) до Тихого океана (Владивосток), с севера (Архангельск) до юга (Казахстан), на Украине и в Молдавии. В течение 10 лет в составе РОМЦ образовалось 6 округов: Волго-Вятский, Московский, Северо-Западный, Урало-Сибирский, Центрально-Чернозёмный и Южный, их возглавили старшие пасторы Н. Нуштаева, Д. Ли, А. Пупко, Е. Степанова, В. Ким и У. Лавлейс. В нач. 2000-х гг. в составе РОМЦ насчитывалось 13 округов: Волжский, Московский Южный, Московский Северный, С.-Петербургский, Западный, Новгородский, Уральский, Сибирско-Дальневосточный, Центр. Азия, Северокавказский, Центрально-Чернозёмный, Украина и Молдавия. РОМЦ объединяет более 100 церквей и библейских групп на территории России, число их членов постоянно растет, в наст. время - более 5 тыс. чел. В церквах несут служение более 70 назначенных пасторов, 30 из которых - рукоположенные пресвитеры; раз в год собирается высший орган РОМЦ - Ежегодная конференция. Существует также неск. конференций Евразийской объединенной методистской церкви, учрежденной в Москве. С 2005 по 2012 г. ее возглавлял еп. Объединенной методистской церкви России и Евразии Ханс Вексбю; с кон. 2012 г.- Э. Хегай.

Вероучение и богослужебная практика

Методистская церковь в Екатеринбурге. Кон. ХХ в.Методистская церковь в Екатеринбурге. Кон. ХХ в.

Вероучительными основами методизма считаются «Типовые проповеди Дж. Уэсли», а также составленные им «Объяснительные записки к Новому Завету» и «25 статей религии». «Типовые проповеди...» включают в себя 44 проповеди, с к-рыми Дж. Уэсли выступал в период с 1746 по 1760 г. и в к-рых отразились его доктринальные представления. «Объяснительные записки...», подготовленные Дж. Уэсли в 1755 г., являются кратким изложением его понимания Евангелия, свидетельствующим о его приверженности арминианской доктрине (антикальвинист. учению о наличии у человека свободной воли). Нек-рые методист. орг-ции, особенно английские, рассматривают «Объяснительные записки...» как доктринальный стандарт для М. «25 статей религии», подготовленных Дж. Уэсли для амер. М. и впервые представленных на конференции только что созданной Методистской епископальной церкви в 1784 г., представляют собой несколько видоизмененные 39 статей англиканского Символа веры, составленного еще при Елизавете Тюдор, в 1571 г. Дж. Уэсли предложил 24 статьи, а амер. конференция добавила к ним еще одну. Т. о., вероучительные положения М. в форме 25 утверждений не отличаются существенно от англикан. 39 статей, являясь по сути сокращенным их вариантом, сделанным Дж. Уэсли. Сокращения и изменения имели целью, немного упрощая формулировки, изъять из англикан. документа все кальвинист. и католич. элементы, а также положения, устанавливавшие ритуал. «25 статей религии» оставались неизменными на протяжении всей истории основных методистских церквей.

М. исповедуют традиц. христ. учение - веру в Пресв. Троицу и в человеческую и божественную природу Иисуса Христа, признают Библию как высший авторитет в вопросах веры и практической жизни. Они утверждают реальность греха, но также возможность прощения и искупления. Дж. Уэсли отрицал кальвинист. доктрину предопределения, и большинство М. вслед за ним считают, что спасены могут быть все люди, причем они в состоянии осознать факт своего спасения. Все люди при рождении получают дар благодати, позволяющий им ответить на призыв Божий и вступить на путь спасения. М. убеждены также, что человек через веру, покаяние и святость может возрастать в благодати, стремясь к христ. совершенствованию, рождению свыше. Этот процесс, длящийся всю жизнь, Уэсли называл освящением (Sanctification).

