НЕОУНИЯ
Том XLVIII, С. 682-690
опубликовано: 1 июля 2022г.

НЕОУНИЯ

Содержание

Течение среди католиков восточного обряда, связанное с попытками католич. Церкви распространить в 20-30-х гг. XX в. «византийско-славянский» обряд, ориентировавшийся на богослужение Русской Церкви в синодальный период. В более узком смысле под Н. подразумевается деятельность «неоуниатской Церкви» («византийско-славянской Церкви»), альтернативной Львовско-Галицкой униат. митрополии, к-рая насаждалась польск. властями в 1924-1939 гг. среди рус., укр. и белорус. населения Польши за пределами Галиции.

Униатское движение в 1-й четверти XX в.

В 1905 г., вскоре после издания манифеста «Об укреплении начал веротерпимости», в С.-Петербурге появилась группа католиков вост. обряда, в 1907 г. открывшая в столице часовню Св. Духа. С российскими греко-католиками находился в постоянном контакте Андрей Шептицкий, униат. митр. Галицкий и архиеп. Львовский (1900-1944). 29 июня 1907 г. он, пользуясь полученными от папы Римского Пия Х (1903-1914) негласными полномочиями в отношении проживавших на территории Российской империи греко-католиков, назначил перешедшего в унию свящ. А. Е. Зерчанинова своим наместником в России и генеральным викарием нового, «византийско-славянского» обряда (название дано Шептицким). В 1908 г. тайным распоряжением папа предоставил Шептицкому права, привилегии и титулы бывш. митрополитов Киевских и всея Руси. В том же году рим. Конгрегация чрезвычайных церковных дел своим декретом учредила для греко-католиков в России миссию вост. обряда во главе с Зерчаниновым, но уже 20 марта 1911 г. по распоряжению госсекретаря Папского престола кард. Рафаэля Мерри дель Валя эта миссия была упразднена. Зерчанинов был включен в клир Могилёвского католического архиепископства; российские греко-католики подчинены католич. архиепископу Могилёвскому. В марте 1909 г. Шептицкий написал послание к белорусам, в котором просил «держаться унии до смерти».

10 сент. 1914 г. в Киеве, в номере отеля «Континенталь», Шептицкий единолично и тайно рукоположил высланного из Львова российскими властями ректора Львовской ДС свящ. Иосифа Боцяна в титулярного греко-католич. епископа Луцкого. Тогда же в титулярного греко-католич. епископа Острожского был рукоположен бывш. вице-ректор Львовской ДС греко-католич. свящ. Димитрий Яремко (ум. 3 окт. 1916 в ссылке в России, не приступив к своим обязанностям). Назначения титулярных епископов и проведенные рукоположения были связаны с масштабными прозелитическими планами униат. митрополита: надеясь на возрождение униат. церковных структур на Волыни и в др. регионах Российской империи, Шептицкий намеревался использовать находившихся на территории России греко-католич. иерархов в целях пропаганды унии. Боцяну предписывалось возрождать униатство на территории всех греко-католич. епархий, упраздненных в XIX в.: Луцко-Острожской, Туровско-Пинской, Владимирско-Брестской, Полоцко-Витебской и Холмско-Белзской. Однако миссионерские планы на Волыни униаты так и не смогли реализовать. О епископских рукоположениях, совершенных Шептицким, стало известно российским властям. Эти действия были восприняты как провокационные, после чего Шептицкого и его соратников выслали во внутренние области России; Боцян в течение 3 лет отбывал ссылку в Сибири.

В кон. мая 1917 г. в Петрограде под председательством Шептицкого состоялось заседание синода греко-католич. Церкви в России. Решения этого синода (68 параграфов) заложили основы организации экзархата Русской католической Церкви; экзархом был назначен свящ. Леонид Фёдоров (1879-1935), возведенный тогда же в сан протопресвитера. Экзархат получил признание Временного правительства. В офиц. документах Папского престола это новое униат. течение обозначалось как «ritus grаeco-russianus» (греко-руссинский обряд) в противовес галицкому униат. течению, известному как «ritus grаeco-ruthenicus» (греко-рутенский обряд).

В сент. 1917 г. Боцян вернулся во Львов; тогда же было объявлено о его хиротонии. В окт. того же года он предпринял «миссионерскую» поездку-визитацию по Волыни и Холмщине; зимой 1917/18 г. посетил западнобелорус. земли. К 29 авг. 1918 г. униат. свящ. Михаил Кот по согласованию с Боцяном и Шептицким основал униат. приход в Бресте. Деятельность греко-католич. клирика вызвала недовольство польск. властей, оккупировавших регион. 20 февр. 1919 г. Кот был арестован и вывезен в Варшаву; во Львов он вернулся в нач. 1920 г. Конфликты между католиками лат. обряда и униатами имели место в с. Дрелюв Люблинского у. и губ., где в апр. 1918 г. униат. свящ. Волянский по благословению Шептицкого пытался организовать приход при местной церкви, а также в городах Бела (польск. Бяла-Подляска) и Влодава, а также в г. Щебжешин, селах Радечница, Липско и Суховоля Замойского у. (с нояб. 1918 Замойского повята). Католич. власти обвиняли приезжих униатов в проукр. и антипольск. пропаганде.

Андрей Шептицкий, униат. митр. Галицкий и архиеп. Львовский. Фотография. 1921 г.Андрей Шептицкий, униат. митр. Галицкий и архиеп. Львовский. Фотография. 1921 г.После провозглашения независимости Польши униаты были вынуждены договариваться с католич. иерархами. В нояб. 1918 г. Шептицкий послал в Люблин униат. священников Матфея Хоманя и Василия Кирилюка, к-рые обратились к католич. еп. Мариану Леону Фульману (1918-1945) за разрешением служить в пустующих бывш. униатских храмах. В просьбе им было отказано. В янв. 1919 г. Шептицкий в письме Фульману напомнил, что в 1914 г. папа Римский Пий Х предоставил ему особые полномочия по управлению униат. приходами бывших Луцкого и Холмского униат. епископств. В февр. 1919 г. Фульман обратился в Римскую курию с просьбой предоставить официальное подтверждение полномочий Шептицкого от папы Римского Бенедикта XV (1914-1922). Такого подтверждения предоставлено не было. В авг. 1919 г. рим. Конгрегация по делам Вост. Церквей после консультаций с польскими властями официально признала, что власть униатского митр. А. Шептицкого может распространяться только на Галицкую униатскую митрополию, территориально совпадавшую с Львовским католическим архиеп-ством.

В янв. 1920 г. Луцкий униат. еп. И. Боцян обратился к властям Волынского воеводства с просьбой допустить его в Луцк, но получил отказ. 24 февр. 1921 г. Шептицкому сообщили, что папа Римский подтвердил епископскую хиротонию Боцяна. Однако, когда посол Польши при Папском престоле Юзеф Веруш-Ковальский обратился в Римскую курию за разъяснениями о полномочиях Боцяна, его уведомили в том, что, хотя назначение и рукоположение Боцяна во епископа Луцкого являются законными и правомочными, «ввиду исключительности ситуации и по просьбам польского правительства» ему запрещено предпринимать к.-л. действия в рамках своих полномочий.

