[Домициан], палестинский мон., игум. лавры Фирмина, бывшей оплотом оригенизма. В 536 г. прибыл в К-поль, где участвовал в К-польском Соборе 536 г. под председательством К-польского патриарха Мины. В это время он познакомился через Леонтия Византийского с пресв. Евсевием, советником имп. св. Юстиниана I, к-рый в свою очередь представил его императору. В 540 г. Юстиниан, благоволивший ему, сделал его епископом Анкиры (Галатия). Д. А. был близким другом Феодора Аскиды, одного из главных проводников имп. политики времени Спора о «Трех Главах» (539-553). Вместе с ним Д. А. ходатайствовал перед императором за Иерусалимского патриарха Петра, разорвавшего общение со св. Ефремом, патриархом Антиохийским, когда тот первым осудил оригенизм (542). Их усилия не имели успеха, поскольку имп. Юстиниан, к-рого патриарх Петр настоятельно просил разрешить это дело, издал эдикт, осуждавший оригенизм (не позднее 542). Д. А. и Феодор Аскида смирились с этим, приняв активное участие в деле осуждения «Трех Глав», инициированном императором. Со спором о «Трех Главах» было связано и единственное соч. Д. А. «Книга к папе Вигилию» (Libellus ad Vigilium papam), о к-ром имеется сообщение в соч. Факунда, еп. Гермианского, «В защиту Трех Глав». Кирилл Скифопольский в Житии Саввы сообщает, что Д. А. умер от водянки, прекратив общение с православными и глубоко сожалея о том, что ему пришлось подписать эдикт имп. Юстиниана против Оригена, в то время как мн. оригенисты смогли этого избежать.