Принимая основные положения протестантизма, М. допускают свободную интерпретацию догматов, не настаивая на доктринальном конформизме. Кроме того, они не придают теологическим проблемам особо важного значения, не стремятся участвовать в богословских дискуссиях, полагая, что основное внимание должно быть сконцентрировано на достижении христ. совершенства и утверждении уверенности в личном спасении. М. считают, что спасение приходит через веру, но не отрицают и необходимости добрых дел; личному обращению и спасению всегда сопутствует стремление к миссионерству и служению миру. Для М. любовь к Богу означает среди прочего хорошие отношения с ближними и готовность достичь справедливости, и только библейская святость указывает человеку путь к личному благочестию. Человек может прийти к вере быстро - через эмоции или усердно читая Библию и молитвы. М. избегают крайностей, полагая, что различные мнения по доктринальным вопросам, если они не выходят за пределы христ. вероучения, имеют право на существование и приветствуются.

Методист. общины используют в богослужении разные литургические формы - начиная с т. н. высоких форм, унаследованных от англикан. церкви, и заканчивая максимально простым богослужением. Культовая практика М. близка к англиканской, вместе с тем существует значительная свобода в выборе молитв, различаются между собой и воскресные службы, разработаны методист. сборники церковных гимнов (многие сочинены Ч. Уэсли) и книга богослужений. Совершение таинств, ритуал посвящения в священнослужители, свадебная и похоронная церемонии сходны с англиканскими, но обряды их проще, и наряду со священниками миряне активнее, чем англикане, участвуют в богослужениях. М.- единственная протестант. деноминация в Великобритании, организовавшая воскресные школы для взрослых прихожан.

Во время богослужений в методист. церквах обычно упоминается Апостольский Символ веры. Признают М. и Никейский Символ веры, относясь с нек-рым скептицизмом к Афанасиеву Символу. В ряде церквей используются в определенных целях и более поздние Символы, прежде всего т. н. Социальный символ, принятый на Генеральной конференции Методистской епископальной церкви в 1908 г. в США.

Богословие таинств и литургии в методизме следует тенденции исторической интерпретации учения англикан. церкви, к-рое хорошо знали основатели методизма. М. признают Крещение и Евхаристию (Вечерю Господню, или Св. Причастие). При совершении Евхаристии причастию предшествует общая исповедь в форме установленной молитвы. Крещение совершается обычно окроплением (хотя по желанию крещаемого оно может быть совершено через обливание или погружение). Крестят обычно младенцев, но крещение может быть отложено и до зрелого возраста. Крещеные дети не учитываются церковной статистикой как полноправные члены церкви. Причащающийся обычно стоит коленопреклоненным перед перилами алтаря и получает хлеб и вино в память о смерти Христа и Его жертве. Не определяя, каким образом происходит пресуществление, М. считают, что они «принимают Тело и Кровь Христа, Который дает искупление в Святом Причастии», т. е. они верят в истинное присутствие Христа в элементах причастия, не уточняя, однако, как конкретно оно выражается.

Во время причастия вино нередко заменяется соком черной смородины, красного грейпфрута или винограда, т. к. М. строго следуют трезвому образу жизни и решительно отвергают употребление алкоголя, что сближает их с позицией членов Армии спасения в этом вопросе. Сегодня потребление алкоголя воцерковленными М. является скорее делом личного выбора, хотя большинство прихожан традиционно ведут трезвый образ жизни.

М. утверждают, что существуют многочисленные средства получения человеком Божией благодати, к-рые даруются сакраментальным образом, таинства не единственные носители благодати, а только видимые знаки внутренней благодати. Так, крещение - образ возрождения, евхаристия - воспоминание смерти Христовой, хлеб и вино являются символами Тела и Крови Иисуса Христа. Человек получает уверенность в своем спасении не через таинства, а через внутреннее непосредственное свидетельство Св. Духа. Таинства не могут быть признаны достаточными благодатными средствами, нужны еще и др. средства, указываемые методикой спасения, т. е. определенные методы «обращения» и руководительство душ. У М. есть обряды бракосочетания и похорон, вступления в церковь, но таинствами они не считаются; существуют обряды и для таких событий, как утверждение на миссионерскую деятельность. Порядок богослужения рекомендуется (но не предписывается) принятой на Генеральной конференции богослужебной книгой. Молитвы и литании, изложенные в этой книге, используются по выбору; это скорее рекомендации, чем обязательные формы богослужения.