Тем не менее в 1921-1922 гг. на западноукраинских и западнобелорусских землях, вошедших в состав Польши, число униат. общин выросло. В февр. 1921 г. жители сел Докудув и Ортель Бяльского повята Люблинского воеводства обращались к Шептицкому с просьбой прислать священника. Униат. община появилась в с. Шерешёве Пружанского повята Полесского воеводства, где находилась почитаемая икона Богоматери. 16 дек. 1921 г. Шептицкий просил администрацию Полесского воеводства допустить в село униат. священника, однако получил отказ. На 1922 г. приходится активность в Новогрудском повяте бывш. правосл. свящ. Трофима Семецкого, под влиянием Шептицкого перешедшего в том же году в унию. В дек. 1922 г. Мин-во вероисповеданий и образования Польши высказывало обеспокоенность по поводу действий униат. митрополита Галицкого.

В 1926 г. в связи с созданием апостольской администратуры лат. обряда в Москве экзарх униат. Русской католич. Церкви был подчинен католич. еп. П. Э. Невё, возглавившему администратуру. Распространению вост. обряда в СССР помешал арест в 1923 г. 16 представителей духовенства рус. экзархата. После ареста в 1926 г. Фёдорова вице-экзархом был назначен свящ. Сергий Соловьёв (арестован в 1931). Экзархат униат. Русской католич. Церкви формально существует и в наст. время, но не имеет действующих структур. После смерти Фёдорова (1935) должность экзарха вакантна.

Неоуниатские структуры

Неоуниатская ц. св. Иосафата Кунцевича в Люблине, Польша. 1-я треть XX в.Неоуниатская ц. св. Иосафата Кунцевича в Люблине, Польша. 1-я треть XX в. В Польше активности Шептицкого католич. духовенство противопоставило действия по организации «византийско-славянской» унии, не связанной с Галицией. Польск. власти, духовные и светские, стремились оттеснить духовенство Львовско-Галицкой униат. митрополии от прозелитической деятельности за пределами Галиции, такую деятельность должна была вести самостоятельная неоуниат. Церковь под непосредственным контролем католич. епископов и польск. чиновников. План создания Н. на территории Польши был одобрен папой Римским Пием XI. Н. предлагалось распространять при соблюдении «всех обрядов и обычаев Греческой Церкви, исходящих от святых отцов»; изменения в традиц. правосл. богослужебном чине запрещались.

В 1919 г. Виленский католич. еп. Ежи Болеслав Матулевич (Юргис Матулайтис) (1918-1927), белорус по происхождению, воспользовавшись отсутствием в крае правосл. духовенства, к-рое в нач. первой мировой войны было эвакуировано в Россию, основал неоуниат. приход в с. Старокорнин (Стары-Корнин) Бяльского повята. После восстановления правосл. церковных структур неоуниат. община в 1921 г. прекратила свое существование. Первым храмом в Польше, где богослужения совершались по «византийско-славянскому» обряду, стала ц. св. Иосафата Кунцевича в Люблине (в здании закрытой в 1922 греч. ц. Рождества Пресв. Богородицы). 3 окт. 1923 г. храм был торжественно открыт. Он имел статус домового при созданном в том же году Миссионерском ин-те при митрополичьей ДС Могилёвского католич. архиеп-ства (с 1925 Люблинский межъепархиальный миссионерский ин-т). Ректор ин-та священник-биритуалист Антоний Сонгайло стал 1-м настоятелем неоуниат. храма св. Иоасафата Кунцевича. Миссионерский ин-т подчинялся непосредственно католич. примасу Польши, поэтому храм не входил в юрисдикцию Люблинского еп. М. Фульмана. Куратором ДС был назначен проживавший в Люблине Могилёвский католич. архиеп. Эдуард фон Ропп, один из координаторов Н. Он считал, что необходим единый епископ для церковных структур лат. и вост. обрядов, выступал за создание новых униат. приходов на условиях биритуализма в ведении католич. епископов. Аналогичные предложения выдвигал Минский католич. еп. Зигмунд Лозинский (1917-1925, в 1925-1932 еп. Пинский).

10 дек. 1923 г., после предварительного одобрения Н. руководством ордена иезуитов, рим. Конгрегация по делам Вост. Церквей издала инструкцию «Zelum amplitudis», регулировавшую деятельность по распространению Н. В инструкции новое униатское течение называлось «ritus byzantino-slavicus» (византийско-славянский обряд) и «ritus graeco-slavicus» (греко-славянский обряд) в противовес «ritus graeco-ruthenicus» (греко-рутенскому обряду) униат. общин, подчинявшихся митр. А. Шептицкому.

21 янв. 1924 г. декретом папы Римского Пия XI (1922-1939) Хенрику Игнатию Пжезьдзецкому, еп. Подляшскому (1918-1939, с 1925 еп. Седлецкий), были предоставлены особые полномочия по внедрению вост. обряда в сев.-вост. еп-ствах Польши с правами принимать в сущем сане правосл. клириков и основывать в своей юрисдикции приходы вост. обряда «всюду, где народ этого пожелает». В апр. 1924 г. такие же полномочия получили епископы Виленского, Пинского, Люблинско-Хелмского и Луцко-Житомирского католич. диоцезов. При этом основным куратором неоуниат. проекта оставался Пжезьдзецкий. 19 июня 1924 г. он издал инструкцию по распространению унии в Польше. В соответствии с этим документом запрещалось вносить к.-л. изменения в богослужение «воссоединенных» правосл. приходов, кроме добавлений молитв за папу и епископа, не допускалось включение в Символ веры Filioque, предусмотренное Замойским Собором 1720 г. (в неоуниатских храмах Filioque начали включать в Символ веры спустя неск. лет).

Хенрик Игнатий Пжезьдзецкий, католич. еп. Подляшский. Фотография. Сер. 20-х гг. XX в.Хенрик Игнатий Пжезьдзецкий, католич. еп. Подляшский. Фотография. Сер. 20-х гг. XX в.17 авг. 1924 г. перешедший в Н. свящ. Иоанн Галас, которому помогал иезуит вост. обряда француз Ш. В. Буржуа, отслужил 1-ю униат. литургию в отнятом у правосл. верующих храме в с. Голя Хелмского повята. 25 марта 1925 г., после получения согласия властей Люблинского воеводства, епископским декретом там был учрежден неоуниат. приход. В том же году созданы неоуниат. приходы в селах Стары-Бубель, Киёвец, Стары-Павлув и Полоски. Сначала Пжезьдзецкий принимал клириков из Львовско-Галицкой униат. митрополии. 15 дек. 1924 г. греко-католич. свящ. Василий Гриник из Перемышльско-Самборского еп-ства отслужил литургию в с. Ортель-Ксёнженцы на Холмщине. В 1924 г. на Холмщине краткое время служил греко-католич. свящ. Зенон Шимкевич из Галиции. Однако с 1925 г., после попыток поляков скомпрометировать униат. священников-галичан, епископ перестал принимать в клир своего диоцеза священников из Львовско-Галицкой униат. митрополии.