Методизм, как и мн. др. протестант. конфессии, проповедует священство всех верующих, что является фундаментальным принципом протестант. теологии, согласно которому каждый верующий способен совершать богослужение, исповедовать и отправлять таинства. Духовные лица, назначенные на служение церкви, не составляют особого сословия, но исполняют роль проповедников и наставников. Они равны между собой, по божественному праву имеют одни и те же служебные полномочия и от др. верующих отличаются только должностью или служебными обязанностями, а не посланными свыше правами и благодатными дарами. Поэтому столь важную роль в церковном руководстве у М. играют миряне, почти в равном со священством количестве представленные в каждом органе, комитете и на конференции. После определенной подготовки миряне допускаются к проповедям, проведению богослужений, совершению таинств. Женщины могут быть избраны на любое служение, в т. ч. священническое.

Методистское священство бывает 2 степеней: низшей (диаконы) и высшей (пресвитеры или старейшины). Греч. слово «дьяконос» переводится как «служитель» или «пастор»; такое же значение это слово имеет и в Апостольской Церкви и относится к лицам, к-рых после определенного срока служения и прохождения соответствующего курса рукополагают в этот сан. Диакон имеет право благословлять браки, совершать таинство крещения и помогать во время таинства Св. Причастия. Методист. священники, как призванные, так и рукоположенные для отправления духовных обязанностей, проповедуют Евангелие, совершают таинства. У них есть списки крещенных ими детей, они назначают людей, обязанных посещать каждого из детей хотя бы раз в неделю и наставлять в вере и исполнении религ. обязательств. Окружным, или суперинтендентам, поручено наблюдение за работой церкви в округе. Пресвитерский сан является высшим в структуре методист. церкви.

Должность епископа (там, где она есть) не рассматривается как 3-я степень священства. Это пресвитер, выполняющий адм. работу, своего рода управляющий церковной организацией. Епископы избираются пожизненно на конференции, на т. н. юрисдикции. Они назначаются обычно после консультации с членами церкви и со священнослужителями. Епископат не имеет особого статуса, епископы скорее офиц. лица, к-рые следят за духовной и деловой жизнью в тех округах, где их избирали; им помогают окружные пресвитеры. В круг обязанностей назначенных на эти посты суперинтендентов входит посещение церквей во вверенных им округах, в случае необходимости - замена епископа в административных делах и помощь в назначении пасторов на приходы. Окружные пресвитеры составляют «кабинет» епископа, к-рый может называться генеральным суперинтендентом. В их обязанности входит председательствование на генеральной, территориальной, центральной и ежегодной конференциях, назначение суперинтендентов и рукоположение во диаконы и пресвитеры, осуществление общего надзора за работой церкви.

Членом методистской церкви может стать любой человек, достигший «возраста решения», исповедующий Иисуса Христа как Господа и Спасителя, а также подчиняющийся церковному порядку. Признаются правомочными и обеты, данные другим церквам (посредством письма о переходе в методизм). В церковном законодательстве четко зафиксирована возможность вхождения в церковь лиц всех рас и национальностей. С 1813 г. существует Методистское миссионерское об-во.

В основе церковной орг-ции М.- община, объединяющая верующих. Общины входят в состав округа, который возглавляет священник, называемый суперинтендентом (в неепископальных церквах) или епископом (в епископальных церквах). Общины состоят из групп верующих, называемых обществом или классом. Каждый такой «класс» состоит из 12-20 чел. Еженедельно под руководством старшего в группе проводятся встречи членов «общества», имеющие целью установить систему пасторского попечения, духовного окормления верующих и руководства прихожанами. Пасторы должны знать нужды каждого члена церкви. Руководитель «класса» обязан давать отчет о каждом проведенном собрании своего «класса», о духовном состоянии подопечных; руководители «класса» образуют совет общины. Группа регулярно собирается для молений, М. слушают проповеди и обсуждают духовное состояние каждого члена «класса» и обмениваются духовным опытом за истекшую неделю. У М. принято обязательное участие всех верующих в жизни церкви, в т. ч. в еженедельных церковных собраниях. Главная задача М.- жить по законам христ. нравственности, и церковная орг-ция помогает в этом своим членам.

С течением времени устройство методист. церквей претерпело некоторые изменения: автократичный характер сменился представительным, в XXI в. конференции традиционно управляют методист. церквами и объединениями. Высший руководящий орган - ежегодная конференция, к-рая объединяет отдельные общины в пределах определенного географического региона (напр., штата или половины штата в США). Церковь или церковный район, состоящий из неск. близко расположенных церквей (в США объединение церквей в районы не получило распространения), проводит ежеквартальные конференции, в к-рых участвуют принадлежащие к этой церкви или церковной группе миряне. Каждая церковь имеет совет, состоящий из мирян. В США ежегодные конференции объединены в территориальную конференцию, на ней выбирают и назначают епископов и членов церковного правления. В др. странах эти функции берут на себя центральные конференции, они могут выполнять и дополнительные обязанности, а также определять степень своей автономности. Высший законодательный авторитет для методистов - Генеральная конференция; в компетенцию этого полномочного органа входят вопросы вероучения и мирской деятельности, он обеспечивает управление церквами. На конференциях регионального уровня, так же как и на Генеральной конференции, в равном количестве представлены и миряне и священнослужители. Высшей инстанцией в области церковного права является Судебный совет.

В нач. XXI в. к методист. церкви принадлежало ок. 75 млн чел. более чем в 130 странах мира. Объединенная методистская церковь в США избрала 1-ю женщину-епископа в 1980 г.; в 2009 г. Р. Веннер из Объединенной методистской церкви в Германии стала 1-й женщиной-епископом методист. церкви за пределами США. М. всегда активно сотрудничали с др. церквами, методист Дж. Р. Мотт считается одним из создателей Всемирного Совета Церквей. М. посылали офиц. наблюдателей на II Ватиканский Собор Римско-католической Церкви. Переговоры с др. деноминациями по вопросам взаимного сотрудничества ведет постоянная Комиссия по экуменическим делам. Почти все методистские церкви состоят в созданном в 1881 г. Всемирном методистском совете (штаб-квартира в Лейк-Джуналаска, шт. Сев. Каролина), к-рый раз в 10 лет созывает Всемирные методистские конференции.

Ист.: Wesley J., Wesley Ch. Hymns and Sacred Poems. Bristol, 1743; Уэсли Д. Сб. проповедей / Пер.: Э. Керимов. М., 20022; он же. Избр. проповеди / Пер.: Э. Керимов; ред.: Р. Колодий. СПб.; К.: 20022.
Лит.: Hurst J. F. John Wesley the Methodist. Whitefish (Mont.), 1903; Stout H. S. The Divine Dramatist: George Whitefield and the Rise of Modern Evangelicalism. Grand Rapids (Mich.), 1991; Methodism in Russia and the Baltic States: History and Renewal / Ed. S. T. Kimbrough. Nashville(Tenn.), 1995; Dreyer F. A. The Genesis of Methodism. Bethlehem, 1999; Cracknell K., White Susan J. An Introduction to World Methodism. Camb.; N. Y., 2005; Vickers J. E. Charles Wesley's Doctrine of the Holy Spirit: a Vital Resource for the Renewal of Methodism Today // The Asbury J. Wilmore, 2006. Vol. 61. N 1. P. 47-60; Артеменко С. А. Причины возникновения и развития движения методистов в Англии XVIII в. // Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2010. № 1. С. 52-59; Richey R. E. American Methodism: A Compact History. Nashville, 2012.
А. И. Горбенко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕЙДЕЛЬБЕРГСКИЙ КАТЕХИЗИС один из наиболее авторитетных вероучительных документов реформатской церкви, составленный в 1563 г. К. Олевианом и З. Урсином по заказу курфюрста Пфальца Фридриха III Благочестивого
  • МЕТОДИЗМ см. Методисты
  • НОВОАПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ новое религ. движение, возникшее в 1863 г. в результате раскола в т. н. Католической апостольской церкви
  • ОБЩИЕ БАПТИСТЫ см. Баптисты