Католическая ц. Св. Духа в дер. Кодень Бяльского повята Люблинского воеводства, Польша. 1513–1520 гг. В 20–30-х гг. XX в. центр неонуниат. прихода арх. МихаилаКатолическая ц. Св. Духа в дер. Кодень Бяльского повята Люблинского воеводства, Польша. 1513–1520 гг. В 20–30-х гг. XX в. центр неонуниат. прихода арх. МихаилаНа Волыни 1-я небольшая неоуниатская община появилась в 1925 г., когда в Н. перешел настоятель правосл. храма в с. Озеро Луцкого повята Евсевий Слёзко с частью прихожан. 14 апр. 1925 г. в кафедральном соборе Луцка Игнатий Мария Дубовский, католич. еп. Луцкий (1916-1925), торжественно присоединил Слёзко к католич. Церкви (ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 9. Д. 983. Л. 44-46). Слёзко ездил по окрестным деревням, совершал службы, требы. В 1927 г. он вновь принял Православие. Оставшаяся в селе группа униатов прекратила активную деятельность, но в 30-х гг. XX в. при поддержке местных властей в селе для них была возведена часовня. Основные успехи Н. на Волыни относятся к 1927-1933 гг. Во многом они связаны с личностью назначенного в дек. 1925 г. на Луцкую кафедру еп. Адольфа Петра Шелёнжека (1925-1950). В эти годы в унию перешли правосл. приходы в селах Дубечно (4 тыс. прихожан), Краска (ок. 700 прихожан), Гумнище (ок. 200 прихожан), Кусковце-Велке (Великие Кусковцы), Жабче, Цехув (Цегов). При поддержке польск. властей в крае были построены неоуниат. храмы: в с. Жабче (1931), в с. Кусковце-Велке (1933).

В Полесском воеводстве распространение Н. началось весной 1925 г., когда был основан неоуниат. приход при католич. церкви в с. Торокань (ныне агрогородок Именин Дрогичинского р-на Брестской обл., Белоруссия). Там в 1921 г. церковь в мон-ре василиан была преобразована в приходской католич. храм. В 1926 г. неоуниат. приходы появились в Бобровичах и Ольпени. Для колонистов из Галичины были образованы «филиальная» (приписная) униат. община в украиноязычном поселении Хуторы-Марилинске (ныне урочище Мерлинские Хутора Столинского р-на Брестской обл., Белоруссия) (1926), приход в с. Хородно (Городная) Столинского повята (1927).

В Виленском католич. архиеп-стве неоуниат. приход основан в марте 1925 г. в с. Дзикушки. Его организовал Виленский католич. еп. Е. Б. Матулевич. Настоятелем неоуниат. прихода стал отпавший от Православия свящ. Марк Ячиновский. В авг. 1925 г. православные силой вернули себе храм в Дзикушках. Не позднее авг. 1925 г. появился неоуниат. приход в мест. Альбертин Слонимского повята Новогрудского воеводства. С сент. 1924 до 1939 г. там действовали иезуитская «Восточная миссия» (Missio Orientalis) и новициат «византийско-славянского» обряда. Центром иезуитской миссии стал мон-рь, в к-ром богослужения совершались по вост. (визант.) и зап. (рим.) обрядам. Первым настоятелем мон-ря с титулом протоигумена, а также провинциалом иезуитов вост. обряда в Польше был свящ. Владимир Пионткевич, затем, в 1933-1935 гг.,- Сигизмунд Мочарский. Филиалы мон-ря иезуитов в Альбертине - «миссионерские станции» - были основаны в с. Сынковичи Новогрудского воеводства и в Вильно. Настоятелем «миссионерской станции» в Сынковичах в 1929-1933 гг. был игум. Маркелл Высокинский, в 1933-1935 гг.- игум. Антоний Неманцевич. В Сынковичах Неманцевич первым в униат. практике стал совершать богослужения на белорус. языке. Настоятелем «миссионерской станции» в Вильно в 1930-1935 гг. был Павел Мацевич. В 1937 г. «миссионерская станция» в Вильно получила статус мон-ря; ее члены активно работали с общиной рус. католиков в Вильно, издавали журналы «Христианин» (1928-1931) и «Да злучення» (К соединению, 1932-1936).

В марте 1928 г. при поддержке Виленского католич. архиеп. Ромуальда Ялбжиковского (1926-1955) власти Белостокского воеводства зарегистрировали неоуниат. приход в с. Косна Бяльского повята Белостокского воеводства, относившийся к Пинскому католическому еп-ству. Настоятелем там стал бывш. правосл. свящ. Григорий Дроздов. При поддержке Ялбжиковского были организованы неоуниат. приходы в селах Зельвяны (1927) и Свислочь Волковысского повята Белостокского воеводства, в с. Фасты Белостокского повята и воеводства (1928), в с. Сынковичи Новогрудского воеводства, входивших в Виленское католич. архиеп-ство. Ряды неоуниатов пополняли правосл. священники, имевшие конфликты с церковными властями в Польше. Большой резонанс имело пребывание в Н. в 1925-1926 гг. бывш. ректора правосл. Виленской ДС архим. Филиппа (Морозова), в янв. 1927 г. с покаянием вернувшегося в Православие. В 1931 г. вслед. конфликта с епархиальным руководством в Н. перешел бывш. ректор Волынской ДС в Кременце прот. Петр Табинский, ставший одним из идеологов униатства (в том же году отлучен от Православной Церкви).

Весной 1926 г. на Волыни по приглашению Луцкого католического еп. А. П. Шелёнжека начали свою деятельность редемптористы. Фактическими руководителями миссии являлись иеромонахи Николай Чарнецкий и Василий Величковский из Галиции (позже оба стали униат. епископами); настоятелем обители редемптористов в 1926-1930 гг. был бельг. иером. Ришард Кастенобле, его сменил бельг. иером. Йозеф Гекьери. Вначале планировалось передать членам конгрегации здания бывш. униат. муж. мон-ря Рождества Пресв. Богородицы в с. Нов. Загоров, однако в последний момент власти отменили свое решение. Осенью 1926 г. Чарнецкий вместе с группой редемптористов-бельгийцев основал униат. приход в г. Костополе. В сент. 1927 г. из-за протестов местного католич. духовенства и по требованию польск. властей редемптористы переехали в Ковель, где захватили правосл. храм и организовали там свой мон-рь. В 1935 г. отд-ние мон-ря появилось во Владимире-Волынском.

С нач. 30-х гг. XX в. в Волынском воеводстве действовали 2 женских мон-ря вост. обряда в ведении существовавшей с 1928 г. в Вильно конгрегации сестер-миссионерок Пресв. Сердца Иисуса: в Дубно (с 1930) и в мест. Березно (с 1931) (ныне город в Ровненской обл.); их насельницами были польск. и белорус. монахини из Виленского католич. архиепископства. Обитель в Дубно просуществовала до 1939 г. под рук. настоятельницы Ольги Янковской, а община из Березно под рук. настоятельницы Стефании Рапиньской в 1933 г. вернулась в Вильно.

В 1931 г. в мест. Любешов Камень-Каширского повята основан неоуниат. мон-рь капуцинов вост. обряда. Здесь поселились 5 монахов-биритуалистов из Голландии, ранее участвовавших в создании обители капуцинов в Люблине. В Любешове была образована отдельная «Славянская миссия капуцинов восточного обряда», к-рую основал и возглавил протоигум. Кирилл из Тернёзена (наст. имя Фермунт Гондульф, бывш. преподаватель Люблинского католич. ун-та и монах обители капуцинов в Люблине, в 1926 перешедший из латинского в визант. обряд). В 1934-1938 гг. он был деканом неоуниат. приходов в Пинском католич. еп-стве и референтом по делам вост. обряда при Пинской епископальной курии. Члены миссии вели работу по созданию общины капуцинов вост. обряда в Пинске, где активную помощь Н. оказывала крупнейшая на западнобелорус. землях коллегия иезуитов (лат. обряда). После депортации из Польши Кирилла из Тернёзена в мае 1938 г. на должности главы «Славянской миссии капуцинов восточного обряда» его сменил голландец Иоанн из Одессы (наст. имя Антуан Кант; с 1932 настоятель общины капуцинов в Любешове). К 1939 г. он стал генеральным викарием Пинского католич. еп-ства по делам вост. обряда. Силами голл. монахов в Любешове был основан интернат для сирот и детей из бедных семей. Вместо существовавшего ранее вост. отд-ния Пинской католич. ДС при мон-ре капуцинов в Любешове в 1932 г. основана Малая семинария вост. обряда; к 1937 г. там обучалось более 30 студентов. В 1935 г. в Любешове открылся мон-рь вост. обряда жен. конгрегации малых сестер Непорочного Сердца Пресв. Девы Марии (настоятельница - польск. мон. Мария Алоизия Гано), в 1936 г. филиал этого мон-ря появился в с. Угриничи (ныне Любешовского р-на Волынской обл., Украина).

В Полесском воеводстве с апр. 1928 г. действовала неоуниат. жен. монашеская община из 10 монахинь-студиток из Галиции во главе с капелланом Зеноном Каленюком. Они поселились в с. Заречье Пинского повята, где основали мон-рь католической конгрегации миссионерок - детей Пресв. Девы Марии. К нач. 1939 г. в Полесском воеводстве был зарегистрирован «законный дом» (мон-рь) ордена студитов в Хуторы-Марилинске, где ранее существовал храм, приписанный к приходу в с. Ольпень. Настоятелем мон-ря стал иеромонах ордена студитов Никодим Стецюра. В Пинске при поддержке местных иезуитов лат. обряда в 1938 г. появилась община иезуитов вост. обряда из 5 чел.

В дек. 1927 г. указом Виленского католич. архиеп. Р. Ялбжиковского в Вильно была учреждена жен. конгрегация сестер-миссионерок Пресв. Сердца Иисуса; в 1928 г. основан монастырь этой конгрегации. С 1930 г. в Виленском архиеп-стве существовали 2 жен. «миссионерские станции»: в Альбертине и при кладбищенской часовне в мест. Росси (ныне пос. Россь Волковысского р-на Гродненской обл., Белоруссия); в обеих общинах преобладали монахини белорус. происхождения. В 1936 г. мон-рь сестер-миссионерок Пресв. Сердца Иисуса основан в с. Слипче Хрубешувского повята, где польск. власти передали католикам правосл. храм, к-рый вскоре был обращен в католич. церковь. В 1933 г. при бывш. правосл. храме в с. Кодень Бяльского повята была основана община монашеской конгрегации миссионеров-облатов Непорочной Девы Марии вост. обряда, преобразованная в 1938 г. в полноценный мон-рь; настоятелем стал иером. Станислав Чуба. Изредка для работы в неоуниат. приходах допускались василиане из Галиции, служившие в отдельных храмах Пинского и Люблинского католич. еп-ств, но создавать общины василиан за пределами Галиции власти не разрешали.

Православная ц. апостолов Петра и Павла в с. Жабче Волынской обл., Украина. Ок. сер. XX в.Православная ц. апостолов Петра и Павла в с. Жабче Волынской обл., Украина. Ок. сер. XX в.Распространение Н. сопровождалось конфликтами с православными. Особенно ярко это проявилось на Волыни, где позиции Православия были прочными. Наиболее масштабные столкновения имели место в селах Жабче Луцкого повята и Дубечно Ковельского повята. В июле 1928 г. местные власти, несмотря на сопротивление большей части правосл. прихода, передали правосл. храм в с. Жабче неоуниатам. В окт. того же года, после неудачной попытки православных вернуть храм силой, он был закрыт и опечатан. 21 февр. 1929 г. благочинный прот. Стефан Яновский, его помощник свящ. Стефан Клубок и настоятель прихода прот. Виталий Сагайдаковский взломали дверь церкви. Ок. 100 прихожан вместе со священниками закрылись в храме, требуя вернуть его православным и прекратить поддержку униатов. 24 февр. польская полиция блокировала церковь, но никто из протестовавших не покинул храм. Люди оставались в церкви несколько недель, несмотря на сильные морозы. После появления информации о «жабченском сидении» в иностранной прессе решением Мин-ва образования и вероисповеданий от 15 марта 1929 г. храм был возвращен православным. В 1929 и 1930 гг. попытки православных в с. Дубечне вернуть храм, захваченный униатами, были подавлены польск. властями. Известно также о столкновениях из-за храма в с. Курашеве, имевших место в 1928-1932 гг. после его перехода к неоуниатам и закончившихся согласием польск. властей на передачу бокового придела храма православным. Согласно статистике 1939 г., 45% всех неоуниат. храмов Польши ранее принадлежали православным.

Первым учебным заведением Н. стала семинария вост. обряда в Дубно (филиал католич. Луцкой высшей ДС). Ее торжественное открытие состоялось 22 окт. 1928 г. при участии Луцкого католич. еп. А. П. Шелёнжека. Первым ректором в 1930-1932 гг. стал католич. пресв. Леопольд Шуман. В 1932 г. семинария вост. обряда была отделена от Луцкой ДС и подчинена непосредственно католическому примасу Польши; она получила название Межъепархиальной папской вост. семинарии. В сер. 30-х гг. XX в. ее выпускники способствовали распространению Н. на Волыни. В 1933 г. появилась неоуниат. община в Луцке, в 1935 г.- во Владимире-Волынском, в 1936 г.- в Ровно. В 1931 г. польск. власти разрешили организовать униат. общину в центре правосл. Волынской епархии - Кременце; с 7 июля 1931 г. регулярные богослужения по вост. обряду совершались в местной ц. св. Станислава. Позднее по требованию правосл. архиеп. Волынского и Кременецкого Алексия (Громадского) власти Волынского воеводства заставили униат. общину в городе прекратить свою деятельность.

Важными итогами активизации униатов стали усиление в Волынско-Кременецкой и Полесско-Пинской епархиях правосл. миссионерской деятельности, создание миссионерских отделов при всех благочиннических округах, а также издание миссионерско-просветительской литературы с критикой католицизма. Постановлением Синода Польской Православной Церкви от 2 апр. 1932 г. запрещалось допускать неоуниатов в храмы. В дек. 1931 г. руководство «противокатолической миссией» было поручено правящим епископам. 3-9 сент. 1933 г. в Почаевской лавре прошел 1-й Всепольский общецерковный миссионерских съезд, на к-ром была поставлена задача бороться с униат. экспансией.

С 1930 г. в Пинске проходили ежегодные пастырские конференции неоуниатского и римско-католич. духовенства восточнопольск. диоцезов. Эти конференции фактически играли роль Соборов для клира новой церковной юрисдикции, т. к. их резолюции имели директивный характер. На 1-й конференции (23-24 апр. 1930) свящ. З. Каленюк предложил использовать по отношению к новоприсоединенным приходам название «обращенные православные», не употребляя термин «униатские», против этого категорически выступал Августин Лозинский, католический еп. Кельце (1910-1937). Иезуит Казимир Домбровский настаивал на приоритете «синодальной литургической традиции» (традиции Русской Церкви синодального периода) и на неприятии «галицкого обряда», чтобы не допустить к.-л. связи «новых униатов» с Львовско-Галицкой униат. митрополией, находившейся под сильным укр. влиянием. На 2-й Пинской конференции (1-3 сент. 1931) отмечалось, что помимо литургии на церковнослав. языке могут и должны совершаться литургии на национальных языках (белорусском и украинском).

В 1931 г. при католич. Луцкой высшей ДС был основан Ин-т переподготовки обращенных к католич. Церкви схизматических клириков. В том же году схожая «восточная секция», к-рую возглавил преподаватель семинарии свящ. З. Каленюк, появилась в католич. Пинской ДС. Вост. семинария действовала при католич. ДС в г. Янув-Подляски в Седлецком (бывш. Подляском) католич. еп-стве.

В 1930-1931 гг. были рукоположены 2 неоуниат. епископа: литовец Петр Франциск (Пятрас Пранцишкус) Бучис и украинец Николай Чарнецкий. 6 июля 1930 г. в рим. ц. св. Климента генеральный настоятель католич. конгрегации мариан Бучис был возведен во епископа «византийско-славянского» обряда - титулярного епископа Олимпоса in partibus infidelium; за той же литургией Бучис рукоположил во пресвитера кн. Александра Михайловича Волконского (см. ст. Волконские). 22 янв. 1931 г. папа Римский Пий XI назначил редемпториста Н. Чарнецкого апостольским визитатором для католиков «византийско-славянского» обряда Волыни, Холмщины, Подляшья и Полесья. Он не подчинялся митр. А. Шептицкому, а должен был координировать свои действия с католич. иерархами окормляемых им регионов. 8 февр. 1931 г. в Риме состоялось рукоположение Чарнецкого в титулярного епископа Лебедоса in partibus infidelium. Его юрисдикция распространялась на 4 воеводства Польши - Волынское, Люблинское, Полесское и Белостокское; вне его юрисдикции были Виленское и Новогрудское воеводства. По мнению А. Надсона, сначала визитатором для униатов этих воеводств планировали назначить Бучиса, но в 1932 г. власти Польши отказали Бучису во въезде, посчитав, очевидно, нецелесообразным появление в стране фактически третьей (после Украинской греко-католической Церкви (УГКЦ) и Н.) униат. юрисдикции. Эта т. зр. подтверждается секретным отчетом Мин-ва вероисповеданий и образования Польши, где указано, что еп. П. Ф. Бучис уже в 1930 г. позиционировал себя как епископ для рус. эмигрантов в Польше и во всей Вост. Европе, пытался налаживать связи с рус. католич. эмигрантскими кругами, не согласовывая свои действия с польск. властями (ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 9. Д. 4419. С. 22).

Титулярный еп. Н. Чарнецкий. Фотография. 30-е гг. XX в.Титулярный еп. Н. Чарнецкий. Фотография. 30-е гг. XX в.Впосл. Бучис был назначен апостольским визитатором рус. католич. приходов вост. обряда зарубежья (т. е. вел работу среди рус. эмигрантов Центр. и Зап. Европы). В 1933-1934 гг. папская комиссия «Pro Russia» вела переговоры с курией Каунасского католич. архиеп-ства об активизации унии в регионе; деятельность по распространению унии среди православных в Литве должен был возглавить Бучис. В окт. 1934 г. он приехал в Каунас. Несмотря на негативное отношение к униат. миссии со стороны местных иезуитов, в дек. 1935 г. Бучис встретился с архиеп. Юозапасом Сквирецкасом (1926-1959) и получил от него разрешение на проведение еженедельных богослужений по вост. обряду. По инициативе Бучиса был основан униат. приход при католич. гарнизонном соборе в Каунасе, бывш. правосл. храме, в к-ром сохранился правосл. иконостас. Через полгода епископ убедился, что регулярно совершать службы по вост. обряду нет смысла из-за отсутствия прихожан; было решено в дальнейшем совершать такие богослужения неск. раз в году, предварительно информируя о них общественность. В дек. 1935 г. Бучис переехал в Тяльшяй, где по приглашению местного епископа стал преподавать в семинарии.

Хиротония Н. Чарнецкого в титулярного епископа и назначение его апостольским визитатором вызвали противоречивые оценки среди греко-католич. иерархов. 13 апр. 1931 г. униат. митр. А. Шептицкий в пастырском послании призвал духовенство Галицко-Львовской митрополии с пониманием относиться к «католической Церкви византийско-славянского обряда, не усматривая какие-либо политические цели, а только лишь благо католической Церкви». В то же время управлявший Станиславовской униат. епархией еп. Григорий Хомишин в 1931 г. заявлял, что Н. ориентирована исключительно на великорус. церковную традицию, насаждает в унии «дух византийства, который... всегда ведет к схизме». Хомишин предлагал ориентироваться на решения Замойского Собора 1720 г. и Львовского Собора 1891 г. и выступал за продолжение латинизации вост. обряда.

Еп. Н. Чарнецкий жил и служил либо при ц. св. Иосафата Кунцевича в Ковеле (храм ордена редемптористов, к которому он принадлежал), либо при ц. Покрова Пресв. Богородицы коллегии иезуитов и семинарии в Дубно (где преподавал), но нигде не имел полномочий настоятеля. Настоятелем храма в Дубно был испанец Хакоб Мурильо, префект и вице-ректор папской вост. семинарии в Дубно. Обитель редемптористов в Ковеле возглавлял бельгиец Йозеф Гекьери. Польск. власти стремились не допускать украинцев к руководящим постам в неоуниат. церковных структурах, поэтому власть Чарнецкого была номинальной. Основным куратором неоуниат. движения на Волыни в 30-х гг. XX в. являлся преподаватель папской вост. семинарии в Дубно католич. священник-биритуалист Мечислав Лещинский, к-рый в 1934-1939 гг. возглавлял секцию вост. обряда при курии Луцкого католич. еп-ства. По согласованию с Лещинским Чарнецкий инициировал перенесение 11 марта 1939 г. в неоуниат. храм в Дубно мощей католич. св. Андрея Боболи, канонизированного в 1938 г.

В нач. 1934 г. по решению Луцкого католич. еп. А. П. Шелёнжека в Волынском воеводстве был создан греко-католич. деканат Луцкого диоцеза во главе с эмиссаром митр. А. Шептицкого свящ. Василием Додыком из Галиции. Додык сначала служил в мест. Оздютиче (ныне с. Озютичи Локачинского р-на Волынской обл.), с авг. 1934 г. являлся настоятелем прихода в с. Антоновка Костопольского повята. В клире греко-католич. деканата состояли бывш. правосл. свящ. Ксенофонт Керша, ставший в 1935 г. настоятелем униат. прихода в Оздютиче, а также игумен Илиан Гук, который в 1937 г. возглавил приход. В состав деканата вошли новообразованные приходы в селах М. Седлище Костопольского повята, Поворск Ковельского повята и Жджары Владимир-Волынского повята. Униатские общины формально подчинялись Луцкому католич. еп. А. П. Шелёнжеку, однако по всем основным вопросам церковной жизни они сносились с униат. митр. А. Шептицким, а не с апостольским визитатором еп. Н. Чарнецким.

Вслед. кризиса Н. миссия иезуитов в Альбертине (в 1935-1938 ее возглавлял протоигум. Станислав Ласки) объединилась с иезуитской миссией в Дубно. В нояб. 1938 г. альбертинскую миссию возглавил на правах настоятеля протоигум. Антоний Домбровский (в 1932-1938 ректор папской вост. семинарии в Дубно, с 1935 провинциал «Восточной миссии» иезуитов в Польше). В 1938-1939 гг. семинарией в Дубно руководил Мурильо. В условиях кризиса перестали издаваться неоуниат. журналы: орган альбертинской миссии «Да злучення» (изд. в 1932-1936 на белорус. языке) и орган дубненской миссии и папской вост. семинарии «Друг» (изд. в 1935-1938 на рус. и укр. языках). Без перебоев выходил неоуниат. ж. «Oriens» (Восток) на польск. языке, к-рый издавался в 1933-1939 гг. в Варшаве одним из идеологов Н. иезуитом Яном Урбаном. В 1934-1939 гг. продолжала работу Малая семинария вост. обряда при иезуитском мон-ре в предместье Вильно Погулянке. В 1939 г. украинофильски ориентированного выходца из Галиции игумена П. Мацевича в должности ректора Малой семинарии сменил польск. иезуит Антоний Зонбек.

В сер. 30-х гг. XX в. в неоуниат. приходах обострились противоречия, связанные прежде всего с разными подходами к проблеме украинизации или белорусизации богослужений. В 1934 г. польск. власти констатировали, что еп. Н. Чарнецкий вносит в церковную жизнь Польши укр. влияние (ГА Брестской обл. Ф. 1. Оп. 10. Д. 2853). Др. неоуниат. деятели - иезуит А. Неманцевич, капуцин Кирилл из Тернезёна - на 5-й Пинской неоуниат. конференции (5-7 сент. 1935) заявляли о необходимости «наднационального» и «аполитического» подхода в миссионерской деятельности. На 6-й Пинской конференции (1-3 сент. 1937) ректор Львовской богословской академии УГКЦ свящ. Иосиф Слипый впервые поставил вопрос о том, чтобы уравнять неоуниат. «византийско-славянский» обряд с др. католич. обрядами Польши (армянским, латинским, восточным в галицкой традиции) и повысить статус Чарнецкого от визитатора до ординария (правящего епископа). Развернулась острая дискуссия о том, препятствует ли делу миссионерства усилившаяся в тот период полонизация православных и неоуниатских приходов. Вероятно, из-за острых противоречий 7-ю неоуниат. конференцию удалось собрать только в 1939 г. Она проходила 27-29 июня в неоуниат. храме в честь 500-летия Флорентийской унии в Вильно под рук. католич. архиеп. Р. Ялбжиковского, к к-рому перешло фактическое руководство Н. после смерти Х. И. Пжезьдзецкого, католич. еп. Седлецкого. Представители УГКЦ конференцию бойкотировали. Активными участниками конференции стали иезуиты Урбан и Домбровский.

Католическая ц. св. Анны в г. Бяла-Подляска, Польша, где в 30-х гг. XX в. совершались неоуниат. богослуженияКатолическая ц. св. Анны в г. Бяла-Подляска, Польша, где в 30-х гг. XX в. совершались неоуниат. богослуженияК нач. 1939 г. неоуниат. приходы в Польше распределялись по католич. диоцезам следующим образом: в Луцком католич. еп-стве - 16 приходов, в Пинском католич. еп-стве - 11 приходов, в Седлецком католич. еп-стве - 12 приходов, в Виленском католич. архиеп-стве - 9 приходов, в Люблинском католич. еп-стве - 8 приходов. Прихожан-неоуниатов насчитывалось не менее 10 тыс. чел. Примечательно, что если на территории «восточных кресов» униат. приходы равномерно распределялись в селах и в городах, то в наиболее полонизированных Люблинском и Белостокском воеводствах почти все униат. общины находились в селах. Исключение составляли неоуниат. общины в г. Бяла-Подляска (богослужения совершались в местном католич. храме св. Анны), в г. Янув-Подляски (богослужения совершались в католич. храме при вост. секции ДС) и в Люблине. После закрытия в 1934 г. Миссионерского ин-та люблинская неоуниат. община сохранила за собой институтскую католич. церковь, прикрепленную к люблинскому диоцезиальному ин-ту «Католического действия».

После оккупации Польши фашистской Германией в сент. 1939 г. состав членов, входивших в Н., изменился. Большинство приходов влилось в УГКЦ, хотя в Виленском католич. архиеп-стве иезуитские «Восточная миссия» и Малая семинария, а также жен. мон-рь сестер-миссионерок Пресв. Сердца Иисуса вост. обряда действовали вплоть до вхождения Литвы в состав СССР в авг. 1940 г. По данным из окружения Шептицкого, окончательно неоуниат. община в Вильнюсе прекратила существование в 1941 г., после ареста 2 священников (ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 1. Д. 114. Л. 8-15).

9 окт. 1939 г. на тайном синоде греко-католич. епископов, собравшемся во Львове по инициативе митр. А. Шептицкого без согласования с Папским престолом, на территории СССР и 2 бывших воеводств оккупированной немцами Польши (Люблинского и Белостокского) были образованы 4 экзархата. Во главе «экзархата Великой Украины» был поставлен ближайший помощник Шептицкого - Иосиф Слипый. Брат митрополита, Климентий Шептицкий, игумен униат. ордена студитов, стал «экзархом Великой России и Сибири». Еп. Н. Чарнецкий был назначен «экзархом Волыни, Полесья, а также Холмщины и Подляшья». Этот экзархат охватывал территории Луцкого, Пинского, Люблинско-Холмского и Седлецкого католич. еп-ств, объединяя соответственно как зап. районы Украины и Белоруссии, вошедших в 1939 г. в состав СССР, так и сопредельные территории нем. Генеральной губернии. Чарнецкий также стал временным «экзархом Белоруссии» - до избрания на этот пост др. иерарха. Шептицкий уведомил Римскую курию о синодальном решении учредить на территории СССР греко-католич. экзархаты, а также просил папу Римского Пия XII (1939-1958) о разрешении на архиерейскую хиротонию Иосифа Слипого и на назначение его викарием главы УГКЦ с правом наследования митрополичьего престола. Однако Пий XII в послании митрополиту от 25 нояб. 1939 г., разрешив хиротонию Слипого и назначив его коадъютором Шептицкого, так и не подтвердил полномочий униат. митрополита на деятельность в СССР и не утвердил синодальное решение об учреждении экзархатов. В 1940-1941 гг., невзирая на сдержанную позицию Папского престола, митрополит продолжил деятельность по созданию униатских общин в СССР. 22 дек. 1941 г. папа Римский Пий XII на встрече с главой Конгрегации по делам Вост. Церквей кард. Эженом Тиссераном утвердил создание униат. экзархатов и сделанные Шептицким назначения (ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 1. Д. 16. Л. 129-131). Создание греко-католич. экзархатов держалось в тайне от гражданских властей, поэтому объединение униат. приходов Волыни и Холмщины под юрисдикцией еп. Н. Чарнецкого именовалось апостольской визитатурой УГКЦ для Волыни, Холмщины, Полесья и Подляшья.

Не все волынские униаты признавали власть апостольского визитатора еп. Н. Чарнецкого. Так, приход в Луцке, к-рый в 1942 г. возглавлял неоуниат. свящ. Василий Артемьев, продолжал считаться общиной «византийско-славянского» обряда и подчинялся непосредственно Луцкому католич. еп. А. П. Шелёнжеку (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 2. Д. 228. Л. 60). Аналогичная ситуация сложилась в Ровно, где открытая в 1936 г. на польск. католич. кладбище неоуниат. часовня Покрова Пресв. Богородицы в 1941 г. была зарегистрирована ее настоятелем Василием Грошем в нем. оккупационных органах власти как римско-католическая, хотя службы в ней продолжали совершаться по вост. обряду. В условиях военного времени из-за сложностей в установлении контактов с униат. центром во Львове сохранялся довоенный статус приходов как неоуниатских в ведении католич. епископов.

Неоуниатский приход ц. св. Никиты в с. Костомлоты, Польша. Фотография. Нач. XXI в.Неоуниатский приход ц. св. Никиты в с. Костомлоты, Польша. Фотография. Нач. XXI в.Жертвой нем. оккупантов стал видный деятель неоуниат. движения иезуит А. Неманцевич. 17 окт. 1940 г. по указу Шептицкого он был назначен экзархом греко-католич. Церкви для Белоруссии и Прибалтики, хотя в действительности имел власть лишь над несколькими западнобелорус. приходами. Неманцевич, живший в мон-ре в Альбертине, 4 июля 1942 г. был арестован гестапо за активную деятельность (по др. данным, за сотрудничество с польск. антифашистским подпольем). 6 янв. 1943 г. он умер в тюрьме СД в Минске.

Неоуниат. клирики неоднократно подвергались нападениям укр. националистов. В 1943 г. были разгромлены неск. неоуниат. храмов, бойцы Украинской повстанческой армии (УПА) Орг-ции украинских националистов (ОУН) убили неоуниат. клириков: настоятеля мон-ря капуцинов вост. обряда в Любешове иеромонаха поляка Кассиана Чеховича, белорусов Никиту Курдыбанского (с. Тутовичи Владимирецкого (ныне Сарненского) р-на Ровенской обл.) и Серафима Яросевича (сожжен в с. Жабче вместе с храмом). Курдыбановский и Яросевич ранее были иеромонахами в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы лавре, перешли в католицизм, были рукоположены Луцким католич. еп. А. П. Шелёнжеком во пресвитеров. При неизвестных обстоятельствах погибли настоятель прихода в с. Заставье Корецкого р-на Иосиф Гадуцевич, арестованный в июле 1943 г. немцами, а также игум. Нифонт Медведь из с. Жджары (ныне с. Заставное Иваничевского р-на Волынской обл.), погибший в 1941 г. (В кон. 20-х гг. XX в. Медведь участвовал в насильственных действиях по отношению к православным; так, в 1928 в с. Жабче при поддержке польск. полиции он захватил правосл. храм и выгнал оттуда священника.)

Почти все неоуниат. общины, кроме смешанного украинско-белорус. прихода во имя св. Никиты в с. Костомлоты (Польша), прекратили существование в 1946-1947 гг. На Холмщине ликвидация униат. приходов произошла в ходе операции «Висла», сопровождавшейся выселением местных жителей-украинцев. В западноукр. и западнобелорус. областях униат. приходы были упразднены после Львовского Собора 1946 г. Настоятель сохранившегося прихода в Костомлотах иезуит восточного обряда Иоанн Чорнок в 1940 г., после немецкой оккупации края, добился сохранения церкви в качестве униатской, а следующий настоятель, свящ. Александр Прилуцкий, в 1947 г. не допустил перевода храма в латинский обряд. Прилуцкий сумел доказать польским властям необходимость сохранения своей общины - единственной в Римско-католической Церкви, придерживавшейся «византийско-славянского» обряда. Приход в наст. время, как и прежде, окормляют монахи ордена мариан (в 1998-2007 в Костомлотах действовал мон-рь ордена). Духовенство этого прихода окормляет Николаевский храм в с. Стары-Павлув Бяльского повята (передан неоуниатам в 2006) и Николаевский храм в с. Хородло Хрубешувского повята (униат. богослужения совершаются с 2006). При храме в Костомлотах имеется санктуарий во имя св. мучеников Подляшья, канонизированных в 1996 г.

Арх.: ГА Брестской обл. Ф. 1. Оп. 10. Д. 2853, Ф. Р-1. Оп. 10. Д. 2725; ГА Волынской обл. Ф. 46. Оп. 9. Д. 4419.
Ист.: Pamiętnik Pińskiej konf. kapłaсskiej w sprawie unji kościelnej. Pińsk, 1931-1937. 6 t.; Elenchus еcclesiarum et venerabilis cleri saecularis et regularis dioecesis Luceoriensis pro A. D. 1938. Łuck, 1938; Catalogus ecclesiarum et cleri archidioecesis Vilnensis pro A. D. 1939. Vilnae, 1939; Spis kościołów i duchowieństwa diecezji Pińskiej, 1939. Pińsk, 1939.
Лит.: Николаев К. Н. Вост. обряд. П., 1950; Wyczawski H. E. Ruch neounijny w Polsce w latach 1923-1939 // Studia Theologica Varsaviensia. 1970. T. 8. N 1. S. 409-421; idem. Neounia // Historia Kościoła w Polsce. Poznań; Warsz., 1979. t. 2. cz. 2. s. 80-87; idem. Cerkiew Wschodnia na terytorium (archi)diecezji Wileńskiej // Studia Teologiczne. Białystok etc., 1987/1988. T. 5/6. S. 233-292; Papierzyńska-Turek M. Sprawa ukraińska w Drugiej Rzeczypospolitej, 1922-1926. Kraków, 1979; eadem. Akcja neounijna i kontrowersje wokół rozumienia polskiej racji stanu // Studia religioznawcze. Warsz., 1984. N 19. S. 113-122; eadem. Między tradycją a rzeczywistością: Państwo wobec prawosławia, 1918-1939. Warsz., 1989; Łomacz B. Praca duszpasterska duchowieństwa unickiego: Diecezja Podlaska w latach 1923-1939 // Novum. Warsz., 1980. N 5. S. 81-103; eadem. Neounia // Więź. Warsz., 1983. N 1. S. 82-90; eadem. Neounia w diecezji Siedleckiej // Chrześcijański Wschód a kultura polska. Lublin, 1989. s. 56-75; Dagilis W. Problem unii kościelnej w II Rzeczypospolitej // Chrześcijanin a współczesnosc. Wrocław, 1986. N 6(20). s. 28-35; Лаукайтите Р. В. Идеологическая деятельность монашеских орг-ций в Литве в 1918-1940 гг. Вильнюс, 1987; она же. Полит. положение и соц. деятельность монашества в Литве в 1919-1940 гг.: Канд. дис. Вильнюс, 1988; Odziemkowski J. Neounia w Polsce 1924-1939 // Chrześcijanin w świecie. Warsz., 1988. N 10(181). s. 56-73; idem. Geneza i początki neounii w Polsce (1923-1924) // Odpowiedzialność i czyn. Warsz., 1988. N 2. S. 76-87; Stępień S. Życie religijne społeczności ukraińskiej w II Rzeczypospolitej // Polska-Ukraina: 1000 lat sąsiedztwa. Przemyśl, 1990. T. 1. S. 207-229; idem. Nowa unia kościelna: Obrządek bizantyńsko-słowiański // Ibid. 1994. T. 2. S. 141-193; Хауке-Лиговский А. Католич. Церковь вост. обряда в России в нач. XX в. // Истина и жизнь. М., 1991. № 3/4. С. 17-24; Kania M. Neounia w województwie białostockim w latach 1924-1939 // Białostockie teki historyczne. 1995. t. 1. s. 29-54; Крамар Ю. В. Проблема неоунiï на Волинi у мiжвоєнний перiод // Наук. вiсник Волинського держ. ун-ту. Сер.: Iст. науки. 1998. № 1. С. 68-73; он же. Акцiя окатоличення украïнцiв Волинi 1938 р.: причини, хiд та наслiдки // Там же. 2001. № 5. С. 127-131; Кучерепа М. М. Нацiональна полiтика Другоï Речi Посполитоï щодо украïнцiв: (1919-1939 рр.) // Украïна-Польща: Важкi питання. Варшава, 1998. Т. 1/2. С. 11-28; он же. Неоунiя на Волинi // Да вси єдино будуть: Мiжнар. наук. конф. 6-9 трав. Луцьк; Володимир-Волинський, 2010. С. 134-141; Waszkiewicz Z. Neounia - nieudany eksperyment? // Czterechsetlecie zawarcia Unii Brzeskiej: 1596-1996. Toruń, 1998. S. 115-146; Стоколос Н. Г. Неоунiя як експеримент схiдноï полiтики Ватикану в Польщi (1923-1939 рр.). // Укр. iст. журн. 1999. № 4(427). С. 74-89; Rzemieniuk F. Kościół katolicki obrządku bizantyjsko-słowiańskiego: (Neounia). Lublin, 1999; eadem. Stosunek grecko-katolickiego duchowieństwa do postanowień Konkordatu w okresie II Rzeczypospolitej (1918-1939). Siedlce, 2004; Мiненко Т., свящ. Правосл. церква в Украïнi пiд час другоï свiтовоï вiйни, 1939-1945: (Волинський перiод). Вiннiпег; Львiв, 2000. Т. 1; Петрушко В. И. Деятельность униат. митр. Андрея Шептицкого по распространению католицизма вост. обряда в России в период между революцией 1905 г. и первой мировой войной // БСб. 2001. № 7. С. 204-229; он же. О попытках униат. прозелитизма в Советском Союзе накануне Великой Отеч. войны // www.sedmitza.ru/text/653358.html [Электр. ресурс]; Bobryk W. Obrządek i język kazań w Cerkwi neounickiej: Zarys problematyki // Пам'ятки сакрального мистeцтва Волинi: Мат-ли VIII мiжнар. наук. конф. Луцьк, 13-14 грудня 2001 р. Луцьк, 2001. С. 158-160; idem. Problemy obrządkowe Cerkwi neounickiej na terenie diecezji Podlaskiej // Historia i dziedzictwo regionów w Europie Środkowo-Wschodniej w XIX i XX w. Rzeszów, 2011; Tomaszewski L. Wileńszczyzna lat wojny i okupacji, 1939-1945. Warsz., 20012; Mróz M. Katolicyzm na pograniczu: Kościół katolicki wobec kwestii ukraińskiej i białoruskiej w Polsce w latach 1918-1925. Toruń, 2003; Szczepaniak J. Polskie władze państwowe wobec akcji neounijnej w latach 1918-1939 // Charisteria T. Górski oblata. Kraków, 2003. S. 241-254; Wójciuk M. Specyfika organizacji i zarys charakteru Cerkwi katolickiej obrządku bizantyjsko-słowiańskiego o liturgicznej tradycji synodalnej na wschodnich ziemiach II Rzeczpospolitej w latach 1924-1939 // Koło historii. Lublin, 2003. N 7. S. 121-168; Mironowicz A. Rewindykacja prawosławnych obiektów sakralnych w II Rzeczypospolitej // Białoruskie zeszyty historyczne. Białystok, 2004. n 21. s. 83-103; Скакун Р. «Нова унiя» у Другiй Речi Посполитiй (1924-1939) // Ковчег: Наук. зб. з церковноï iсторiï. Львiв, 2007. Т. 5. С. 204-247; Tłomacki A. Kościół rzymsko-katolicki obrządku bizantyjsko-słowiańskiego (Kościół neounicki) na południowo-wschodnim Podlasiu w latach 1924-1947 // Radzyński rocznik humanistyczny. 2007. T. 5. S. 96-130; Grzesiak K., Marczewski J. R. Biskup lubelski M. L. Fulman wobec ruchu neounijnego // Pater Eclesiae Lublinensis: Studia w 65 rocznicę śmierci biskupa M. L. Fulmana (1866-1945). Lublin, 2010. S. 49-76; Вишиванюк А. В. Межконфес. ситуация на Зап. Украине в 1939-1941 гг. (после первого «присоединения» к УССР) // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2011. Вып. 5(42). С. 48-65; Свирид А. Н. История униат. церкви в Зап. Беларуси (1921-1939 гг.). Брест, 2012; Ryba M. Obrządek greko-katolicki i łaciński: Kilka uwag o religijnym konflikcie polsko-ukraińskim w okresie międzywojennym // Społeczeństwo: Studia, prace badawcze i dokumenty z zakresu nauki społecznej Kościoła. Warsz., 2015. T. 25. N 5/6. S. 84-95; idem. Polskie władze państwowe wobec obrządku wschodniosłowiańskiego w okresie międzywojennym // Roczniki humanistyczne. Lublin, 2015. T. 63. Zesz. 2. S. 177-198.
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых)
  • «АНТИРЕЛИГИОЗНИК» ежемесячн. атеистич. журнал Центр. совета Союза воинст. безбожников СССР, 1926-1941 гг.
  • АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
  • АНТОНИЙ митр. Галицкий († 1391/92)
  • АНТОНИЙ IV Патриарх К-польский (1389-1390 и 1391-1397)
  • АРКУДИЙ Петр (1563-1633), униат. греко-катол. богослов